Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 123» г. Перми
Рабочая программа
по предмету физическая культура
7 - 8 классы
учебная группа /поток/ по направлению спортивный туризм
в рамках реализации муниципальной модели основной школы
в 2012-2013 учебном году
Титова И.И.
учитель физической культуры
МАОУ «СОШ № 123» г. Перми
Пояснительная записка
к УМК учебной группы /потока/ по направлению спортивный туризм
Рабочая программа для учебной группы /потока/ по направлению спортивный туризм направлена на предоставление учащимся 7 - 8 классов МАОУ «СОШ №123» г. Перми возможности обучения по предмету физическая культура в соответствии с индивидуальными интересами в области спортивного туризма.
Программа составлена с целью реализации школьного проекта «Обучение физической культуре по спортивно-игровым интересам учащихся» в рамках апробации муниципальной модели основной школы /ММОШ/ г. Перми «Основная школа - пространство выбора» /приказ по школе № 151/1 от 27.06.2011 г. «Об участии в проекте по внедрению муниципальной модели основной школы».
Программа является модифицированной программой и составлена на основе программы В.И. Ляха, А.А. Зданевича «Физическая культура. 1-11 классы», М.: «Просвещение», 2010г., программы туристско-краеведческого движения обучающихся российской Федерации «Отечество» по направлению «К туристскому мастерству»., сборника П.В. Степанова, С.В. Свиязева, Т.Н. Сафронова, Программы внеурочной деятельности.туристко-краеведческая деятельность, М. - Просвещение, 2011 г. /серия - работаем по новым стандартам/, с учетом требований по физической культуре ФГОС основной школы /приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря . № 1897/, требований примерной образовательной программы образовательного учреждения /основная школа/ составитель Е.С. Савинов, - М.: Просвещение, . и «Примерных программ по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы. Проект. М.: Просвещение, . (стандарты второго поколения).
В работе учитель использует развернутое тематическое планирование к программе В.И.Ляха, А.А. Зданевича /авт.-сост. А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. – Волгоград: Учитель, .
Количество учебных часов в год составляет 70 часов, по 2 часа в неделю, занятия проводятся в режиме сдвоенного урока.
Задачи реализации программы учебной группы /потока/ по спортивному туризму:
1.Обогащение учащихся теоретическими знаниями в области туристической деятельности, о видах спортивного туризма, их особенностях. Расширение знаний об основных правилах безопасного поведения в туристическом походе.
2. Развитие способов двигательной деятельности учащихся, физических способностей учащихся, необходимых для пешего туристического похода в Пермском крае.
3.Физическое совершенствование. Развитие навыков спортивного ориентирования на местности.
● Элементы содержания учебной программы, скорректированные для обучения данной учебной группы:
В данной учебной группе увеличено количество часов разделов программы «Кроссовая подготовка», «Лыжные гонки», «Прикладно - ориентированная подготовка».
● Формы и методы преподавания, определяющие специфику данной учебной группы:
Обучение в учебной группе /потоке/ осуществляется через следующие формы проведения уроков: с образовательно-познавательной направленностью, с образовательно-обучающей направленностью.
Обучение предполагает использование практико-ориентированных методов работы на уроке.
В работе используется проектно-исследовательский метод желающие учащиеся оформляют исследовательские проекты, составляют презентации по спортивному туризму.
●Система оценивания результатов обучения учащихся включает:
1. Знание учащимися основ туристической деятельности, видов спортивного туризма, их особенностей. Знание основных правил безопасного поведения в туристическом походе.
2. Степень развития способов двигательной деятельности учащихся, физических способностей учащихся, необходимых для пешего туристического похода в Пермском крае.
3. Физическое совершенствование. Степень владения основами спортивного ориентирования на местности.
Цель: Овладение системой базовых знаний и умений по туристско-краеведческой деятельности.
Задачи:
Обучающие
Овладеть основными знаниями и умениями по учебному курсу.
