Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Обмен опытом

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Класс: 2

Предмет: Литературное чтение

Тема: Урок этики в сказке Л.Муур «Крошка Енот»

Дидактическая цель: формировать представление о нравственных качествах человека на основе анализа авторской сказки.

Задачи:

образовательные: познакомить с авторской зарубежной сказкой Л.Мурр «Крошка Енот», формировать навык продуктивного чтения, раскрыть нравственные проблемы в сказке через составление модели отношений героев произведения;

развивающие: развивать умение понимать художественную идею произведения и раскрывать основную мысль текста, умение работать в группах, сформировать умение правильно выражать свои мысли;

воспитывающие: довести до сознания детей значение доброжелательных отношений на основе проблемно – поисковой работы, формировать личностное восприятие окружающего мира.

Тип урока: урок «открытия » новых знаний (формирование новых знаний)

Форма проведения: урок - исследование.

Межпредметная связь: литературное чтение + русский язык + окружающий мир + изобразительное искусство

Мотивация урока: нестандартный урок

Технология: технология формирования типа правильной читательской деятельности

Методы и приемы обучения:

технология продуктивного чтения;

проблемно - диалогический метод;

метод групповой работы;

метод моделирования отношений героев произведения; (кластер)

мультимедийный метод;

диалогический, эвристический, наглядный методы;

прием антиципации умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов, прием предположения;

прием чтения с остановками.

Методическое сопровождение:

учебник «Литературное чтение» 2 класс, часть 2, автор В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова;

презентация PowerPoint.

музыкальное сопровождение В. Шаинский «Улыбка»;

памятка доброжелательного человека;

мозаика «Дружба»;

словарь;

энциклопедия «Я познаю мир»; (предупреди)

книга Л.Муур «Крошка Енот»

модели характеров героев

Оборудование:

проектор, экран, компьютер;

маленькое зеркало у каждого ученика и большое;

волшебная палочка;

Структура урока

Организационный момент.

Создание эмоционального настроя. Артикуляционная гимнастика.

Постановка проблемы.

Целеполагание.

Антиципация. Определение темы урока. Знакомство с автором.

Изучение нового материала.

1. Первичное чтение  сказки. Чтение с остановками.

2. Словарная работа.

3. Работа в группах.

-Выборочное чтение.

-Творческая работа (деление текста на части)

- Работа по кластеру.

4. Динамическая пауза.

5. Чтение по ролям. Озвучивание мультфильма.

6. Вывод по решению проблемы

7. Работа в группах. Моделирование характеров героев сказки.

Рефлексия.

Оценка знаний.

Домашнее задание.

Ход урока

Организационный момент. Слайд 1. (Зеркало, анимация)

- Прозвенел звонок,

Начался урок,

Друг на друга посмотрели, а теперь посмотрели в зеркало.

- Вы себе нравитесь?

- Как вы думаете, а зеркалу вы нравитесь?

- Нужно спросить у зеркала, а это можно сделать только в зазеркалье. Как попасть в зазеркалье сейчас узнаем.

- Для начала улыбнулись,

Повернулись друг другу,

Улыбнулись,

И на место тихо сели.

II.Создание эмоционального настроя

- Меня зовут Нурия Фаритовна. Я очень рада нашей встрече. И рада тому , что вместе будем путешествовать в зазеркалье.

- Чтобы попасть в этот сказочный мир нам нужно произнести волшебные слова. Прочитайте их сначала про себя.

Артикуляционная гимнастика.

- Готовы? Слайд 2. (Сусака, масака, лэма, рэма, гэма ! Снип, снап, снурэ, бурэ, базелюрэ!

Слайд 3 (Улыбка)

III. Постановка проблемы.

- Посмотрите , Зеркало вам улыбается, значит вы ему понравились.

- Скажите, а может ли человек жить без улыбки?

- У каких людей чаще улыбка на лице?

- Когда человек улыбается? (Когда ему хорошо, когда он видит прекрасное, когда он делает хорошее, доброе)

-Подумайте как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе, что на улице первый весенний месяц, что скоро праздник 8 марта.

- Какие праздники вы особенно любите?

- Кого вы приглашаете на праздники? (Друзей)

- А много ли у вас друзей?

- А кто знает, как найти друга? Трудный вопрос?

