Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока русского языка 3 класс «Число имён существительных »

Цель: умения изменять имена существительные по числам, определять числовую принадлежность имён существительных; Образовательные: расширить знания об имени существительном, изменении имен существительных по числам; учить использовать в работе ранее полученные знания на основе личных наблюдений. Развивающие: развивать умения учащихся ставить учебную задачу и находить различные способы её решения; развивать познавательную и творческую активность, умение наблюдать; развивать мышление (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения), коммуникативные качества; развивать умения выражать свои мысли, работать с дополнительной литературой; формировать коммуникативную компетенцию; Воспитательные: воспитывать любознательность; воспитывать мотивации к учению; воспитывать культуру диалога и умение работать в группе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Пояснительная записка.

Организационная информация

Тема урока

«Число имён существительных »

Предмет, УМК

Русский язык, УМК «Школа Росии»

Класс

3 класс

Направление представленной работы

Предметы начальной школы

Методическая информация

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.                                  

Цель урока

Формирование умения изменять имена существительные по числам, определять числовую принадлежность имён существительных;

Задачи урока

Образовательные: расширить знания об имени существительном, изменении имен существительных по числам; учить использовать в работе ранее полученные знания на основе личных наблюдений. Развивающие: развивать умения учащихся ставить учебную задачу и находить различные способы её решения; развивать познавательную и творческую активность, умение наблюдать; развивать мышление (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения), коммуникативные качества; развивать умения выражать свои мысли, работать с дополнительной литературой; формировать коммуникативную компетенцию;

Воспитательные: воспитывать любознательность; воспитывать мотивации к учению; воспитывать культуру диалога и умение работать в группе.

Формирование УУД в ходе урока

- Познавательные умения: уметь использовать в работе ранее полученные знания на основе личных наблюдений; создавать связные устные высказывания на тему. Извлекать информацию; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

- Метапредметные умения: самостоятельно формулировать тему урока и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; определять степень успешности своей работы. - Личностные умения: желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремленность, волевое усилие при преодолении трудностей; умение планировать и организовывать свою деятельность; владеть элементарными правилами учебного сотрудничества.

Планируемый результат:

Базовый уровень: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об изменении имен существительных по числам и уметь изменять имена существительные по числам.

Повышенный уровень: к концу урока ученики имеет четкое представление об изменении существительного по числам, и употребляют в речи единственное и множественное число имен существительных. Определять число имён существительных и делить на группы по числовой принадлежности.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

ИКТ - технологии; технология деятельностного обучения; активизация внимания; актуализация имеющихся знаний; проблемно-диалогическая технология; интерактивное тестирование; работа в группах; метод развития критического мышления.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

40 мин

Необходимое оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, ноутбуки для детей, презентация, конверты с заданиями для групповой работы, опорные сигналы, оценочные листы, учебник «Русский язык» 3 класс, В.П.Канакина, толковые словари.

Сценарий урока.

п/п

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Мотивация к учебной деятельности

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- ориентироваться в своей системе знаний.

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Приветствие обучающихся.

Создает эмоциональный настрой на урок.

- Самое удивительное в мире это доброта.

Предлагаю начать наш урок с мультфильма.

Ведёт беседу по просмотренному эпизоду:

-Почему крокодилу очень сложно писать объявление?

-Поднимите руки те, кто для себя считает важным, стать грамотным человеком? Почему?

Обучающиеся настраиваются на работу.

Смотрят эпизод из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»

Примерные ответы:

-Пишет с ошибками;

-НЕ знает правил;

-Он безграмотный.

-Грамотно писать SMS, письма, объявления и.т.д.

2.

Актуализация фиксирование индивидуального затруднения.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

- обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивные:

- овладевать умением прогнозировать;

-осуществлять самоконтроль.

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Учитель предлагает совершить путешествие в страну

«Морфология» (слайд 1).

-Кому знакомо слово морфология?

-Ребята, так называется раздел науки о языке.

-Прочитайте указатели на дорогах, и вы узнаете.

-С какой частью речи вы знакомились на предыдущих уроках? (слайд 2)

В путешествие необходимо взять с собой маршрутный лист (учитель предупреждает, что записи обучающиеся будут вести на маршрутных листах) и багаж.

-Что такое багаж? (работа с толковым словарём)

-В страну « Морфологию» мы возьмём с собой багаж знаний.

Часть речи

Что обозначает?

Отвечает вопросы:

Как изменяется?

(ответы обучающиеся)

Части речи.

Имя существительное.

Необходимые вещи

Обучающиеся самостоятельно заполняют таблицу на маршрутных листах.

Проверяют правильность заполнения таблицы. Возможно, возникнут затруднения в строке как изменяются им. сущ.?

1вариант выполняется следующее задание.

2вариант формулировка темы и цели урока.

3.

Выявление места и причины затруднения.

Предметные:

-распознавание единственного числа,

множественного числа имени существительного;

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.

Учитель предлагает задание для выявления предварительных знаний учащихся

-У Крокодила Гены с Чебурашкой есть свой чемодан, помогите им навести порядок в словах.

Разделите слова на две группы (сайд 5).

Учитель проводит беседу с целью повторения определение понятия «единственное и множественное число».

- К какой части речи относятся эти слова?