Развивающие
Развитие внимания, наблюдательности и памяти.
Развитие физических качеств (выносливость).
Воспитательные
Сплотить коллектив.
Воспитать бережное отношение к природе, культурному наследию родного края
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ п/п | Т Е М А | Количество часов | ||
Всего | В том числе | |||
теория | Практика | |||
1 | Основы туристской подготовки | 26 | 14 | 12 |
1.1. | Туристские путешествия, история развития туризма. Инструктажи по охране труда | 2 | 2 | |
1.2. | ||||
1.3. | Личное и групповое туристское снаряжение | 2 | 1 | 1 |
1.4. | Организация туристического быта. Привалы и ночлеги. | 2 | 1 | 1 |
1.5. | Подготовка к походу, путешествию. | |||
1.6. | Питание в туристическом походе. | 1 | 1 | |
1.7. | Туристические должности в группе. | 1 | 1 | |
1.8. | Правила движения в походе, преодоление препятствий. | 4 | 2 | 2 |
1.9. | Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий. | 2 | 2 | |
1.10. | Туристические слеты и соревнования. | 8 | 2 | 6 |
1.11. | Подведение итогов туристического путешествия. | 4 | 2 | 2 |
2 | Топография и ориентирование | 26 | 11 | 15 |
2.1. | Понятие о топографической и спортивной карте | 2 | 1 | 1 |
2.2. | Условные знаки | 2 | 1 | 1 |
2.3. | Ориентирование по горизонту, азимуту | 4 | 2 | 2 |
2.4. | Компас. Работа с компасом | 2 | 1 | 1 |
2.5. | Измерение расстояний | 2 | 1 | 1 |
2.6. | Способы ориентирования | 6 | 2 | 4 |
2.7. | Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки. | 2 | 1 | 1 |
2.8. | Соревнования по ориентированию. | 6 | 2 | 4 |
3 | Краеведение .Направления туристско-краеведческого движения «Отечество» | 14 | 8 | 6 |
3.1. | Родной край, его природные особенности. | 4 | 2 | 2 |
3.2. | Изучение направлений туристко –краеведческого движения «Отечество». | 2 | 1 | 1 |
3.3. | Туристические возможности родного края. Культурное наследие. | 2 | 1 | 1 |
3.4. | Изучение района путешествия. | 4 | 2 | 2 |
3.5. | Общественно полезная работа во время путешествия, охрана природы и памятников войны. | 2 | 2 | |
4 | Азбука спортивно-оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь | 14 | 7 | 7 |
4.1. | Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний | 2 | 1 | 1 |
4.2. | Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений | 4 | 2 | 2 |
4.3. | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи | 4 | 2 | 2 |
4.4. | Приемы транспортировки пострадавшего. | 4 | 2 | 2 |
5 | Общая и специальная физическая подготовка туриста | 56 | 4 | 52 |
5.1. | Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений | 4 | 2 | 2 |
5.2. | Врачебный контроль , самоконтроль, предупреждение спортивных травм. | 4 | 2 | 2 |
5.3. | Общая физическая и специальная подготовка туриста | 44 | 44 | |
ИТОГО за период обучения | 136 | 44 | 92 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ( 1-й год обучения).
1 раздел: Основы туристической подготовки - 13ч.
ТЕМА №1: Туристические путешествия, история развития туризма - 1ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Туризм – средство познания своего края. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии страны. Организация туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Экскурсионный зарубежный туризм. Туристические нормативы и значки: «Юный турист России», «Турист России».
Краеведение. Туристско - краеведческое движение «Отечество». Основные направления движения.
Проведение инструктажей по охране труда(вводный инструктаж, по пожарной безопасности, инструктаж на рабочем месте)
ТЕМА №3: Личное и групповое туристическое снаряжение - 1ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Перечень личного снаряжения для похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков. Правила размещения предметов в рюкзаке, одежда и обувь для походов, личное и групповое снаряжение. Типы палаток, их назначение. Походная посуда для приготовления пищи, топоры, пилы, хозяйственный набор: рукавицы, ножи и другие.
