Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа по предмету физическая культура 7 - 8 классы учебная группа /поток/ по направлению спортивный туризм

Обогащение учащихся теоретическими знаниями в области туристической деятельности, о видах спортивного туризма, их особенностях. Расширение знаний об основных правилах безопасного поведения в туристическом походе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 123» г. Перми

Рабочая программа

по предмету физическая культура

7 - 8 классы

учебная группа /поток/ по направлению спортивный туризм

в рамках реализации муниципальной модели основной школы

в 2012-2013 учебном году

Титова И.И.

учитель физической культуры

МАОУ «СОШ № 123» г. Перми

Пояснительная записка

к УМК учебной группы /потока/ по направлению спортивный туризм

Рабочая программа для учебной группы /потока/ по направлению спортивный туризм направлена на предоставление учащимся 7 - 8 классов МАОУ «СОШ №123» г. Перми возможности обучения по предмету физическая культура в соответствии с индивидуальными интересами в области спортивного туризма.

Программа составлена с целью реализации школьного проекта «Обучение физической культуре по спортивно-игровым интересам учащихся» в рамках апробации муниципальной модели основной школы /ММОШ/ г. Перми «Основная школа - пространство выбора» /приказ по школе № 151/1 от 27.06.2011 г. «Об участии в проекте по внедрению муниципальной модели основной школы».

Программа является модифицированной программой и составлена на основе программы В.И. Ляха, А.А. Зданевича «Физическая культура. 1-11 классы», М.: «Просвещение», 2010г., программы туристско-краеведческого движения обучающихся российской Федерации «Отечество» по направлению «К туристскому мастерству»., сборника П.В. Степанова, С.В. Свиязева, Т.Н. Сафронова, Программы внеурочной деятельности.туристко-краеведческая деятельность, М. - Просвещение, 2011 г. /серия - работаем по новым стандартам/, с учетом требований по физической культуре ФГОС основной школы /приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря . № 1897/, требований примерной образовательной программы образовательного учреждения /основная школа/ составитель Е.С. Савинов, - М.: Просвещение, . и «Примерных программ по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы. Проект. М.: Просвещение, . (стандарты второго поколения).

В работе учитель использует развернутое тематическое планирование к программе В.И.Ляха, А.А. Зданевича /авт.-сост. А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. – Волгоград: Учитель, .

Количество учебных часов в год составляет 70 часов, по 2 часа в неделю, занятия проводятся в режиме сдвоенного урока.

Задачи реализации программы учебной группы /потока/ по спортивному туризму:

1.Обогащение учащихся теоретическими знаниями в области туристической деятельности, о видах спортивного туризма, их особенностях. Расширение знаний об основных правилах безопасного поведения в туристическом походе.

2. Развитие способов двигательной деятельности учащихся, физических способностей учащихся, необходимых для пешего туристического похода в Пермском крае.

3.Физическое совершенствование. Развитие навыков спортивного ориентирования на местности.

● Элементы содержания учебной программы, скорректированные для обучения данной учебной группы:

В данной учебной группе увеличено количество часов разделов программы «Кроссовая подготовка», «Лыжные гонки», «Прикладно - ориентированная подготовка».

● Формы и методы преподавания, определяющие специфику данной учебной группы:

Обучение в учебной группе /потоке/ осуществляется через следующие формы проведения уроков: с образовательно-познавательной направленностью, с образовательно-обучающей направленностью.

Обучение предполагает использование практико-ориентированных методов работы на уроке.

В работе используется проектно-исследовательский метод желающие учащиеся оформляют исследовательские проекты, составляют презентации по спортивному туризму.

●Система оценивания результатов обучения учащихся включает:

1. Знание учащимися основ туристической деятельности, видов спортивного туризма, их особенностей. Знание основных правил безопасного поведения в туристическом походе.

2. Степень развития способов двигательной деятельности учащихся, физических способностей учащихся, необходимых для пешего туристического похода в Пермском крае.

3. Физическое совершенствование. Степень владения основами спортивного ориентирования на местности.

