Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Знаки и символы успешности или почему дети «берут» чужие вещи" Занятие для родителей из психолого-педагогической программы «Первоклассные родители» (с родителями детей дошкольного возраста)

Цель: обсуждение вопросов зависимости желания ребенка быть успешным в группе сверстников и обладанием им знаковых вещей. Задачи: 1. Наполнить содержанием понятия «знаки и символы успешности» в детском сообществе (возраст 6-7 лет). 2. Информировать о причинах детского воровства. Обсудить факторы риска и профилактику воровства. 3. Обогатить опытом взаимодействия с ребенком в ситуации, когда ребенок принес домой чужую вещь.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

"Знаки и символы успешности или почему дети «берут» чужие вещи"

Занятие для родителей из

психолого-педагогической программы «Первоклассные родители»

(с родителями детей дошкольного возраста)

Матвеева Татьяна Евгеньевна,

педагог-психолог

МОУ "Средняя общеобразовательная школа "Патриот" с кадетскими классами"

ЭМР Саратовской области

"Знаки и символы успешности или почему дети «берут» чужие вещи"

Цель: обсуждение вопросов зависимости желания ребенка быть успешным в группе сверстников и обладанием им знаковых вещей.

Задачи:

1. Наполнить содержанием понятия «знаки и символы успешности» в детском сообществе (возраст 6-7 лет).

2. Информировать о причинах детского воровства. Обсудить факторы риска и профилактику воровства.

3. Обогатить опытом взаимодействия с ребенком в ситуации, когда ребенок принес домой чужую вещь.

Необходимые материалы: презентация с информацией о знаках и символах успешности, используемых в обществе и причинах детского воровства. Текст сказки"О морской свинке Дусе и хомячке Яше".

Ход занятия:

1. "Знаки и символы успешности". С родителями обсуждается ряд вопросов:

Какие знаки и символы успешности распространены в нашем обществе?

Характерно ли это детскому сообществу?

Для чего наши дети используют знаки и символы успешности? (ограничить обсуждение особенностей 6-7-летних детей и первоклассников)?

Перечислите знаки и символы успешности наших детей.

Педагог-психолог обобщает рассуждения родителей и делает акцент на том, что желание показать свою успешность и значимость среди сверстников для некоторых детей 6-7 лет сводится к обладанию ценными для их возрастной группы вещами и предметами. И это может явиться одной из причин присвоения детьми чужих вещей.

2. "Почему дети «берут» чужие вещи".

В каждой возрастной группе причины воровства могут быть разные. У ребенка в 2 - 3 года еще не сформированы понятия «свое – чужое» и это является причиной того, что он может присвоить себе понравившуюся вещь.

Возраст 4-5 лет - возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать "мое" и "не мое", имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно справиться с импульсивностью своих желаний, и это может приводить к воровству.

Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу", совершает кражу.

Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу), и серьезные психические отклонения (например, олигофрения).

Каковы же причины детского воровства?

Условно выделяют (М. Кравцова) три основные причины детского воровства:

1.Сильное желание владеть понравившейся вещью (при этом ребенок понимает, что это плохо)

2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

В проблеме воровства выделяются 3 аспекта:

Социальный аспект (воровство - это правонарушение).

Медико-биологический (клептомания).

Психологический (вернуться к символам и знакам успешности ребенка в среде сверстников).

3. Обсудить с родителями вопросы, связанные с их реакцией на уже совершённый ребенком факт «присвоения» чужой.

1.Какие чувства и эмоции испытывают родители, узнавшие о таком поступке своего ребенка?

Стыд, вина за невоспитанность своего ребенка, растерянность, гнев.

2.Что хочется сделать?

Скрыть поступок ребенка от других членов семьи и окружающих, обвинить других в провокации ребенка на совершении воровства, оправдать ребенка. Наказать. Напугать для того, что бы больше не воровал.

3.Оцените педагогическую эффективность этих действий.

Успеваем ли мы поставить цель, перед тем как «отреагировать» свое эмоциональное состояние на поступок ребенка. Спонтанность наших реакций может приводить к снижению результативности наших действий (нарушению детско-родительских отношений, искажению личностного развития ребенка).

В качестве обобщения ответов родителей на три вопроса формулируем «общие правила» поведения.

Успокоиться и не устраивать эмоционально бурной реакции. Не убеждать ребенка в том, что произошло что-то непоправимое. Дав волю своему негодованию, можно испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

Не наказывать ребенка физически. Поскольку насилие не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Агрессия не способствует доверию между родителями и ребенком. Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения.

