Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования – Дом детского творчества города Аркадака
Конспект
открытого занятия
объединения «Поиск»
Тема занятия:
«Город Аркадак»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Страдымова Л. Ю.
Декабрь 2017
Цель: совершенствование поисковой, учебно – исследовательской деятельности, через ИКТ, иcпользование которой направлено на формирование интереса обучающихся к истории своего края.
Образовательная - познакомить с историей города, памятников, улиц, научить активным формам деятельности с использованием ИКТ;
Развивающая – развивать интерес к изучению исторического прошлого края, совершенствоавать поисковую, учебно – исследовательскую деятельность. Формировать у учащихся желания улучшить свои учебные достижения. Укреплять уверенность в учебных возможностях обучающихся.
Воспитательная – воспитывать интерес к истории своего города, способствовать формированию любви к родине, к родному Аркадаку.
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: нетрадиционная, с использованием презентаций, игры, виртуального путешествия, поисково-исследовательской деятельности.
Оборудование: ноутбук, презентации к занятию, карточки с заданиями, записи песен « Наследники России»
Информационные источники: Кравцов В.М «Край родной навек любимый», материалы газет «Сельская новь», архивные документы ДДТ по истории края.
Методы: метод витагенного обучения, наглядный, практический для креативного мышления, проблемного изложения, исследовательский, эвристический.
Формы: игровые, исследовательские.
Предварительная работа: наблюдения на экскурсиях, ознакомление с загадками, пословицами, архивными материалами ДДТ по истории города, подготовка выступлений, презентации по теме «Памятники города Аркадака», «Экскурсия по городу Аркадаку», Игра «Угадай –ка».
План занятия
Организационный момент.
1.Введение в тему.
2.Постановка цели и задач занятия.
Основная часть
1. Работа со словарём.
2 . Пословицы и загадки.
3. Мозговая гимнастика.
4.Заочная экскурсия по городу.
5.Физминутка
6. Исследовательские работы обучающихся
( презентации, сообщения )
7.Физминутка для глаз.
8.Работа с исторической литературой и периодической печатью.
Подведение итогов.
1.Творческое задание: « Угадай-ка »
2. Игра « Мы краеведы». Работа с карточками.
3. «Загадалки».
Обобщение. Вывод.
Рефлексия
Ход занятия
I. Организационный этап
1. Введение в тему.
Здравствуйте! Это значит – здоровья, добра вам! Это значит - мы рады видеть друг друга сейчас. И вниманием гордимся по праву, и любуемся светом улыбок и глаз! Стоит лишь раздвинуть шторы, распахнуть окно - нам навстречу хлынет город и засмеется озорно, зашумит прохладным ветром, дунет запахом листвы, и его теплу и свету снова улыбнёмся мы.
У каждого из вас есть дом, город, село, улица, школа – это всё наша Родина. Но есть в нашей стране город, который каждый может назвать своим домом. Все дороги сходятся в этом городе. По земле, по воздуху, по воде стремятся в этот город люди. Они хотят пройтись по родным улицам, побродить по площадям, проспектам, полюбоваться достопримечательностями. Это самый главный для нас город - Аркадак. Сегодня мы отправимся в путешествие по городу Аркадак. У каждого города своя биография, свой облик. Походив по ее улицам, всегда можно понять, каков он, этот народ, живущий в этом городе, на этой земле. Особенно о многом расскажут названия улиц и площадей. Улицы похожи на каменную летопись, где рядом мы можем увидеть дома разных веков и десятилетий. Надо только научиться читать эту летопись. Помогут нам в этом памятники, около которых мы сегодня остановимся.
Народная мудрость гласит: всяк дом соседями держится. А мы продолжим: А всяк город – своими горожанами. Ведь именно от них зависит чистота улиц, благоустройство дворов, количество зелёных насаждений…
А главное – общее настроение! Если большинство людей вежливы и доброжелательны, то весь город кажется приятным и радушным. Мне кажется, что наш город – именно такой
Я счастлива, что в городе этом родилась, Что с ним я судьбою навек породнилась Горжусь я, и гордость свою не скрываю. Мой город — частичка Саратовского края!
Здесь ветер свежее и небо здесь шире, здесь самые лучшие девочки в мире!
Здесь самые смелые мальчишки на свете и самые добрые в мире соседи!
Русские люди исстари славились обычаем добрососедства: сообща отмечали радостные события. И плечом к плечу встречали нежданную беду. Меняются времена, но не хочется, чтобы добрые традиции уходили из нашей жизни. Люди, живущие рядом, должны вместе переживать радости и беды.
Предлагаю Вам совершить небольшое заочное путешествие. Что вы можете рассказать про Аркадак? Что бы вы хотели узнать по этому вопросу? ( о памятниках , об улицах города, о земляках). Опираясь на Ваши ответы, составим кластер. /Составление кластера/ Выделим главный вопрос, который будет рассмотрен сегодня (Город ). Тема нашего заочного путешествия «Город Аркадак»
Мой город, ты растешь и хорошеешь,
И молодеешь прямо на глазах.
Люблю твои зеленые аллеи
В весенних, солнечных лучах.
И жарким летом, и порой осенней
Живешь в кольце лесов.
И наслаждаться соловьиным пеньем
К нам едут из огромных городов.
2.Постановка цели и задач занятия.
II. Усвоение новых знаний.
1.Работа со словарём.
Город — крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики, является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнеобеспечение населения.