Цель: Овладение системой базовых знаний и умений по туристско-краеведческой деятельности.

Задачи:

Обучающие

Овладеть основными знаниями и умениями по учебному курсу.

Развивающие

Развитие внимания, наблюдательности и памяти.

Развитие физических качеств (выносливость).

Воспитательные

Сплотить коллектив.

Воспитать бережное отношение к природе, культурному наследию родного края

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№ п/п

Т Е М А

Количество часов

Всего

В том числе

теория

Практика

1

Основы туристской подготовки

26

14

12

1.1.

Туристские путешествия, история развития туризма. Инструктажи по охране труда

2

2

1.2.

1.3.

Личное и групповое туристское снаряжение

2

1

1

1.4.

Организация туристического быта. Привалы и ночлеги.

2

1

1

1.5.

Подготовка к походу, путешествию.

1.6.

Питание в туристическом походе.

1

1

1.7.

Туристические должности в группе.

1

1

1.8.

Правила движения в походе, преодоление препятствий.

4

2

2

1.9.

Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий.

2

2

1.10.

Туристические слеты и соревнования.

8

2

6

1.11.

Подведение итогов туристического путешествия.

4

2

2

2

Топография и ориентирование

26

11

15

2.1.

Понятие о топографической и спортивной карте

2

1

1

2.2.

Условные знаки

2

1

1

2.3.

Ориентирование по горизонту, азимуту

4

2

2

2.4.

Компас. Работа с компасом

2

1

1

2.5.

Измерение расстояний

2

1

1

2.6.

Способы ориентирования

6

2

4

2.7.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

2

1

1

2.8.

Соревнования по ориентированию.

6

2

4

3

Краеведение .Направления туристско-краеведческого движения «Отечество»

14

8

6

3.1.

Родной край, его природные особенности.

4

2

2

3.2.

Изучение направлений туристко –краеведческого движения «Отечество».

2

1

1

3.3.

Туристические возможности родного края. Культурное наследие.

2

1

1

3.4.

Изучение района путешествия.

4

2

2

3.5.

Общественно полезная работа во время путешествия, охрана природы и памятников войны.

2

2

4

Азбука спортивно-оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

14

7

7

4.1.

Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний

2

1

1

4.2.

Походная медицинская аптечка, использование лекарственных растений

4

2

2

4.3.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

4

2

2

4.4.

Приемы транспортировки пострадавшего.

4

2

2

5

Общая и специальная физическая подготовка туриста

56

4

52

5.1.

Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влияние физических упражнений

4

2

2

5.2.

Врачебный контроль , самоконтроль, предупреждение спортивных травм.

4

2

2

5.3.

Общая физическая и специальная подготовка туриста

44

44

ИТОГО за период обучения

136

44

92

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ( 1-й год обучения).

1 раздел: Основы туристической подготовки - 13ч.

ТЕМА №1: Туристические путешествия, история развития туризма - 1ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Туризм – средство познания своего края. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии страны. Организация туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Экскурсионный зарубежный туризм. Туристические нормативы и значки: «Юный турист России», «Турист России».

Краеведение. Туристско - краеведческое движение «Отечество». Основные направления движения.

Проведение инструктажей по охране труда(вводный инструктаж, по пожарной безопасности, инструктаж на рабочем месте)

ТЕМА №3: Личное и групповое туристическое снаряжение - 1ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Перечень личного снаряжения для похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков. Правила размещения предметов в рюкзаке, одежда и обувь для походов, личное и групповое снаряжение. Типы палаток, их назначение. Походная посуда для приготовления пищи, топоры, пилы, хозяйственный набор: рукавицы, ножи и другие.

ТЕМА № 4: Организация туристического быта, привалы и ночлеги - 1ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Выбор места для привала и ночлега, основные требования к нему. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря, определение мест для выбора воды , умывания, туалета, мусорной ямы, костра, палаток. Правила разведения костра, заготовка дров. Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров. Установка палаток, размещение вещей в них.

ТЕМА № 6: Питание в туристическом походе - 1ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Значение правильного питания в походе, составление меню, списка продуктов, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре.

