Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Авторская программа хоровых занятий для татарской детской музыкальной школы

Целью разработанной программы является развитие вокально-хоровых навыков учащихся, певческого голоса, воспитание интереса и любви к татарскому народному фольклору и музыке татарских композиторов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Авторская программа хоровых занятий

для татарской детской музыкальной школы

Целью разработанной программы является развитие вокально-хоровых навыков учащихся, певческого голоса, воспитание интереса и любви к татарскому народному фольклору и музыке татарских композиторов.

Тематическое планирование хоровых занятий

в татарской детской музыкальной школе

Тема

Разучивание песни

Вокальные упражнения

Кол. час

I четверть

1.

«Туган тел» («Родной язык»)

«Туган тел» слова Г.Тукая, мело-дия народная.

Вдох, выдох, исполь-зование при пении.

3

2.

Природа родного края

«Зәңгәр күл», «Голубое озеро» М.С. Сайдашева, сл.Г.Насырый.

Продолжение освоения упражнений.

3

3.

Осень – красота природы.

«Алтын яфраклар», «Золотые листья» муз. И.Шамсетдинова и сл.Ж.Тарземанова.

Длинное-короткое дыхание. Упражнения.

3

II четверть

1.

Богатство осени, природы

«Көз һәм балалар җыры» муз. и сл. Г.Гараевой.

Вокальные упражне-ния, чистота звучания голоса.

3

2.

Зимний пейзаж

«Чыршы янында» сл. и муз. Г.Гараевой.

Вокальные упражнения.

2

3.

Новый год – в новый век.

«Яңа ел җыры» муз. И.Шамсутдинова,сл.Г.Латыйпова.

Быстрое и короткое дыхание.

2

III четверть

1.

Зимняя природа.

«Кар бөртеге»

муз. Р.Ахияровой,сл.Р. Харисова.

Плавное и длинное дыхание.

3

2.

Зима сдается

«Җепшек көндә»

муз.и сл. М.Андерьяновой.

Хоровой унисон, чистота интонации

3

3.

Пробуждение природы.

«Тал песие» муз. Ф.Ахметова и

сл. Р.Ахметова.

Использование упражнение при пении

3

4.

Продолжение темы.

«Чәбәкәй» муз.Р.Ахияровой, сл.Х.Халикова.

Диапазон. Чистота верхнего звука.

2

IV четверть

1.

Весна и природа

«Яз килә» муз.Л.Хайрутдиновой,

сл.народные.

ә,ү,ө,а,о,и –правильное формирование гласных при препинании.

3

2.

Продолжение темы

«Тамчылар бии» муз.А.Батыршина, сл.Б.Рахмат.

Продолжение упражнений

3

3.

Самый дорогой человек – мама.

«Әниемә» муз.Г.Гараевой, сл.Л.Юнусовой.

Вокальные упражнения.

2

Далее мы представляем ее содержание.

План каждого занятия включает 4 части:

Объяснение теоретического материала. Особенности вокально-хоровой работы.

Распевание.

Разучивание песни.

Домашнее задание.

I часть урока направлена на работу над: 1) певческой установкой, 2) дыханием.

1) Работа над певческой установкой: Дети входят в класс и встают на свое место, при этом спинка должна быть прямая, плечи расправлены, ноги на ширине плеч, но не слишком широко, голова приподнята, руки опущены вдоль корпуса. Все тело должно быть свободным, но не вялым.

Среди наиболее часто встречающихся недостатков во время пения сутулость, поднятые плечи, вытягивание шеи вперед или запрокидывание головы назад (вследствие чего происходит зажатие шейных мышц), раскачивание корпуса.

Устранить эти недостатки помогает использование специальных движений, направленное на раскрепощение зажатых мышц. Во время пения можно рисовать линии или кружочки на гладкой поверхности или в воздухе, можно приседать, ходить, наклоняться. Если ребенок склонен делать лишние движения корпусом, можно ограничить их, положив ему на голову книгу или поставив его спиной к стене. Важно найти вместе с детьми естественное для них свободное, но при этом собранное рабочее состояние тела во время пения.

