Комитет по образованию Администрации Советского района Муниципальное бюджетноеучреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» Советского района Алтайского края
РАСМОТРЕННО УТВЕРЖДЕНО ПРИКАЗОМ на методическом Совете, МБУДО «ДЮЦ»
протокол №__ от .09.2017 г Советского района
Алтайского края
№ от « » сентября 2017г.
Директор ________________
Н.Ф. Голованова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
« Мир интересного»
Творческое объединение
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
(срок реализации – 2 года, возраст – 11-13лет)
Автор – составитель:
Шарабарина Антонида Юрьевна, педагог дополнительного образования
с. Советское
2017 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Мир интересного» естественно – научной направленности.Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого «среднего» ученика. Однако уже с первых классов начинается расслоение коллектива учащихся на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике; на тех, кто добивается при изучении материала лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом. Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике в системе урочных и внеклассных занятий.
Кроме того, одной из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике является слабый интерес многих учащихся, (а иногда и полное отсутствие всякого интереса) к предмету. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой. Интерес учащихся к предмету зависит, прежде всего, от качественной постановки учебной работы на уроке. В то же время, с помощью продуманной системы внеурочных занятий, можно значительно повысить интерес школьников к математике.
Наряду с учащимися, безразличными к математике, имеются и другие, увлекающиеся этим предметом. Им мало тех знаний, которые они получают на уроке. Они хотели бы больше узнать о своем любимом предмете, узнать, как он применяется в жизни, порешать интересные и более трудные задачи. Разнообразные формы внеурочных занятий открывают большие возможности в этом направлении.
Внеурочные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике, следить за новостями математической науки. Это благоприятно сказывается и на качестве уроков.
Коллектив профильный.
Состав постоянный.
Набор в группы по желанию, независимо от оценки по математике и уровня знаний.
Занятия индивидуально - групповые.
Условия работы педагога: по совместительству.
Время существования:
1 группа (6 класс) - второй год
2 группа (5 класс) - первый год.
Количество обучающихся:12 + 12 = 24 ученика
Программа «Мир интересного» рассчитана на 2 года обучения и является программой дополнительного образования по естественно-научному направлению внеурочной деятельности. Количество часов за год составляет 132 часа. Возраст детей – 11-13 лет. Занятия проходят два раза в неделю по 2 часа (два занятия по 45 минут).
Занятия проводятся в кабинете математики МБОУ «Сибирская СОШ».
2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
-Популяризация математики и повышение интереса
к ней учащихся;
-Обучение учащихся решению нестандартных задач;
- Создание условий для подготовки учащихся к участию в Международном конкурсе « Кенгуру»;
- Выявить творческий потенциал и способности любого ребёнка, независимо от оценок по предмету;
- Формирование у детей умения работать в группе;
- Развитие логического мышления, памяти, воображения.
- Учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;
- Учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
- Учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
- Изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
- Развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- Развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.
-Воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
-Формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;
-Развивать пространственное воображение;
-Формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
-Воспитывать трудолюбие;
-Формировать систему нравственных межличностных отношений;
-Формировать доброе отношение друг к другу.
3.ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Новосибирский межрегиональный оргкомитет международного математического конкурса « Кенгуру-математика для всех» и ООО «Школа-плюс» пригласили детей нашей школы принять участие в работе дистанционной математической школы по форме «Коллективный ученик» (ДМШ).
-Занятия в ДМШ проводятся для 2-х групп:
1 группа (6 класс) - обучается второй год,
2 группа (5класс) - обучается первый год.
- Теоретические материалы, задачи для работы в классе, домашние задания, методические рекомендации присылаются из Новосибирска по электронной почте.
- По каждой теме всем учащимся выдаётся домашнее задание для самостоятельной работы.После сдачи работ, проверенные результаты отправляются в ДМШ по электронной почте.
- Годовой цикл дистанционной школы завершается дистанционной олимпиадой.
- Учащимся, прошедшим полный годовой цикл обучения и принявшим участие в олимпиаде, выдаётся сертификат.
4.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Таблица 1
5класс
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | теоретических занятий | практических занятий | ||
1. | Основы теории множеств | 12 | 4 | 8 |
2. | Логика | 12 | 4 | 8 |
3. | Основы комбинаторики | 12 | 6 | 6 |
4. | Некоторые вопросы теории графов | 8 | 3 | 5 |
5. | Основы теории вероятности | 12 | 3 | 9 |
6. | Разбор дистанционной олимпиады | 8 | 3 | 5 |
7. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого часов: | 66 | 24 | 42 |
Таблица 2
6 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | теоретических занятий | практических занятий | ||
1. | Разбор дистанционной олимпиады предыдущего года | 5 | 1 | 4 |
2. | Задачи на движение | 16 | 4 | 12 |
3. | Проценты | 15 | 3 | 12 |
4. | Делимость чисел | 13 | 4 | 9 |
5. | Модуль | 15 | 5 | 10 |
6. | Итоговое занятие: решение задач | 2 | 1 | 1 |
Итого часов: | 66 | 18 | 48 |
5.СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.Основы теории множеств- 12 часов.
Задача:
Научить правильно выполнять различные операции над множествами.
Цель и задачи на год. Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца.Организация занятий.Понятие множества, подмножества.Операции над множествами.
2.Логика– 12 часов.
Задача:
Способствовать логическому мышлению учащихся.
Понятие логики. Логические рассуждения.Решение логических задач. Что значит «Правильно рассуждать»?
3. Основы комбинаторики- 12 часов.