- Вы хотите найти ответ на этот вопрос? (Да)

- Скажите, на какую проблему мы сегодня будем искать решение? («С чего начинается дружба?» ) Слайд 4 (Проблема)

Целеполагание.

- Посмотрите, чтобы исполнилось наше желание нам придется ….Слайд (Хочу: читать, исследовать, отвечать на вопросы, сравнивать, знать, слушать, искать, разгадывать)

- А Зеркало будет подсказывать.

V. Антиципация. Определение темы урока. Знакомство с автором.

- Ой, кто это? Слайд 5 (Портрет Л. Муур)

- Это, ребята, наша проводница, американская писательница Лилиан Муур.

Она выросла в Нью-Йорке, получила педагогическое образование. Очень любила детей. Помогала детям, которые не могут читать. Для них создавала интересные красочные книги. Слайд 6. (Енот. Улыбка, дружба, день рождения )

- Посмотрите, еще одна подсказка. Прочитайте ключевые слова и скажите, кто это, и из какого произведения? (Енот «Крошка Енот» )

- Как вы думаете, какая связь между Л. Муур и крошкой Енотом? (Автор данного произведения) Слайд

- Любит ли она героя своего произведения? Какое слово вам подсказало? (Крошка)

- Как она его называет? (Ласково)

- Действительно Л. Муур любила животных и писала про них. Но, к сожалению, существуют только переводы двух произведений «Крошка Енот» и «Дверь на лугу»

Слайд 7. (Обложки книг)

- Вы, наверное , догадались какая тема сегодняшнего урока? Вот и зеркало вам подсказывает.

Слайд 8. (Л.Мурр «Крошка Енот». Улыбка, дружба, день рождения.)

- Тема урока..Слайд 9 (Уроки этики в сказке Л.Мурр «Крошка Енот»)

- Все ли слова вам понятны?

- Кто знает, что такое этика? Где можно узнать значение этого слова? ( В словаре)

- По другому можно сказать , что этика…

Слайд 10 (Этика — это наука о правильном отношении человека: к другим людям, ко всем …)

- Герои данного произведения тоже ищут ответ на вопрос : «С чего начинается дружба?» .

- Кто догадался, какой теме будет посвящено это произведение? ( Тема дружбы)

- Про кого будет идти речь в произведении? (Про енота)

- Можете сказать, каким представляется вам главный герой? (Маленький, добрый, ласковый)

- Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение? (Сказка)

VI. Изучение нового материала.

- А чтобы убедиться, правы ли мы в своих предположениях, познакомимся с произведением.

- Р., у вас в учебнике только отрывок произведения, а полностью вы можете прочитать в книге. (Покажи)

Прочитайте. Слайд 11 (Стих.)

Маленький храбрый Крошка Енот

Осоки на ужин нарвать идёт.

Но не пускает его, на беду,

Тот, кто сидит в пруду.

                Татьяна Керстен.

-А кто сидит в пруду, мы сейчас узнаем, прочитав сказку.

- Откройте учебники и следите внимательно вы продолжите.

1. Первичное чтение  сказки. Чтение с остановками.

(читают заранее подготовленные дети)

1-я остановка «Из воды на него кто- то смотрел»

- Вам страшно? Кто на него может смотреть?

- Предположите, как дальше будут развиваться события?

2-я остановка «Он погрозил мне палкой»

- Оправдались ваши предположения?

- Как вы считаете, что ему скажет мама?

3-я остановка «Чтение до конца»

- Оправдались ваши предположения?

- Почему Крошка Енот в этот раз быстро нарвал целую корзину осоки и вернулся домой веселый и счастливый? (Потому что он подружился с тем, кто сидел в пруду)

2. Словарная работа

- Какое событие произошло в жизни Крошки Енота? (День рождения)

- Какое угощение приготовил Крошка Енот для своих друзей? (Сладкую осоку)

- Вы ничего не хотите спросить у нашего проводника? Что вы сами готовите на день рождения? (Почему именно осока?)

-Кто из вас знает, что такое осока? Слайд 12 (Осока)

– В энциклопедии “Я познаю мир” дается такое определение этого слова:

ОСОКА – это трава, которая растет по берегам пресных водоемов, болот. У нее гладкий стебель; листья длинные, узкие. Цветки мелкие и невзрачные. Цветет весной и летом. Осока – это травянистое растение с режущими листьями, но корень у него очень сладкий.