2) Работа над дыханием. Формировать дыхательный аппарат для пения у детей нужно начинать в раннем возрасте. В некоторых методических пособиях рекомендуется развивать брюшной тип дыхания и попутно объяснять детям, что дышать надо в «пояс».

Действительно брюшной тип дыхания широко распространен в певческой практике. При воспитание навыков правильного дыхания в процессе пения нужно постоянно обращать внимание на три основных момента:

а) вдох надо делать быстро, легко и незаметно (не поднимая плечи);

б) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

в) выдох производить ровно и постепенно (как будто ты дуеш на зажженную свечу).

Развитие навыков певческого дыхания можно начать со следующих упражнений:

Встать прямо и спокойно дышать при легком развороте плеч, без поднятия или опускания их. Сделать бесшумный короткий вдох, несколько задержать дыхания и выдыхать медленно, произносить глухие звуки ф, с, щ, х под счет до 5-ти. Постепенно шаг за шагом выдох должен удлиняться, сначала считать на выдохи до 5-ти, потом до 10, до 15 и т.д.

Активный, быстрый, короткий вдох через нос и с точно такой же энергией выдох через рот.

Активный, быстрый, короткий вдох через нос. Задержка дыхания. Выдох небольшими порциями без добора воздуха, как будто задуваем свечки на торте, но не все сразу, а по одной.

Активное выдувание воздуха через плотно сомкнутые губы, имитация звука «р» вибрацией губ. Цель этого упражнения – активизация выдоха, выработка ощущения опоры звука на дыхании.

Дыхание – это часть единого певческого голоса. Усвоению и закреплению навыка правильного дыхания способствует соответствующий песенный репертуар.

Песни должны быть как в медленном, так и в быстром темпе и обязательно с яркой мелодии, но отнюдь не речитативного характера.

Протяженность дыхания достигается работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом, необходимо научиться делать глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к нервному и напряженному выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для продолжительного выдоха можно предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинная.

II часть урока направлена на распевание детей.

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. На распевание нельзя смотреть лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением репертуара: это путь к овладению техническими основами вокального искусства. Распевание одинаково необходимо как при обучении певца – солиста, так и хорового коллектива. Формальное распевание не только не приносит никакой пользы, но и вредно отражается на детском голосе, так как способствует неправильным навыкам пения и напрасно утомляет внимание детей.

Работа по распеванию строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей. Материал для распевания состоит из технических упражнений на различные гласные и отдельные слоги, а так же песенных отрывок со словами. Особенность упражнений в том, что они имеют очень простое строение, соответствующее певческим возможностям младших школьников. Эти упражнения должны быстро запоминаться и не отвлекать внимание учащихся от вокальных задач, ставящихся педагогом.

Работа по распеванию проводится путем повторения упражнения по полутонам вверх и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса:

- от – «до» 1 октавы, – « ре» 2 октавы.

Исполняя упражнения, полутон за полутоном вверх дети будут постепенно расширять диапазон своего голоса. Некоторые педагоги бояться применять такой способ распевания, пологая, что дети с нормальным диапазоном голоса, будут «надсаживать» свой голос на звуках нижнего регистра. Эта опасность существует лишь в том случае, если дети поют напряженно и крикливо. Тогда голос действительно, «надсаживается», причем не только на нижнем, но и на всех регистрах и теряет свою эластичность и красоту.

Также губительное влияние оказывает чрезмерно громкое или «форсированное» пение. Поэтому нужно следить за тем, чтобы дети пели не крикливо и постоянно внушать им, что такое пение не только не красиво, но и вредно для голоса. Однако не нужно впадать и в другую крайность, заставляя детей петь только тихо. Увлечение тихим пением как постоянным приемом приводит к пассивности голосовых связок и к вялости звучания. Не слишком громкое и не тихое, но обязательно активное пение предохраняет голосовые связки как от вялости, так и от перенапряжения, поможет быстрее закрепить правильные певческие навыки и освободиться от вредных для голоса привычек.

На каждом занятии ребята исполняют по три распевки. Основной принцип распевания: от простого к сложному.

В раннем возрасте дети плохо интонируют или совсем не поют, поэтому распевание следует начинать с попевок на одном звуке и в пределах секунды. Распевки исполняются легким звуком, напевно. Следует обратите внимание детей на изобразительный характер музыки. Далее представим некоторые из них.