Важно поговорить с ребенком доброжелательно и без посторонних и выяснить, откуда вещь, как он далее хотел распорядиться украденным. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи. Так можно понять мотивацию ребенка и понять истинные причины воровства.

Дайте ребенку понять, как вы огорчены тем, что произошло, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.

Не сравнивайте его с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: "В нашей семье такого никогда не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей".

Не требуйте от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража.

Нельзя обсуждать и осуждать поведение ребенка в присутствии посторонних, требовать публичных извинений.

Содействуйте возврату украденной вещи и разделяйте с ребенком ответственность. Необходимо дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.

После того как ситуация была разобрана не возвращайтесь к тому, что произошло.

4.Что можно предпринять для предупреждения "присвоения" ребенком чужой вещи? Родители говорят о том, что может служить профилактикой детского воровства. Психолог обобщает и делает акценты (двойная мораль) и напоминает выводы, сделанные родителями по итогам занятий №11, 13 и 14

11.Открываем и развиваем способности ребенка. Виды деятельности ребенка 6-7 лет.

13.Самооценка. Влияние самооценки на развитие ребенка.

14.Стили семейного воспитания.

5.Дома с ребенком. Прочитать и обсудить сказку о Морской свинке Дусе и ее друге Хомячке Яше из книги Мосиной Е.С. « Почему облака превращаются в тучи?»

Сказка.

Морская свинка Дуся ходила в детский садик. Ей там очень нравилось. «Там всегда весело», — говорила она своей семье.

У Дуси был друг — Хомячок Яша. Они любили играть вдвоем. Однажды Хомячок Яша принес в детский сад калейдоскоп. Эта удивительная игрушка заинтересовала всех зверят. Каждый хотел посмотреть, как один узор сменяется другим.

Морская свинка Дуся как завороженная смотрела в калейдоскоп. Но так как желающих было много, поиграть с калейдоскопом ей удалось недолго.

После полдника всех зверят повели на прогулку. Хомячок Яша с калейдоскопом в лапах шагал рядом с Дусей.

— Яша, а ты свою игрушку домой понесешь? — спросила Морская свинка Дуся.

— Конечно, Дуся, понесу, а то еще тут потеряется, — ответил Хомячок.

Морская свинка Дуся призадумалась: «Если калейдоскоп потеряется, Яша не сможет забрать его домой. А я так мало в него поиграла, да и семья морских свинок такой игрушки никогда не видела».

И вот Хомячок Яша побежал кататься с горки, оставив калейдоскоп у лесенки. Дуся незаметно переложила калейдоскоп к ближайшим кустам. «Дело сделано!» — довольно пискнула она.

—  Яша! Хомячок Яша, твой папа пришел! — позвала воспитательница Мудрая Черепаха.

Хомячок последний раз скатился с горки и побежал к папе.

—  Пока, Яша! — помахала другу Дуся.

— До завтра, Дуся! — крикнул Хомячок Яша и пошел домой, семеня за папой.

Скоро и за Морской свинкой Дусей пришла мама. Малышка побежала было к маме, но неожиданно вернулась обратно и достала из кустов калейдоскоп Хомячка Яши. Мама-морская свинка торопилась и не заметила у своей дочери чужой игрушки.

Вечером Дуся показала калейдоскоп своим родителям. Ей хотелось поделиться с ними своей радостью, ведь такая игрушка есть не у каждого. Но Мама-морская свинка почему-то нахмурилась.

—  Дуся, расскажи нам с папой, откуда у тебя этот калейдоскоп? — спросила она.

— Я нашла его, — ответила Дуся.

— Это очень хорошая находка, — согласился Папа-морская свинка, — но подумай, как грустно сейчас тому, кто потерял эту замечательную игрушку.

— Наверное, его родители не знают, как успокоить бедного малыша, — добавила Мама-морская свинка.

—  Ну, наверное, Хомячок уже наигрался в свою игрушку, раз забыл ее в кустах.

— Так ты все-таки знаешь, чья это игрушка? — сказала Мама-морская свинка и вопросительно посмотрела на Дусю.

—  Это Яша — Хомяк-растеряша. Он забыл калейдоскоп и ушел домой. — Морская свинка Дуся смотрела в пол, а ее щечки покраснели.

—  Помнишь, Дуся, мы гуляли с тобой в парке и забыли твой любимый шарик? — спросил Папа-морская свинка.

