Петрищева Оксана Викторовна, педагог-психолог
В настоящее время все актуальнее поднимается вопрос о правовой грамотности и защите прав детей. Как правило в основном рассматриваются права ребенка, а обязанности отошли на второй план. И только заостряя внимание как на правах, так и на обязанностях каждого ребенка, мы можем говорить о культурном развитии личности ребенка, который при отстаивании своих прав, не нарушает прав окружающих его людей.
Тема: «Отстаивай свои права, не нарушая права окружающих!»
Цель и задачи мероприятия:
Формирование в неформальной, игровой обстановке у воспитанников правовой культуры.
Задачи:
- повысить правовую культуру воспитанников;
- привлечь внимание воспитанников к решению данной проблемы.
Ход занятия
Игра-разминка «Разрешается – запрещается»
Сейчас мы с вами поиграем в игру «разрешается-запрещается», я буду читать вам стихотворение и на тех местах, где я останавливаюсь, вы должны будете хором сказать либо разрешается, либо запрещается. Итак, начинаем!
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Избивать и бить ребенка строго … (запрещается)
Слушать мнение друг друга … (разрешается)
Этот трудится ребёнок,
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа … (запрещается)
Мыть посуду, пол мести детям всем по силе
Так трудиться скажем мы … (разрешается)
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться … (разрешается)
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина строго … (запрещается)
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить …(разрешается)
Спасибо. Все молодцы.
ПРИТЧА
Много лет тому назад, люди жили совсем не так, как теперь. И окружающий их мир тоже был совсем не таким. Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение – светило ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому. Плохое настроение – трудно было людям добираться домой, к своему очагу. Так вела себя не только Луна. Также вели себя Звезды и Солнце, День и Ночь, Моря и Реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов, явлений.
Они обратились к самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить своё существование, чтобы оно было предсказуемым и устроен мир?»
Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснуться не только природных явлений, но и его самого – ЧЕЛОВЕКА. Если мы это сделаем правильно, человеку только остаётся их чётко исполнять и его жизнь станет лёгкой, радостной и счастливой».
Обсуждение: Прав ли был мудрец? Что такое закон? Нужны ли людям законы? Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит?
Проигрывание и обсуждение ситуаций из повседневной жизни
Примеры ситуаций:
- Матвей не хочет дежурить, так как детский труд запрещен;
- Света разрисовала парту, так как имеет право на творчество и самовыражение;
- Даниил бегает по классу во время урока и утверждает, что имеет право на свободу передвижения.
Обсуждение каждой ситуации.
Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.
Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.
На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14 лет, законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.
Проигрывание и обсуждение ситуаций
Ребята инсценируют правонарушения
Ситуация 1 «Ложный звонок»
Без всякого предупреждения в класс вбегает первый «правонарушитель»:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы…
Ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!
Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, ложных вызовов скорой помощи, милиции.
Ситуация 2 «Порча чужого имущества»
На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скукотища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.
Выбрасывает телефон.
- Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом, либо лишением свободы и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред).
Ситуация 3 «Угроза «болтовней»»
В класс входят ребята, якобы продолжая разговор:
– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
(Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет).
Ситуация 4 «Оскорбление»
Две девочки входят в класс, якобы ссорятся:
– А ты ...
– А ты сама ...
(Оскорбление – штраф, либо исправительные работы).
Ситуация 5 «Осквернение зданий и транспорта»
В класс вбегают мальчишки:
– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!
– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!
– Клево, вот люди порадуются!
– Давай на стене краской, чтоб лучше видно было!
Пишут.
(Вандализм – осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах – и возмещение ущерба).
А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что совершение преступлений группой лиц – влечет более строгое наказание.
Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Заключительная часть.
Уважайте чужие права!
В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде.
Я не хочу дежурить, так как детский труд запрещен.
Я разрисовала парту, так как имею право на творчество и самовыражение.
Я бегаю по классу во время урока, потому что имею право на свободу передвижения.
Маша без всякого предупреждения вбегает в группу и кричит:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим на улицу…
Постановка драки (Сухроп и Данил Брюханов)
Возглас Маши: – Это нас-то маленьких?!! Какой с нас штраф?
Витя: - Света, дай телефон, музыку послушать, а то скучно!
Света: - Не дам, он новый, только вчера купили.
Витя: - Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. (Выхватываешь телефон и бросаешь на пол).
– …Еще раз дернешь за волосы, убью! Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.
Две девочки ссорятся:
– А ты не красивая…
– А ты сама не красивая …
Данил Брюханов: – Мы победили в лыжной гонке, а в городе никто не знает!!!
Сухроп: – Давай на стене напишем, чтобы завтра утром все увидели!!!
Даниил Осипов: – Клево, вот люди порадуются!
Данил Бирюков: – Давай на стене маркером, чтобы лучше видно было!!!
Все пишут.