«Яңгыр» - нужно добиваться чистого интонирования секунды на высокой позиции.

«Яңгыр»

Яң_гыр яу, Яң_гыр яу.

«Тукыран»

Тук_тук_тук_тук ту_кы_ран, ту_кыл_да_тып у_ты_рам,

Мич_тә_бә_леш пе_шә_ме, шу_ны кө_теп у_ты_рам.

У малышей голосовой аппарат ещё не сформирован, связки тонкие, дыхание слабое и поверхностное. Следующие распевки помогают укрепить дыхание. Ритмический рисунок отрабатывается хлопками.

«Әтәчем»

Ә_тә_чем Ә_тә_чем ник ир_тә то_ ра_ сың.

Син ми_не йө_кы_дан бик тиз у_ я_ та_ сың.

«Кәҗә»

Кә_җә кер_гән бак_ча_га, кә_бес_тә_не а_шар_га

Та_як то_тып чык_са_лар хә_зер то_ра ка_ чар_ га.

На правильное вокальное формирование гласных букв и на освобождение скованной челюсти предлагается следующая распевка.

«Я ли»

Я_ли,я_ли,я_ли, ё_ли,ё_ли,ё_ли, ю_ли,ю_ли,ю_ли, ю_ли, ю.

Упражнения на развитие четкой дикции (активизации губ, языка, ясное произношение согласных в конце слов), округление звука.

«Карга»

Кар_га әй_тә, кар_кар_кар өй_дә бә_леш бар_бар_бар

Эту распевку можно обыграть хлопками и притоптыванием.

«Мин җырлыйм»

Мин җыр_лыйм, мин җыр_лыйм, мин әй_бәт җыр_лыйм. Ку_лар_ны чә_бәк_ли_без,

А_як тык_пыр_да_та_быз. Мин җыр_лыйм,мин җыр_лыйм,мин әй_бәт җыр_лыйм.

В дальнейшем от распевок можно перейти к разучиванию маленьких песен, используя различные штрихи, меняя окраску звука, исходя из содержания текста. Всё это помогает развить у детей эмоциональную отзывчивость к песне.

«Тал песие»

Тә_рәз а _ ша ка _ ра _ ле, тыш _та ап _ак кар ә _ ле;

Тал пе _ си _ е чә _ чәк _ле, ал_ тын _ кө _ меш би _зәк_ле.

1. Тәрәз аша карале, 2. Кояшның шаян нуры

Тышта ап-ак кар әле. Карый аңа туп-туры.

Тал песие чәчәкле, - Әле тышта яз түгел,

Алтын-көмеш бизәкле. Каян килгән мондый гөл?

3. Тышта ап-ак кар әле,

Суык көннәр бар әле,

Ә тал песие көлә,

Димәк инде яз килә.

«Чәбәкәй»

Ми_нем сең_лем Тән_зи_лә ә_ ле_ гә бик бә_лә_кәй, ә шу_лай да ин_де ул

и_ тә бе_лә чә_бә_кәй. Ме_нә шу_лай, ме_нә шу_лай, и_тә бе_лә чә_бә_кәй.

1. Минем сеңлем Тәнзилә 2. Әллә Инде шуңарга

Әлегә бик бәләкәй, Сеңлем бигрәк сөкемле.

Ә шулай да инде ул Чәбәк-чәбәк иткәндә

Итә белә чәбәкәй. Очып китәр шикелле.

Менә шулай, менә шулай, Менә шулай, менә шулай,

Итә белә чәбәкәй. Очып китәр шикелле.

3. Көн дә көтәм мин аның

Тып-тып йөреп киткәнен.

Ул чәбәкәй иткәнгә

Беркөн биеп киткәнмен.

Менә шулай, менә шулай,

Үзем биеп киткәнмен.

Тематический план распевания учащихся младшего возраста

Четверть

Распевки

Основные задачи распевания,

цель распевки

I

«Яңгыр»

«Тукыран»

«Мин җырлыйм»

Добиться чистого интонирования примы секунды на высокой позиции.

