Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение
участников образовательных отношений
в условиях ФГОС образования детей с ОВЗ
Шистерова Т.А., учитель-логопед ЦПМПК МО
Системообразующим звеном системы современного образования, стратегическим ресурсом организации комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов является психолого-медико-педагогическая комиссия.
Новая образовательная ситуация, обусловленная интенсивным развитием инклюзивного образования, реализацией ФГОС образования детей с ОВЗ предъявляет специфические требования к работе системы ПМПК различных уровней, ставит перед специалистами комиссии сложные задачи по изменению организационных условий, технологий работы, содержанию заключений и рекомендаций.
Миссией психолого-медико-педагогического сопровождения является создание целостной системы, обеспечивающей специальные условия получения качественного доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
В настоящее время в Мурманской области создана и функционирует единая система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, которая обеспечивает доступность услуги сопровождения для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи независимо от места проживания и наличия специалистов в данном муниципальном образовании, и представляет собой трехуровневую организационную структуру.
Региональная модель развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения составляют региональный, территориальный и уровень образовательных организаций, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам. Связующим и объединяющим элементом все уровней системы ПМПК является управленческая вертикаль.
Региональный уровень модели включает следующие элементы системы: ЦПМПК Мурманской области;
12 территориальных ПМПК;
278 психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций. Несмотря на то, что данные структуры организуют свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими их деятельность (положения, приказы), и выполняют одни и те же функции (экспертно-диагностическую, информационно-аналитическую, организационно-прогностическую), специалисты ЦПМПК МО выделили различия в условиях и объемах их выполнения.
Целью деятельности ЦПМПК МО в региональной системе сопровождения является методическое руководство, координация и обеспечение качества деятельности территориальных ПМПК, что реализуется через выполнение следующих задач:
–– функционирование целостной системы комплексной диагностической и коррекционно-развивающей помощи детям (до 18 лет), обеспечивающей предупреждение, раннее выявление, диагностику нарушений в развитии детей, разработку рекомендаций с целью обеспечения оптимальных условий для их развития, социальной адаптации и включения в образовательную среду;
- мониторинг эффективности деятельности ТПМПК;
- адаптация нормативной документации, рекомендуемой федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого относятся вопросы образования детей с ОВЗ;
- комплексное, динамическое обследование детей дошкольного и школьного возрастов, обучающихся в государственных образовательных организациях области, проживающих в районах, не имеющих ТПМПК, других категорий детей в диагностически сложных и конфликтных случаях.
На муниципальном уровне к задачам ТПМПК отнесены:
- организация диагностического наблюдения в процессе обучения детей;
- учет обследованных детей, уточнение структуры контингента детей в муниципальной системе образования;
- взаимодействие с психолого-педагогическими консилиумами ОО;
- подготовка подробных заключений о состоянии развития и здоровья обучающихся с рекомендациями по организации их сопровождения в образовательном процессе;
- предоставление необходимой информации в ЦПМПК МО.
Решение вышеуказанных задач ТПМПК позволяет определить потребности муниципальных образований в специальных ресурсах для обучения, воспитания, развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и оценивать эффективность специальной коррекционной помощи.
Целью деятельности уровня ПМПк образовательных организаций является организация в рамках учреждения адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями и диагностированными возможностями ребенка.
Взаимодействие триады ЦПМПК МО ‒ ТПМПК ‒ ПМПк позволяет ориентироваться на реальные проблемы и потребности лиц с ОВЗ стимулировать развитие горизонтальных связей, поддержку инициатив, возникающих на разных уровнях развития системы специального образования региона.
С началом процесса апробации и введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развития инклюзивной практики в Мурманской области роль и функции психолого-медико-педагогических комиссий в значительной степени изменились. За всем этим стоит не просто модификация деятельности системы ПМПК, а принципиальное изменение функции комиссий как органа междисциплинарной деятельности всех специалистов по включению каждого конкретного ребенка в образовательную среду.
С введением ФГОС образования детей с ограниченными возможностями здоровья система ПМПК ориентирована не на отбор детей в специальные (коррекционные) образовательные организации, а на определение для каждого ребенка с ОВЗ, детей-инвалидов соответствующих специальных условий получения образования включая сопутствующую медико-социальную и психологическую помощь.
В настоящее время в регионе разработана и действует новая единая система заключений и рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Содержание нового заключения включает в себя обобщенные выводы по итогам комплексного диагностического обследования: определение адаптированной основной общеобразовательной программы, которую может освоить ребенок и определение необходимости в создании для него специальных условий получения образования, а именно: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; иные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; контрольный осмотр, динамическое наблюдение специалистами Ц(Т)ПМПК.
С целью комплексной объективной диагностики имеющихся у ребенка проблем и подбора адекватных условий получения образования, которые позволяют минимизировать риски дальнейшей дезадаптации и развития ребенка, специалистами ЦПМПК МО систематизирован стимульный материал к стандартизированным методикам на основе МКФ (международной классификации функционирования); разработаны и рекомендованы к использованию специалистами территориальных комиссий методические рекомендации по составлению индивидуальных заключений.
С целью качественной организации образовательного процесса различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в условиях введения ФГОС образования детей с ОВЗ разработаны и направлены в ТПМПК единые пакеты специальных условий получения образования.
В содержание пакета включены специальные условия по разделам: безбарьерная среда, специальное оборудование, программно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое сопровождение, включающее:
- работу психолого-медико-педагогического консилиума;
- занятия с узкими специалистами (психологом, логопедом, дефектологом, социальным педагогом);
- отслеживание динамики развития ребенка;
- включение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
В соответствии с Положением, регламентирующим деятельность ЦПМПК МО, Центральная комиссия осуществляет учет выполнения рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов, оказания консультативной помощи родителям (законным представителям), детям, педагогическим работникам по вопросам развития, воспитания, обучения и коррекции их нарушений, организации доступной образовательной среды, соответствующей потребностям инклюзированного ребенка, по вопросам организации деятельности ТПМПК. Данный вид деятельности систематически реализуется через выездные консультативные дни в муниципальные образования Мурманской области.
Актуальной в настоящее время становится проблема раннего выявления и создания системы ранней помощи детям с ОВЗ, предусматривающая объединение усилий специалистов различных ведомств.
Для повышения качества жизни детей с ограниченными возможностями здоровья в области активно разрабатывается стратегия межведомственного взаимодействия с органами управления и учреждений здравоохранения, соцзащиты, направленная на консолидацию усилий всех профильных ведомств, занимающихся проблемами доступности и качества образования, адаптации и социокультурной реабилитации детей с ОВЗ и детей инвалидов, включая взаимодействие с общественными организациями, профессиональными сообществами, неправительственными организациями.
Введение ФГОС образования детей с ОВЗ диктует не только новое качество обучения, но и новое качество педагогов. Профессиональная и психологическая готовность педагога работать в условиях ФГОС образования детей с ОВЗ выступает одним из гарантов реализации идей стандарта, поэтому обеспечение психологической поддержки педагогической деятельности в условиях эксперимента и развитие профессионально-личностной готовности педагога к экспериментальной деятельности является одной из важных задач.
Таким образом, комплексный характер деятельности региональной системы ПМПК способствует выстраиванию качественного ППМ- сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в условиях ФГОС образования детей с ОВЗ; формированию образовательной культуры, ориентированной не на предметную обученность ребенка, а на его право развиваться по индивидуальной траектории развития, уважение к личности каждого ребенка, независимо от его особенности и способности, что в целом обеспечивает получение доступного и качественного образования.
Список литературы:
1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
2. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082).