Крупнейшие — с населением свыше 1 млн чел.Крупные — от 250 тыс. чел. до 1 млн чел. (в том числе подкатегории от 250 до 500 тыс. и от 500 тыс. до 1 млн чел.) Большие — от 100 до 250 тыс. чел. Средние — от 50 до 100 тыс. чел.Малые — до 50 тыс. чел. (в том числе подкатегории до 10 тыс., от 10 до 20 тыс. и от 20 до 50 тыс. чел.) (Материал из Википедии - свободной энциклопедии.)
2.Пословицы и поговорки о Родине, о городе, о земляках
Города строят не языком, а рублём да топором.Что ни город, то норов, что изба, то обычай.Смелость города берет.Без денег в город — сам себе ворог.
3. Мозговая гимнастика
Стихотворение о городе
Люблю свой город ранним утром яКогда все улицы его пустынны.Я город свой люблю в разгаре дня,Когда вокруг снуют, бегут и мчатся.
И вечером, когда горят огниСияют улицы и яркие витрины.Люблю я город свой и ясным днём,И в холод, и в жару, и в непогоду.
Люблю в нём каждый уголок и дом,Люблю неповторимую природу.Люблю свой город с детства всей душой,Не требуя взамен любви взаимной.
За что? За то, что этот город мой И для меня он самый дивный!Давайте же друзья любить свой город!Ценить, беречь его и украшать
Писать стихи о нём и песни сочинять, Сажать деревья и цветы сажать!
4.Заочная экскурсия по городу Аркадаку.
Презентация «Наши достопримечательности»
5. Физкультминутка.
Люблю по городу гулять, (идут по кругу) .
Люблю смотреть, (смотрят влево, вправо,
Люблю считать: (хлопают в ладоши)
Раз – дом, в котором я живу, (загибают пальцы,
Два – ДДТ , куда хожу.
Площадь с памятником – это три,
Если хочешь – посмотри.
Библиотека – это четыре, мы туда уже ходили.
Пять – гуляю я опять
Школа искусств – это шесть
И талантов там не счесть.
Музыкальная школа – это семь,
Музыка нужна нам всем.
Восемь – наш бассейн,
Девять – это Храм
Десять – к школе я схожу
Очень город свой люблю!
6.Выступление историков – краеведов
а) Сообщения о памятниках – (индивидуально)
б) Исследовательские работы детей. «Улицы города»
7 . Физминутка для глаз. Аутотренинг ("Мы - друзья природы")
Ребята, закройте глаза и представьте: ярко светит солнце,дует лёгкий ветерок
мы вдыхаем его чистый свежий воздух, нам хорошо и приятно.
8.Работа с исторической литературой и периодической печатью.
Работа с монографиями «Улицы и их имена», с материалами газеты «Сельская новь» по теме «Город и люди».
III. Закрепление новых знаний
1.Творческое задание: « Угадай-ка »
2. Игра « Мы краеведы». Работа с карточками.
3. «Загадалки».
1. Можно здесь купить таблетки
И микстуру заказать.
Витамины выбрать можно,
По рецепту мази взять.
(Аптека.)
2. Здесь покупают и продают,
Здесь на прилавках все люди найдут.
Могут продукты любые купить
И для детишек конфет не забыть.
Могут одежду себе присмотреть.
Обувь, посуду и ткань приглядеть.
(Магазин.)
3. Из металла великан.
Добрым делом он увлекся
Поперек реки улегся.
По нему, забыв о чуде,
Переходят реку люди
(Мост)
5. Соревнования там проводят,
Играют даже там в хоккей.
Там занимаются спортсмены,
И ты туда спеши скорей.
(спортивный комплекс «ФОК»)
6. В этот дом идут с утра
Дети нашего двора.
Он уютный и большой,
Он всем детям как родной.
Там они гуляют, спят,
На занятиях сидят,
Сказки слушают, танцуют.
Учатся считать, рисуют.
(Детский сад)
7. Здание красивое в городе стоит,
Серебряная крыша на солнце блестит,
Там ты о прошлом можешь узнать
И экспонаты все повидать.
( Краеведческий музей.)
8. В этом доме нет дошкольников,
Но зато в нем много школьников.
Учатся читать, писать,
Задачи сложные решать.
(Школа.)
9. Много деревьев и много цветов.
И отдохнуть здесь каждый готов.
Мчится по кругу с детьми карусель,
В тихих аллеях прохлада и тень.
Можно гулять и кататься весь день.
(Парк)
10. Мы склонились низко, низко
Над подножьем обелиска.
Наш венок расцвѐл на нѐм
Жарким пламенным огнѐм.
Мир солдаты защищали,
Жизнь они за нас отдали,
Сохраним в сердцах своих,
Память светлую о них. (Вечный огонь).
И закончить наше занятие, хотелось бы стихотворением
Юлия Землякам.Земляки, я желаю Вам счастья,Чтоб оно заходило в Ваш дом,Чтобы ненависть, зло и ненастьяВаш порог обошли стороной.Чтобы край наш, богатый хлебами,Аркадакский, славился трудом!Я своими горжусь земляками,Посылаю всем низкий поклон! Ребята, наш город Аркадак – это наша малая родина, самое родное место на Земле. Мы с вами – жители нашего родного города. Именно от нас с вами зависит, каким будет наш город в будущем. Если мы будем очень сильно любить свой город, заботиться о том, чтобы он становился с каждым днем все лучше и лучше, то сможем сказать:
Ты по-прежнему светел и молод,
Я кварталы твои узнаю.
Ты прекрасен мой солнечный город!
IV. Подведение итогов. Рефлексия. Спасибо за работу!