II

«Әтәчем»

«Кәҗә»

«Я ли,я ли,я ли»

Укрепление дыхания. Правильное формирование гласных букв и освобождения скованной челюсти.

III

«Карга»

«Мин җырлым»

(с движением)

«Баскыч»

Развитие четкой дикции произношения согласных в конце слова округление звука. Чистота интонирования по нотам.

IV

Небольшие разнохарактерные песни, повторения, знакомых распевов

Развитие эмоциональной отзывчивости.

III часть урока направлена на разучивание песни.

При составлении программ по музыке учитываются возрастные особенности учащихся. Простые по строению песни построены на 3-4 звуках и до сложных ритмов 6-7 звучных песен изучаются из класса в класс. Учащиеся должны изучать песни, начиная с пентатонической гаммы до гамм, основанных на 7 звуках. От простой песни – к сложной. Через песню изучаются понятия затакт, переменный ритм и другие музыкальные понятия. Из класса в класс программа усложняется, углубляется и расширяется.

В программу включаются и песни, основанных на современных ритмах, напевные, танцевальные. Они пронизаны народным моң, традициями, обогащены композиторами.

В младших классах мелодия раскрывает содержание песни, значение слов. Ученик должен принять песню душой и исполнить так, чтобы и сам, и слушатели наслаждались и воодушевились ею.

Работа над песней раскрывает способности ученика слышать, слушать, исполнять песню, развивая и совершенствуя исполнение. Растет интерес и внимание к песне, голосу исполнителя выступающего по радио, телевидению. Но необходимо обращать внимание на развитие собственного голоса, выработки своего стиля исполнения.

Работа над песней включает несколько разделов:

Учитель должен исполнет произведение от начала до конца в характере, с соблюдением всех средств выразительности.

После исполнения даются краткие сведения об авторах песен: время и место рождения, история создание произведения, кем и когда они исполнены или исполняются сейчас и т.д.

Фрагмент песни учащиеся переписывают в тетради (ноты, слова заранее написаны на доске). Одновременно ученики учатся писать ноты. Размер, знаки альтерации рядом с ключом, такт выясняется в совместной работе. Если же дети очень маленькие в возрасте 5-6 лет, которые не умеют, не читать, не писать, в этом случае, записываешь слова ему в тетрадку и просим дома с родителями выучить слова песни. Мелодию вместе с детьми пропеваем на уроке, ритм прохлопываем руками. Работа повторяется, пока каждый звук, правильный ритм, интонация не усвоятся верно.

Слова песни учащиеся обычно пишут в тетрадь по музыке. Я предлагаю им начать общие (толстые) тетради, которые используются и в старших классах, которые в последствии превращаются в песенники. Так дети учатся создавать личные сборники песен. Это приучает их быть внимательными к услышанным песням. Делается еще один шаг к творчеству.

Анализ содержания текста песен: о чем? в какое время? где происходят события? и др. – обсуждается вместе. Учитель дополняет и объясняет. Песня изучается по фразами. Необходимо добиваться точного ритма, правильного дыхания перед началом песни и между музыкальными фразами, ясного произношения слов одновременно в начале и в конце, снятие по руке, сохранение нужной стройности.

Примерный список музыкальных произведений для младшего хора

Татарская народная песня на слова Г.Тукая «Туган тел».

С. Сайдашев, на слова Г.Насырый «Зәңгәр күл»

И.Шамсетдинов, слова Ж.Тарземанова «Алтын яфраклар».

Музыка и слова Г.Гараевой «Көз һәм балалар җыры».

Ф.Галимова, слова Э.Яруемской «Уз җырыбыз булсын әле».

Музыка и слова М. Андрияновой «кыш житэ»

А.Батыршин, слова Б.Рахмета «Тамчылар бии»

Ж.Файзи, слова Н.Баян «Чыршы»

Ф.Ахметова, слова Р.Ахметова «Тал песи».

10. Р.Ахиярова, слова Х.Халикова «Чәбәкәй».

Данная авторская программа впервые используется в детской музыкальной школе. Введение этой программы в учебную деятельность доказало свою эффективность и дало положительные результаты.

