Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Игры и упражнения для коррекции: слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления

Цели: коррекция психических процессов

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Игры и упражнения для коррекции: слухового, зрительного, тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления (по 2-3 на каждый психический процесс).

«Узнай по голосу» - развитие слухового восприятия.

Дети стоят в кругу, один ребёнок в центре. Идут по кругу и говорят…(имя ребенка, который стоит в центре круга), ты стоишь в кругу, мы зовем тебя: «Ау!»

Быстро глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

Ребенок отгадывает называвшего его, и тот становится на его место в центре круга. Игра повторяется.

«Какой музыкальный инструмент звучит?» - развитие слухового внимания.

На столе перед детьми лежит несколько музыкальных инструментов: бубен, металлофон, губная гармошка, колокольчик, погремушка. Дети садятсяспиной к столу. Педагог предлагает им по очереди определить на слух, назвать и показать какой музыкальный инструмент прозвучал.

«Передай, что слышишь, «Испорченный телефон»,«Я начну, а ты продолжай»- поддерживать желание детей воспроизведению услышанного.

Все участники игры, кроме двоих, закрывают глаза (спят). Ведущий называет первому участнику какое-либо слово или фразу. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает сказанное. Далее второй участник «будит»третьего и передаёт ему свою версию услышанного. И так до последнегоучастника игры. После этого ведущий спрашивает всех участников, начинаяс последнего и кончая первым, о том, какое слово он услышал.

«Отгадай загадку» - упражнять и стимулировать зрение детей, развивать прослеживающие функции глаза; закреплять цветовосприятие через развитие зрительно-моторной координации и зрительно-двигательной ориентации.

Педагог загадывает детям загадки, просит детей отгадать, но ответ вслухне произносить, а найти его на зашумленном рисунке и обвести отгадку карандашом такого же цвета. Обводим отгадку по контуру, не отрывая карандаш от линии и не выезжая за края.

«Ищем клад» - упражнять и стимулировать зрение детей, развивать прослеживающие функции глаза; развивать пространственные ориентировки («направо», «налево»,«вверх», «вниз») через развитие зрительно-моторной координации изрительно-двигательной ориентации.

Перед нами карта леса. Под одной из ёлочек пираты спрятали клад. К нам попала записка, «письмо», в которой обозначен маршрут следования к кладу. Каждому ребенку предлагается «расшифровать» маршрут поиска клада.«Надо идти прямо вверх до дерева, потом надо повернуть направо, дойти доцветка, после идти прямо вверх до елочки, повернуть влево до колокольчика,затем вниз до дерева и повернуть вправо до ёлочки». Рассказать и показать свой путь. Вести указкой посередине дорожки, не выезжая за края. Под елочкой детей ожидает сюрприз.

«Повтори узор» - поддерживать желание понимать и словесно определять пространственные отношения («вверху-внизу», «слева-справа») между геометрическими фигурами.

Ребенку предлагается 2 карточки: одна – с узором из геометрических фигур на верхней и нижней строках, вторая - пустая.

Ребенок заполняет верхнюю и нижнюю строки второй карточки, сопровождая свои действия речью. Затем педагог предлагает поиграть и отгадать загаданную геометрическую фигуру: «Эта фигура сидит на верхней строчкесправа от треугольника (слева от круга), на нижней строчке между овалом и

квадратом и т.д.

«Чудесный мешочек»(«Узнай на ощупь», «Найди круги, квадраты, треугольники и т. д.»,«Достань и разложи», «Подбери правильно») - содействовать осязательному способу обследования, узнаванию и называнию плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и объемных тел (шар, куб и т. д.).

Педагог показывает детям круг (квадрат, треугольник). Дети рассматривают и называют данную фигуру, затем ищут её в «чудесном мешочке». Посленахождения фигуры сравниваются.

«Собери бусы» - способствовать развитию умения составлять сериационные ряды вритмически заданной последовательности зрительно-осязательным осязательно-зрительным способами.

Педагог предлагает детям карточку с наклеенными геометрическими фигурами (круг – квадрат – круг - квадрат). Дети внимательно смотрят на данный ряд, затем в «волшебных очках» стараются воспроизвести его на ощупь.

И наоборот – сначала в «волшебных очках» обследуют имеющийся ряд, затем, сняв очки, выстраивают его.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» - соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимание чувства другого через прикосновение.

Дети сидят напротив друг друга с закрытыми глазами на расстоянии вытянутой руки.

Задания:

- Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь узнать своего соседа. Опустите руки.

- Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся.Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши рукимирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

«Слушай звуки!»- развитие произвольного внимания.

Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками: низкий звук - становится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), высокий звук - становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки!» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание). Играть будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу (плакучей ивы» (показ с комментариями). Давайте все станем в позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями). Давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны! Начинаем играть».