ТЕМА № 4: Организация туристического быта, привалы и ночлеги - 1ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Выбор места для привала и ночлега, основные требования к нему. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря, определение мест для выбора воды , умывания, туалета, мусорной ямы, костра, палаток. Правила разведения костра, заготовка дров. Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров. Установка палаток, размещение вещей в них.
ТЕМА № 6: Питание в туристическом походе - 1ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Значение правильного питания в походе, составление меню, списка продуктов, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре.
ТЕМА № 7: Туристические должности в группе - 1ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Выбор командира группы и требования к нему. Постоянные должности и временные. Дежурные по кухне, повара.
ТЕМА № 8: Правила движения в походе. Преодоление препятствий - 4ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Порядок движения группы на маршруте. Туристический строй. Режим движения, темп. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по лесу, через завалы, по травянистым склонам.
ПРАКТИКА – 1ч.
Отработка техники движения по местности, соблюдение режима движения.
ТЕМА № 9: Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий - 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Дисциплина в походе и на занятиях. Правила поведения при поездках группы на транспорте. Организация самостраховки. Правила поведения в незнакомом пункте.
ТЕМА № 10: Туристические слеты и соревнования - 4ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Задачи туристических слетов и соревнований. Участники слета, условия проведения. Медицинское обеспечение, охрана природы. Виды туристических соревнований и особенности их проведения, меры безопасности при проведении соревнований.
ПРАКТИКА – 3ч.
Выступление в туристических соревнованиях в качестве участников.
ТЕМА № 11: Подведение итогов похода - 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Подведение итогов похода в группе. Отчет участников и руководителя. Составление фотоальбома. Ремонт и сдача инвентаря. Оформление значков.
ПРАКТИКА – 1ч.
Составление отчета о походе, изготовление фотографий для альбома.
2 раздел: Топография и ориентирование – 13ч.
ТЕМА № 1: Понятие о топографической и спортивной карте – 1ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Виды карт, масштаб, оформление. Чтение рельефа по топографической карте. Изображение рельефа на картах. Типы рельефа: пойменный, овражно – болотный, горный, равнинный. Влияние рельефа на пути движения.
ТЕМА № 2: Условные знаки – 1ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Способы изображения на рисунках и планах водных объектов, сооружений, растительности. Простейшие условные знаки.
ТЕМА № 3: Ориентирование по горизонту и азимуту – 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Ориентирование с помощью топографической карты, движение по плану, составленному учителем.
ПРАКТИКА – 1ч.
Отработка навыков и умений в походе.
ТЕМА № 4: Компас. Работа с компасом – 1ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Правила пользования компасом. Определение азимута и движение по азимуту. Ориентирование карты и компаса. Взятие азимута на предмет.
ТЕМА № 6: Способы ориентирования – 3ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Организация разведок в походе, опрос местных жителей. Движение по легенде – подробному описанию пути. Особенности ориентирования в различных природных условиях.
ПРАКТИКА – 2ч.
Участие в соревнованиях по ориентированию.
ТЕМА № 7: Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки – 1ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Определение сторон горизонта и азимутов при помощи солнца, луны, полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой и людьми, по растительности. Причины, приводящие к потере ориентировки. Движение вдоль ручья, реки, выход к жилью.
ТЕМА № 8: Соревнования по ориентированию – 3ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Виды и характер соревнований. Обязанности участников соревнований. Соревнования на маркированной трассе. Эстафетное ориентирование в заданном направлении. Отдельные виды ориентирования в программе туристических слетов и соревнований.
ПРАКТИКА – 2ч.
Участие в соревнованиях по ориентированию .
3 раздел: Краеведение – 7ч.
Тема№1. Родной край и его природные особенности – 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды.
ПРАКТИКА – 1ч.