— И как потом ты плакала, а мы бегали по парку и искали его, и я не знаю, что бы мы делали, если бы не нашли твой шарик, — добавила Мама-морская свинка.

Морская свинка Дуся подумала о Хомячке Яше, и ей стало грустно.

— Я просто хотела поиграть в калейдоскоп, ведь у меня нет такого. Но я не могла представить, что Хомячок Яша будет плакать, потеряв свою игрушку, — сказала она.

— Мы рады, что ты это поняла. Запомни, Дуся: не стоит брать того, что тебе не принадлежит, даже если эта вещь тебе очень нравится, — сказал Папа-морская свинка, обняв Дусю.

На следующий день Морская свинка Дуся принесла калейдоскоп в садик. Она чувствовала себя неловко, казалось, что все зверята вокруг знают о ее плохом поступке. По дороге у Дуси подкашивались лапки, ей было очень стыдно.

Когда Хомячок Яша увидел свою игрушку, он обрадовался. Подбежав к Морской свинке Дусе, он чмокнул ее в носик и, прыгая от радости, закричал:

—  Дуся, ты нашла его! Ты нашла мой любимый калейдоскоп! Ура! Ты настоящий друг! Давай поиграем вдвоем: будем крутить калейдоскоп и показывать друг другу самые красивые узоры!

И они вместе дружно играли все утро. Дусе было приятно смотреть, как веселится Хомячок Яша, но ей все равно было немного обидно за свой поступок: Хомячок Яша считает ее настоящей подругой, а она вчера взяла его игрушку и не подумала, что он будет без нее переживать и плакать. «Надо признаться», — решила Дуся.

Дуся все рассказала Хомячку Яше. Хомячок внимательно выслушал ее и сказал:

— Ты сильная, потому что решилась рассказать правду, и я думаю, что ты все поняла. Друзья познаются в беде. Я верю, что ты больше никогда не будешь совершать плохих поступков.

С тех пор Морская свинка Дуся никогда не берет чужого без спроса.

Вопросы для обсуждения и задания с ребенком:

Какую игрушку принес Хомячок Яша в детский сад?

О чем думала Морская свинка Дуся, когда прятала Яшину игрушку?

Почему родители были недовольны поступком Морской свинки Дуси?

Принесла ли Дусе радость чужая вещь? Почему?

Какое решение приняла для себя Морская свинка Дуся?

Рефлексия на выходе

- Чем полезна именно для вас данная встреча?

- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

- Ваши пожелания.

Приложение 3

Занятие № 25 "Особенности формирования самоконтроля у дошкольника 6-7-лет"

Цель: обсуждение с родителями особенностей формирования самоконтроля у ребенка 6-7 лет.

Задачи:

1. Расширить теоретические знания родителей об особенностях самоконтроля у детей 6-7-летнего возраста в разных видах деятельности.

2. Отработать с родителями практические умения и навыки в вопросе формирования предпосылок к произвольности поведения и учебной деятельности,

3.Перенос полученных навыков на совместную деятельность с ребенком.

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:

Что такое хорошо и что такое плохо?

В. Маяковский

Необходимые материалы: карточки для игры «Что будет, если...», доска, мел, листок в клеточку и ручка (карандаш) для графического диктанта, набор геометрических фигур из картона для каждого участника.

Ход занятия:

Актуализация темы.

Отсутствие навыков самоконтроля у детей – серьезная проблема родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей в школе.

- Перечислите виды деятельности, которыепосильны вашему ребенку. В каких из них вы хотели бы, что бы ребенок контролировал себя самостоятельно? Родители называют, а психолог записывает на доске их ответы (игра, общение, самообслуживание, учебный труд, поведение, эмоции).

- Как вы реагируете, если ребенок выполняя один из перечисленных видов деятельности самостоятельно, действует не так как вы того хотели и получает результат «отличный» от ваших ожиданий? (рассержусь, надо делать правильно, а не так как он этого хочет, заставлю переделать, поругаю, накажу)

Психолог обобщает ответы родителей.

Немного теории. Психолог использует презентацию. На одном слайде высвечиваются новые формулировки для родителей.

В процессе формирования самоконтроля в любой человеческой деятельности выделяют ориентировочную и исполнительную части.

В свою очередь в структуру действия входят два когнитивных блока: блок формирования программы предстоящего действия и блок контроля.

Выполнение любых новых действий начинается с обследования детьми условий задания, после чего следует само выполнение. Сделав действие, ребенок контролирует себя и намечает путь дальнейшего движения.

