ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – СЕРТИФИКАТ БЕЗОПАСНОСТИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
«Забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.
Состояние здоровья детей и подростков на сегодняшний день волнует многих специалистов, в том числе, и меня, как педагога дополнительного образования. Актуальность данной темы связана с ухудшением здоровья подрастающего поколения за последние десятилетия. Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: тяжёлые экологические условия жизни в мегаполисе, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание. Малоподвижный образ жизни ведёт к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам, пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьёзным функциональным заболеваниям.
Формула здоровья известна всем. Она складывается из физического, психического, социального, нравственного и духовного состояния человека.
Здоровье детей, подростков и молодёжи в России вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества в целом.
Практически во всех регионах России в среднем по стране более 35% дошкольников, 60% школьников имеют хронические заболевания и нуждаются в стационарном лечении. Лидирующее положение занимают болезни опорно-двигательного аппарата - 60-70%, причина - слабое развитие мышц. В школу поступают здоровыми 75% детей, а заканчивают её здоровым лишь каждый десятый выпускник.
Практически здоровыми можно считать не более 10% школьников. Диспансеризация выпускников школ России показала, что из 100 человек до 60 лет доживет лишь 40 .
Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив лечение от врача, он всё больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничения и нагрузок. Это говорит о низком уровне мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
Ещё, Гиппократ, живший до нашей эры, говорил: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древние греки заботились о своём здоровье, и глубоко верили, что в здоровом теле здоровый дух.
Академик А. В. Луначарский, расширяет эту мысль уже в нашей эре. Он говорит: «Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения». (А. В. Луначарский.)
Здоровый ребёнок - главная проблема ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального.
Задачами здоровьесберегающих технологий являются сохранение здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию и повышению с помощью двигательной активности умственной работоспособности.
Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды. На занятиях хореографии очень много времени отводится для приведения осанки в ее оптимальное состояние. Постановка корпуса и развитие чувства апломба, т.е. баланса является непрерывной задачей каждого занятия хореографии.
Разнообразные упражнения для стопы и различные виды шагов, да буквально каждое движение, призвано положительным образом влиять на опорно-двигательный аппарат. Поэтому танцевальный урок имеет не только художественно-эстетическое значение, но и главным образом оказывает здоровьесберегающее влияние на организм.
Свои занятия я выстраиваю, придерживаясь следующих основных правил:
Общие правила при занятиях хореографией:
Занятия в специальной одежде и обуви
Соблюдение питьевого режима
Выбор упражнений, соответствующих степени подготовленности и физическому развитию детей.
Соблюдение полноценной страховки при исполнении сложных движений
Регулирование физической нагрузки, чередуя напряжение и расслабление.
Правила стретчинга:
Никогда не растягиваться без предварительного разогрева.
Лучше тянуться меньше, чем слишком сильно.
Не делать резких движений во время растяжки.
Стараться координировать движение и дыхание.
Растягивать только расслабленные мышцы.
Дышать медленно, глубоко и ровно, не задерживая дыхание.
Удерживать мышцы в растяжке минимально – 20 дыхательных циклов.
Правила для позвоночника:
Необходимо избавляться от первых появившихся неприятных ощущений в области позвоночника.
Глубокие наклоны полезны, а полунаклоны вредны.
Избегать однообразных движений, а также резких толчков и длительной нагрузки на позвоночник.
Правила для суставов:
Не сгибать и не разгибать суставы слишком сильно.
Не приседать и не вставать слишком резко.
На практике я убедилась, что здоровьесберегающие технологии должны носить обязательно творческий характер. Только в атмосфере креативного процесса создаются благоприятные условия для заинтересованности детей в укреплении своего здоровья.
Формы здоровьесбережения, которые активно используются на моих занятиях: подвижные игры, дыхание в движении, партерная гимнастика, пальчиковая гимнастика.
Это нашло отражение в учебной программе «Прикосновение Терпсихоры» нашего ансамбля «Антре», которая содержит разделы: «Ритмика и танец»(1-2 г.об.) и «Классический танец»(3-10 г.об.).
1-2 год обучения – это дети от 7 до 9 лет. Ребята этого возраста быстро утомляются, не могут долго удерживать внимание, эмоционально возбудимы. Чтобы ребенку было интересно на занятиях, я использую подвижные музыкальные игры. Во-первых, во время игры легче наладить контакт с ребенком, так как он эмоционально раскрепощен. Во-вторых, играя, ребенок получает возможность фантазировать и импровизировать, что способствует самовыражению в танце. В-третьих, во время игры ребята преодолевают коммуникативный барьер, начинают понимать и уважать друг друга.
