Методическая разработка для воспитателей по образовательной детской деятельности для детей среднего возраста (4-5 лет) «Составление описательного рассказа на тему «Овощи»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
1) Учить составлять короткий описательный рассказ об овощах по плану, предложенному воспитателем.
2) Обогащать словарный запас детей прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков).
3) Активизация словаря детей существительными, названиями овощей
4) Учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
5) Поощрять попытки детей рассказывать как можно подробнее.
6) Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, запоминать его содержание.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
1) Продолжать учить различать овощи.
2) Учить классифицировать овощи.
3) Продолжать развивать память детей.
4) Формировать умение узнавать овощи по словесному описанию, без опоры на наглядность.
Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие»
1) Формировать умение вести неотрывную линию по контору, закрашивать рисунок карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо), подбирая нужный цвет для изображения.
Образовательная область «Физическое развитие»:
1)Развивать двигательную активность детей, умение сочетать движение со словами.
Методы и приемы:
Практические: игры, рисование, пальчиковая гимнастика.
Наглядные: сюрпризный момент, рассматривание.
Словесные: беседы, вопросы, чтение стихотворения, составление описательных рассказов, словесные игры.
Материал и оборудование:
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | 1. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика «Капуста» Цель: Активизировать двигательную активность детей, умение сочетать движения с речь. |
Игровая | 1. Сюрпризный момент «Приход зайца Степашки к детям» Цель: Вызвать интерес к предстоящей деятельности. 2. Игровая ситуация «Благодарность от Степашки» Цель: получение чувства удовлетворенности от деятельности. |
Познавательно-исследовательская | 1. Игра Что лишнее?» Цель: Упражнять в умении классифицировать овощи. |
Коммуникативная | 1. Беседа по содержанию стихотворения Токмаковой «Посадка овощей» Цель: Закреплять умение запоминать содержание стихотворения и отвечать на поставленные вопросы полным предложением . 2. Составление описательных рассказов на тему «Овощи» Цель: Учить составлять короткий описательный рассказ об овощах по плану, предложенному воспитателем. 3.Словесная игра «Отгадай-ка» Цель: Формировать умение рассказывать об овощах по картинке и отгадывать овощи по словесному описанию, без опоры на наглядность. 4. Словесная игра «Назови сок» Цель: Обогащать словарный запас детей прилагательными, образованными от существительных, названий овощей. |
Изобразительная | 1. Рисование овощей. Цель: Развивать умение вести неотрывную линию по контуру, подбирать нужный цвет и закрашивать не выходя за пределы изображения в одном направлении. |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | 1. Чтение стихотворения Токмаковой «Посадка овощей» Цель: Формировать умение быть внимательными слушателями. |
Демонстрационный: игрушка заяц Степашка, овощи, поднос, картинки с изображением овощей и нескольких фруктов, текст стихотворения Токмаковой «Посадка овощей».
Раздаточный: картинки с изображением овощей для каждого ребенка, листы с пунктирным изображением овощей, цветные карандаши, простые карандаши
Этап занятия | Задачи | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный | Сюрпризный момент «Приход в гости зайца Степашки | Есть мотивация на предстоящую деятельность | ||
Воспитатель разговаривает от имени Степашки, который рассказывает детям, что ему нужно помочь друзьям заготовить овощи на зиму, но он не знает, что это такое овощи и просит детей познакомить с ними. Воспитатель предлагает помочь Степашке, а для этого нужно познакомиться со стихотворением Токмаковой «Посадка овощей» Перед чтением стихотворения Токмаковой «Посадка овощей» дает установку детям на запоминание овощей, о которых говорится в этом стихотворении. | Слушают, предлагают помощь. | |||
Деятельностный | Продолжать учить внимательно слушать стихотворение, запоминать его содержание. Продолжать развивать память детей. | Чтение стихотворения Токмаковой «Посадка овощей» | Слушают и запоминают содержание стихотворения. | |
Читает стихотворение Токмаковой «Посадка овощей» : « Посадила баба Фекла в огороде лук да свеклу, А любимый внук Антошка посадил чеснок с картошкой, И морковку, и капусту, чтобы борщ был очень вкусный. Не забыл про помидоры: посадил их вдоль забора, Огурцы, укроп, петрушку - чтоб любили все друг дружку. Витаминный огород требует больших хлопот. Баба Фекла в борщ кладет все, что у нее растет». После чтения стихотворения Степашка просит, чтобы дети еще раз ему рассказали, что где росло у бабушки Феклы, а то он не совсем понял. | Слушают стихотворение, запоминают его содержание. | |||
Учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением. Уточнить и закрепить знания детей об овощах и месте их выращивания | Беседа по содержанию стихотворения Токмаковой «Посадка овощей» | Отвечают на вопросы полным предложением. Называют овощи и место где они растут. | ||