В педагогике и психологии выделяют:

1) контроль по результату - умение сравнивать выполненное задание с запланированным, а в случае несоответствия самостоятельно определять причину допущенных ошибок и исправлять их;

2) контроль за способом действия ("пошаговый") – умение сопоставлять производимые действия с определенными правилами и способами их выполнения;

3) предвосхищающий контроль – умение при планировании деятельности предвосхищать возникновение возможных трудностей путем оценки своих умений и навыков и избегать их.

3.Упражнение «Конструктор» родителям предлагают из набора геометрических фигур выполнить задание:

1. сложить рисунок по образцу,

2. сложить любой рисунок (орнамент) по своему желанию.

Обсуждение. Обратить внимание родителей на слайд и попросить прокомментировать с использованием новых знаний как у них проходил процесс обдумывания, выполнения задания и самоконтроля.

4. Домашнее задание. Организовать игру с использованием конструктора. Поделиться собственными рассуждениями (опытом) со своим ребенком.

5. Обсуждение вопроса «Почему не всем детям одинаково легко дается самоконтроль?»

Ответы родителей (темперамент, особенности ребенка)

Родители и учителя ожидают от ребенка самоконтроля в поведении, учебной деятельности, эмоциональной сфере и общении – речевой контроль, но способность к саморегуляции во многом зависит от биологических и социальных предпосылок.

Формирование самоконтроля происходит более успешно в условиях совместной деятельности изависит от реакции взрослых на ошибки ребенка.

Развитие самоконтроля взаимообусловлено с самооценкой ребенка.

Напомнить выводы родителей после занятий:

13Самооценка. Влияние самооценки на развитие ребенка.

22.Правша-левша и другие особенности ребенка.

23.Темперамент ребенка. Условия воспитания (формирования) характера.

6. Игра «Что будет если...» Игра на формирование поведенческого самоконтроля у детей.

Для игры требуется набор карточек, на которых изображены дети, выполняющие различные действия:

мальчик стоит в центре лужи,

девочка отнимает куклу у другой девочки,

мальчик едет на велосипеде близко к проезжей части,

мальчик лезет на дерево за птенцом в гнезде,

и другие сюжеты.

Задание выполняется в группах по 5-6 человек. Родители в подгруппе делятся на пары и отвечают на один из поставленных вопросов:

Что будет, если об этом поступке узнает мама (папа)?

Что будет, если это увидит полицейский?

Что будет, если мальчик (девочка) подумают о том, чем может закончиться действие, которое они выполняют?

По итогам игры родители озвучивают чувства и мысли, которые испытали в процессе игры. Психолог обобщает высказывания родителей и делает вывод, что на ошибки ребенка лучше указывать не прямо. При наличии ошибок попросить ребенка самому найти их (самоконтроль).

Обсуждение:

1. Развитие у детей осознания необходимости регуляции собственного поведения на основе усвоенных правил.

2. Формирование у детей умения предвидеть последствия своего поступка во взаимосвязи с эмоциональными переживаниями, возникающими в связи с представлениями о значении будущего результата для себя и окружающих на основе анализа художественных произведений и ситуаций опыта повседневной жизни в дошкольном учреждении,

3. Формирование у детей осознания личностной значимости поступков, заключающих в себе моральный смысл.

7. «Графический диктант». Для ребенка 6-7 лет максимально приближенным к учебной деятельности упражнением по развитию произвольности является графический диктант.

Выполнение задания «Утка» (рис.1) с родителямии обсуждение трудностей, которые могут возникнуть у ребенка в процессе выполнения задания и почему? рис.1 «Утка»

8. Задание «домашнее 2».

Научить ребенка планировать свои действия и доводить их до конца с помощью вопросов перед предстоящим действием: «Как ты будешь это делать?» Перед уборкой игрушек или своих вещей можно спросить: «Что куда убирать и в какой последовательности?», а перед совместным приготовлением ужина: «Что будем готовить и какие продукты для этого потребуются?»

Необходимо учесть, что одно дело - планирование как подготовка к действию, а другое - его реализация. Работа должна доводиться до конца! Подведение итогов действия-очень важный этап.

По возможности надо демонстрировать другим членам семьи или знакомым, гостям успехи ребенка: как построен из кубиков замок или нарисован рисунок, сделана аппликация. Важно и то, чтобы действия планирования и его завершение, подведение итогов были доведены до автоматизма.

9. Рефлексия на выходе

- Чем полезна именно для вас данная встреча?

- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

- Ваши пожелания.

Приложение 4

Набор карточек для игры «Что будет если...»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области