Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья "Ознакомление с окружающим миром и природой "Деревья"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27»

Сергиево-Посадский муниципальный район

Проект

«Деревья»

Составил: Синицина Е.И.

Воспитатель высшей категории.

2017 г.

Название проекта: « Деревья».

Вид проекта. Информационно-творческий, групповой, краткосрочный.

Актуальность:

Велика роль природы в духовной жизни общества. Природа – это вся Вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (не живым) миром. С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Воспитательное значениеприроды трудно переоценить.

Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей, бережного отношения к природе, начиная с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.

Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и не живой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, овладевают несложными способами выращивания растений, ухода за животными, наблюдать природу, видеть её красоту. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Знакомство с деревьями целесообразно осуществлять на целевых прогулках, экскурсиях. Маршруты в сочетании друг с другом станут эффективными и значимыми формами экологического воспитания дошкольников. Они позволят обогатить детей знаниями о взаимосвязях, существующих в природе; поупражнять в применении правил поведения в лесу, на лугу и других биоценозах. Воспитывать духовные, нравственные и волевые качества: дружбу и взаимопомощь, взаимное доверие, инициативу, ответственность, внимательность, наблюдательность, настойчивость, выдержку. Знакомство с деревьями на прогулках позволяет осуществлять оздоровительное направление, способствует повышению двигательной активности и развитию физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости.

Цель проекта: Познакомить детей с различными видами деревьев. Условиями роста, развития и распространение деревьев по планете.

Задачи проекта:

- знать и называть деревья лесов России;

- уметь называть пользу, которую приносят деревья;

- формировать познавательную активность, стимулировать к поиску дополнительной информации;

-закреплять представления о растениях ближайшего окружения (деревьях), учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

- воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения; разъяснять детям значимость их труда;

-расширять представления о составляющих здорового образа жизни (движение, солнце, воздух и вода) и факторами разрушающих здоровье;

-формирование у детей начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к природе, к себе как части природы.

- приобщать родителей к сотворчеству, совместной деятельности с детьми.

Основное содержание проекта.

1 этап – инициация и планирование.

Инициирование проекта: демонстрация необходимости проекта и его осуществимость. Создание проблемно-мотивационной среды. Постановка цели. Формулирование задач. Обсуждение вариантов реализации проекта с детьми. Обсуждение с родителями целей, задач, вариантов реализации проекта. Создание условий, необходимых для реализации проекта. Составление ориентировочного плана действий для получения конечного результата. Анализирование способов действий.

2 этап – выполнение, контроль, регулирование.

Составление плана действий по реализации проекта, выбор способов действий, распределение ролей с учетом выбранных заданий. Получение продукта, результата проектной деятельности. Рефлексия. Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение и выводы. Коррекция, анализ успехов и ошибок, поиск способов их коррекции.

3 этап – заключительный: презентация и закрытие проекта.

Презентация проекта: представление содержания проекта, в виде выступления перед родителями с рассказами об овощах, обоснование выводов.

Ожидаемые результаты проекта.

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:

Пополнение литературой книжного уголка в группе и обучающих карточек по теме.

Оформление альбома «Деревья».

Подбор и систематизация материалов по теме.

Расширение кругозора детей, повышение интереса дошкольников и их родителей к природе, родной земле.

Оформление материала по теме «Деревья».

Повышение профессионального мастерства при использовании новых форм работы с детьми

Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, учитель-логопед.

Расписание проекта.

Мероприятие

Цель

Ответст-

венный

Сроки

провед.

1 этап - инициация и планирование

1

Круглый стол с

родителями

Демонстрация необходимости проекта (определение главной цели, ожидаемый результат и т.д.) и его осуществимость, формальное открытие проекта

вос-ль

1 нед.

2

Проблемно-мотивационная ситуация

Осознание проблемы:

- хочу узнать все о деревьях;

- легкие планеты, польза для здоровья

вос-ль

1нед.