Воспитатель задает детям вопросы по содержанию стихотворения Токмаковой «Посадка овощей»: 1. Как называется это стихотворение? 2. Кто его написал? 3. О чем это стихотворение? 4. Что сажала баба Фекла на огороде? 5. Где сажала бабка Фекла овощи? 6. Какие овощи выросли у нее на огороде? 7. Кто помогал ей сажать овощи? 8. Что она готовит из овощей? Сейчас я хочу, чтобы вы помогли Степашки еще лучше запомнить овощи. Мы с вами поиграем в игру «Что лишнее?» | Отвечают на вопросы. | |||
Учить классифицировать овощи. | Игра «Что лишнее?» | Выделяют и классифицируют овощи среди других предметов. | ||
Предлагает детям найти лишний предмет при рассматривании ряда картинок. Воспитатель хвалит детей и просит, чтобы они рассказали Степашки про разные овощи, которые лежат на подносе. | Определяют и называют лишний предмет. | |||
Учить составлять короткий описательный рассказ по плану, предложенному воспитателем. Поощрять попытки детей рассказывать как можно подробнее. | Составление описательного рассказа на тему «Овощи» | Составляют описательный рассказ по плану, предложенному воспитателем. | ||
Предлагает детям план рассказа: 1. Про какой овощ вы хотите рассказать Степашки? 2. Какого он цвета, формы? 3. Какой на вкус? 4. Каким его можно кушать? Дает образец рассказа: «Степашка, я расскажу тебе про морковь. Она оранжевая, длинная и вкусная. Морковь можно кушать сырой. Когда ее грызешь, она хрустит на зубах. Морковь кладут в суп, борщ, щи и салаты. В ней много витаминов. Она очень полезная» Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает с помощью наводящих вопросов продолжить рассказ. Степашка благодарит детей за такие интересные рассказы об овощах. С их помощью он узнал много овощей. Воспитатель предлагает Степашки вместе с детьми заготовить капусту на зиму, засолив ее. | Дети рассказывают, отвечают на вопросы. Слушают рассказ воспитателя. | |||
Развивать двигательную активность и умение сочетать движение со словами. | Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика «Капуста» | Активизирована двигательная активность детей, развито умение сочетать движения с речью. | ||
Предлагает детям выполнить движения в сочетании со словами: Мы капусту рубим, рубим. Мы морковку трем, трем. Мы капусту солим, солим. Мы капусту жмем, жмем. Попробуем как вкусно! Ведь это же капуста. «Молодцы! Хорошо потрудились. Предлагаю поиграть в интересную игру «Отгадай-ка» - говорит воспитатель. | Выполняют движения в сочетании со словами. | |||
Обогащать словарный запас детей прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков). Формировать умение отгадывать овощи по словесному описанию, без опоры на наглядность. | Словесная игра «Отгадай-ка» | Используют в речи прилагательные, обозначающие признаки предмета (формы, величины, цветовых оттенков). Называют овощи по словесному описанию, без опоры на наглядность. | ||
Предлагает каждому ребенку одну карточку с изображением какого-то овоща. Напоминает правила игры: «Нужно описать овощ, который у вас на карточке, не называя его и не показывая карточку другим детям. Остальные дети отгадывают овощ только по словесному описанию» «Трудно было отгадать овощи только по словесному описанию, но вы справились. Молодцы! Сейчас у нас будет необычное, но очень интересное рисование. Я вам раздам листочки с пунктирным изображением какого-то овоща. Чтобы узнать овощ нужно провести неотрывную линию по контуру простым карандашом, затем вспомнить какого цвета этот овощ нужно закрасить его в этот цвет. Закрашивать рисунок надо проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо). | Рассказывают и отгадывают овощи. | |||
Формировать умение вести неотрывную линию по контору, закрашивать рисунок карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо), подбирая нужный цвет для изображения. | Рисование овощей. | Обрисовывают по контуру и закрашивают. | ||
Предлагает листы с пунктирными контурами овощей. После того, как дети нарисуют Степашка говорит, что теперь он узнал много разных овощей и сможет помочь своим друзьям заготовить овощи на зиму. Воспитатель предлагает детям назвать какие соки можно приготовить из овощей. | Обрисовывают рисунок по контуру и закрашивают. | |||
Обогащать словарный запас детей прилагательными, образованными от существительных, названий овощей. | Словесная игра «Назови сок». | Используют в речи прилагательные, образованные от существительных, названий овощей. | ||
Предлагает назвать соки из определенного овоща: Если сок из капусты, то это какой сок? (Капустный.) Сок из моркови (какой?)…и т.д. | Называют соки. | |||
Заключительный | Игровая ситуация «Благодарность от Степашки» | Могут поделиться впечатлениями о прошедшей деятельности. | ||
Воспитатель разговаривает от имени Степашки, который благодарит детей за помощь и спрашивает «Какое упражнение, задание было самым лёгким? Какое задание было самым сложным? Какое задание было самым интересным? Какое задание было самым веселым? Воспитатель следит, чтобы ответы детей были полным предложением. | Отвечают на вопросы полным предложением. |