Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой.

Цель - способствовать формированию у детей интереса к произведениям художественной литературы, используя эффективные формы и методы работы. Задачи: 1.Развивать умение слушать художественное произведения, эмоционально отзываться о них. 2.Формировать и в последующем развивать умение воспринимать содержание произведений, понимать функциональную связь между ними, мотивированно их оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительных средств, связь литературы с окружающей действительностью. 3.Побуждать пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства языка. 4.Развивать эмоциональную отзывчивость на художественные тексты, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, стиля. 5.Развивать у детей умения применять полученные знания и представления в самостоятельной деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ФОЛЬКЛОРУ С ПОМОЩЬЮ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ».

Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно — техническую информацию, но и гуманитарные, личностно развивающие знания и умения. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования.

Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках. О дальних странах, об удивительном мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом.

Между тем в последнее время исследователи отмечают ряд негативных тенденций в области детской литературы и детского чтения. В наше время, когда телевизионная и компьютерная техника продолжает бурно развиваться, проблема формирования у детей интереса к художественной литературе стала особенно актуальной. В современном мире книги уступают место телевизору, Интернету, компьютерным играм, мобильному телефону, рекламе. Мало внимания уделяется чтению книг из — за загруженности детей другими видами деятельности. В результате у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения. Большинство из них не помнят названия прочитанных книг, не могут назвать автора. А процесс общения с книгой является определяющим в интеллектуальном и личностном становлении человека, в его способности к самореализации, в сохранении и передаче опыта, накопленного человечеством.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» развитие и образование детей в дошкольных образовательных учреждениях направлено на обеспечение развития личности, мотивации, способностей детей в 5 образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). Развитие детей по данным образовательным областям осуществляется через реализацию содержания программы дошкольного образования в различных видах деятельности, один из которых "Восприятие художественной литературы и фольклора". Таким образом, чтение выделяется как самостоятельный вид как совместное и партнерское мероприятие в системе организации жизни ребенка в детском саду.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

Чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм – продуктивной, позновательно-исследовательской, игровой – она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Поэтому я подключилась к работе по формированию второй части ООП и разработала программу «Почитай-ка» по теме: «Формирование интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой». Данная программа включена в часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования – образовательная программа ДОУ, как часть формируемая участниками образовательных отношений. Это наложило особую ответственность подбора художественных произведений для чтения, с тем чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.

Период детства – самый счастливый период в жизни детей. Это время «проживается» в радостном общении со взрослыми и сверстниками, в постоянном поиске нового и неизведанного.

Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимы следующие условия: наличие педагога-мастера, педагога - психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.

Отсюда возникает необходимость таких форм общения, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.

Дети не должны просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.

Основная цель программы «Почитай-ка» – способствовать формированию у детей интереса к произведениям художественной литературы, используя эффективные формы и методы работы.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно ее воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольников. Связная речь показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Значение художественной литературы открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих отношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя представления ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение чувствовать форму и ритм родного языка.

Ознакомление детей с литературой, обучение их пересказу, выразительному чтению наизусть потешек, стихов, работа по развитию образности и выразительности речи и начальных форм словесного творчества – все это должно способствовать решению следующих задач:

1.Развивать умение слушать художественное произведения, эмоционально отзываться о них.

2.Формировать и в последующем развивать умение воспринимать содержание произведений, понимать функциональную связь между ними, мотивированно их оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительных средств, связь литературы с окружающей действительностью.

3.Побуждать пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства языка.

4.Развивать эмоциональную отзывчивость на художественные тексты, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, стиля.

5.Развивать у детей умения применять полученные знания и представления в самостоятельной деятельности.

Содержание программы реализуется в различных видах деятельности:

1. Музыкальная деятельность - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. Изобразительная деятельность - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки. Самостоятельно рисуют, лепят вначале отдельные предметы, а затем сюжеты к литературным произведениям.

3. Коммуникативная деятельность - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. Восприятие художественной литературы и фольклора - где дети знакомятся с литературными произведениями, их жанрами. Читают наизусть стихотворения, участвуют в инсценировках известных литературных произведений.