Организация наблюдений за погодой. Ведение календаря наблюдений. Экскурсия за пределы села.
Тема№2. Туристско-краеведческое движение «ОТЕЧЕСТВО» - 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Изучение направлений программы «Отечество»
Родословие, летопись родного края, культурное наследие, природное наследие экология, археология, поиск, военная история России, история детского движения, туристическое мастерство, школьные музеи.
ТЕМА № 3. Туристические возможности родного края, культурное наследие, обзор экскурсионных объектов, музеев. Известные земляки. История края – 1ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Географическое положение родного края. Рельеф, полезные ископаемые, растительность, гидрография. Климат и его влияние на возможности занятий туризмом. Характеристика населения. История края, памятные события. Знаменитые земляки, их роль в истории края. Край в период ВОВ. Настоящее и будущее родного края. Памятные места, музеи.
ТЕМА № 4. Изучение района путешествия – 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Изучение направлений «Культурное наследие», «Моя родословная».
ПРАКТИКА – 1ч.
Выбор и изучение района похода, разработка маршрута. Пути подъезда к началу маршрута. Наличие экскурсионных объектов на маршруте. Учет времени на их посещение.
ТЕМА № 5: Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников – 1ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Методика краеведческих наблюдений по истории , географии , биологии, экологии. Содержание заданий туристическим группам. Виды памятников. Использование памятников в воспитательной работе. Составление описаний, фотосъемка, зарисовки в походе, составление карт маршрута.
4 раздел: Азбука спортивно – оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь – 7ч.
ТЕМА № 1: Личная гигиена туриста. Профилактика заболевания – 1ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви. Роль закаливания. Закаливание водой, воздухом, солнцем. Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья. Вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков, наркотики и их влияние на организм человека.
ТЕМА № 2: Походно- медицинская аптечка, использование лекарственных растений – 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки. Индивидуальная аптечка туриста. Возможности использования лекарственных растений в походных условиях.
ПРАКТИКА – 1ч.
Формирование походной аптечки. Знакомство с лекарственными препаратами. Сбор и использование лекарственных растений.
ТЕМА № 3: Основные приемы оказания первой доврачебной помощи – 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Заболевания и травмы в туристических походах: переутомление, удушье, обмороки, потеря сознания, ожоги, укусы змей. Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами и растениями, пищевые отравления, желудочные заболевания. Ушибы, ссадины.
ПРАКТИКА – 1ч.
Обработка ран, наложение жгута, искусственное дыхание. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшим.
ТЕМА № 4: Приемы транспортировки пострадавшего – 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Положение пострадавшего при транспортировке. Способы транспортировки пострадавшего: на руках, на носилках.
ПРАКТИКА – 1ч.
Разучивание различных способов транспортировки, изготовление носилок.
5 раздел: Общая и специальная физическая подготовка – 28ч.
ТЕМА № 1: Краткие сведения о строении и функциях организма человека – 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Краткие сведения о строении организма человека, влияние физических упражнений на укрепление здоровья. Предотвращение травматизма.
ПРАКТИКА – 1ч.
Прохождение медицинского осмотра участников соревнований.
ТЕМА № 2: Врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение спортивных травм на тренировках – 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Значение врачебного контроля и самоконтроля. Медицинские справки, ведение дневника самоконтроля.
ПРАКТИКА – 1ч.
Оказание первой помощи при спортивных травмах.
ТЕМА № 3: Общая физическая подготовка – 24ч.
ПРАКТИКА – 24ч.
Спортивные соревнования по укреплению физической и специальной подготовки туриста.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (2-й год обучения).
1 раздел: Основы туристической подготовки - 13ч.
ТЕМА №1: Туристические путешествия, история развития туризма - 1ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Туризм – средство познания своего края. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии страны. Организация туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Экскурсионный зарубежный туризм. Туристические нормативы и значки: «Юный турист России», «Турист России».
Краеведение. Туристско - краеведческое движение «Отечество». Основные направления движения.
