Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №81города Тюмени
Творческая мастерская
«Я душу выплесну в слова…»
Разработали: Кошина В.А.,
учитель русского языка и литературы,
Еранцева Т.Н.,
учитель музыки
Тюмень, 2018
Творческая мастерская «Я душу выплесну в слова…» (С.А.Есенин)
Интегрированное занятие литературы, музыки, искусства.
Цель:
показать мелодичность и звучность стихотворений Есенина, их песенность и напевность.
Задачи:
показать жизнь поэтического слова С. Есенина в музыке.
вызвать эмоциональный отклик на стихи С. Есенина, положенные на музыку.
прививать любовь к своей земле, к своему краю, к Отчизне.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование:
интерактивная доска, проектор, портрет С.А.Есенина.
сборники стихотворений поэта, музыкальный центр и CD-диски с песнями и романсами.
Ход занятия.
Учитель литературы
Добрый день! Мы очень рады сегодня видеть вас на творческой мастерской, но не в качестве зрителей, а активных участников деятельности. Надеемся, что наша мастерская будет для вас интересной, полезной, а главное - принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны проведённой работой. Мы желаем всем успехов!
(Зачитывается стихотворение в музыкальном сопровождении.)
«Слово» Николай Гумилев
В оный день, когда над миром новымБог склонял лицо свое, тогдаСолнце останавливали словом,Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,Звезды жались в ужасе к луне,Если, точно розовое пламя,Слово проплывало в вышине.
Но забыли мы, что осиянноТолько слово средь земных тревог,И в Евангелии от ИоаннаСказано, что Слово это — Бог.
-Только что вы услышали стихотворение Николая Гумилёва, которое называется «Слово». Как вы думаете, почему поэт наделяет слово столь величественной силой, говоря о том, что слово- это Бог? (Ответы)
-Порой, нам кажется, что умные мысли рождают красивые слова, а на самом деле, грамотное, изящное слово развивает ум и помогает рождаться возвышенным мыслям и чувствам.
Обратите внимание на тему занятия «Я душу выплесну в слова…». (…..) Безусловно, эта цитата кому-то принадлежит. Я намеренно не указала автора этих слов: вам предстоит сегодня узнать, чьи это слова. Глядя на тему, подумайте, чем мы будем заниматься на мастер-классе? (ответы)
-Основная задача сегодня- показать жизнь поэтического слова в музыке. И неспроста в начале вы слышали музыку, ведь поэтическая работа зачастую переплетена с музыкальными впечатлениями пишущего.
Сегодня мы будем говорить о человеке, который больше всего любил русские песни.
За ними он проводил целые вечера и дни. Он заставлял петь всех, приходивших к нему, знал песню, как теперь редко кто знает, и любил её – грустную, задорную, старинную, современную”. Он обладал “необычайным чувством ритма, но нередко, прежде чем положить свои слова на бумагу, проигрывал их... на рояле, испытывая на звук, на слух, кристальную ясность и доходчивость до сердца человеческого, до души народной”.
Поэт утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к…»
Как много загадок сегодня нам предстоит разгадать…Думаю, это любопытно и нтересно.
-Любовью к чему? Предложите свои варианты. (ответы)
Любовью к чему жива лирика этого уникального человека, мы с вами узнаем после того, как выполним задание. У вас на столах лежит рабочий лист, в котором есть стихотворение поэта. Обращу ваше внимание, что в нём тоже пропущены слова. Ваша задача в течение 3 минут вставить слова, которые помогут выразить ваши мысли и чувства. Почувствуйте себя поэтами, создайте свой шедевр. Итак, время пошло.
О верю, верю, ……. есть!Еще и ……. не погасло.Заря молитвенником краснымПророчит благостную …….О верю, верю, …… есть.
Звени, звени, ………..,Волнуйся, неуемный …..!Блажен, кто ……. отметилТвою пастушескую грусть.Звени, звени, ……...
Люблю я ропот буйных ….И на волне …… сиянье.Благословенное …….,Благословляющий народ.Люблю я ропот буйных …..
-Давайте послушаем, что у вас получилось (читают 3 человека).
-На самом деле это стихотворение называется «О верю, верю, счастье есть!» Давайте послушаем его в оригинале (читает Дима Третьяков, ученик 9И класса). Думаю, после прочтения стихотворения можно вернуться к фразе, где пропущено слово. Так о чём хотел сказать поэт? (ответы)
(Раздаётся оригинал текста стихотворения, после чего участники переходят к его анализу).
Какие чувства возникли у вас после прослушивания стихотворения? (Каждая строка наполнена оптимизмом, отличается позитивным взглядом лирического героя на будущее страны).
Найдите ключевые слова, при помощи которых автор доносит до нас идею стихотворения.