Задача:
Учить решать комбинаторные задачи.
Раздел математики « Комбинаторика». Решение комбинаторных задач.
4. Некоторые вопросы теории графов- 8 часов.
Задача:
Учить применять теорию графов для решения задач.
Понятие графа. Изображение отношения между объектами с помощью графа. Решение занимательных задач с помощью теории графов.
5. Основы теории вероятности – 12 часов.
Задача:
Учить решать задачи на теорию вероятности.
Понятие события. Примеры событий. Основы теории вероятности.Нахождение вероятности совершения того или иного события.
6.Разбор дистанционной олимпиады- 8часов.
Задачи:
Прорешать все задачи дистанционной олимпиады.
Проанализировать совершённые учащимися математические ошибки.
Повторение основных изученных понятий за год. Работа над ошибками. Решение задач, подобных олимпиадным.
7. Итоговое занятие- 2часа.
Задача:
Обобщение и систематизация знаний, умений полученных за год.
Подведение итогов года. Тестирование. Награждение лучших учащихся. Задание на лето.
8.Разбор дистанционной олимпиады предыдущего года- 5 часов.
Задачи:
Прорешать все задачи дистанционной олимпиады.
Проанализировать совершённые учащимися математические ошибки
Повторение основных изученных понятий за предыдущий учебный год. Работа над ошибками. Решение задач, подобных олимпиадным.
9. Задачи на движение - 16 часов. Задача:
Формирование умений и навыков применения формулы пути, времени, скорости.
Путь. Скорость. Время. Решение задач на применение формулы пути.
10. Проценты -15 часов.
Задача:
Учить решать задачи на проценты.
Что такое процент. Виды задач на проценты.Практическое занятие «Процент».
11. Делимость чисел – 13 часов.
Задача:
Формирование умений и навыков применения признаков деления.
Признаки деления на 2,3,5,6, 7,10,11,25, …
12. Модуль – 15 часов.
Задача:
Учить находить модуль числа.
Понятие модуля. Типы задач на нахождение модуля. Решение уравнений с модулем. Практическая работа «Модуль».
13. Итоговое занятие: решение задач – 2часа.
Задача:
Обобщение и систематизация знаний, умений полученных за год.
Подведение итогов года. Тестирование. Награждение лучших учащихся. Задание на лето.
6.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
При определении результативности программы будут использованы следующие формы контроля:
Входящая диагностика – определение уровня подготовки обучающихся в начале цикла обучения (тестирование – в конце сентября);
Текущая диагностика – проведение промежуточных контрольных работ, оценкауспешности продвижения учащихся (4раза в год);
Итоговая диагностика – подведение итогов завершающего года обучения (дистанционная олимпиада - май);
Участие в районной олимпиаде.
Это позволит определить эффективность обучения по программе, обсудить
результаты, внести изменения в учебный процесс.
Итоговый контроль предусматривает выполнение комплексной олимпиадной работы, включающей задания на весь изученный за год теоретический материал.
7. Список литературы
1.Депман И.Л. Рассказы о математике. ГИДЛМП Ленинград 2004 год.
2.Материалы с Новосибирского межрегиональногооргкомитета международного математического конкурса « Кенгуру-математика для всех» и ООО «Школа-плюс».
3. Нагибин Ф.Ф., Канан Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение 2010 год.
4. Приложение к учебно-методической газете «Первое сентября», Математика, издательский дом Первое сентября, 2009-2014 годы.
5. Совайленко В.К., Лебедева О.В. Математика. Сборник развивающих задач для учащихся 5-6 классов. Ростов – на – Дону.Легион, 2005 год.
6. Соколова И.В. Математический кружок в VI классе. Краснодар 2005 год.
7. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся V –VI классов. М.МИРОС, 1995 год.
8. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учебноепособие для 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений. М.Просвещение, 1995 год.
9. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. М. Просвещение 2006 год.
10. «Теория вероятности», «Комбинаторика» - статьи, презентации по данным темам(интернет).
Приложение 1
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
-Формировать творческий дружный коллектив, создать атмосферу психологического комфорта, строя отношения на одобрении, поддержке;
-Закрепить правила культурного общения;
-Организовать тесное сотрудничество с родителями и классными руководителями для создания более благоприятных условий работы с учащимися.
Таблица 3
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
№ | Название мероприятия | Сроки |
1. | Деловая игра «Давайте познакомимся!» | сентябрь |
2. | Цикл бесед « Культура поведения» | 1-я неделя месяца |
3. | Экскурсия в информационный центр (выход в Интернет). | 2-я неделя месяца |
4. | Выпуск математического бюллетеня (неделя математики в школе). | март |
5. | Участие кружковцев в школьной, районной и межрегиональной олимпиадах по математике | по плану школы |
6. | День именинника | 4-я неделя месяца |
7. | Поездка в Бийский планетарий | май-июнь |
Приложение 2
Таблица 4
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Формы сотрудничества:
организационные вопросы, связанные с реализацией программы;
дни открытых дверей при проведении занятий, мероприятий;
организация совместных дел.
№ | Название мероприятия | Сроки |
1. | Круглый стол «Давайте познакомимся!» | сентябрь |
2. | Выпуск математического бюллетеня (неделя математики в школе). | март |
4. | Поездка в Бийский планетарий | Май-июнь |
5. | Родительское собрание (итоги работы за прошедший период) | март |
6. | Встречи, беседы, консультации, организационные вопросы | в течение года |
7. | Индивидуальные беседы с родителями «Оформление контрольных работ». | в течение года |