МДОУ детский сад 57 г. Ярославль
Методическая разработка
Консультация для педагогов по теме:
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории
Поздеева С.В. МДОУ д/с57.
Г. Ярославль
Октябрь 2017
Консультация для педагогов
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Цель:
Ребенок родился. Сейчас он для нас, взрослых, чистый лист, который свободен от правил и шаблонов. Чем заполнится этот лист, напрямую зависит от нас, его внутренних потребностей, возможностей и желаний. Чтобы наполнение было полноценным, основой воспитания детей раннего возраста является сенсорное развитие. Ребенок познает мир через свои ощущения, восприятия цвета, вкуса, запаха, тактильных ощущений и задача родителей и педагогов помочь ему в этом.
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.
Главными задачами сенсорного воспитания являются:
1. Научить ребёнка изучать окружающий мир: наблюдать, рассматривать, прислушиваться.
Через собственный опыт, пример родителей и педагогов .
Чтение познавательной литературы.
2. Научить ребёнка обследовать предметы.
Обследование осуществляется в три этапа:
Определение формы предмета в целом. Например: яблоко - круглое.
Выявление формы, размера главных частей предмета. Например: у кошки есть голова, туловище, хвост, лапы.
Выявление второстепенных частей предмета. Например: у кошки на голове: глаза, уши, нос.
3. Формировать сенсорные эталоны ( образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством).
Выделяют эталоны:
Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.)
Величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.)
Вкуса ( сладкий, кислый, горький, солёный).
Обоняния (аромат ягод, запах специй и т.д.)
Эталон осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д ).
Эталоны звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.)
4. Формировать умения использовать сенсорные навыки в деятельности. Например:
Математика. Усвоив эталоны величины (большой, маленький), ребёнок может разбить предметы на две группы и т.д.
Изобразительная деятельность: ребёнок использует цвет в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т.д.
Развитие речи: ребенок использует слова, обозначающие цвет, форму, вкус и т.д. в своей речи
Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.
1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.
2. Метод развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком чашку с чаем?» (Чтобы не обжечься)
3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель с детьми проговаривают свойства предмета при обследовании. Например, апельсин: по форме- круглый, цвет- желтый; запах- ароматный; вкус- кисло-сладкий.
4. Метод сравнения. Например: сравнить апельсин и банан по форме, вкусу, цвету и т.д.
5. Упражнения, (многократное повторение). Например: найдите в группе предметы квадратной формы
Условия для сенсорного развития ребенка:
- Предметно - развивающая среда (оснащение уголков).
- Разнообразная содержательная деятельность детей
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.
Большую роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры. Игра была, есть и всегда будет основной деятельностью детей дошкольного возраста. Использование дидактических игр в НОД и в свободное время расширяют представления малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактическая игра требует усидчивости, использования мыслительного процесса, умения соблюдать правила. Игра – естественный способ развития ребенка.
Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые знания и навыки, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. В процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.
Дидактические игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями и т.д.:
«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса. «Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук- мелкой моторики. Во время игры ребенок манипулирует деталями, развивает творческое воображение, чувство формы, цвета, воспитывает в себе терпение и настойчивость.
Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук.
Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева".
В своей работе мы используем и самодельные игры :
-Игры с прищепками (развитие мелкой моторики, восприятия цвета)
Цель: учить детей подбирать нужные прищепки нужного цвета, развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Бельевая прищепка способствует формированию и развитию движений сжимания и разжимания кончиков пальцев рук.
-Игры с пробками (способствуют развитию мелкой моторики и цветового восприятия
Цель: развивать пространственную ориентацию, координацию движений рук, цветовосприятие, мелкую моторику.
- «Собери по образцу. Геометрическая мозаика» ( из геометрических фигур собрать картинку по образцу или самостоятельно)
Цель: Развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представление о геометрических фигурах, формах. Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет). Развивать речь, умение делать простые выводы.
Чем взрослее становится ребенок, тем содержательнее, сложнее становятся игры.