Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для педагогов дошкольного образования "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МДОУ детский сад 57 г. Ярославль

Методическая разработка

Консультация для педагогов по теме:

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Поздеева С.В. МДОУ д/с57.

Г. Ярославль

Октябрь 2017

Консультация для педагогов

«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Цель:

Ребенок родился. Сейчас он для нас, взрослых, чистый лист, который свободен от правил и шаблонов. Чем заполнится этот лист, напрямую зависит от нас, его внутренних потребностей, возможностей и желаний. Чтобы наполнение было полноценным, основой воспитания детей раннего возраста является сенсорное развитие. Ребенок познает мир через свои ощущения, восприятия цвета, вкуса, запаха, тактильных ощущений и задача родителей и педагогов помочь ему в этом.

Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.

Главными задачами сенсорного воспитания являются:

1. Научить ребёнка изучать окружающий мир: наблюдать, рассматривать, прислушиваться.

Через собственный опыт, пример родителей и педагогов .

Чтение познавательной литературы.

2. Научить ребёнка обследовать предметы.

Обследование осуществляется в три этапа:

Определение формы предмета в целом. Например: яблоко - круглое.

Выявление формы, размера главных частей предмета. Например: у кошки есть голова, туловище, хвост, лапы.

Выявление второстепенных частей предмета. Например: у кошки на голове: глаза, уши, нос.

3. Формировать сенсорные эталоны ( образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством).

Выделяют эталоны:

Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).

Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.)

Величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.)

Вкуса ( сладкий, кислый, горький, солёный).

Обоняния (аромат ягод, запах специй и т.д.)

Эталон осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д ).

Эталоны звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)

Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)

Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.)

4. Формировать умения использовать сенсорные навыки в деятельности. Например:

Математика. Усвоив эталоны величины (большой, маленький), ребёнок может разбить предметы на две группы и т.д.

Изобразительная деятельность: ребёнок использует цвет в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т.д.

Развитие речи: ребенок использует слова, обозначающие цвет, форму, вкус и т.д. в своей речи

Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.

1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.

2. Метод развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком чашку с чаем?» (Чтобы не обжечься)

3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель с детьми проговаривают свойства предмета при обследовании. Например, апельсин: по форме- круглый, цвет- желтый; запах- ароматный; вкус- кисло-сладкий.

4. Метод сравнения. Например: сравнить апельсин и банан по форме, вкусу, цвету и т.д.

5.  Упражнения, (многократное повторение). Например: найдите в группе предметы квадратной формы

Условия для сенсорного развития ребенка:

- Предметно - развивающая среда (оснащение уголков).

-  Разнообразная содержательная деятельность детей

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.

Большую роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры. Игра была, есть и всегда будет основной деятельностью детей дошкольного возраста. Использование дидактических игр в НОД и в свободное время расширяют представления малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактическая игра требует усидчивости, использования мыслительного процесса, умения соблюдать правила. Игра – естественный способ развития ребенка.

Только в игре ребенок радостно и легко раскрывает свои творческие способности, осваивает новые знания и навыки, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения. В процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.

Дидактические игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями и т.д.:

«Пирамидки» - многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса. «Мозаика», «Конструктор», - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук- мелкой моторики. Во время игры ребенок манипулирует деталями, развивает творческое воображение, чувство формы, цвета, воспитывает в себе терпение и настойчивость.

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам мамы» - помогут скоординировать движения обеих рук.

Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева".

В своей работе мы используем и самодельные игры :

-Игры с прищепками (развитие мелкой моторики, восприятия цвета)

Цель: учить детей подбирать нужные прищепки нужного цвета, развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Бельевая прищепка способствует формированию и развитию движений сжимания и разжимания кончиков пальцев рук.

-Игры с пробками (способствуют развитию мелкой моторики и цветового восприятия

Цель: развивать пространственную ориентацию, координацию движений рук, цветовосприятие, мелкую моторику.

- «Собери по образцу. Геометрическая мозаика» ( из геометрических фигур собрать картинку по образцу или самостоятельно)

Цель: Развивать мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Учить обобщать и сравнивать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представление о геометрических фигурах, формах. Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам (форма, величина, цвет). Развивать речь, умение делать простые выводы.

Чем взрослее становится ребенок, тем содержательнее, сложнее становятся игры.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области