Формирование универсального действия структурирование знаний у младших школьников

материал предлагает различные технологические приёмы для формирования универсального учебного действия структурирование знаний у учащихся начальной школы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Гусева Е. В.,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № . Н.Новгорода

Структурирование знаний.

В современных условиях предметом особого внимания педагогов все больше становятся внутренние процессы интеллектуального и эмоционального развития ученика, особенности структуры его учебного и жизненного опыта. При таком подходе во главу угла выдвигается задача овладения школьниками общеинтеллектуальными умениями, и в частности умениями структурирования и систематизации предметных знаний. Овладение данными умениями предполагает усвоение базовых понятий, основополагающих идей и структурных связей между ними, отраженных в содержании школьных дисциплин, и, как результат, создание целостных представлений о той или иной сфере окружающей действительности. Систематизация и структурирование знаний должны осуществляться при обучении всем школьным предметам

Что мы понимаем по структурирование знаний?

Понятие структуры очень широкое - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т, е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

В педагогике и психологии под структурой понимают следующее:

- как совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность.

- Структурирование — мыслительная деятельность по установлению ближайших связей между отдельными понятиями, предложениями. Структурирование является подготовкой к преобразованию совокупности знаний в систему (к осуществлению систематизации). Систематизация — мыслительная деятельность по установлению более удаленных связей, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему.

И так структурирование материала - это процесс организации информации для ее запоминания, в результате которого элементы изучаемого материала связываются по смыслу в целостную группу или несколько таких групп. Структурирование можно использовать для запоминания любой информации: больших или малых объемов, текста и цифр, учебного или развлекательного материала. Причем организация материала может происходить как до, так и после процесса получения (или накопления) знаний.

Главная цель структурирования – упрощение понимания основных элементов, из которых состоит весь массив информации, а также логики взаимосвязанности этих элементов. В результате такого упрощения нам становится удобнее запоминать информацию, строить ассоциативные ряды, применять различные мнемотехники. В соответствии с этой целью можно выделить два ключевых принципа структурирования изучаемой информации:

Первый принцип: информация должна быть поделена на группы и подгруппы в соответствии с определенным значимым для нас критерием.

Второй принцип: выделенные группы должны быть логично связаны, выстроены в необходимом порядке (по важности, по времени, по интенсивности и т.п.)

В моём понимании структурирование знаний – это приведение определённой информации, полученных знаний в некую систему для использования её в дальнейшей работе. Формировать данное учебное действие это значит учить обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематичной, модельной, условно-знаковой в словестную и наоборот). Таким образом данное учебное действие тесно связано с умением анализировать информацию, находить ключевые моменты, с универсальными учебными действиями – моделирование и планирование.

В виде чего можно представить определённую информацию и полученные знания? В виде таблицы, схемы, структурного плана или алгоритма. Следовательно, формировать учебное действие структурирование знаний, значит научить детей составлять таблицы, схемы и работать с ними, составлять структурные планы, алгоритмы и работать с ними.

Технологические приёмы.

Преобразование информации в таблицу.

Учащимся предлагается проанализировать полученную на уроке информацию и знания по определённой теме, выявить основные моменты и представить данные знания в виде таблицы для лучшего запоминания и использования в дальнейшей работе.

Пример.

Русский язык.

Тема: Части речи. (повторение за второй класс)

Первый этап.

Групповая работа.

Задание. Каждой группе дан одинаковый текст. Нужно найти определённую часть речи и доказать, что данные слова являются данной часть речи.

1-я группа искала имена существительные

2–я – прилагательные

3-я – глаголы

4-я – местоимения

5-я – числительные

После выполнения задания группы зачитывают свои решения и доказывают свой выбор.

- Как вы определили часть речи? (поставили вопрос и определили, что обозначает)

- Значит любая часть речи имеет определённые признаки, по которым её можно отличить от других.

- Давайте повторим какие это признаки? ( вопрос и что обозначает)

- Для того, чтобы лучше запомнить весь материал давайте составим таблицу о частях речи.

- В каждой таблице должны быть столбики и строки. Сколь столбиков вы предлагаете для нашей таблице. (дети предлагали 2 и 3 столбика, он остановились на 3)

У нас появилась таблица.

Каждый столбик надо подписать. Что вы предлагаете?

Первый столбик единодушно был назван – часть речи. 2 и 3 дети предлагали назвать – вопрос, что обозначает. Был спор в каком порядке назвать столбики. Мы пришли к следующему решению, и у нас получилась таблица:

Часть речи

Вопрос

Что обозначает

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Числительное

Каждая группа помогла заполнить таблицу по своей чисти речи.

- можно ли добавить ещё столбик – характеристику частей речи. ( дети не дали своих решение). Я предложила ещё одну характеристику – роль в предложении.

