Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование технологии проблемного обучения в процессе преподавания профессиональных дисциплин

Проблемное обучение один из способов организации учебной деятельности обучающихся, используемый преподавателем в системе с другими способами, с целью развития у обучающихся творческого мышления, навыков самостоятельного анализа учебной деятельности. Проблемное обучение это один из способов организации активной познавательной деятельности обучающихся.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Метод проблемного обучения в организации учебной деятельности обучающихся

Капитунова И.Ю. преподаватель спец. дисциплин ГБПОУ «Профессиональное училище с.Домашка»

Проблемное обучение один из способов организации учебной деятельности обучающихся, используемый преподавателем в системе с другими способами, с целью развития у обучающихся творческого мышления, навыков самостоятельного анализа учебной деятельности. Проблемное обучение это один из способов организации активной познавательной деятельности обучающихся.

Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что сначала ставится определенная задача, а обучающиеся ищут способ ее решения. Проблемные задания бывают разной степени сложности, у каждого свое поле поиска. В трудных случаях, обучающимся надо помочь, но так чтобы, сохранить возможность творческого мышления. Такие задания отличаются тем, что я намеренно провоцирую создание противоречивых ситуаций, порождая у обучающих стремление разобраться и устранить их.

Традиционное обучение, как правило, обеспечивает обучающихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности. Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность обучающихся, формирует познавательный процесс.

С целью повышения интереса к учебным дисциплинам сельскохозяйственного направления, таким как, технология производства, хранение и переработка продукции растениеводства в сельской усадьбе я часто применяю метод проблем.

В зависимости от характера постановки проблемы, использую несколько типов ситуаций. Первый тип – проблемная ситуация возникает при условии, если обучающиеся не знают способы решения поставленной задачи. Второй тип – проблемная ситуация возникает при столкновении обучающихся с необходимостью использовать ранее усвоенных знаний в новых условиях. Третий тип – проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа. Четвертый тип – проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом и отсутствием у обучающихся знаний для теоретического обоснования.

В процессе объяснения нового материала я чаще всего применяю ситуации второго типа направления, например: предлагаю привести тот или иной способ посева и посадки овощных и ягодных культур, где необходимо уточнить технологию выращивания, сорт культуры, а также последовательность переработки полученного урожая. Свой ответ обучающиеся должны обосновать.

Созданная проблема побуждает обучающихся подкреплять новый учебный материал чем-то новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Так почему же не использовать этот прием достаточно широко? Например, обучающиеся испытывают удивление, когда узнают, что в результате выращивания ремонтантной клубники или малины урожай ягод можно получать несколько раз за лето, а ранние посадки картофеля, в наших условиях, позволяют получить урожай картофеля уже в июне, а для получения свежей зелени на столе необходимо сеять укроп и салат каждые десять дней.

Подобные примеры это те нити, которые ведут к более осмысленному познанию учебного материала. А поиск решения задачи подводит обучающихся к неожиданным выводам, что у простых, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он может узнать только на занятиях. И это является стимулом интереса обучающихся. Как горят глаза у ребят, когда они видят плоды своего труда. Сначала с большой неохотой обрабатывают овощной участок (капают, выравнивают, нарезают борозды), затем производят посев, ухаживают и с особым удовольствием снимают первый урожай, производят переработку собранной продукции, закладывают ее на хранение.

Еще К. Д. Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно научить умению в знакомом видеть новое.

В проблемном обучении на общее обсуждение выносится вопрос-проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда неожиданности. Конечно, на первых порах возникает немало трудностей, но в то же время плоды такого обучения дают о себе знать достаточно скоро. Трудности в основном связаны с неумением обучающихся вести дискуссии, разным уровнем их подготовленности, а иногда и неправильным выбором темы преподавателем.

Я стараюсь направить ребята по решению заданной проблемы, очерчиваю круг задач и вопросов которые необходимо решить. А вопросов и проблем у аграриев достаточно много: когда и каким способом нужно обработать землю, определить сроки посева и выбрать сорт, произвести посев, вырастить и сохранить всеми силами урожай.