– Кто такой Енот, который любит сладкую осоку? Прочитайте. Слайд.

– Еноты – очень смешные и легко приспосабливающиеся животные. Они предпочитают селиться в дуплистых деревьях поблизости от пресных водоемов. Едят они практически все и прекрасно знают, что возле человека всегда найдется какая-нибудь пища. Но особое лакомство для енотов – осока.

3. Работа в группах.

- Сейчас поработаем исследователями, будем искать решение нашей проблемы.

Для этого, что нам необходимо сделать? Поработать с текстом.

-Если мы будем работать в группах, то у нас это получится быстрее. Вспомните правила работы в группах. Слайд 13. (Правила)1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.2. Выслушать мнение каждого.3. Найти общее решение.4. Выбрать выступающего.

Первая группа. Выборочное чтение.

На карточках задания, выполните их .

-Какая страшная тайна, по-мнению Обезьянки, поджидала Крошку Енота в пруду? Прочитайте.

-Какой совет дала Обезьянка Крошку Еноту? Прочитайте.

-Кто же дал Крошке Еноту правильный совет?

- Что посоветовала мама? Найдите и прочитайте.

4. Динамическая пауза. Слайд.

- А вы умеете улыбаться?

Посмотрите на своё отражение в зеркале. Выразите это чувство. Улыбнитесь!

- Разозлитесь! Закапризничайте!

- Когда вы себе понравились? Когда на вас было приятно смотреть, а значит и общаться с вами?

Улыбнитесь себе ещё раз, подружились со своим отражением? Сохраните эту улыбку и подарите её друг – другу. Слайд

- А теперь крепко потрите свои ладошки так, чтобы жарко стало. Быстро передайте свое тепло своим соседям, соединив свои ладошки с ладошками соседа. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас. Передадим это тепло нашему герою.

- Прочитайте, помог ли совет мамы Еноту?

- Наши предположения по произведению подтверждаются? (Да)

Вторая группа.Творческая работа (На карточках разные части текста с тремя заглавиями.) Слайд

- Скажите, на сколько частей можно разделить этот текст? (На 3 части )

- Перед вами разные части текста, расставьте их по порядку и озаглавьте эти части.

1. День рождения Енота. А про что там говорится?

2. Страшный зверь в пруду.

3. Находит друзей тот, кто сам встречает их улыбкой.

– Молодцы, ребята, вы действительно хорошие исследователи.

Третья группа. Работа по кластеру: сказка это или рассказ?

- А вы будете искать ответ на вопрос: сказка это или рассказ?

Определить жанр произведения нам поможет подсказка.

- Скажите, что такое сказка? (Сказка это произведение о вымышленных событиях и лицах)

- Какие приметы сказки вы знаете?

Слайд 14 Приметы сказки:

Сказочные герои

Главный герой – храбрый, смелый

Препятствия на пути героя –

Добро побеждает зло

- Какие бывают сказки?

Сказки бывают:

Волшебные Бытовые О животных

Есть автор?

(Да)(Нет)

Литературная Народная

- Р.. что мы с вами составили? Сделайте вывод.

Четвертая группа. Творческое задание. Чтение по ролям. Озвучивание мультфильма.

- А по этой сказке есть мультфильм. Кто – то может смотрел?

- Попробуем восстановить эпизод встречи Крошки Енота и Обезьянки. Текст перед вами. Подготовьтесь. Слайд шоу

Автор: По дороге домой снова встретились Крошка Енот и Обезьянка.

Обезьянка: - Как?! Ты не побоялся ТОГО, КТО сидит в пруду?

Крошка Енот: - Не побоялся! Он совсем не злой и не страшный ! Хочешь с ним подружиться?

Обезьянка: - Очень хочу!

Крошка Енот: - Тогда улыбнись ему. И он тоже улыбнется тебе. Вот увидишь.

Автор: Так все и случилось.

- Дома потренируйтесь и на следующем уроке попробуете все озвучить мультфильм.

5. Вывод по решению проблемы

-Вроде бы все понятно и просто в этой сказке. Но на самом деле не так.

- Подумайте и ответьте на вопрос - о чем эта сказка? Какая главная мысль сказки?

-Подсказка находится в тексте. Подтвердите словами из текста («Находит друзей тот, кто сам встречает их улыбкой».) Слайд 16. (Находит друзей тот, кто сам встречает их улыбкой)

- Скажите, ребята, мы нашли решение поставленной проблемы?