ТЕМА № 7: Туристические должности в группе - 1ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Выбор командира группы и требования к нему. Постоянные должности и временные. Дежурные по кухне, повара.

ТЕМА № 8: Правила движения в походе. Преодоление препятствий - 4ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Порядок движения группы на маршруте. Туристический строй. Режим движения, темп. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по лесу, через завалы, по травянистым склонам.

ПРАКТИКА – 1ч.

Отработка техники движения по местности, соблюдение режима движения.

ТЕМА № 9: Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий - 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Дисциплина в походе и на занятиях. Правила поведения при поездках группы на транспорте. Организация самостраховки. Правила поведения в незнакомом пункте.

ТЕМА № 10: Туристические слеты и соревнования - 4ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Задачи туристических слетов и соревнований. Участники слета, условия проведения. Медицинское обеспечение, охрана природы. Виды туристических соревнований и особенности их проведения, меры безопасности при проведении соревнований.

ПРАКТИКА – 3ч.

Выступление в туристических соревнованиях в качестве участников.

ТЕМА № 11: Подведение итогов похода - 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Подведение итогов похода в группе. Отчет участников и руководителя. Составление фотоальбома. Ремонт и сдача инвентаря. Оформление значков.

ПРАКТИКА – 1ч.

Составление отчета о походе, изготовление фотографий для альбома.

2 раздел: Топография и ориентирование – 13ч.

ТЕМА № 1: Понятие о топографической и спортивной карте – 1ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Виды карт, масштаб, оформление. Чтение рельефа по топографической карте. Изображение рельефа на картах. Типы рельефа: пойменный, овражно – болотный, горный, равнинный. Влияние рельефа на пути движения.

ТЕМА № 2: Условные знаки – 1ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Способы изображения на рисунках и планах водных объектов, сооружений, растительности. Простейшие условные знаки.

ТЕМА № 3: Ориентирование по горизонту и азимуту – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Ориентирование с помощью топографической карты, движение по плану, составленному учителем.

ПРАКТИКА – 1ч.

Отработка навыков и умений в походе.

ТЕМА № 4: Компас. Работа с компасом – 1ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Правила пользования компасом. Определение азимута и движение по азимуту. Ориентирование карты и компаса. Взятие азимута на предмет.

ТЕМА № 6: Способы ориентирования – 3ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Организация разведок в походе, опрос местных жителей. Движение по легенде – подробному описанию пути. Особенности ориентирования в различных природных условиях.

ПРАКТИКА – 2ч.

Участие в соревнованиях по ориентированию.

ТЕМА № 7: Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки – 1ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Определение сторон горизонта и азимутов при помощи солнца, луны, полярной звезды. Определение сторон горизонта при помощи местных предметов, созданных природой и людьми, по растительности. Причины, приводящие к потере ориентировки. Движение вдоль ручья, реки, выход к жилью.

ТЕМА № 8: Соревнования по ориентированию – 3ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Виды и характер соревнований. Обязанности участников соревнований. Соревнования на маркированной трассе. Эстафетное ориентирование в заданном направлении. Отдельные виды ориентирования в программе туристических слетов и соревнований.

ПРАКТИКА – 2ч.

Участие в соревнованиях по ориентированию .

3 раздел: Краеведение – 7ч.

Тема№1. Родной край и его природные особенности – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды.

ПРАКТИКА – 1ч.

Организация наблюдений за погодой. Ведение календаря наблюдений. Экскурсия за пределы села.

Тема№2. Туристско-краеведческое движение «ОТЕЧЕСТВО» - 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Изучение направлений программы «Отечество»

Родословие, летопись родного края, культурное наследие, природное наследие экология, археология, поиск, военная история России, история детского движения, туристическое мастерство, школьные музеи.

ТЕМА № 3. Туристические возможности родного края, культурное наследие, обзор экскурсионных объектов, музеев. Известные земляки. История края – 1ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Географическое положение родного края. Рельеф, полезные ископаемые, растительность, гидрография. Климат и его влияние на возможности занятий туризмом. Характеристика населения. История края, памятные события. Знаменитые земляки, их роль в истории края. Край в период ВОВ. Настоящее и будущее родного края. Памятные места, музеи.