Во-первых, дети познакомились со многими композиторами Татарстана, с народной музыкой, с различными жанрами татарского музыкального фольклора (потешки, заклички, попевки).

Во-вторых, овладели всеми необходимыми вокально-хоровыми навыками (певческая установка, певческое дыхание, звукообразование, артикуляция гласных, нюансы, дикция).

2.2 Методическая разработка к хоровым занятиям

для младших школьников «Булат җырларга өйрәнә»

- Исәнме минем кечкенә дустым!

Буген мин сиңа Булат Хафизов исемле малай турында сөйләрмен.

Күптән тугел Булатка 6 яшь тулды. Ул берүзе урамда йөри, ә көз көне мәктәпкә барырга җыена. Аларның өйләре. Мәктәп янында урнашкан. Ул көндә кызыксыну белән аның янында йөри.

1 нче дәрес. Дөрес сулыш алу. Сулыш алу гимнастикасы

Менә яз көне Булат урамда уйнаганда мәктәпнең ачык тәрәзәләреннән музыка тавышын ишетте. Бу балалар җырлый иде.

Әкрен генә ишекне ачып малай музыка ишетелгән якка юнәлде. Ул 5-нче этажга менде. Булат бер зур класста утырган балаларны күрде. Аларның укытучылары Альфия Максумовна бер кызга эндәште:

- Исеңә төшер, берәр нинди фразаны сөйли башлаганчы син башта сулыш аласың аннан сулышың беткәнче син сөйлисең. Шуннан соң син тагы сулыш аласың һәм сөйләвеңне дәвам итәсең.

Музыкаль фразаны җырлар өчен дә шулай ук күбрәк сулыш алырга да күпме булдырасың тоткарларга кирәк.

- Ә бу нәрсә өчен кирәк?

- Күпме кирәк шуның хәтле сулыш алам - дип уйларсың син.

Дөрес, ләкин музыкаль фраза тигез булырга тиеш, ә әгәрдә син сулышны еш алсаң фраза кисәкләргә бүленгәндәй була.

Татар халык җырыннан алынган фразаны еш сулыш алып җырлап кара:

Сулыш алу

И ту_ ган тел

Сулыш алу

и ма_ тур тел

Сулыш алу

әт_ кәм, ән_ кәм_ нең те_ле.

Ә хәзер бөтен җөмләне җырлыйбыз һәм җөмләдән соң гына сулыш алабыз:

Сулыш алу

И ту_ ган тел и ма_ тур тел әт_ кәм, ән_ кәм_ нең те_ ле.

Ә хәзер бер сулышта җырла, менә шулай.

Шулай итеп балалар аерманы күрделәр. Игътибар белән тыңлаган Булатка да аңлашылды. Әгәр дә җырлаганда сулышны еш алсаң җыр кисәкләргә бүленгән кебек тоела.

Исегезгә төшерегез, балалар, сөйләшкәндә кебек үк, җырлаганда да сулышны фразаның башында һәм ахырында алырга кирәк. Ә фразаның уртасында сулыш алырга кирәкми.

Бу сулышны алырга өйрәнер өчен без сезнең белән бер уен уйнап алырбыз.

Балалар сез хор җырчылары, ә син Лилия – дирижер булырсың. Хор алдына бас. Җырчылар уң кулны эчкә куялар. Дирижер «бер» диеп әйткәндә кулын өскә күтәрә. Җырчылар сулыш алалар һәм сулышны тоткарлыйлар. Сулышны борын белән алырга кирәк. Авыз ябык. Сулыш алганда эч алга чыккан кебек була – мускуллар киеренке хәлдә. Тагы бер кабатлагыз … Дирижер кулын төшергәнче һәм әкрен генә «ике-е-е» дип әйткәнче сулышны тоткарларга кирәк. Шулай ук упкәләрдә калган сулышны әкрен генә чыгарасыз. Мускуллар үз хәленә кайталар, кул шуны тоемларга тиеш.

Иңсәләр сулыш алганда һәм сулышны чыгарганда иркен, төшерелгән булырга тиеш.