3

Акция «Подари книгу детскому саду»

Пополнить книжный уголок и уголок природы. Создание условий для познавательной деятельности детей.

вос-ль

2нед.

4

Подбор дид. пособий, нагляд-

ного материала для образователь

ной деят-ти.

Создание условий для самостоятельного изучения растительного мира.

вос-ль

2нед.

2 этап - выполнение, контроль, регулирование

5

Физкультминутки по данной теме.

Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в отображении различных видов деревьев

вос-ль

ежед-

невно

6

Эпизоды, психо-

гимнастика,

настрои.

Поддержка эмоционально-психологического состояния детей. Учить мимикой и жестами отображать свои впечатления.

вос-ль

В теч

проек

та

7

Проведение игр:

настольно-печат-

ные, дидактичес-

кие.

Закрепление знаний детей о деревьях, их листьях, семенах; о строении дерева, условиях роста и развитии.

вос-ль

В теч

проек

та

8

Чтение художест

венной литерату

ры.

Учить детей понимать идею произведений, вызывать желание получать новые знания, найти ответ на свои вопросы.

вос-ль,

родите-

ли

В теч

проек

та

9

Познавательное развитие «Как растет дерево»

Знакомство с деревьями, обобщить представления детей о последова-тельности и закономерной направ- ленности роста и развития растения. Учить устанавливать связи между ростом растения и удовлетворением потребностей в различных условиях среды; между стадиями развития.

вос-ль

1нед.

10

Познавательное

развитие «Какие бывают деревья»

Познакомить детей с многообразием деревьев на планете, видов лесов. Сформиро-вать у детей представление о прис- пособлении растений к среде обитания; о сбрасывании растения ми листьев на зиму. Закреплять представления детей о потребнос-тях растений. Формировать отношение к растениям как к живым существам.

вос-ль

1нед.

11

Беседа «Рукотворный мир»

Рассказать о том, как человек использует деревья, какие предметы делают из дерева.

вос-ль

1нед.

12

Рисование «Раскидистое дерево»

Учить детей рисовать дерево, положение ствола и расположение ветвей и мелких веточек.

вос-ль

1нед.

13

Лепка «Елка»

Передача основной формы ели. Закреплять приемы лепки пальцами, развивать мелкую моторику руки.

вос-ль

1нед.

14

Аппликация «Березовая роща»

Учить делать коллективную работу используя обрывную аппликацию. Отображать в работе красоту осенних берёз.

вос-ль

1нед

15

Рисование «Берёза»

Учить детей рисовать, используя нитки, передавать образ березки.

вос-ль

1нед.

16

Экскурсия в зимний лес.

Закрепить представления детей о зимних изменениях в жизни деревьев. Обогатить эстетические впечатления детей. Учить видеть красоту зимнего леса, слышать тишину, ощущать покой и запах.

вос-ль

1нед.

17

Наблюдение «Ветки в вазе»

Показать детям наглядным путем, как появляются почки, листочки, а затем корни.

вос-ль

1нед.

18

Опыт: «Вырастим дерево из семян»

Показать детям наглядным путем, можно ли вырастить дерево из семян.

вос-ль

1нед.

19

Сравнение результатов двух опытов

Учить детей делать простые выводы при сравнении результатов опытов, развивать речь детей.

вос-ль

2нед

20

Познавательное развитие «Для чего растению семена»

Закрепить представления о том, что семя – стадия роста растения, оно необходимо для продолжения жизни. Дать знания о строении семени. Формировать представле-ния о распространении семян рас- тений.

вос-ль

2нед.

21

Составление альбома «Деревья»

Привлечь родителей к оформлению альбома, проявлять творчество при оформлении страницы об овоще.

родите

ли

2нед.

22

Составление описательных рассказов о деревьях по плану-схеме.

Развивать речь детей, учить составлять описательные рассказы, использовать план-схему.