ТЕМА № 4. Изучение района путешествия – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Изучение направлений «Культурное наследие», «Моя родословная».

ПРАКТИКА – 1ч.

Выбор и изучение района похода, разработка маршрута. Пути подъезда к началу маршрута. Наличие экскурсионных объектов на маршруте. Учет времени на их посещение.

ТЕМА № 5: Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников – 1ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Методика краеведческих наблюдений по истории , географии , биологии, экологии. Содержание заданий туристическим группам. Виды памятников. Использование памятников в воспитательной работе. Составление описаний, фотосъемка, зарисовки в походе, составление карт маршрута.

4 раздел: Азбука спортивно – оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь – 7ч.

ТЕМА № 1: Личная гигиена туриста. Профилактика заболевания – 1ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Личная гигиена при занятиях туризмом, значение водных процедур. Гигиена одежды и обуви. Роль закаливания. Закаливание водой, воздухом, солнцем. Значение систематических занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья. Вредные привычки: курение, употребление спиртных напитков, наркотики и их влияние на организм человека.

ТЕМА № 2: Походно- медицинская аптечка, использование лекарственных растений – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки. Индивидуальная аптечка туриста. Возможности использования лекарственных растений в походных условиях.

ПРАКТИКА – 1ч.

Формирование походной аптечки. Знакомство с лекарственными препаратами. Сбор и использование лекарственных растений.

ТЕМА № 3: Основные приемы оказания первой доврачебной помощи – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Заболевания и травмы в туристических походах: переутомление, удушье, обмороки, потеря сознания, ожоги, укусы змей. Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами и растениями, пищевые отравления, желудочные заболевания. Ушибы, ссадины.

ПРАКТИКА – 1ч.

Обработка ран, наложение жгута, искусственное дыхание. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшим.

ТЕМА № 4: Приемы транспортировки пострадавшего – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Положение пострадавшего при транспортировке. Способы транспортировки пострадавшего: на руках, на носилках.

ПРАКТИКА – 1ч.

Разучивание различных способов транспортировки, изготовление носилок.

5 раздел: Общая и специальная физическая подготовка – 28ч.

ТЕМА № 1: Краткие сведения о строении и функциях организма человека – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Краткие сведения о строении организма человека, влияние физических упражнений на укрепление здоровья. Предотвращение травматизма.

ПРАКТИКА – 1ч.

Прохождение медицинского осмотра участников соревнований.

ТЕМА № 2: Врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение спортивных травм на тренировках – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Значение врачебного контроля и самоконтроля. Медицинские справки, ведение дневника самоконтроля.

ПРАКТИКА – 1ч.

Оказание первой помощи при спортивных травмах.

ТЕМА № 3: Общая физическая подготовка – 24ч.

ПРАКТИКА – 24ч.

Спортивные соревнования по укреплению физической и специальной подготовки туриста.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (2-й год обучения).

1 раздел: Основы туристической подготовки - 13ч.

ТЕМА №1: Туристические путешествия, история развития туризма - 1ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Туризм – средство познания своего края. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии страны. Организация туризма в России. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный. Характеристика каждого вида. Экскурсионный зарубежный туризм. Туристические нормативы и значки: «Юный турист России», «Турист России».

Краеведение. Туристско - краеведческое движение «Отечество». Основные направления движения.

Знакомство с планом кружка. Проведение инструктажей по охране труда(вводный инструктаж, по пожарной безопасности, инструктаж на рабочем месте)

ТЕМА №3: Личное и групповое туристическое снаряжение - 1ч.

ПРАКТИКА – 1ч.

Укладка рюкзаков, подготовка снаряжения, работа со снаряжением, уход за ним и ремонт.

ТЕМА № 4: Организация туристического быта, привалы и ночлеги - 1ч.

ПРАКТИКА – 1ч.

Определение мест для привала, установка палатки, разжигание костра.