5. Позновательно-исследовательская - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.

6. Игровая деятельность – театрализованная игра. Где дети приобщаются к театральной культуре (знакомятся с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров). Обеспечиваются условия для взаимосвязи театрализованной игры с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. Создаются условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими). Способствует самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Сценарии развивающих занятий с детьми младшего возраста проводятся 2 раза в месяц, всего 18 занятий; с детьми старшего возраста 1 раз в месяц, всего 9 занятий.

Мониторинг проводиться 2 раза в год (в ноябре и в марте).

Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи по формированию интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой.

2. В основу деятельности по формированию интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой легли следующие психолого-педагогические принципы:

Принцип проблемности (создание проблемных ситуаций, в которых ребёнок проявляет свои знания, умения и навыки).

Принцип системности (системная организация работы с дошкольниками).

Принцип наглядности (использование наглядного материала).

Принцип позитивизма (воспитание и обучение на положительных примерах).

Принцип научности (научно-обоснованные методические приёмы, соответствующие возрасту детей).

Принцип гуманистичности (личностно-ориентированное, развивающее сотрудничество взрослого и ребёнка).

Принцип последовательности (последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному).

В соответствии с этими принципами были отобраны педагогические методы, приёмы, формы организации, подходы к построению развивающей среды.

3. С учётом специфики дошкольного возраста освоение задач и содержания по формированию интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой реализовалось в непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах, что соответствовало системному подходу – взаимосвязи различных видов деятельности, таких как: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительная, музыкальная, двигательная.

Эти виды деятельности обеспечивали детям возможность воспринимать художественные произведения развивая их умственные способности: мышление и воображение, воспитывая эмоционально-чувственное и эстетическое отношение к миру человеческих чувств и взаимоотношений.

4. В работе использовались различные методы и приемы:

1. Методы, помогающие ребенку воспринимать авторские средства раскрытия идеи и образа произведения.

2. Методы, помогающие организовать и систематизировать опыт детей, необходимый им в восприятии художественного произведения (экскурсии, рассматривание иллюстраций, беседы).

3. Методы организации повторного переживания детьми впечатлений о чтении художественного произведения (игры-драматизации, театры…).

Первая группа методов включает в себя:

1. Беседа по прочитанному. Беседа – не опрос, а доверительный разговор, сопереживание с детьми.

- Беседа с элементами драматизации – всегда проходит живо, интересно. Понимание литературного героя, отношение к нему не только в процессе разговора, но и в деятельности ребенка.

- Словесные игры тоже используются в беседе, помогают ребенку войти в образ. Дети, беря на себя роль, не воспроизводят действия героев, а проговаривают их.

- Воображаемый диалог с литературным героем – это один из приемов, стимулирующий детей выразить в слове свое отношение к литературному герою.

Вторая группа методов – наглядность.

Формы наглядности:

1. Речевая (выразительное чтение, рассказывание педагогом).

2. Предметная (макеты, муляжи, игрушки, предметы реального мира).

3. Изобразительная (картинки, иллюстрации).

4. Двигательная (движение самих детей)

Третья группа методов – это организация повторного переживания.

Комментированный рисунок детей. После прочтения детям предлагают рисовать то, что они услышали. Рисуя, дети повторно переживают, создают образы по своему подобию. В цвете передают свое отношение к героям книги.

5. Одним из важных условий реализации задач по формированию интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает:

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

- двигательной активности детей;

- познавательному развитию ребёнка;

- эстетическому развитию;

- формированию нравственных качеств;

- организация различных видов деятельности литературно-художественной направленности;

- поддержанию познавательной активности и обеспечению её дальнейшего роста.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе строилась в соответствии с такими принципами:

- целесообразность размещения экспонатов,

- доступность,

- эстетичность,

- научность, достоверность представленного материала.