Знакомство с планом кружка. Проведение инструктажей по охране труда(вводный инструктаж, по пожарной безопасности, инструктаж на рабочем месте)
ТЕМА №3: Личное и групповое туристическое снаряжение - 1ч.
ПРАКТИКА – 1ч.
Укладка рюкзаков, подготовка снаряжения, работа со снаряжением, уход за ним и ремонт.
ТЕМА № 4: Организация туристического быта, привалы и ночлеги - 1ч.
ПРАКТИКА – 1ч.
Определение мест для привала, установка палатки, разжигание костра.
ТЕМА № 6: Питание в туристическом походе - 1ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Значение правильного питания в походе, составление меню, списка продуктов, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре.
ТЕМА № 7: Туристические должности в группе - 1ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Выбор командира группы и требования к нему. Постоянные должности и временные. Дежурные по кухне, повара.
ТЕМА № 8: Правила движения в походе. Преодоление препятствий - 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Порядок движения группы на маршруте. Туристический строй. Режим движения, темп. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по лесу, через завалы, по травянистым склонам.
ПРАКТИКА – 1ч.
Отработка техники движения по местности, соблюдение режима движения.
ТЕМА № 9: Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий - 1ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Дисциплина в походе и на занятиях. Правила поведения при поездках группы на транспорте. Организация самостраховки. Правила поведения в незнакомом пункте.
ТЕМА № 10: Туристические слеты и соревнования - 4ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Задачи туристических слетов и соревнований. Участники слета, условия проведения. Медицинское обеспечение, охрана природы. Виды туристических соревнований и особенности их проведения, меры безопасности при проведении соревнований.
ПРАКТИКА – 3ч.
Выступление в туристических соревнованиях в качестве участников.
ТЕМА № 11: Подведение итогов похода - 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Подведение итогов похода в группе. Отчет участников и руководителя. Составление фотоальбома. Ремонт и сдача инвентаря. Оформление значков.
ПРАКТИКА – 1ч.
Составление отчета о походе, изготовление фотографий для альбома.
2 раздел: Топография и ориентирование – 13ч.
ТЕМА № 1: Понятие о топографической и спортивной карте – 1ч.
ПРАКТИКА – 1ч.
Рисовка топографических карт, плана холма, равнины.
ТЕМА № 2: Условные знаки – 1ч.
ПРАКТИКА – 1ч.
Овладение навыком составления легенды и движение группы по легенде, выполненной условными знаками.
ТЕМА № 3: Ориентирование по горизонту и азимуту – 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Ориентирование с помощью топографической карты, движение по плану, составленному учителем.
ПРАКТИКА – 1ч.
Отработка навыков и умений в походе.
ТЕМА № 4: Компас. Работа с компасом – 1ч.
ПРАКТИКА – 1ч.
Прохождение через контрольные пункты по азимуту.
ТЕМА № 5: Измерение расстояний – 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Способы измерения расстояний на карте и на местности с помощью обычной нитки и курвиметра. Измерение среднего шага. Глазомерный способ измерения расстояния. Определение пройденного расстояния по времени движения. Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.
ПРАКТИКА – 1ч.
Прохождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета.
ТЕМА № 6: Способы ориентирования – 3ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Организация разведок в походе, опрос местных жителей. Движение по легенде – подробному описанию пути. Особенности ориентирования в различных природных условиях.
ПРАКТИКА – 2ч.
Участие в соревнованиях по ориентированию.
ТЕМА № 7: Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки – 2ч.
ПРАКТИКА – 2ч.
Упражнения по определению своего места нахождения. Определение сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам.
ТЕМА № 8: Соревнования по ориентированию – 3ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Виды и характер соревнований. Обязанности участников соревнований. Соревнования на маркированной трассе. Эстафетное ориентирование в заданном направлении. Отдельные виды ориентирования в программе туристических слетов и соревнований.
ПРАКТИКА – 2ч.