«Лото» - развитие произвольного внимания.

Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в «Лото». Сядьте за большой общий стол кто где хочет. Каждому из вас я раздам по одной карте, на которой изображены знакомые вам предметы (животные, птицы). Я буду ведущей. Будьте внимательны. Из мешочка я буду вынимать по одной фишке, на которой изображен один из предметов, и называть его. У кого из вас на карте окажется точно такой же предмет, какой изображен на фишке, должен сказать: «У меня есть». В этом случае я отдам ему эту фишку, которой необходимо будет закрыть клеточку на своей карте с таким же изображением. Так мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не закроет первым все клеточки- картинки своей карты. Он и станет победителем».

«Воспроизведение геометрических фигур»- развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце»

«Я положил в мешок …» - коррекция мнестической деятельности.

Педагог начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т.д.

«Игра с палочками» - коррекция мнестической деятельности.

Разложить на столе палочки, из которых сделана какая-либо простая фигура (домик, квадрат, треугольник и т.п.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.

Усложнить это упражнение можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

«Кот в мешке» - коррекция мнестической деятельности.

Педагог предлагает детям достать предметы из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности (на первом этапе используются предметы, которые легко узнать на ощупь).

«Муха» - научить детей анализировать зрительный образ.

Нужно нарисовать квадрат и разделить его на девять клеточек. В центре сидит «муха». Она может совершать движения на одну клетку вправо, влево, вниз, вверх. Обратные движения совершать нельзя. Задачей игроков является: не выпустить «муху» за пределы девятиклеточного поля. В игре участвуют 2-3 человека. Каждый по очереди называет свой ход перемещения «мухи». Проигрывает тот, кто допускает ход, выводящий «муху» за пределы игрового поля. Когда игра начинается, все игроки видят игровое поле, хотя действие производятся медленно. Пальцем фиксировать движение «мухи» нельзя. Через несколько минут игры поле закрывается, и каждый игрок должен продолжать игру, ориентируясь на свое зрительное представление.

«Найди отличие» - научить детей запоминать образ, ситуации.

Предложить детям картинку, на которой нарисована ванная комната.

Ребенку нужно представить, что он находится в этой комнате и дотрагивается до каждого из нарисованных предметов. Важно запомнить их местоположение. Как только ребенок запомнит все, переворачиваем страницу. На другой странице та же ванная комната, но предметы сменили свои места. Нужно назвать как можно больше предметов.

«Волшебные кляксы» - научить детей узнавать предметы в неопределенных графических формах.

Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливают немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Дети по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или ее отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

«На что это похоже?»- развитие наглядно-образного мышления.

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Игра хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

«Составь фигуру»- развитие наглядно-образного мышления.

Эта игра, так же, как и предыдущая, направлена на развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.

Предлагается несколько вариантов этой игры (от самого легкого до более сложного).

а) «На каждой полоске отметь крестиком (х) две такие части, из которых можно составить круг».

Подобного вида задания можно разработать для любых фигур - треугольников, прямоугольников, шестигранников и т.д.

Если ребенку трудно ориентироваться на схематичное изображение фигуры и ее частей, то можно изготовить макет из бумаги и работать с ребенком в наглядно-действенном плане, т.е. когда он сможет манипулировать частями фигуры и таким образом составлять целую.

б) «Посмотри внимательно на рисунок, там даны два ряда фигур. В первом ряду даны целые фигуры, а во втором ряду эти же фигуры, но разбитые на несколько частей. Соедини мысленно части фигур во втором ряду и ту фигуру, которая у тебя при этом получится, найди в первом ряду. Фигуры первого и второго ряда, которые подходят друг к другу, соедини линией».

в) «Посмотри внимательно на картинки и выбери, где расположены детали, из которых можно составить фигуры, изображенные на черных прямоугольниках».

«Светофор» - развитие наглядно-образного мышления.

«Нарисуй в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков».

«Чем похожи и чем отличаются?» - развитие зрительного восприятия, внимания, мышления и речи.

Взрослый поочередно прикрепляет к магнитной доске каждую пару картинок и предлагает детям найти сходство и различие между изображенными предметами (мухомор – подосиновик, платье – юбка, ваза – кувшин, заяц – кролик, кот – рысь, трамвай – троллейбус, аист – лебедь, ель – лиственница).

«Разложи карточки» - развитие логического мышления.

На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на девять клеток, и поднос с девятью картинками, три из которых – одинаковые. Воспитатель предлагает детям разложить картинки по клеткам так, чтобы в рядах и столбах не оказалось по две одинаковых картинки.

«Нелепицы» - развитие речи, внимания, мышления.

Педагог предлагает ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей, просит ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Предлагается ответить, как бывает на самом деле.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области