Литературно - художественная развивающая предметно-пространственная среда

Компоненты

развивающей предметно-пространственной

среды

Функциональная роль

Формы и методы работы

Развивающая предметно-пространственная

среда в группе

познавательная

эстетическая

эмоционально-позитивное общение с героями сказок

- игры

- тематические выставки детских работ

- инсценирование сказок

- чтение художественной литературы

- самостоятельная деятельность детей с героями сказок

Музыкальный

зал

эстетическая

познавательная

- проведение литературных праздников, драматизация сказок

- пение песен

- родительские собрания литературной направленности

Физкультурный

зал

оздоровительная

- подвижные игры

- упражнения-перевоплощения в героев сказок

Приёмная

познавательная

эстетическая

информационная

- литературный стенд для родителей

- выставки детских работ

- фотовыставки

Уголок для родителей

познавательная

информационная

- методические рекомендации

- выставки совместных работ детей и родителей

- консультации «Советы для читающих родителей, или как развить у детей интерес к чтению»

Структура и содержание литературно - художественной развивающей предметно-пространственной среды в группе

Мини центры

Оснащение, основное оборудование

Книжный центр

Художественная литература по возрасту детей.

Театральный центр

Плоскостные театры: «Репка», «Теремок», «Маша и медведь».

Настольные театры: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» (два вида), «Колобок» (два вида), «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц», «Три медведя», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди», «Лиса и волк», «У страха глаза велики».

Театр на фланелеграфе: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три поросенка», «Яблоко» по сказке В.Сутеева, «Воробьишко» по рассказу М.Горького, «Цыпленок» К. Чуковского, «Красная Шапочка».

Магнитный театр: «Маша и медведь», «Лиса и волк», «Курочка Ряба».

Пальчиковый театр: «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц» (два вида), «Репка», «Теремок», «Колобок».

Теневой театр: «Заяц и еж».

Театр ложек: «Колобок».

Ширма для показа сказок.

Куклы би-ба-бо: дед, бабка, внучка, лиса, волк, медведь, заяц, колобок и др.

Маски-шапочки по сказкам: «Теремок», «Маша и медведь», «Репка», «Лиса и волк», «У страха глаза велики», «Гуси лебеди», «Три медведя».

Речевой центр

Дидактические игры: «Про сказки», «Расскажи сказку», «Узнай сказку», «Любимые сказки», кубики «Сказки».

Альбомы: «Герои сказок», «Русские народные сказки».

Пазлы: «Конек горбунок», «Репка», «Теремок», «Доктор Айболит», «Чебурашка», «Карлсон», «Буратино».

Мнемокарты для заучивания стихов.

Центр художественного творчества

Силуэты животных, рыб, насекомых, растений, птиц для раскрашивания.

Карандаши, восковые мелки, фломастеры для рисования.

Пластилин, досочки для лепки.

Центр музыки

Русские народные сказки в аудиозаписи:

После проведенной работы в направлении организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию талантливого читателя можно утверждать, что созданная в группе развивающая предметно-пространственная среда:

- даёт детям возможность для реализации индивидуальных интересов в процессе самостоятельной деятельности;

- помогает использовать и применять свои знания и способности в практической деятельности.

6. Важную роль при реализации цели по формированию интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой играет привлечение родителей к работе с детьми как единомышленников.

Родители – главные воспитатели ребёнка, обязанности которых закреплены Конституцией РФ и Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации». (273 ФЗ)

Близкие взрослые являются для детей большим авторитетом. Опыт показывает, что если родители не являются активными участниками образовательного процесса, нельзя рассчитывать на то, что усилия, которые предпринимает педагог, будут эффективны.

Беседа с родителями по формированию интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой у детей дошкольного возраста выявила их недостаточную компетентность. Была поставлена цель: повышение у родителей семейной культуры чтения и их компетентности в вопросах формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг у детей дошкольного возраста. Работая по достижению данной цели, решала следующие воспитательные задачи:

1. Расширить представления родителей о детской литературе.

2. Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь родителей к взаимодействию с ДОУ.