Часть речи

Вопрос

Что обозначает

Роль в предложении

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Местоимение

Числительное

После прочтения правила по учебнику, ребята добавили в таблицу недостающих частей речи.

Таблица была записана в тетрадь для правил.

Работа с готовой таблицей.

Учащимся даётся готовая таблица и предлагается различная работа с таблицей.

а) Рассказать тему (материал) по таблице.

Например:

Русский язык - рассказа о частях речи, пользуясь составленной таблицей.

Математика.

При бучении математике создаются особенно благоприятные условия для реализации структурирование знаний, так как в математике связь всех отдельных частей, система изначально представлена яснее, чем в других науках.

Как известно, курс школьной математики складывается из нескольких содержательных линий, являющихся проекциями соответствующих математических дисциплин (арифметика, элементы математического анализа, теория чисел, координатный метод и пр.) и выражающих его специфический конгломератный характер. При этом предметный материал достаточно тесно увязан друг с другом, при малейших пробелах в усвоении знаний существенно затрудняется осознанное восприятие нового материала. Систематизация и структурирование же математических знаний позволяет освободить ум ученика от многочисленных частных случаев, усвоить на длительный срок в достаточно компактном и в то же время готовом для актуализации виде предусмотренную нормативами математическую информацию.

Виды работы с таблицами в курсе школьной математике при работе с задачами:

Преобразовать задачу в таблицу.

Составить задачу по таблице.

Дополнить таблицу новыми данными.

Восстановить таблицу к данной задаче.

Преобразование информации в схему.

Учащимся предлагается проанализировать полученную на уроке информацию и знания по определённой теме, выявить основные моменты и представить данные знания в виде схемы для лучшего запоминания и использования в дальнейшей работе.

Пример.

Русский язык.

Тема: Грамматические признаки части речи (на примере глагола).

Первый этап.

Групповая работа.

Каждая группа, выполняя работу, повторяет основные признаки глагола.

После выполнения задания группы называют тему, по которой они работали и рассказывают о ней.

- В процессе работы мы повторили материал о глаголе, который нами был пройден.

Давайте составим схему, которой будет удобно пользоваться при дальнейшей работе.

На доске появляется запись:

- Какие грамматические признаки есть у глагола?

- Давайте внесем их в схему?

- Вспомните, как взаимодействуют данные признаки?

- У всех ли глаголов можно определить лицо? Если нет, то от чего зависит лицо? (от времени)

- Значит, лицо зависит от времени.

Устанавливаем связь между временем глагола и лицом.

Также устанавливаются и другие связи.

Математика.

При работе над темой «Задача» в 1 классе, можно использовать структурную схему взаимодействия компонентов задачи:

Решение задачи зависит от условия и вопроса. Ответ задачи зависит от решения.

Окружающий мир.

Структурную схему можно использовать при изучении темы «Отрасли промышленности и их взаимодействия»

Первый этап.

Работа по учебнику и дополнительным источникам.

В результате работы выясняется, какие существуют отрасли промышленности.

Полученная информация записывается в виде схемы:

Второй этап – рассматривается взаимосвязь между отраслями промышленности. Например, добывающая промышленность дает машиностроению сырьё, а машиностроение даёт добывающей продукции технику и тд.

Составление структурного плана.

Учащимся предлагает проанализировать полученную информацию, выявить основные моменты и, использовав их, составить структурный план материала.

Примером такой работы может служить, участие в Научном обществе учащихся (НОУ) и написание исследовательской работы.

В 2013 – 2014 учебном году учащиеся 3 класса участвовали в работе НОУ. Бузыгин Илья выбрал тему «Дождь».

Первый этап – сбор материала. Использовав различные источники: учебник по Окружающему миру, интернет, справочную и энциклопедическую литературу, заметки в журналах, информация TV и др., Илья собрал достаточно большой материал по данному вопросу.

Второй этап – работа с материалом. Из всего материала было отобрано самое главное и интересное. Эту информацию мы поделили на группы, которые получили своё название:

Физические явления, происходящие в процессе образования дождя.

Дождь, как атмосферные осадки. Способы измерения дождя.

В каждой группе мы нашли взаимосвязанные подгруппы. Таким образом весь материал был поделён и составлен план будущей работы.

План.

Введение.

Физические явления, происходящие в процессе образования дождя.

круговорот воды в природе.

Испарение.

Конденсация.

Образование облаков.

Дождь, как атмосферные осадки. Способы измерения дождя.

Классификация дождей. Вред и польза дождя.

Каких дождей не должно быть на Земле.

Измерение количества дождя. Создание собственного осадкометра.

Интересные факты о дожде.

Заключение.

Наша работа увенчалась успехом. Илья Бузыгин занял первое место в школьном НОУ.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 10.07.2020