КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, 3 КЛАСС
ТЕМА: «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭКОНОМИКА?»
УУД
Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа и построения рассуждения; самостоятельно осуществлять анализ объектов, применять полученные знания на практике; применять методы информационного поиска.
Регулятивные УУД: умение ставить учебную задачу; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
Коммуникативные УУД: формулировать и обосновывать свою точку зрения, умение договариваться и приходить к общему решению в сотрудничестве.
Личностные УУД: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы |
Организационный | Учитель настраивает детей на работу на уроке. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»! | Дети готовят все к уроку | |
Актуализация знаний | Давайте посмотрим, как вы справились с, предыдущей темой.: огонь, вода и газ. Что же необходимо было сделать дома? Верно. Выполнить задания на стр.3-5 в рабочей тетради. Возникли сложности с выполнением задания? Отлично. | Дети показывают рабочие тетради в раскрытом виде и сдают их на проверку. | |
Постановка учебной задачи | Итак, начнём урок со сказки. Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его: - Сходи, Емеля, за водой. А он им с печки: - Неохота... - Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут. - Ну, ладно. Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку: - Вот уха будет сладка! Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: - Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеется: - На что ты мне пригодишься?.. Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка. Щука взмолилась опять: - Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь. Конечно же все узнали эту сказку. Как же она называется? Верно. «По-щучьему велению!» А кто из вас видел щуку-волшебницу наяву? Да, только в сказках за человека все дела выполняет волшебный персонаж. С помощью волшебных предметов и помощников герои получают всё, что им нужно. А как в жизни человек человеку достаётся всё необходимое? То, что ему хочется? (Ответы детей) Спасибо за ответы. Теперь обобщим все ответы. Всё мы получаем, если правильно ведём хозяйство. Ребята! Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Если все слова по горизонтали будут верными, то по вертикали в выделенных клетках вы прочтёте название очень важной науки. Рисунки помогут вам правильно ответить на вопросы. Вы замечательно справились с заданием. Это действительно наука Экономика. Давайте определим цель урока. Для этого используйте начало фразы - Я думаю, что узнаю… - Мне хотелось бы узнать … -Сегодня на уроке мы с вами и познакомимся с этими понятиями. Сообщение темы урока, постановка учебной проблемы - Для чего нужна экономика? А вы раньше слышали это слово? Что же обозначает слово «Экономика»? Подвожу к определению понятия. Экономика – это разумное ведение домашнего хозяйства, хозяйства предприятий, регионов, стран и всего мира. Это слово появилось очень давно. Понятие «Экономика» предложил древнегреческий философ Аристотель. Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или «домашнее хозяйство». А «номос» -означает «правило», «закон». Получается, что экономика – это правила и законы ведения домашнего хозяйства. Именно так понимали слово в прошлом. А сейчас это слово имеет более широкое значение. Экономика – наука о рациональном ведении хозяйства . | Дети анализируют и проводят рефлексию собственной деятельности Разгадывают кроссворд в группах Формулируют цель и задачи урока. Рассказ учителя о понятии «Экономика». | Работают в группе Проверка по образцу |
Открытие нового знания | Ребята! Откройте, пожалуйста, учебники на странице 38-39 и прочтите текст до конца второго абзаца стр.39 Какое новое понятие вы встретили в тексте? Верно! Потребность. Выведение понятия: Потребность – это нужда. ВСЁ ЧТО НУЖНО ЛЮДЯМ ДЛЯ ЖИЗНИ НАЗЫВАЮТ ПОТРЕБНОСТЯМИ. - Скажите, а какие ваши потребности? (учитель распределяет их в три столбика: ЕСТЕСТВЕННЫЕ (природные) ОБЩЕСТВЕННЫЕ (отношения м/у людьми) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ (материал.потр.) - Все потребности можно разбить на три группы. Естественные - это потребности природные, то, что дает нам природа. Общественные – это отношения между людьми, и экономические – это потребности материальные. Все эти потребности нам нужны для жизни. - А откуда берутся хлеб, сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе? -Всё это дает нам экономика. А какие направления (отрасли) вы знаете? -Какова же главная задача экономики? ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЭКОНОМИКИ – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ РАЗНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ. | Работа в группах. Выделяют новое понятие. Обучающиеся называют свои потребности. Предположения детей. Сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Определяют главную задачу экономики | |