ТЕМА № 6: Питание в туристическом походе - 1ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Значение правильного питания в походе, составление меню, списка продуктов, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре.

ТЕМА № 7: Туристические должности в группе - 1ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Выбор командира группы и требования к нему. Постоянные должности и временные. Дежурные по кухне, повара.

ТЕМА № 8: Правила движения в походе. Преодоление препятствий - 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Порядок движения группы на маршруте. Туристический строй. Режим движения, темп. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по лесу, через завалы, по травянистым склонам.

ПРАКТИКА – 1ч.

Отработка техники движения по местности, соблюдение режима движения.

ТЕМА № 9: Техника безопасности при проведении туристических походов, занятий - 1ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Дисциплина в походе и на занятиях. Правила поведения при поездках группы на транспорте. Организация самостраховки. Правила поведения в незнакомом пункте.

ТЕМА № 10: Туристические слеты и соревнования - 4ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Задачи туристических слетов и соревнований. Участники слета, условия проведения. Медицинское обеспечение, охрана природы. Виды туристических соревнований и особенности их проведения, меры безопасности при проведении соревнований.

ПРАКТИКА – 3ч.

Выступление в туристических соревнованиях в качестве участников.

ТЕМА № 11: Подведение итогов похода - 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Подведение итогов похода в группе. Отчет участников и руководителя. Составление фотоальбома. Ремонт и сдача инвентаря. Оформление значков.

ПРАКТИКА – 1ч.

Составление отчета о походе, изготовление фотографий для альбома.

2 раздел: Топография и ориентирование – 13ч.

ТЕМА № 1: Понятие о топографической и спортивной карте – 1ч.

ПРАКТИКА – 1ч.

Рисовка топографических карт, плана холма, равнины.

ТЕМА № 2: Условные знаки – 1ч.

ПРАКТИКА – 1ч.

Овладение навыком составления легенды и движение группы по легенде, выполненной условными знаками.

ТЕМА № 3: Ориентирование по горизонту и азимуту – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Ориентирование с помощью топографической карты, движение по плану, составленному учителем.

ПРАКТИКА – 1ч.

Отработка навыков и умений в походе.

ТЕМА № 4: Компас. Работа с компасом – 1ч.

ПРАКТИКА – 1ч.

Прохождение через контрольные пункты по азимуту.

ТЕМА № 5: Измерение расстояний – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Способы измерения расстояний на карте и на местности с помощью обычной нитки и курвиметра. Измерение среднего шага. Глазомерный способ измерения расстояния. Определение пройденного расстояния по времени движения. Определение расстояния до недоступного предмета, ширины реки, оврага.

ПРАКТИКА – 1ч.

Прохождение и пробегание отрезков различной длины. Упражнения по определению расстояния до недоступного предмета.

ТЕМА № 6: Способы ориентирования – 3ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Ориентирование в походе с помощью топографической карты, не дающей полной информации о местности. Организация разведок в походе, опрос местных жителей. Движение по легенде – подробному описанию пути. Особенности ориентирования в различных природных условиях.

ПРАКТИКА – 2ч.

Участие в соревнованиях по ориентированию.

ТЕМА № 7: Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки – 2ч.

ПРАКТИКА – 2ч.

Упражнения по определению своего места нахождения. Определение сторон горизонта по местным предметам, небесным светилам.

ТЕМА № 8: Соревнования по ориентированию – 3ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Виды и характер соревнований. Обязанности участников соревнований. Соревнования на маркированной трассе. Эстафетное ориентирование в заданном направлении. Отдельные виды ориентирования в программе туристических слетов и соревнований.

ПРАКТИКА – 2ч.

Участие в соревнованиях по ориентированию .

3 раздел: Краеведение – 7ч.

Тема№1. Родной край и его природные особенности – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды.

ПРАКТИКА – 1ч.

Организация наблюдений за погодой. Ведение календаря наблюдений.

Тема№2. Туристско-краеведческое движение «ОТЕЧЕСТВО» - 2ч.

ПРАКТИКА – 2ч.

Организация выставки творческих работ учащихся, конкурс рисунков «Война глазами детей», защита проектов по военной истории России.

