Конспекты образовательной деятельности по формированию представлений детей о геометрических фигурах и форме предмета
Тема: « Круг. Свойства круга»
Программное содержание: познакомить детей с кругом и его свойствами. Освоение умения соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира. Развивать фантазию, творческие способности детей.
Развивающая среда: заяц и медведь (игрушки),большие и маленькие круги для фланелеграфа (большие одного цвета, маленькие-другого), два круга разного цвета и размера(для каждого ребенка карточка с нарисованным на ней кругом).
Содержание
-Ребята! Послушайте одну историю. Жил-был заяц. Вырастил он большой урожай овощей на огороде. Много моркови, много свёклы, много капусты, а перевезти не на чем. Шел он по лесу, видит - колесо лежит (из картона). Вот здорово, - думает заяц,- сделаю тележку и перевезу овощи. Стал поднимать, сдвигать с места. Не может-тяжелое. Как быть? А тут медведь идет. Стали думать вдвоем. Ничего не придумали. А что бы вы им посоветовали? Дети предлагают свои варианты. Приходят к выводу, что колесо надо катить. Вот катят медведь и заяц колесо, видят еще одно лежит. Покатили они колеса домой и стали строить тележку. Пока они строят тележку. Посмотрите. У вас лежат свои « колеса» - покатите их. Почему они катятся? ( Круглые - дети обводят пальцем по контору). Эта фигура называется круг. Посмотрите на свои круги. Чем они отличаются? (цвет, размер). Как проверить, что они разного размера? (наложить один на другой).
Физкультминутка: Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг,
Жил на свете старый жук,
Старый добрый жук...
(какой большой круг, а как сделать его маленьким? Игра « Пузырь»).
Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением овощей: помидоры, огурцы, морковь, редис, лук, картофель, капуста. Они должны выбрать овощи для своего салата круглой формы и несут на свой лист бумаги, где нарисован большой круг и раскладывают их там. Вместе проверяем и собираем в одну «салатницу» у воспитателя на столе.
Тема: « Треугольник»
Программное содержание: Уточнить знания детей о геометрической фигуре - треугольник. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задачу самостоятельно.
Развивающая среда: « Чудесный мешочек» с набором геометрических фигур, блоки Дьенеша, цветные карандаши, три обруча( красный, желтый, синий). Карточки-задания на каждого ребенка, треугольник большой, демонстрационная таблица.
Содержание:
Воспитатель показывает детям таблицу с треугольниками, звучит песенка треугольников:
Ты на меня, ты на него,
На всех нас ты посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла,
И столько же вершин,
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Мы в нашем городе друзья,
Дружнее не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать.
Дети рассматривают таблицу, воспитатель спрашивает. Сколько треугольников? (много). Треугольники сообщили о том, что у них есть задание: необходимо найти птицу из чужой стаи и закрасить её красным цветом. А остальных птиц одинаковой формы синим цветом. Какой формы птицы из другой стаи? (треугольной).
Дидактическая игра « Чудесный мешочек». На ощупь дети достают только треугольники, раскладывают их в ряд и сравнивают по размеру, по цвету.
Дидактическая игра « Найди свой домик». Дети раскладывают треугольники из набора блоков в обручи: по цвету (в три обруча), по размеру(в два обруча).После этого детям дается возможность играть с треугольниками и со всеми геометрическими фигурами по своему желанию, самостоятельно. Можно предложить составить узор из треугольников (по образцу или по замыслу).
Тема: « Знакомство с геометрической фигурой « Квадрат»
Программное содержание: Познакомить с квадратом и его свойствами. Развитие умения находить признаки сходства и различия предметов. Развивать внимание, память, речь, мыслительные операции, творческие способности детей.
Материал: модели круга, треугольника, квадрата, фланелеграф, в тазике снег, снежинки, вырезанные из бумаги, набор геометрических фигур(вместо снега можно глину).
Содержание:
« Вот так зимушка-зима. Опушила все дома, уложила Мишку спать, а сама пошла гулять». Пришла и к нам во двор. Посмотрите за окно, все кругом белым - бело. Что это? (снег). Откуда снег? (падает с неба). Как он падает? (снежинками). Мы видели снежинки. Какие они? (круглые, красивые, резные). Сколько снежинок? (много). Что получилось? (сугроб). Воспитатель делает из снега снежок. На что похож? (на колобок, на шар). Воспитатель расплющивает снежок до круга. А теперь? (на колесо, на круг). Превращает другой снежок в треугольник. А теперь? (треугольник). А теперь? (квадрат). Найдите на фланелеграфе похожие фигуры. Дети находят. На что похож квадрат? (на стенку дома, на печенье, на окно).
Физкультминутка «Снежинки».
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок,
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
Полетели, понеслись
И под ёлку улеглись.
Тихо спят снежинки,
Белые пушинки.
Но подул тут ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
Нас пригласила к себе в гости Белоснежка, к ней мы поедем на вездеходе. На вездеходе, как и в автобусе, у каждого есть свое место по билету. Получите билеты. На билете нарисован круг, квадрат, треугольник. На стульчиках такие же, но большего размера, картинки - номер места. Дети по сигналу занимают свои места. Воспитатель контролер. ( Повтор 2-3 раза).
Чтобы разбудить Белоснежку, надо найти «лишнею фигуру». Каждому ребенку дается карточка с геометрическими фигурами, одна из которых отличается по какому-либо признаку (цвет, размер). Ребенок рассказывает, какая фигура лишняя, почему. Лишний квадрат (по форме) или большой круг (по размеру). Лишний круг (по форме) или синий квадрат (по цвету).