Пояснительная записка.
Организационная информация | |
Тема урока | «Число имён существительных » |
Предмет, УМК | Русский язык, УМК «Школа Росии» |
Класс | 3 класс |
Направление представленной работы | Предметы начальной школы |
Методическая информация | |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания. |
Цель урока | Формирование умения изменять имена существительные по числам, определять числовую принадлежность имён существительных; |
Задачи урока | Образовательные: расширить знания об имени существительном, изменении имен существительных по числам; учить использовать в работе ранее полученные знания на основе личных наблюдений. Развивающие: развивать умения учащихся ставить учебную задачу и находить различные способы её решения; развивать познавательную и творческую активность, умение наблюдать; развивать мышление (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения), коммуникативные качества; развивать умения выражать свои мысли, работать с дополнительной литературой; формировать коммуникативную компетенцию; Воспитательные: воспитывать любознательность; воспитывать мотивации к учению; воспитывать культуру диалога и умение работать в группе. |
Формирование УУД в ходе урока | - Познавательные умения: уметь использовать в работе ранее полученные знания на основе личных наблюдений; создавать связные устные высказывания на тему. Извлекать информацию; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. - Метапредметные умения: самостоятельно формулировать тему урока и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; определять степень успешности своей работы. - Личностные умения: желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремленность, волевое усилие при преодолении трудностей; умение планировать и организовывать свою деятельность; владеть элементарными правилами учебного сотрудничества. |
Планируемый результат: | Базовый уровень: к концу урока каждый ученик должен иметь представление об изменении имен существительных по числам и уметь изменять имена существительные по числам. Повышенный уровень: к концу урока ученики имеет четкое представление об изменении существительного по числам, и употребляют в речи единственное и множественное число имен существительных. Определять число имён существительных и делить на группы по числовой принадлежности. |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | ИКТ - технологии; технология деятельностного обучения; активизация внимания; актуализация имеющихся знаний; проблемно-диалогическая технология; интерактивное тестирование; работа в группах; метод развития критического мышления. |
Время реализации урока (мероприятия, занятия) | 40 мин |
Необходимое оборудование и материалы | Мультимедийное оборудование, ноутбуки для детей, презентация, конверты с заданиями для групповой работы, опорные сигналы, оценочные листы, учебник «Русский язык» 3 класс, В.П.Канакина, толковые словари. |
Сценарий урока.
№ п/п | Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Мотивация к учебной деятельности | Метапредметные (УУД) регулятивные: - ориентироваться в своей системе знаний. - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Приветствие обучающихся. Создает эмоциональный настрой на урок. - Самое удивительное в мире это доброта. Предлагаю начать наш урок с мультфильма. Ведёт беседу по просмотренному эпизоду: -Почему крокодилу очень сложно писать объявление? -Поднимите руки те, кто для себя считает важным, стать грамотным человеком? Почему? | Обучающиеся настраиваются на работу. Смотрят эпизод из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» Примерные ответы: -Пишет с ошибками; -НЕ знает правил; -Он безграмотный. -Грамотно писать SMS, письма, объявления и.т.д. |
2. | Актуализация фиксирование индивидуального затруднения. | Метапредметные (УУД) познавательные: - выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов; регулятивные: - овладевать умением прогнозировать; -осуществлять самоконтроль. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Учитель предлагает совершить путешествие в страну «Морфология» (слайд 1). -Кому знакомо слово морфология? -Ребята, так называется раздел науки о языке. -Прочитайте указатели на дорогах, и вы узнаете. -С какой частью речи вы знакомились на предыдущих уроках? (слайд 2) В путешествие необходимо взять с собой маршрутный лист (учитель предупреждает, что записи обучающиеся будут вести на маршрутных листах) и багаж. -Что такое багаж? (работа с толковым словарём) -В страну « Морфологию» мы возьмём с собой багаж знаний. Часть речи Что обозначает? Отвечает вопросы: Как изменяется? | (ответы обучающиеся) Части речи. Имя существительное. Необходимые вещи Обучающиеся самостоятельно заполняют таблицу на маршрутных листах. Проверяют правильность заполнения таблицы. Возможно, возникнут затруднения в строке как изменяются им. сущ.? 1вариант выполняется следующее задание. 2вариант формулировка темы и цели урока. |
3. | Выявление места и причины затруднения. | Предметные: -распознавание единственного числа, множественного числа имени существительного; Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли. | Учитель предлагает задание для выявления предварительных знаний учащихся -У Крокодила Гены с Чебурашкой есть свой чемодан, помогите им навести порядок в словах. Разделите слова на две группы (сайд 5). Учитель проводит беседу с целью повторения определение понятия «единственное и множественное число». - К какой части речи относятся эти слова? - Сколько предметов может обозначать имя существительное? - Что мы можем сказать о предметах первой группы. - Что мы можем сказать о предметах второй группы. - Как, в данном случае, изменяются имена существительные?- Каким способом вы определяли число имён существительных? | Обучающиеся выполняют задания на маршрутном листе. Проверка (слайд 6). Ответы: Существительные. Один или много предметов. Они называют один предмет. Они называют много предметов По числам. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения | Метапредметные (УУД) познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: - высказывать свое предположение; | Учитель подводит обучающихся к формулировке темы и целей (сайд 7). - Кто сможет назвать тему, над которой мы будем работать на уроке? -Ребята нас встречает доктор морфологических наук и спрашивает вас: «Чему бы вы хотели научиться на этом уроке?» -Какие вопросы можно задать доктору по теме урока? Доктор предлагает вам свои вопросы, на какие вы сможете ответить, какие вызывают затруднение. | «Число имён существительных» Определять число имён существительных. Изменять имена существительные по числам. |
Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Метапредметные(УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. | Как изменяются имена существительные? В каком числе употребляются имена существительные? 3) Что обозначают имена существительные в единственном числе? Что обозначают имена существительные во множественном числе? Что изменяется в имени существительном при изменении его числа? - Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы ответить на поставленный вопрос? | Что изменяется в имени существительном при изменении его числа? Изменить слова. Понаблюдать за ними. | ||
5. | Реализация построенного проекта | Предметные: - уметь определять, числот имён существительных; - учиться выяснять значение новых слов; - учиться изменять имена существительные по числам. | Учитель организует работу в группах. -Предлагаю отправиться в город существительных и понаблюдать за этой частью речи. На чём любили путешествовать Крокодил Гена и Чебурашка? Отправляемся в путь 3 группами (слайд 9) Учитель даёт инструкцию о правилах работы в группах. | На поезде |
Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в группах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно, выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в тексте; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи . | Правила работы в группах. 1.Работаем дружно. 2.Выслушиваем все мнения.3.Говорит один, остальные слушают.4.Команда готова, берётся за руки, поднимают руки. Отправляемся в путь в город существительных (слайд11). У каждой команды на карточках есть слова (приложение). Проверка по эталону (слай14-19). -Назовите слова с безударной гласной в корне? -Подумайте для чего нужно уметь, изменять слова по числам? Физкультпауза Ед. число руки поднимаем вверх, мн. число руки перед собой. Учитель называет слова: Вокзал, билеты, пассажиры, касса, вагоны, чемодан, Багаж, электровозы, машинист. | Дети в группах проводят наблюдения, фиксируют изменяемую часть слова. | ||
6. | Открытие нового знания. | Регулятивные УУД - Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. - Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. - Прогнозировать предстоящую работу. - Познавательные УУД: уметь использовать в работе ранее полученные знания на основе личных наблюдений; создавать связные устные высказывания на тему. Извлекать информацию; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. | Учитель создаёт проблемную ситуацию. Шапокляк приносит каждой группе. 1 группе «ножницы» 2 группе «сахар» 3 группе «очки» - Сформулируйте проблему. Эти существительные не изменяются по числам. -Ребята, поэтому их называют неизменяемые. -Как определить число у этих существительных число. Какие способы можно использовать? - Определите число данных предметов. Ножницы мн.ч. Сахар ед .ч Очки мн. ч. | Капитан группы показывает предмет. Дети называют слово хором. -Одно слово называет разное количество предметов. -Эти существительные не изменяются по числам. Можно посмотреть на окончания. Можно указать на ножницы они. Значит множественное число. Посмотреть в словаре. Работают в группах. |
7. | Первичное закрепление проговаривание в устной речи. | познавательные: - Умение воспроизводить информацию по схеме. - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); | Коллективная работа по слайду презентации (слайд 22-23) Работа в группах рассказать об изменении имён существительных.<Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint1.sldx> | Восстанавливают схему рассказывают по о числе имён существительных. |
8. | Самостоятельная работа с самопроверкой. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще, усвоить; | Учитель организует самостоятельную работу на маршрутных листах (приложение). -Наше путешествие завершается. Каждому участнику путешествия необходимо сделать отчёт о путешествии. Для этого на маршрутном листе есть задания, нужно выбрать одно из них и выполнить его. - Ребята, оцените свою работу, для этого нужно сверить работу с эталоном. Поставить отметку. Научился, могу научить другого. Возникли вопросы. Не знаю. Учитель предлагает оставшиеся задания на маршрутном листе выполнить дома, с вопросами обратиться к учителю или одноклассникам, учебнику. | Выбирают необходимый уровень. Выполняют самостоятельную работу Сверяют с эталоном работу. Оценивают свою работу. |
9. | Рефлексия учебной деятельности. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще, усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Рефлексия по оценке своей деятельности проводится с помощью приёма, продолжи предложение. Сегодня на уроке я научился … Самым интересным на уроке для меня было … Я встретился с трудностью при… У меня хорошо получилось … Мне необходимы эти знания для… Эмоциональное состояние после урока. Оставь смайлик. <Object: word/embeddings/______Microsoft_Office_PowerPoint2.sldx> Учитель сообщает о том, что 2016году 50 лет назад Э.Успенский написал сказку «Крокодил Гена и его друзья». Предлагает прочитать. Урок завершается эпизодом из мультфильма отъезд поезда. |