вос-ли

2нед.

23

Коллективная работа «Лес»

Учить делать коллективную работу использовать для работы нитки.

вос-ль

2нед.

24

Рисование «Зимние напевы»

Учить детей для выполнения своего замысла самостоятельно выбирать изобразительные материалы, выполнять работу в смешанной технике.

вос-ль

2нед

25

Аппликация «Дуб»

Учить детей выполнять работу в технике мозаики.

вос-ль

2нед.

26

Лепка «Кисть рябины».

Учить разминать и размазывать пластилин для создания композиции (ягод, веток, листьев). Развивать мелкую моторику руки.

вос-ль

2нед.

27

Изготовление плакатов «Береги природу»

Познакомить детей с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведения. Учить придумывать содержание плаката, изображать его. Воспитывать желание защищать природу, доводить дело до конца.

вос-ль

2нед.

28

Ручной труд «Лес»

Выполнять работу коллективно используя в работе бросовые материалы.

вос-ль

2нед.

3 этап - заключительный

29

Презентация проекта

Творческий отчет о проделанной работе. Экологический праздник «В царстве царя Берендея»

вос-ли

13день

30

Оформление проекта

Обработка и оформление материалов проекта.

вос-ли

14день

31

Закрытие проекта

Реестр рисков проекта.

Наименование

риска

Причина

возникновения

Действия по

реагированию

Категория

риска

Приоритеты

Организацион

ный

Болезнь детей,

карантин

Пересмотр плана и сроков проекта

негативный

Стратегия уклонения

Организацион

ный

Болезнь педагогов

Пересмотр плана и сроков проекта

негативный

Стратегия уклонения

История успеха.

Замысел данного проекта возник на основании актуальности проблемы. Повысить познавательный интерес к развитию растений и их пользе для здоровья детей. Воспитатели создали проблемную ситуацию для детей. Возникла проблема, почему на планете растут разные деревья, разные виды, разной высоты. Как они распространяются по планете.

Получили многообразие вариантов:

- прочитать специальную литературу и энциклопедию по теме;

- рассказать людям, находящимся рядом;

- нарисовать рисунки, сделать поделки;

- оформить плакаты, сделать панно леса.

Решили сделать панно леса и нарисовать плакаты, рассказать родителям и своим товарищам о том, что они узнали о каком-либо дереве.

Результатом данного проекта является обновление предметно-развивающей среды в группе, активизация познавательной и творческой деятельности детей. Повышение роли родителей в воспитании ребенка, повышение профессионального мастерства педагогов.

Принимается решение о закрытие данного проекта.

Выполнил: Синицина Е.И., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27» Сергиево-Посадского района, Московской области.

Экологический праздник «В царстве Берендея»

Цель. Создать радостную атмосферу, доставить детям эстетическое наслаждение от общения с любыми персонажами, воспитывать добрые чувства ко всему живому.

Ход праздника.

Под аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир», слова В.Харитонова, музыка Д. Тухманова, дети входят в зал.

Слайд. Планета Земля.

Ребёнок. Наша планета Земля очень щедра и богата.

Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята.

Дети поют песню «Это для нас» слова М. Лаписовой, музыка Т. Попатенко.

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку.

Она приходит с ласкою и со своею сказкою,

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна.)

Слайд. Весенняя природа.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года,

Синее блещут небеса,

Ещё прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют…

Так писал о весне великий русский поэт А.С.Пушкин. Ребята, какие весенние месяцы вы знаете? (дети называют – март, апрель, май)

Март называют «протальником», потому что появляются первые проталины.

Апрель называют «вешними водами». Апрельские ручьи землю будят, воды разливаются.

Май леса наряжает, в гости созывает.

Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льётся разговорчивый ручей.

Под музыку выбегает ребенок ручеёк – ребенок с длинной голубой лентой.

Ручеёк. Я журчу, журчу, гладко камешки точу.