- С чего начинается Дружба? (Дружба начинается с улыбки.) Слайд 18. (Находит друзей тот, кто сам встречает их улыбкой)

7.Моделирование характеров героев сказки.

- А только ли улыбка помогает найти друзей? (Нет. Надо быть ….)

- Закончилось ли наше исследование? (Нет.)

-Какие черты характера должны иметь друзья?

- Для этого составим модели характеров героев сказки. Используя текст и слова - помощники.

1-я гр.- Крошка Енот (маленький, самостоятельный, добрый, смелый, храбрый, доброжелательный, отзывчивый )

2-гр.- Мама Енотиха (мудрая, добрая, ласковая, умная, нежная).

3-гр.- Обезьянка (трусливая, несмышленая, глупая, предупредительная, недружелюбная)

4-гр.- Составить модель отношений героев к тому кто сидит в пруду.

(Каждая группа показывает свою работу) Слайд

- Какое отношение этих героев с тем, кто сидит в пруду?

- А кто же сидит в пруду? (Их отражение)

- С кем бы, из этих героев, вы подружились?

Покажите, какое выражение лица хотели бы увидеть в нашем пруду?

Слайд

VII. Рефлексия

- Вспомните, с чего начиналась наша с вами дружба в начале урока?

- Скажите, какой вывод можно сделать? С чего начинается дружба?

- Р., нужно всегда помнить о том, каков тот, кто сидит у нас в «пруду».

VIII. Оценка знаний

- А теперь используя ваши улыбки, оцените свою работу на уроке. В памятках нарисуйте улыбки или наоборот. У кого больше улыбок значит, он работал на «5».Слайд 19.(Смайлики)

Читал

Исследовал

Отвечал на вопросы

Слушал

Искал

Разгадывал

Размышлял

- У кого больше улыбок? Поднимите руки.

IX.Домашнее задание

- Выберите себе задание по своему желанию. Слайд 20.

1.Перечитать сказку;

2. Подготовиться к чтению сказки по ролям;

3.Сделать иллюстрацию к сказке;

4.Найти полную версию сказки и прочитать.

X. Итог урока. Слайд 21. «Улыбка. Зеркало»

- Смотрите, Зеркало вам улыбается. А как поступите вы? Вот видите у вас еще появились друзья . А у меня вы. В заключение нашей встречи я хочу поблагодарить Вас за ваши улыбки, за активное участие в нашем уроке, за творчество. А пожелать я вам хочу, чтобы вы выросли добрыми и надежными людьми.

- Будем же чаще улыбаться, делиться добротой и заботой, вниманием к окружающим.

-С каким настроением вы уходите с урока?

- Сохранить его на весь день поможет песня.

Звучит песня В.Шаинского «Улыбка»

 Самоанализ урока литературного чтения

Я учитель начальных классов. У меня есть возможность выбора предмета. Почему именно урок литературного чтения выбрала? Образование – это обучение и воспитание вместе взятые. Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Данный урок «Урок этики в сказке Л.Муур «Крошка Енот», является предпоследним в разделе «Вперед по дороге открытий» в программе литературного чтения по системе Занкова. Эта тема очень легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся.

Так как я работаю по личностно-ориентированному направлению, то в своей работе применяю технологию проблемно- диалогического обучения.Технология проблемного диалога универсальна, то есть применима на любом предметном содержании и любой ступени и позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний из этого следует, что тип данного урока: урок «открытия» знаний.

Во-первых, на уроке ученики получили роль – исследователей, они открывали для себя новые знания. Во-вторых, процесс учения становился не репродуктивным, а поисковым и творческим.

Форма урока нетрадиционная: урок –исследование, которая позволила созданию мотивации урока

В своей работе использую интегрированные уроки. (Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность картины мира.) И поэтому на уроке присутствуют элементы интеграции предметов: литературное чтение + окружающий мир + изобразительное искусство, русский язык

Например, словарная работа прошла в форме маленьких сообщений. Хотелось, чтобы дети заранее готовили сообщения. (Но время не позволяет)

Этап рефлексии связала с изобразительным искусством. Это позволило активизировать познавательную деятельность и поддерживать внимание учащихся на высоком уровне.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению  для 2 класса начальной школы.