Участие в соревнованиях по ориентированию .
3 раздел: Краеведение – 7ч.
Тема№1. Родной край и его природные особенности – 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды.
ПРАКТИКА – 1ч.
Организация наблюдений за погодой. Ведение календаря наблюдений.
Тема№2. Туристско-краеведческое движение «ОТЕЧЕСТВО» - 2ч.
ПРАКТИКА – 2ч.
Организация выставки творческих работ учащихся, конкурс рисунков «Война глазами детей», защита проектов по военной истории России.
ТЕМА № 3. Туристические возможности родного края, культурное наследие, обзор экскурсионных объектов, музеев. Известные земляки. История края – 1ч.
ПРАКТИКА – 1ч.
Встречи с представителями науки, культуры, ветеранами войны и труда, интересными людьми.
ТЕМА № 4. Изучение района путешествия – 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Изучение направлений «Культурное наследие», «Моя родословная».
ПРАКТИКА – 1ч.
Выбор и изучение района похода, разработка маршрута. Пути подъезда к началу маршрута. Наличие экскурсионных объектов на маршруте. Учет времени на их посещение.
ТЕМА № 5: Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников – 1ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Методика краеведческих наблюдений по истории , географии , биологии, экологии. Содержание заданий туристическим группам. Виды памятников. Использование памятников в воспитательной работе. Составление описаний, фотосъемка, зарисовки в походе, составление карт маршрута.
4 раздел: Азбука спортивно – оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь – 7ч.
ТЕМА № 1: Личная гигиена туриста. Профилактика заболевания – 1ч.
ПРАКТИКА – 1ч.
Отработка простейших умений и навыков при закаливании организма водой и солнцем. Оказание первой медицинской помощи.
ТЕМА № 2: Походно- медицинская аптечка, использование лекарственных растений – 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки. Индивидуальная аптечка туриста. Возможности использования лекарственных растений в походных условиях.
ПРАКТИКА – 1ч.
Формирование походной аптечки. Знакомство с лекарственными препаратами. Сбор и использование лекарственных растений.
ТЕМА № 3: Основные приемы оказания первой доврачебной помощи – 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Заболевания и травмы в туристических походах: переутомление, удушье, обмороки, потеря сознания, ожоги, укусы змей. Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами и растениями, пищевые отравления, желудочные заболевания. Ушибы, ссадины.
ПРАКТИКА – 1ч.
Обработка ран, наложение жгута, искусственное дыхание. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшим.
ТЕМА № 4: Приемы транспортировки пострадавшего – 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Положение пострадавшего при транспортировке. Способы транспортировки пострадавшего: на руках, на носилках.
ПРАКТИКА – 1ч.
Разучивание различных способов транспортировки, изготовление носилок.
5 раздел: Общая и специальная физическая подготовка – 28ч.
ТЕМА № 1: Краткие сведения о строении и функциях организма человека – 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Краткие сведения о строении организма человека, влияние физических упражнений на укрепление здоровья. Предотвращение травматизма.
ПРАКТИКА – 1ч.
Прохождение медицинского осмотра участников соревнований.
ТЕМА № 2: Врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение спортивных травм на тренировках – 2ч.
ТЕОРИЯ – 1ч.
Значение врачебного контроля и самоконтроля. Медицинские справки, ведение дневника самоконтроля.
ПРАКТИКА – 1ч.
Оказание первой помощи при спортивных травмах.
ТЕМА № 3: Общая физическая подготовка – 24ч.
ПРАКТИКА – 24ч.
Спортивные соревнования по укреплению физической и специальной подготовки туриста.
Система оценивания результатов обучения учащихся включает:
Знание учащимися истории спортивного туризма, базовых понятий и основ техники.
При оценивании знаний учитываются следующие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к туризму. С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы, тестирование.