Программа занятий достаточно гибкая, а сами занятия разнообразные. Музыка – неотъемлемая часть хореографии, благотворно влияет на детей, обучающихся танцу. Применение музыки в игре способствует успешному усвоению двигательного навыка: «Музыкальная шкатулка», «Самолетики-вертолетики», «Мыши и мышеловка», «Зеркало», «Танцующие человечки», «Молекулы», «В мире животных», «День и ночь» и многие другие.
«Гимнастика в хореографии» используется на протяжении всего срока обучения (с 1-го по 10-й год) и помогает обучающимся развивать:
гибкость,
выносливость,
координацию движений,
физические данные
выворотность ног,
танцевальный шаг,
укрепляет мышцы живота и спины
Она воспитывает важнейшие психофизические качества двигательного аппарата, укрепляет общефизическое состояние обучающихся.
Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку. Эта гимнастика оказывает благотворное воздействие почти на все органы человеческого тела и помогает излечивать самые разные заболевания. Детям нужно давать точные инструкции для того, чтобы они сосредотачивали внимание на тех мышцах, которые сокращают или расслабляют.
Работая с детьми, я столкнулась с проблемой неправильного дыхания обучающихся. Когда ребенок задерживает дыхание, в итоге в организм не поступает кислород, клетки и ткани питаются недостаточно, а значит, не хватает сил на сам танец, с каждой секундой двигаться становится все сложнее. Поэтому, в свои занятия я включила элементы дыхательной гимнастики. Она направлена на то, чтобы научить ребенка согласовывать дыхания с движением, чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Комплекс различных упражнений помогает освоить такое дыхание и даст нагрузку на многие группы мышц и восстанавливает дыхание после быстрого темпа занятия. Такие упражнения влияют и на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.
Прежде чем начинать основную разминку следует выполнить упражнения для дыхания в течение 5 минут: дышать носом глубоко, стараться, чтобы вдохи и выдохи становились все длиннее – так легкие будут сильнее питаться кислородом.
Пальчиковая гимнастика является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, центральной нервной системы, всех психических процессов, и, в частности, речи. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Врачи подсчитали, что на двигательную активность детей приходится всего 15% суток, а 85% времени дети находятся в состоянии гиподинамии. Между тем у детей, занятых двигательным развитием:
Повышается ферментативная активность крови;
Улучшается показатели иммунитета;
Уменьшается частота функциональных изменений осанки;
Средняя за год заболеваемость снижается;
Уровень физической и умственной работоспособности повышается.
Соблюдение правила – «не навреди», для меня, пожалуй, самое важное.
Здоровьесбережение – это не просто отсутствие болезней. Здоровье – это состояние творческой отдачи, хорошей работоспособности и эмоционального тонуса. Из всех этих составляющих складывается благополучие личности. Здоровье человека на сегодняшний день, будь он взрослый или ребёнок, занимает самые приоритетные позиции в мире. Творчески активные личности, имеющие гармоничное развитие нужны каждому государству. Человеку с каждым днём предъявляются всё более высокие требования, соответствовать которым может только здоровая личность. В нашем коллективе мы идём таким путём:
Прививаем ценностное отношение к здоровью.
Учим отказываться от всего вредного для организма.
Прививаем чувство ответственности за своё здоровье.
Не зря мы до сих пор считаем эталоном человека античности и в век высоких технологий вновь обращаем свой взгляд к идеалам прошлого. В совокупности использования современных технологий и опора на классический подход совершенствования личности необходимо всем участникам образовательного процесса. Мы в образцовом хореографическом коллективе «Антре» видим результат таких подходов в образовательно-творческой деятельности.
Хореография - искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Я считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей.
Сами здоровьесберегающие технологии – являются своеобразным сертификатом безопасности физического состояния людей, которые участвуют в образовательном процессе.
Я, желаю всем вам стать обладателем такого сертификата!
Спасибо за внимание!
Список литературы.
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологи обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2.
И.В. Чупаха, Е. Е. Пужаева, И. Ю. Соколова Здоровьесберегащие технология в образовательно – воспитательном процессе – М.: Илекса, Народное образование, Ставрополь 2004г.
Назарова Л. Д. Фольклорная арттерапия. СПб.: Речь,2002.
Барышникова Т. Азбука хореографии. – 2000.
Казакова Т. Н. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении. – М.: Чистые пруды, 2007. Вып. 4(16).
Лукьянова, Е. А. Дыхание в хореографии [Текст]: Учеб. пособие. / Е. А. Лукьянова. - М.: Искусство, 2006.
Гиршон.А. Танцевальная импровизация. Альманах «Жить Танцуя»