ТЕМА № 3. Туристические возможности родного края, культурное наследие, обзор экскурсионных объектов, музеев. Известные земляки. История края – 1ч.

ПРАКТИКА – 1ч.

Встречи с представителями науки, культуры, ветеранами войны и труда, интересными людьми.

ТЕМА № 4. Изучение района путешествия – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Изучение направлений «Культурное наследие», «Моя родословная».

ПРАКТИКА – 1ч.

Выбор и изучение района похода, разработка маршрута. Пути подъезда к началу маршрута. Наличие экскурсионных объектов на маршруте. Учет времени на их посещение.

ТЕМА № 5: Общественно полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников – 1ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Методика краеведческих наблюдений по истории , географии , биологии, экологии. Содержание заданий туристическим группам. Виды памятников. Использование памятников в воспитательной работе. Составление описаний, фотосъемка, зарисовки в походе, составление карт маршрута.

4 раздел: Азбука спортивно – оздоровительного туризма. Основы гигиены и первая доврачебная помощь – 7ч.

ТЕМА № 1: Личная гигиена туриста. Профилактика заболевания – 1ч.

ПРАКТИКА – 1ч.

Отработка простейших умений и навыков при закаливании организма водой и солнцем. Оказание первой медицинской помощи.

ТЕМА № 2: Походно- медицинская аптечка, использование лекарственных растений – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Состав походной аптечки, перечень и назначение лекарств. Хранение, транспортировка, пополнение походной аптечки. Индивидуальная аптечка туриста. Возможности использования лекарственных растений в походных условиях.

ПРАКТИКА – 1ч.

Формирование походной аптечки. Знакомство с лекарственными препаратами. Сбор и использование лекарственных растений.

ТЕМА № 3: Основные приемы оказания первой доврачебной помощи – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Заболевания и травмы в туристических походах: переутомление, удушье, обмороки, потеря сознания, ожоги, укусы змей. Предупреждение и лечение ангины, обморока, отравления ядовитыми грибами и растениями, пищевые отравления, желудочные заболевания. Ушибы, ссадины.

ПРАКТИКА – 1ч.

Обработка ран, наложение жгута, искусственное дыхание. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшим.

ТЕМА № 4: Приемы транспортировки пострадавшего – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Положение пострадавшего при транспортировке. Способы транспортировки пострадавшего: на руках, на носилках.

ПРАКТИКА – 1ч.

Разучивание различных способов транспортировки, изготовление носилок.

5 раздел: Общая и специальная физическая подготовка – 28ч.

ТЕМА № 1: Краткие сведения о строении и функциях организма человека – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Краткие сведения о строении организма человека, влияние физических упражнений на укрепление здоровья. Предотвращение травматизма.

ПРАКТИКА – 1ч.

Прохождение медицинского осмотра участников соревнований.

ТЕМА № 2: Врачебный контроль, самоконтроль. Предупреждение спортивных травм на тренировках – 2ч.

ТЕОРИЯ – 1ч.

Значение врачебного контроля и самоконтроля. Медицинские справки, ведение дневника самоконтроля.

ПРАКТИКА – 1ч.

Оказание первой помощи при спортивных травмах.

ТЕМА № 3: Общая физическая подготовка – 24ч.

ПРАКТИКА – 24ч.

Спортивные соревнования по укреплению физической и специальной подготовки туриста.

Система оценивания результатов обучения учащихся включает:

Знание учащимися истории спортивного туризма, базовых понятий и основ техники.

При оценивании знаний учитываются следующие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к туризму. С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы, тестирование.

Критерии оценки:

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Опрос, проверочная беседа

За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

За ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.

За непонимание и незнание материала программы

Выполнение теста

Правильные ответы от 90% до 100% вопросов

Правильные ответы от 51% до 89% вопросов

Правильные ответы от 21% до 50% вопросов

Правильные ответы на 20% вопросов и менее

Степень развития у учащихся двигательных способностей, необходимых в спортивном туризме.