Критерии оценки:
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
Опрос, проверочная беседа | |||
За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта. | За ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. | За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике. | За непонимание и незнание материала программы |
Выполнение теста | |||
Правильные ответы от 90% до 100% вопросов | Правильные ответы от 51% до 89% вопросов | Правильные ответы от 21% до 50% вопросов | Правильные ответы на 20% вопросов и менее |
Степень развития у учащихся двигательных способностей, необходимых в спортивном туризме.
Данный раздел включает следующие показатели:
владение способами и умение самостоятельно осуществлять спортивно-оздоровительную деятельность в области спортивного туризма;
степень развития двигательных способностей необходимых для туристических походов и соревнований;
уровень физической подготовленности учащихся.
Для оценивания степени развития у учащихся двигательных способностей используются методы наблюдения, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.
Критерии оценки:
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
Владение способами и умение самостоятельно осуществлять спортивно-оздоровительную деятельность | |||
Учащийся умеет: -самостоятельно организовывать место занятий; -подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях; -контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги | Учащийся организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; -допускает незначительные ошибки в подборе средств; Контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги | Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов | Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов |
Степень развития двигательных способностей, необходимых для спортивного туризма | |||
Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением требований, без ошибок, легко, свободно, четко, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником, уверенно выполняет учебный норматив. | При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допусти не более двух незначительных ошибок. | Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных сложных в сравнении с уроком условиях. | Движение или его отдельные элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных ошибок или одна грубая ошибка. |
Уровень физической подготовленности учащихся | |||
Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, соответствующей действующим стандартам. Наблюдается высокий прирост ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени | Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности в области баскетбола и достаточному темпу прироста | Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности в области баскетбола и незначительному приросту | Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности в области баскетбола. |
Освоение учащимися основ техники спортивного туризма.
Для оценивания степени развития у учащихся двигательных способностей используется метод наблюдения действия учащихся в игре
Оценка 5 | Оценка 4 | Оценка 3 | Оценка 2 |
Учащийся в совершенстве владеет техникой, знает и правила проведения соревнований и основы судейства данных соревнований, соблюдает правила техники безопасности. | Учащийся в основном владеет техникой, знает и правила проведения соревнований и основы судейства данных соревнований, в основном соблюдает правила техники безопасности, допуская незначительные неточности. | Учащийся владеет техникой на низком уровне, недостаточно знает и правила проведения соревнований и основы судейства данных соревнований, часто не соблюдает правила техники безопасности. | Учащийся не владеет техникой, не знает и правила проведения соревнований и основы судейства данных соревнований, не соблюдает правила техники безопасности. |
Список рекомендуемой литературы для обучающихся.
Бардин К.В. "Азбука туризма", М, Просвещение, 1981.
Быстрых Т. И., «День в истории: Календарь знаменательных и памятных дат Пермской области. С приложением перечня юбилейных дат на 2001 год», Пермь, Курсив, 2000.
Верещагина В.А. и др. "Растительный мир Прикамья", Пермское книжное издательство, 1988.
В.С.Верхоланцев, "Город Пермь , его прошлое и настоящее", Пермь, .
Воронов Г.А. и др. "Животный мир Прикамья", Пермское книжное издательство, 1989.
Дроздов Н.Н., Макеев А.К. "Жемчужины природы - заповедники", М, Просвещение, 1985.
Коструб А.А. "Медицинский справочник туриста", М, Профиздат, 1986.
«Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений», редакция Маслов А.Г., Марков В.В. и др. М., Дрофа,2006.
Остапец А.А. "В походе юные", М, Просвещение, 1987.
Остапец А.А. "На маршруте туристы-следопыты", М, Просвещение, 1987.
Суперанская А.В. "Что такое топонимика?", М, Наука, 1985.
«Туризм в пермской области», Пермь, ООО «Раритет – Пермь», 2002.
"Энциклопедический словарь юного географа-краеведа", составитель Карпов Г.В., М, Педагогика, 1981.
"Энциклопедия туриста", группа авторов, М, научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993.