- Сколько предметов может обозначать имя существительное? - Что мы можем сказать о предметах первой группы. - Что мы можем сказать о предметах второй группы. - Как, в данном случае, изменяются имена существительные?- Каким способом вы определяли число имён существительных?

Обучающиеся выполняют задания на маршрутном листе. Проверка (слайд 6).

Ответы: Существительные.

Один или много предметов.

Они называют один предмет.

Они называют много предметов

По числам.

4.

Построение проекта выхода из

затруднения

Метапредметные (УУД)

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

Учитель подводит обучающихся к формулировке темы и целей (сайд 7).

- Кто сможет назвать тему, над которой мы будем работать на уроке?

-Ребята нас встречает доктор морфологических наук и спрашивает вас: «Чему бы вы хотели научиться на этом уроке?»

-Какие вопросы можно задать доктору по теме урока?

Доктор предлагает вам свои вопросы, на какие вы сможете ответить, какие вызывают затруднение.

«Число имён существительных»

Определять число имён существительных.

Изменять имена существительные по числам.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные(УУД)

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

Как изменяются имена существительные?

В каком числе употребляются имена

существительные?

3) Что обозначают имена существительные

в единственном числе?

Что обозначают имена существительные

во множественном числе?

Что изменяется в имени существительном

при изменении его числа?

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы ответить на поставленный вопрос?

Что изменяется в имени существительном

при изменении его числа?

Изменить слова. Понаблюдать за ними.

5.

Реализация построенного проекта

Предметные:

- уметь определять, числот имён существительных;

- учиться выяснять значение новых слов;

- учиться изменять имена существительные по числам.

Учитель организует работу в группах.

-Предлагаю отправиться в город существительных и понаблюдать за этой частью речи.

На чём любили путешествовать Крокодил Гена и Чебурашка?

Отправляемся в путь 3 группами (слайд 9)

Учитель даёт инструкцию о правилах работы в группах.

На поезде

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно, выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в тексте;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи .

Правила работы в группах.

1.Работаем дружно. 2.Выслушиваем все мнения.3.Говорит один, остальные слушают.4.Команда готова, берётся за руки, поднимают руки.

Отправляемся в путь в город существительных (слайд11).

У каждой команды на карточках есть слова (приложение).

Проверка по эталону (слай14-19).

-Назовите слова с безударной гласной в корне?

-Подумайте для чего нужно уметь, изменять слова по числам?

Физкультпауза

Ед. число руки поднимаем вверх, мн. число руки перед собой.

Учитель называет слова:

Вокзал, билеты, пассажиры, касса, вагоны, чемодан,

Багаж, электровозы, машинист.

Дети в группах проводят наблюдения, фиксируют изменяемую часть слова.

6.

Открытие нового знания.

Регулятивные УУД

- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Прогнозировать предстоящую работу.

- Познавательные УУД: уметь использовать в работе ранее полученные знания на основе личных наблюдений; создавать связные устные высказывания на тему. Извлекать информацию; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Учитель создаёт проблемную ситуацию.

Шапокляк приносит каждой группе.

1 группе «ножницы»

2 группе «сахар»

3 группе «очки»

- Сформулируйте проблему.

Эти существительные не изменяются по числам.

-Ребята, поэтому их называют неизменяемые.

-Как определить число у этих существительных число.

Какие способы можно использовать?

- Определите число данных предметов.

Ножницы мн.ч.

Сахар ед .ч

Очки мн. ч.

Капитан группы показывает предмет. Дети называют слово хором.

-Одно слово называет разное количество предметов.

-Эти существительные не изменяются по числам.

Можно посмотреть на окончания.

Можно указать на ножницы они. Значит множественное число.

Посмотреть в словаре. Работают в группах.

7.

Первичное закрепление проговаривание в устной речи.

познавательные:

- Умение воспроизводить информацию по схеме.

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Коллективная работа по слайду презентации (слайд 22-23)

Работа в группах рассказать об изменении имён существительных.<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx>

Восстанавливают схему рассказывают по о числе имён существительных.

8.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще, усвоить;

Учитель организует самостоятельную работу на маршрутных листах (приложение).

-Наше путешествие завершается. Каждому участнику путешествия

необходимо сделать отчёт о путешествии. Для этого на маршрутном листе есть задания, нужно выбрать одно из них и выполнить его.

- Ребята, оцените свою работу, для этого нужно сверить работу с эталоном. Поставить отметку.

Научился, могу научить другого.

Возникли вопросы.

Не знаю. Учитель предлагает оставшиеся задания на маршрутном листе выполнить дома, с вопросами обратиться к учителю или одноклассникам, учебнику.

Выбирают необходимый уровень.

Выполняют самостоятельную работу

Сверяют с эталоном работу.

Оценивают свою работу.

9.

Рефлексия учебной деятельности.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще, усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Рефлексия по оценке своей деятельности проводится с помощью приёма, продолжи предложение.

Сегодня на уроке я научился …

Самым интересным на уроке для меня было …

Я встретился с трудностью при…

У меня хорошо получилось …

Мне необходимы эти знания для…

Эмоциональное состояние после урока.

Оставь смайлик.

<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint2.sldx>

Учитель сообщает о том, что 2016году 50 лет назад Э.Успенский написал сказку «Крокодил Гена и его друзья». Предлагает прочитать. Урок завершается эпизодом из мультфильма отъезд поезда.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области