Дирижер марш темпында кычкырып чутлый. Ул әкренләп чутлауны 3-кә, 5-кә, а бер – ике дәрестән соң 8-гә, 10-га кадәр арттыра. Әгәр дә дирижер кулын әкрен генә күтәрсә - сулышны тигез алырга, ә тиз күтәрсә, - сулыш кыска була.

Сулышны вакытында алу өчен дирижерның кулына игътибар белән карарга кирәк.

Бу уенны сулыш алу зарядкасы итеп кулланырга була. Моның өчен куллны эчкә куеп басырга, сулыш алырга. Шул ук вакытта эчтән генә «бер» дигәндә кыска сулыш, «ике-е-е» дигәндә тигез сулыш алырга тәкъдим ителә.

Бу кагыйдәне исеңдә калдыр:

- Сулышны йомшак алырга тырыш;

- Авыз белән түгел, борын белән сула, ләкин игътибарыңны югалтма;

- Сулыш ал да – тоткарла аны;

- Сулышны тигез чыгар.

Иң башта дирижер һәр уенчыга бертигез баллар бирә. Кем хата ясый – бер баллны югалта. Иң күп баллар белән калган кеше – уенның җиңүчесе булла.

Ишек янында игътибар белән карап торган Булат укытучының.

- «Балалар укыдык, уйнадык, ә хәзер ял итәргә чыгыгыз», - дигән сүзләреннән кинәт уянып киткән кебек хис итте үзен.

- Инде соң, өйдә әни көтә, - дип уйлады Булат һәм өенә йөгерде.

Булатның нәрсәгәдер борчылганын әнисе шунда ук сизеп алды.

- Берәр нәрсә булдымы әллә? – дип сорады әнисе.

- Әнием, мин бер нәрсә күрдем… Миңа бик ошады. Минем дә анда барасым килә.

- Кайда? Нәрсә турында сөйлисең?

- Мәктәпкә барасым килә.

Анда рәхәт, кызык.

- Сабыр ит, син дә тиздән барырсың.

- Юк, - дип кычкырды Булат.

Анда бөтенсе дә минем кебек бәләкәйләр һәм җырлый беләләр. Минем дә җырлыйсым килә.

2 нче дәрес. Җырлаганда гәүдәне дөрес тоту

Булатның җырлыйсы килүен сизеп алгач, әнисе аны кечкенә группага язып кайтты.

- Бездә яңа укучы – дип пышылдадылар кызлар.

- Ул минем белән утыра – диде Ильдар.

- Юк, минем белән – диде Айдар.

Булат аптырап калды. Аңа бөтен укучы да ошый иде.

Ләкин Альфия Максумовна Булатны аның белән бер буйда булган балалар янына утыртты.

- Бүген бик мөһим эш белән шөгыльләнәбез – диде Альфия Максумовна.

-Җыр вакытында гәүдәне ничек тотарга икәнен өйрәнебез.

Әйткән сүзләрне балалар аңлады, ләкин мөһим икәнен барысы да белмәде.

Альфия Максумовна балалардан сорый башлады:

- Кем бер аякта озак тора ала?

- Бер аякта һәм күтәрелгән куллар белән?

Балалар: «Мин, мин», - дип кычкыра башладылар. Укутучы әйткәннәрне эшләделәр, ләкин тиз арада алҗадылар һәм тын гына тордылар.

Шуннан соң Альфия Максумовна сөйли башлады:

- Менә шулай балалар, ясалма һәм дөрес басмаганга сез тиз арыдыгыз. Болай басып торырга авыр. Олы кешенең яки баланың буй-сынын ничек тотуына карап, аның сын-гәүдә тотышына эчке хәләтенә тәсир итә.

Сын-гәүдә тотышы һәрвакытта кирәк, бу бикрәк тә җыр җырлаганда мөһим.

Тавыш иркен, җиңел яңгырасын өчен аңа бернәрсә дә комачауларга тиеш түгел: иңсәләр төшкән, арка туры, ияк күтәрелмәгән булырга тиеш.

Әгәр дә утырып җырларга туры килсә, алда утырган кешенең урындыгына аягыгызны куймагыз. Бу иркен тавыш чыгуга комачаулый. Туры утырырга, кулларны тезләргә куярга кирәк.

Моны хәтердә калдыру өчен җыр өйрәник.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области