Первичное закрепление | Игра «Отгадай потребности». Я лежу болею Сам себя жалею. Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение. Выучи, Алёшенька, таблицу умножения. Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар. ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА. | Потребность в медицине. Потребность в обучении. Потребность в покупке посуды. | |
Продолжение работы по теме урока Первичное закрепление | 3. Что производят люди, для удовлетворения своих потребностей? -Но не все товары мы можем ощутить, потрогать. Есть такие виды деятельности людей, с помощью которых мы удовлетворяем свои потребности. Это и называется услугами. 4. Работа по учебнику (в парах) -Что такое товары и услуги прочитайте в учебнике на стр. 40. – товары – услуги. - В чём отличие товара от услуги? Запишем понятия в словарик 5. Игра «Товар - Услуга» (Работа в группе) Необходимо среди набора карточек выбрать и наклеить те, которые относятся к товара у 1 группы, к услугам – у второй. | Предположения детей. Товары. Читают в учебнике, анализируют, делают вывод. . | Работают в группах Работают в группах |
Самостоятельная работа | 6) Самостоятельная работа – Внимательно прочитайте отрывки из известных стихотворений и определите где услуга, а где товар. Пошла муха на базар И купила самовар. Приходите тараканы Я вас чаем угощу… И сейчас же с высокой скалыК Айболиту спустились орлы.«Садись Айболит верхом!Мы живо тебя довезем».Шел трамвай десятый номерПо бульварному кольцу.В нем сидело и стоялоСто пятнадцать человек.Я прививок не боюсьЕсли надо, уколюсь.В магазине, как в лесу:Можно тут купить лису,Лопоухого зайчонка,Снежно-белого мышонка,Попугайчиков-зеленыхНеразлучников влюбленных.Он отправился в буфетПокупать себе билет.А потом помчался в кассуПокупать бутылку квасу.Для больного человекаНужен врач, нужна аптека. | Выполняют работу самостоятельно | |
Повторение | Работа в паре Тест: . Закончи определение: экономика- это…. С) наука Е) возможность заработать деньги М) наука о рациональном ведении хозяйства . Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко? К) промышленность О) сельское хозяйство У) торговля. . Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь? Л) промышленность Н) с/х А) торговля. . Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи? З) промышленность Х) с/х О) торговля. . Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары? П) торговля Д) транспорт Ю) строительство. . Какая отрасль экономики возводит различные постройки? Ц) строительство Г) торговля И) транспорт. . Продолжи фразу: «Все отрасли экономики……» Я) иногда пересекаются Ж) самостоятельны Ы) тесно взаимосвязаны. Вы действительно молодцы! | Закрепляют тему урока, выполняя тест в паре Молодцы. | Работа в паре |
Итог урока, рефлексия и д/з. | Мишень Д/з: уч. стр. 38-41, тетр. стр. 23-24 №1-4. | Подводят итоги урока, записывают д/з. | Проводят рефлексию |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
3 КЛАСС
ТЕМА: «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭКОНОМИКА»
Цели для ученика: Научиться раскрывать роль экономики в нашей жизни, научиться объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги. Развивать умение работать в группе, в паре. Воспитывать культуру общения, умение оценивать свои результаты и результаты одноклассников. | Цели для учителя: Образовательные: - сформировать новые понятия «потребности», «товар», услуга»; - обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики; - сформировать умение видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики; - обучить переносу знаний об экономике в повседневные ситуации. Развивающие: -развивать коммуникативные навыки при работе в группе, в паре; - развивать умение анализировать, группировать, обобщать. Воспитательные: воспитывать культуру общения, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников. |
Тип урока: урок «открытия» нового знания (урок постановки учебной задачи) | Форма урока: классно-урочная |
Опорные понятия, термины: Экономика. | Новые понятия: Потребности, услуги, товары. |
Формы контроля: самопроверка по образцу, взаимопроверка, фронтальная проверка. | Домашнее заданиеуч. стр. 38-41, тетр. стр. 23-24 №1-4. |