Какие художественные приёмы использовал поэт при описании Родины? Психологический параллелизм. Естественно, что такое изображение собственных переживаний приводило поэта к очеловечиванию природы.
Обратите внимание на построение стихотворения. (3 пятистишия. Каждая строфа опоясывается одинаковыми строками. При помощи первых двух повторов поэт обращает внимание на наиболее важные для произведения мысли: «О верю, верю, счастье есть!..» и «Звени, звени, златая Русь…».
Скажите, пожалуйста, где ещё мы можем встретить подобные повторы? (в песне)
Учитель музыки: источником вдохновения многих композиторов служила литература. Это стихотворение не исключение. Советский композитор А.И. Кос-Анатольский был настолько поражен гармонией слов, их звучностью, что музыка сама хлынула рекой и окутала каждую строчку соей безудержной мелодией. Так появился на свет романс Кос-Анатольского «Звени, златая Русь».-Что же такое романс, кто может ответить?(ответы)-Учитель: романс – это музыкальное произведение вокально-инструментального жанра, написанное на стихи. (Учитель предлагает записать определение романса в тетради и прослушать музыкальное произведение.)Учитель: Какие чувства, мысли вызывает у вас романс Анатолия Иосифовича «Звени, златая Русь»? Таким образом, мы убеждаемся с вами еще раз, что одна и та же мысль, одно и то же слово может звучать по-разному. И как звучать! А вот могут ли быть звучащими картины? (ответы)Мы смотрим на полотно и как будто считываем все то, что пытается передать нам художник. Только пользуется он ни словом, ни нотами, а кистью и красками. Обратите внимание: поэт стихи пишет, композитор музыку пишет, художник картины пишет. Учитель: сейчас вы сами окажетесь в роли создателей, творцов. В конвертах, лежащих на ваших столах, находятся стихотворения, но не в целой форме, а разобранной. Также в конверте вы найдете репродукции картин русских художников на тему природы. Ваша задача собрать стихотворение в единое целое, а мир природы, изображенный на картинах, соотнести с миром и звучностью получившегося стихотворения.
(Учитель обозначает время задания. По истечении времени группы участников представляют свои стихотворения и демонстрируют выбранные репродукции картин. Аудитория анализирует получившиеся творческие проекты, сравнивают стихи с оригиналом. Учитель предлагает выбрать понравившиеся строки и мысленно придумать мелодию. По желанию участники творческой мастерской исполняют получившиеся песни.)Учитель: на самом деле и на эти стихи написаны романсы известными композиторами. Предлагаю один из них не просто прослушать, а исполнить всем вместе прямо сейчас. Звучит романс «Отговорила роща золотая» Г. Пономаренко. (На слайде транслируется текст романса. Учитель вместе с аудиторией исполняет романс).Учитель: Огромное спасибо за ваши творческие работы, за настроение, подаренное всем нам! Обратите внимание на одну простую мысль: мир, во всех свои творческих проявлениях, мы видим, мы слышим его, мы отражаемся в нем!Учитель литературы: наверняка, вы догадались, о каком поэте шла сегодня речь, вспомнив его стихотворения. (Верно, это С.А.Есенин).
Итог.
-Сегодня мы говорили о великом русском поэте Сергее Есенине, читали и анализировали его стихотворения, слушали романсы на слова стихов поэта и сравнивали с картинами великих русских художников. Давайте подведём итог. Снова обращаемся к вашему рабочему листу. (Приём: сочинение за 800 руб.) Представьте, что ваше драгоценное слово стоит 20 рублей, какое количество слов нужно набрать до 800 рублей? (40) Итак, напишите небольшое сочинение, состоящее из 40 слов на тему «Для меня С.А.Есенин…» (слушаем работы)
Рефлексия.
-Давайте вернёмся к теме занятия. Наверняка, каждый из вас догадался, кому принадлежит эта фраза «Я душу выплесну в слова…». Конечно, они принадлежат Есенину.
На доске вы видите Дерево чувств.
С.А.Есенин душу выплеснул в слова. А что чувствует ваша душа по окончании мастер-класса? Может быть, она поёт, рисует или пишет? У вас на столах лежат листики. Если ваша душа сегодня поёт, значит, изобразите на листике ноту; если рисует, то нарисуйте то, что вам хочется, если пишет, то напишите слово, которое отражает ваши чувства после проведённого урока. А может быть, и всё вместе. Раскрасьте, пожалуйста, листики в любой цвет, который вам нравится.
А закончим наш урок словами Ф.И.Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся,
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
Учитель музыки: мы хотим вам пожелать, чтобы ваше доброе слово трогало человеческие души, отзывалось в их сердцах!
Учитель литературы: А грамотное слово помогало рождаться возвышенным мыслям и чувствам!