Именно родители во многом определяют круг читательских интересов своего ребенка, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе.

Для повышения уровня родительской компетенции использовались различные формы работы:

- родительские собрания;

- консультации;

- папки-передвижки;

- выставки фотографий;

- выставки рисунков (совместное творчество детей и родителей);

- др.

Работа с родителями строилась на принципах:

системность и плановость;

дифференцированный подход к работе с родителями;

доброжелательность;

открытость.

Модель взаимодействия с семьей.

Формы и содержание работы с родителями,

направленной на формирование интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой

Родительские собрания литературной направленности на тему:

Пальчиковые игры;

Развитие речи детей 2-3 лет;

Приобщение детей к художественной литературе;

Волшебный мир книги.

Групповые и индивидуальные консультации на тему:

Как собрать детскую библиотеку (для родителей детей от рождения до 3-х лет);

Роль детского фольклора в воспитании и развитии ребенка первых 3-х лет жизни;

Первые книги ребенка;

Воспитание у ребенка бережного отношения к книге;

Литературно-развивающая среда в домашних условиях;

Театрализованные игры в семейном кругу;

Художественная литера для детей 3-4 лет;

Воспитание у ребёнка чувства сопереживания героям литературных произведений;

Что делать если ребенок не хочет слушать чтение книги;

Возрождение традиции – семейное чтение.

Папки - передвижки:

Система консультаций «Советы для читающих родителей, или как развить у детей интерес к чтению»:

С какого возраста можно читать детям?

Как вызвать интерес к книжке?

Как организовать чтение?

Как сделать так, чтобы ребенку понравилось слушание книги?

Как воспитать активного читателя?

Как часто нужно читать ребенку?

До какого времени нужно читать?

В чем ценность чтения «с удовольствием»?

Памятки литературной направленности для родителей:

Пальчиковые игры;

Как сделать чтение интересным;

Развитие речи детей.

Наиболее результативным явилось привлечение родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. Родители не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии. В рамках проведения тематической недели «Детская книга» приняли участие в конкурсе «Книга своими руками». Проведены: фотовыставки «Посещение детской библиотеки», «Моя любимая книга», родительское собрание в форме КВН между детьми и родителями, помогают детям в создании рисунков по прочитанным произведениям.

Эффективность работы с родителями во многом зависела от психологического настроя, который возникал в процессе повседневных контактов с родителями.

На данный момент более 60% родителей стали активными субъектами образовательного процесса, направленного на формирование интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой. У родителей повысился уровень теоретических и практических знаний по данной проблеме.

Проявился повышенный интерес к жизни детского сада: они активны на родительских собраниях, чаще стали обращаться за советом и помощью, делятся своим опытом, откликаются на предложения воспитателя.

7. Особое значение, с точки зрения непрерывности системы по формирование интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой приобретает сотрудничество с социальными партнерами: с учреждениями дополнительного образования, культуры и другими образовательными учреждениями и организациями.

Анализ возможностей социо-культурного окружения лег в основу разработки структуры взаимодействия с социальными партнерами.

Сотрудничество с социальными институтами помогало детям дошкольного возраста приобретать опыт социального взаимодействия, социальной практики.

8. Для осуществления мониторинга эффективности созданных условий и результативности по формированию интереса к художественной литературе и фольклору с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой были определены подходы к педагогической оценке.

При проведении мониторинга проводила оценку индивидуального развития детей. Оценка проводилась в рамках педагогической диагностики (индивидуального развития детей дошкольного возраста), связывала данную оценку с эффективностью педагогических действий для дальнейшего планирования педагогической работы (поддержка ребенка, построение его образовательной траектории, оптимизация работы с группой детей).

При освоении программы «Почитай-ка» на этапе завершения дошкольного образования ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видов деятельности, обладает установкой положительного отношения к миру, к различном видам труда, другим людям и самому себе, участвует в совместных играх, способен договариваться, адекватно проявляет свои чувства, обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности, хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, знаком с произведениями детской литературы, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение.

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно пересказывает литературные произведения.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области