Вот далеко не полный перечень вопросов, которые предлагались на занятиях в виде проблемного изложения. Причем изложение материала тесно сочеталось с конкретными местными условиями. Такой прием значительно повышал познавательную активность обучающихся, кроме того, обучал их приемам ведения исследовательской деятельности, рассуждения и т. п.

В процессе урока перед обучающимися постоянно ставились вопросы, обращенные к их опыту, приобретенному за время прохождения учебной практики и на теоретических занятиях. По мере того, как ребята привыкали к несколько нестандартной манере изложения материала, у многих обучающихся стали стихийно возникать вопросы, которые они озвучивали на уроке. Вопросы всегда порождают дискуссии, в ходе которой рождается зерно истины, находится правильное решение поставленных задач.

Активность обучающихся была выше в тех случаях, когда несколько человек из группы готовили сообщения по теме занятия, причем освещали ее с разных точек зрения. Например: подготовка почвы под посев овощных растений, ее виды, сроки проведения, внесение удобрений и так далее. Каждый из участников приводил преимущества того или иного вида обработки почвы, рекомендовал лучшие, по их мнению районированные сорта, приводил алгоритм последовательности выращивания культуры. После их выступления неизбежно возникала дискуссия. Конечно, самыми активными её участниками были выступающие, но и остальные не оставались в стороне. На первых порах, чтобы завязалась дискуссия, приходилось задавать предварительно подготовленные вопросы, да и в течение обсуждения направлять разговор в нужное русло. По окончании дискуссии вместе формулировали и фиксировали выводы. После нескольких занятий такого характера необходимость в искусственном поддержании обсуждения отпадала, а его участниками становились почти все члены группы.

Во время учебной практики перед началом выполнения заданий обучающиеся получают инструкционные карты, которые выполняют роль ориентировочной основы их действий. По мере развития исследовательских умений и познавательной самостоятельности обучающихся, структура предлагаемых инструкций, их содержание в значительной степени изменяется. Для придания работе проблемного характера и исследовательской направленности в инструкционные карты вносятся вопросы и указывается способ выполнения задания. Полученные результаты фиксируются. Содержание вопросов к обучающимся определяется необходимостью сопровождения практической исследовательской деятельности - активной мыслительной деятельностью, только в этом случае формируется познавательный интерес. Именно проблемные вопросы позволяют активизировать познавательный интерес обучающихся к исследовательской деятельности.

В этом случае обучающиеся четко осознают не только алгоритм действия, изложенный в инструкционной карте, но и познавательную задачу, а производимые ими «открытия» приносят эмоциональное удовлетворение. На первом этапе обучающиеся копируют действия преподавателя, действуют по предложенному образцу, в котором четко прописаны все действия, а наиболее трудные вопросы решаются совместно. Стоит отметить, что уровень познавательной самостоятельности при первых подобных работах очень низок и по большей части является репродуктивно-подражательным, а потому инструкции даются самые подробные, вопросы указываются после проведения наблюдений. Часть вопросов освещается устно во время беседы, другая фиксируется письменно. По мере роста уровня самостоятельности обучающихся, развития их интереса к такому виду деятельности, перед ними ставятся проблемные вопросы, способ их выполнения указывается в самом общем, приблизительном виде. На заключительном этапе формирования общих и профессиональных компетенций, которое происходит на основе деятельностного подхода к обучению, перед обучающимися ставятся только вопросы и в самом общем виде формулируется проблема, они должны определиться, с помощью чего и как выполнить задание, подвести общий итог и предоставить отчет.

Таким образом, проблемное обучение, являясь одним из способов организации учебной деятельности обучающихся, направлено на выработку у них потребности в учении. Организация проблемного обучения состоит в создании мыслительного взаимодействия обучающихся с проблемой, присущей данному учебному материалу. А это значит, что в каждом случае проблемного обучения надо не только выделять проблему, но и создавать обстановку на занятиях, вызывающих взаимодействие обучающихся с нею.

Список использованной литературы.

1.Гарунов М.Г.Проблемное обучение для будущих учителей.- Вестник высшей школы.- 2004.-№4.

2.Мельникова, Е.Л.Технология проблемного диалога : методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии : сб. мат. – М. : Баласс, 2008. –Вып. 8.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области