Эссе
Тема: «Современные форматы школьной медиации»
Школа – это сфера взаимодействия нескольких субъектов. Помимо взаимоотношений между учениками, между учеником и учителем, часто в процесс взаимодействия включаются родители, участником отношений так же является и администрация учреждения. Как правило, это взаимовыгодное и эффективное сотрудничество, но случаются ситуации, когда стороны расходятся во мнениях относительно образовательного процесса, а иногда возникают расхождения во взглядах, выходящих за рамки сферы обучения. Случается, что разногласия переходят в стадию конфликта. Конфликт это не всегда негативная форма общения, иногда, если правильно выстроить процесс коммуникации и выхода из конфликта, конфликт может послужить точкой развития. Школа это маленькая модель общества и важно не заглушать конфликты, а научить стороны грамотно выходить из конфликтной ситуации.
В школьных конфликтах сторонами могут выступать любые стороны процесса, спор может возникнуть между детьми, детьми и учителями, между родителями и учителями, между родителями и администрацией учреждения, между учителями и администрацией, любой конфликт может сказаться на качестве образовательного процесса. Часто конфликт перерастает стадию требующего вмешательства третьих лиц, способных вывести стороны из эмоционального состояния и найти решение неразрешенному вопросу. В качестве такой третьей стороны в школе может выступать Служба школьной медиации.
В настоящее время существует нормативно-правовая база, которая регулирует сферу медиации. Но тем ни менее существуют разные мнения по поводу состава и службы медиации в школе. Обсуждается целесообразность участия непосредственно школьников в службе медиации и степень их участия. Сторонники включения учеников в состав службы медиации, основывают свое мнение на том, что школьникам легче найти общий язык со сверстниками и, возможно, при общении с участником, имеющим равный статус, школьнику-участнику конфликта будет легче открыться, а школьнику-медиатору понять суть конфликта. При этом ученик-медиатор приобретает ценный опыт разрешения конфликтов как независимый, сторонний участник.
Существует и противоположное мнение, что сфера школьных конфликтов может быть урегулирована только службой медиаторов, состоящей из взрослых людей, прошедших курс обучению медиации и имеющих жизненный опыт решения конфликтов, компетенции и навыки, которые еще не сформированы у подростков. Подросток, не имеющий педагогического, психологического и иного образования, не сформированный еще как личность в силу возрастных особенностей, может оказаться не способен отстранится от сути конфликта, выдержать структуру процедуры медиации, не правильно использовать инструменты медиации, тем самым не способствовать решению вопросов спора, а, возможно и спровоцировав рост конфликта.
Решение конфликтов, это важная сфера, способная формировать толерантное отношение стороны конфликта к другим участникам, умение находить решение, удовлетворяющее потребности сторон, формировать дружелюбную атмосферу в коллективе. Решение конфликта с помощью третьей независимой стороны – это эффективный способ преодоления разногласий. Школьная жизнь это тонкая сфера взаимоотношений, формирования нового поколения, нового общества. Создание служб медиации поможет сохранить положительную атмосферу в школьном коллективе, но как любая другая сфера, она нуждается в постоянном изучении, апробации новых методов, форм, модернизации, анализа проделанной работы. Участие в службе медиации детей будет интересным опытом решения конфликта для всех сторон, но безусловно, требуется строгая регламентация процесса и контроль со стороны взрослых, профессиональных медиаторов.