Данный раздел включает следующие показатели:

владение способами и умение самостоятельно осуществлять спортивно-оздоровительную деятельность в области спортивного туризма;

степень развития двигательных способностей необходимых для туристических походов и соревнований;

уровень физической подготовленности учащихся.

Для оценивания степени развития у учащихся двигательных способностей используются методы наблюдения, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.

Критерии оценки:

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Владение способами и умение самостоятельно осуществлять спортивно-оздоровительную деятельность

Учащийся умеет:

-самостоятельно организовывать место занятий;

-подбирать средства и инвентарь и применять их в конкретных условиях;

-контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги

Учащийся организует место занятий в основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью;

-допускает незначительные ошибки в подборе средств;

Контролирует ход выполнения деятельности и оценивает итоги

Более половины видов самостоятельной деятельности выполнены с помощью учителя или не выполняется один из пунктов

Учащийся не может выполнить самостоятельно ни один из пунктов

Степень развития двигательных способностей, необходимых для спортивного туризма

Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением требований, без ошибок, легко, свободно, четко, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником, уверенно выполняет учебный норматив.

При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допусти не более двух незначительных ошибок.

Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных сложных в сравнении с уроком условиях.

Движение или его отдельные элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных ошибок или одна грубая ошибка.

Уровень физической подготовленности учащихся

Исходный показатель соответствует высокому уровню подготовленности, предусмотренному обязательным минимумом подготовки и программой физического воспитания, соответствующей действующим стандартам.

Наблюдается высокий прирост ученика в показателях физической подготовленности за определенный период времени

Исходный показатель соответствует среднему уровню подготовленности в области баскетбола и достаточному темпу прироста

Исходный показатель соответствует низкому уровню подготовленности в области баскетбола и незначительному приросту

Учащийся не выполняет государственный стандарт, нет темпа роста показателей физической подготовленности в области баскетбола.

Освоение учащимися основ техники спортивного туризма.

Для оценивания степени развития у учащихся двигательных способностей используется метод наблюдения действия учащихся в игре

Оценка 5

Оценка 4

Оценка 3

Оценка 2

Учащийся в совершенстве владеет техникой, знает и правила проведения соревнований и основы судейства данных соревнований, соблюдает правила техники безопасности.

Учащийся в основном владеет техникой, знает и правила проведения соревнований и основы судейства данных соревнований, в основном соблюдает правила техники безопасности, допуская незначительные неточности.

Учащийся владеет техникой на низком уровне, недостаточно знает и правила проведения соревнований и основы судейства данных соревнований, часто не соблюдает правила техники безопасности.

Учащийся не владеет техникой, не знает и правила проведения соревнований и основы судейства данных соревнований, не соблюдает правила техники безопасности.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся.

Бардин К.В. "Азбука туризма", М, Просвещение, 1981.

Быстрых Т. И., «День в истории: Календарь знаменательных и памятных дат Пермской области. С приложением перечня юбилейных дат на 2001 год», Пермь, Курсив, 2000.

Верещагина В.А. и др. "Растительный мир Прикамья", Пермское книжное издательство, 1988.

В.С.Верхоланцев, "Город Пермь , его прошлое и настоящее", Пермь, .

Воронов Г.А. и др. "Животный мир Прикамья", Пермское книжное издательство, 1989.

Дроздов Н.Н., Макеев А.К. "Жемчужины природы - заповедники", М, Просвещение, 1985.

Коструб А.А. "Медицинский справочник туриста", М, Профиздат, 1986.

«Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений», редакция Маслов А.Г., Марков В.В. и др. М., Дрофа,2006.

Остапец А.А. "В походе юные", М, Просвещение, 1987.

Остапец А.А. "На маршруте туристы-следопыты", М, Просвещение, 1987.

Суперанская А.В. "Что такое топонимика?", М, Наука, 1985.

«Туризм в пермской области», Пермь, ООО «Раритет – Пермь», 2002.

"Энциклопедический словарь юного географа-краеведа", составитель Карпов Г.В., М, Педагогика, 1981.

"Энциклопедия туриста", группа авторов, М, научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области