Синей лентой разбегусь, в речку полную вольюсь.

Хороша моя водица, наклонись ко мне напиться.

Речка, травы шевеля, ручейком зовут меня.

Воспитатель. Куда ты бежишь, звонкий ручеёк?

Ручеёк. Я бегу в весенний лес.

Воспитатель. Ручеек, а ты покажешь нам дорогу в лес.

Ручеёк. Пойдемте вместе со мной, весной в лесу много интересного.

Под музыку дети двигаются по залу за ручейком в лес.

Слайд. Лес весной.

Воспитатель. Вот мы с вами пришли в лес, прочтем стихи.

Дети читают стихи.

1.С этим другом прямо с детства познакомиться спешим,

Здесь нас ждут деревья, травы, муравьишки-малыши.

2.Нам зеленой веткой машет наш знакомый добрый друг.

С ним земля милей и краше, с ним красивее вокруг!

Вместе.

Милый лес, добрый лес! Полон сказок и чудес.

3.Дерево к дереву – получится лес.

Радуют зеленью сосны до небес.

Дерево к дереву – воздуха глоток.

Радует на дереве зеленый листок.

4.Звучит весенним утром от края и до края.

Нет песенки чудесней, чем песенка лесная!

Упала шишка с ели, промчался ветерок,

Да прошумит по травке ежа колючий бок!

Вот белка и лисица, а в норке смелый крот,

Компанией веселой зверьё в лесу живет!

5.Лес, лес, чудеса!

Вверх, вверх, небеса!

Лес, лес, песню пой

Хорошо с тобой!

Воспитатель. Привела нас тропинка в лесную чащу.

Звучит музыка, появляется царь Берендей.

Берендей. Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются с Берендеем)

Царь лесной я, Берендей, друг всех птиц и всех зверей.

В чаще я густой живу, к людям редко выхожу.

Моё царство всех чудесней: шум листвы и птичьи песни,

Мягкие перины мха и журчанье ручейка

Скачут белочки-резвушки, еж бежит, шурша травой,

И медведи всем семейством топают на водопой

По лесу брожу весь день я, охраняя тишину,

Но со всем лесным народом разговаривать могу

Тем, кто слаб, даю советы, замечаю все приметы!

(В. Столярова)

А зачем вы пожаловали в мое лесное царство?

Воспитатель. Мы пришли полюбоваться красотой весеннего леса, послушать голоса птиц, подышать свежим весенним воздухом.

Берендей. Ребята, хочу вас спросить: «Хорошо знаете, вы, деревья?»

Ответы детей.

Берендей загадывает загадки о деревьях, дети их отгадывают. Ответы появляются на экране на слайдах.

1.Белоствольная, тонкоствольная, красивая, изящная (берёза).

2.Могучий, толстоствольный,раскидистый (дуб).

3.Высокий, развесистый, листья, как звездочки (клен).

4.Тонкоствольная, изящная, листья резные, ягоды красные гроздья (рябина).

Берендей. Хорошо вы знаете деревья.

Мне по нраву только тот, кто лесной мир бережет,

Кто березку не сломает и пичужку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет и костер не разведет

Кто всегда в моем лесу уважает тишину!

(В. Столярова)

Ребенок (читает стихотворение «Гость в лесу»)

Я на кусте у родника не тронул сети паука.

Я поглядел на муравьёв: у них домище – будь здоров!

Я долго по лесу шагал и никого не напугал,

Нигде воды не замутил, в лесу я только погостил.

(Н. Красильников)

Воспитатель. Берендей, наши дети – любители природы, юные экологи и хорошо знают, как надо вести себя в лесу.

Дети называют правила.

1.Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь;

Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

2.Ветки дуба не ломай.

3.Никогда не забывай мусор с травки убирать.

4.Зря цветы не надо рвать.

5.Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать.

6.Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

7.Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

8.Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги.

