Гусева Е. В.,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № . Н.Новгорода
Структурирование знаний.
В современных условиях предметом особого внимания педагогов все больше становятся внутренние процессы интеллектуального и эмоционального развития ученика, особенности структуры его учебного и жизненного опыта. При таком подходе во главу угла выдвигается задача овладения школьниками общеинтеллектуальными умениями, и в частности умениями структурирования и систематизации предметных знаний. Овладение данными умениями предполагает усвоение базовых понятий, основополагающих идей и структурных связей между ними, отраженных в содержании школьных дисциплин, и, как результат, создание целостных представлений о той или иной сфере окружающей действительности. Систематизация и структурирование знаний должны осуществляться при обучении всем школьным предметам
Что мы понимаем по структурирование знаний?
Понятие структуры очень широкое - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т, е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
В педагогике и психологии под структурой понимают следующее:
- как совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность.
- Структурирование — мыслительная деятельность по установлению ближайших связей между отдельными понятиями, предложениями. Структурирование является подготовкой к преобразованию совокупности знаний в систему (к осуществлению систематизации). Систематизация — мыслительная деятельность по установлению более удаленных связей, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему.
И так структурирование материала - это процесс организации информации для ее запоминания, в результате которого элементы изучаемого материала связываются по смыслу в целостную группу или несколько таких групп. Структурирование можно использовать для запоминания любой информации: больших или малых объемов, текста и цифр, учебного или развлекательного материала. Причем организация материала может происходить как до, так и после процесса получения (или накопления) знаний.
Главная цель структурирования – упрощение понимания основных элементов, из которых состоит весь массив информации, а также логики взаимосвязанности этих элементов. В результате такого упрощения нам становится удобнее запоминать информацию, строить ассоциативные ряды, применять различные мнемотехники. В соответствии с этой целью можно выделить два ключевых принципа структурирования изучаемой информации:
Первый принцип: информация должна быть поделена на группы и подгруппы в соответствии с определенным значимым для нас критерием.
Второй принцип: выделенные группы должны быть логично связаны, выстроены в необходимом порядке (по важности, по времени, по интенсивности и т.п.)
В моём понимании структурирование знаний – это приведение определённой информации, полученных знаний в некую систему для использования её в дальнейшей работе. Формировать данное учебное действие это значит учить обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематичной, модельной, условно-знаковой в словестную и наоборот). Таким образом данное учебное действие тесно связано с умением анализировать информацию, находить ключевые моменты, с универсальными учебными действиями – моделирование и планирование.
В виде чего можно представить определённую информацию и полученные знания? В виде таблицы, схемы, структурного плана или алгоритма. Следовательно, формировать учебное действие структурирование знаний, значит научить детей составлять таблицы, схемы и работать с ними, составлять структурные планы, алгоритмы и работать с ними.
Технологические приёмы.
Преобразование информации в таблицу.
Учащимся предлагается проанализировать полученную на уроке информацию и знания по определённой теме, выявить основные моменты и представить данные знания в виде таблицы для лучшего запоминания и использования в дальнейшей работе.
Пример.
Русский язык.
Тема: Части речи. (повторение за второй класс)
Первый этап.
Групповая работа.
Задание. Каждой группе дан одинаковый текст. Нужно найти определённую часть речи и доказать, что данные слова являются данной часть речи.
1-я группа искала имена существительные
2–я – прилагательные
3-я – глаголы
4-я – местоимения
5-я – числительные
После выполнения задания группы зачитывают свои решения и доказывают свой выбор.
- Как вы определили часть речи? (поставили вопрос и определили, что обозначает)
- Значит любая часть речи имеет определённые признаки, по которым её можно отличить от других.
- Давайте повторим какие это признаки? ( вопрос и что обозначает)
- Для того, чтобы лучше запомнить весь материал давайте составим таблицу о частях речи.
- В каждой таблице должны быть столбики и строки. Сколь столбиков вы предлагаете для нашей таблице. (дети предлагали 2 и 3 столбика, он остановились на 3)
У нас появилась таблица.
Каждый столбик надо подписать. Что вы предлагаете?
Первый столбик единодушно был назван – часть речи. 2 и 3 дети предлагали назвать – вопрос, что обозначает. Был спор в каком порядке назвать столбики. Мы пришли к следующему решению, и у нас получилась таблица:
Часть речи | Вопрос | Что обозначает |
Имя существительное | ||
Имя прилагательное | ||
Глагол | ||
Местоимение | ||
Числительное |
Каждая группа помогла заполнить таблицу по своей чисти речи.
- можно ли добавить ещё столбик – характеристику частей речи. ( дети не дали своих решение). Я предложила ещё одну характеристику – роль в предложении.