Дидактическая цель: формировать представление о нравственных качествах человека на основе анализа текста авторской сказки.

Задачи: (формирование у учащихся универсальных учебных действий)

познавательные (образовательные): познакомить с авторской зарубежной сказкой Л.Муур «Крошка Енот», формировать навык продуктивного чтения, раскрыть нравственные проблемы в сказке через составление модели отношений героев произведения;

общеучебные УУД: развивать умение понимать художественную идею произведения и раскрывать основную мысль текста,развивать умение работать с источниками ;

коммуникативные: сформировать умение правильно выражать свои мысли; умение работать в группах

личностные (воспитывающие): воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе; довести до сознания детей значение доброжелательных отношений на основе проблемно – диалогической работы, формировать личностное восприятие окружающего мира.

регулятивные: умение самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке, целеполагание и прогнозирование

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока и форме урока. В уроке имеют место логические переходы от одного этапа к другому.

   Приоритетной целью обучения литературного чтения в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника.

   Основным приёмом, обеспечивающим развитие читательской компетентности, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда-то ребёнок откроет в нём что-то новое, чего не заметил при первом чтении. Моя цель заключалась в создании благоприятных условий для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы для реализации цели использовала технологию продуктивного чтения.

В отличии от традиционного урока чтения, в продуктивном чтении этапы работы над текстом отличаются.

Нетрадиционное начало урока, проблемные ситуации, моменты удивления формировали положительную мотивацию к учебной деятельности, еще больше активизировали работу каждого ученика.

До чтения текста велась работа по созданию эмоционального настроя класса, артикуляционная гимнастика(волшебные слова), формулировки проблемы урока «С чего начинается дружба? » и определение целей деятельности учащихся на уроке , использовала прием антиципации, то есть предугадывание предстоящее чтение. Определили смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделили главного героя по названию произведения, имени автора, ключевым словам, с опорой на читательский опыт.

(Проблемные ситуации разрешались путём подводящего диалога.)

Далее учащиеся подтверждают свои предположения на основе первичного знакомства с текстом, где используется прием чтения с «остановками», что акцентирует внимание детей на ключевых моментах и делит текст на смысловые части.

Здесь же ведется методический прием -диалог с автором. Позволяет глубже осмыслить текст, понять позицию автора.

Далее дети выступают в роли исследователей, одновременно повторно перечитывают текст. Для этого выбрала групповую форму организации учебной деятельности на уроке, что позволило мне сэкономить время, включить детей в разные виды творческой деятельности , заставляя их неоднократно возвращаться к тексту.

Здесь использовались прием выборочного чтения, работа с кластером, деление текста на части и творческие задания.

Перед этим вспоминают правила работы в группах , что позволяет включить всех в работу и развивает умение работать в группах.

В соответствии с здоровьесберегающими технологиями была проведена тематическая динамическая пауза, для создания психологического комфорта, которая органично связала предыдущие и последующие этапы урока.

В процессе работы над текстом идет опора на знания детей. (т.е. связь с пройденным материалом).Дети вспоминают что такое сказка, какие бываю сказки. Здесь удачно использовался кластер, который позволяет детям самостоятельно выстроить свое доказательство, систематизировать знания.

Для окончательного осмысления текста , подтверждения догадок детей , выявления позиции автора, использовала прием моделирования характеров и отношений героев, Все это дети проделывают в группах.

Работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации приемов и методов развивающего обучение, подобранных заданий и частой сменой деятельности.

Уместно на уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие» т.е. каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

Обеспечение самоконтроля и анализа своей деятельности, а также рефлексии на протяжении всего урока, повышает ответственность учащихся за результат своего труда, снимает страх перед цифровой отметкой.

Получив разноуровневое домашнее задание на выбор, ученики ушли с урока озадаченные новой проблемой, что ведёт к поиску решений и повышению качества знаний.

Использование компьютерных технологий  и разных видов источников знаний (энциклопедия, толковый словарь, полная версия произведения) на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной.

Урок был построен так , чтобы каждый ученик находился в постоянном поиске и решении проблем, тем самым не заметно для себя учащиеся «открыли» новые знания и систематизировали их.

Все содержание урока полностью соответсвовало заявленной теме и современным дидактическим требованиям. Заявленные в начале урока цель и задачи реализованы в полном обьеме.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области