Берендей. Я вижу, вы настоящие любители природы и поэтому приглашаю вас в свое лесное царство. Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом – чудеса увидишь в нем. Слышите, как поют птицы? Пение птиц (аудиозапись)

Птицы – наши помощники и друзья. Они украшают леса и озера, сады и поля, радуют нас веселым звонкими песнями. Каждой весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. Послушайте, какая птица поет?

Проводится игра «Узнай птицу по голосу».

Звучат голоса птиц (аудиозапись). Дети узнают голоса зяблика, кукушки, дятла, соловья, вороны. На экране появляются отгадки. Дети читают стихи о птицах.

1.Дятел ствол долбит порою, ищет он себе обед.

Под коричневой корой притаился короед.

- А-а… Вот ты где, приятель! Я ищу тебя как раз.

Короеда клюнул дятел и сосну больную спас.

(В. Брагин)

2.Майским днем на опушке, на высокой сосне,

Голосок зеленушки зазвенел в вышине.

То погромче, то глуше, как пастушья свирель,

Долго-долго я слушал эту песенку-трель.

Часто к этой опушке приходил я весной

Все на трель зеленушки – канарейки лесной.

(А. Воробьев)

Дети исполняют песню «Кукушка», эстонская народная песня.

Воспитатель. Слышите журчание ручья (аудиозапись). Вот и наш знакомый ручеёк. Отведи нас, ручеек, на самую красивую лесную полянку!

Ручеек бежит, дети идут за ним.

Берендей. Ребята, а от чего земля бывает красивая?

Дети. От того что расцветают цветы.

Берендей. А какие цветы расцветают весной в лесу?

Дети. Подснежники, медуницы, ландыши.

Проводится игра «Четвертый лишний»

Игра проводится на экране, лишний цветок исчезает.

Проводится игра «Горелки» под музыку.

Берендей. Хорошо здесь на лесной полянке! Но ручеек куда-то дальше нас повел.

Слайд. Изображение речки.

Воспитатель.

Мы шагаем на прогулку к елкам, соснам и березкам.

По зеленым переулкам, по цветочным перекресткам.

Мы идем к Природе в гости через речку, через мостик.

Берендей. Смотрите, какая красивая чистая речка!

Ребенок(читает стихотворение «Ты скажи мне реченька»)

Ты скажи мне, реченька лесная, от чего ты звонкая такая?

- Утром надо мной поет синичка – от того и звонкая водичка!

Ты скажи мне, реченька лесная, от чего ты чистая такая?

Чистым голоском поет синичка – от того и чистая водичка!

Ты скажи мне, реченька лесная, от чего ты синяя такая?

В роднике купается синичка – от того и синяя водичка!

(В. Орлов)

Проводится игра «Речка, ручеек» под музыку.

Берендей. Мой лес за то, что вы так любите его, откроет вам чудесный клад, а отыскать его поможет волшебная цветочная дорожка. Она приведет вас прямо к кладу.

Дети идут по цветочной дорожке и подходят к елке, на которой спрятан большой орех. Внутри ореха – сюрприз.

Воспитатель. Спасибо тебе, Берендей, за твой подарок, за твоё гостеприимство! Пора нам прощаться и возвращаться в детский сад. До свидания!

Берендей. Я очень рад, что познакомился с вами, друзьями природы. Пусть все люди будут нашими друзьями. Берегите лес! Он источник всех чудес! Всего доброго вам, друзья! До новых встреч!

Слайд. Изображение детского сада.

Дети под музыку проходят по залу, детям вручают дипломы юного эколога и памятные подарки.

Воспитатель.

Давайте будем беречь планету –

Во всей Вселенной похожей нету,

Во всей Вселенной только одна

Для жизни и дружбе она нам дана!

(И. Мазнин)

Звучит песня «Это называется природа» слова М. Пляцковского, музыка Ю. Чичкова (аудиозапись)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области