Часть речи | Вопрос | Что обозначает | Роль в предложении |
Имя существительное | |||
Имя прилагательное | |||
Глагол | |||
Местоимение | |||
Числительное |
После прочтения правила по учебнику, ребята добавили в таблицу недостающих частей речи.
Таблица была записана в тетрадь для правил.
Работа с готовой таблицей.
Учащимся даётся готовая таблица и предлагается различная работа с таблицей.
а) Рассказать тему (материал) по таблице.
Например:
Русский язык - рассказа о частях речи, пользуясь составленной таблицей.
Математика.
При бучении математике создаются особенно благоприятные условия для реализации структурирование знаний, так как в математике связь всех отдельных частей, система изначально представлена яснее, чем в других науках.
Как известно, курс школьной математики складывается из нескольких содержательных линий, являющихся проекциями соответствующих математических дисциплин (арифметика, элементы математического анализа, теория чисел, координатный метод и пр.) и выражающих его специфический конгломератный характер. При этом предметный материал достаточно тесно увязан друг с другом, при малейших пробелах в усвоении знаний существенно затрудняется осознанное восприятие нового материала. Систематизация и структурирование же математических знаний позволяет освободить ум ученика от многочисленных частных случаев, усвоить на длительный срок в достаточно компактном и в то же время готовом для актуализации виде предусмотренную нормативами математическую информацию.
Виды работы с таблицами в курсе школьной математике при работе с задачами:
Преобразовать задачу в таблицу.
Составить задачу по таблице.
Дополнить таблицу новыми данными.
Восстановить таблицу к данной задаче.
Преобразование информации в схему.
Учащимся предлагается проанализировать полученную на уроке информацию и знания по определённой теме, выявить основные моменты и представить данные знания в виде схемы для лучшего запоминания и использования в дальнейшей работе.
Пример.
Русский язык.
Тема: Грамматические признаки части речи (на примере глагола).
Первый этап.
Групповая работа.
Каждая группа, выполняя работу, повторяет основные признаки глагола.
После выполнения задания группы называют тему, по которой они работали и рассказывают о ней.
- В процессе работы мы повторили материал о глаголе, который нами был пройден.
Давайте составим схему, которой будет удобно пользоваться при дальнейшей работе.
На доске появляется запись:
- Какие грамматические признаки есть у глагола?
- Давайте внесем их в схему?
- Вспомните, как взаимодействуют данные признаки?
- У всех ли глаголов можно определить лицо? Если нет, то от чего зависит лицо? (от времени)
- Значит, лицо зависит от времени.
Устанавливаем связь между временем глагола и лицом.
Также устанавливаются и другие связи.
Математика.
При работе над темой «Задача» в 1 классе, можно использовать структурную схему взаимодействия компонентов задачи:
Решение задачи зависит от условия и вопроса. Ответ задачи зависит от решения.
Окружающий мир.
Структурную схему можно использовать при изучении темы «Отрасли промышленности и их взаимодействия»
Первый этап.
Работа по учебнику и дополнительным источникам.
В результате работы выясняется, какие существуют отрасли промышленности.
Полученная информация записывается в виде схемы:
Второй этап – рассматривается взаимосвязь между отраслями промышленности. Например, добывающая промышленность дает машиностроению сырьё, а машиностроение даёт добывающей продукции технику и тд.
Составление структурного плана.
Учащимся предлагает проанализировать полученную информацию, выявить основные моменты и, использовав их, составить структурный план материала.
Примером такой работы может служить, участие в Научном обществе учащихся (НОУ) и написание исследовательской работы.
В 2013 – 2014 учебном году учащиеся 3 класса участвовали в работе НОУ. Бузыгин Илья выбрал тему «Дождь».
Первый этап – сбор материала. Использовав различные источники: учебник по Окружающему миру, интернет, справочную и энциклопедическую литературу, заметки в журналах, информация TV и др., Илья собрал достаточно большой материал по данному вопросу.
Второй этап – работа с материалом. Из всего материала было отобрано самое главное и интересное. Эту информацию мы поделили на группы, которые получили своё название:
Физические явления, происходящие в процессе образования дождя.
Дождь, как атмосферные осадки. Способы измерения дождя.
В каждой группе мы нашли взаимосвязанные подгруппы. Таким образом весь материал был поделён и составлен план будущей работы.
План.
Введение.
Физические явления, происходящие в процессе образования дождя.
круговорот воды в природе.
Испарение.
Конденсация.
Образование облаков.
Дождь, как атмосферные осадки. Способы измерения дождя.
Классификация дождей. Вред и польза дождя.
Каких дождей не должно быть на Земле.
Измерение количества дождя. Создание собственного осадкометра.
Интересные факты о дожде.
Заключение.
Наша работа увенчалась успехом. Илья Бузыгин занял первое место в школьном НОУ.