Управление документооборотом в образовательных организациях
О.А. Субхангулова, магистр
БГПУ им. М.Акмуллы, г.Уфа
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012) образовательные организации делятся на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
В Росси выделяют следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:
1) дошкольная образовательная организация;
2) общеобразовательная;
3) профессиональная образовательная организация;
4) образовательная организация высшего образования.
В Российской Федерации так же выделяют следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования;
2) организация дополнительного профессионального образования.
Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 в данной статье, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:
1) дошкольные образовательные организации;
2) общеобразовательные организации;
3) профессиональные образовательные организации;
4) образовательные организации высшего образования;
5) организации дополнительного образования;
6) организации дополнительного профессионального образования.
Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
Далее рассмотрим состояние документооборота ГБОУ Уфимской коррекционной школа-интернат №28 для слепых и слабовидящих обучающихся.
Данная образовательная организация осуществляет свою деятельность с 19 сентября 1964 года.
Главной целью ее является формирование компетентной, социально адаптивной личности, способной к самоопределению и успешной социализации в обществе.
В связи с этим были определены главные задачи:
обеспечение получения образования на высоком и качественном уровне в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика
продолжать работу по формированию ключевых компетенций учащихся, используя новые информационные технологии;
определение качества знаний учащихся по школе;
создание единой системы мониторинга для отслеживания уровня обученности учащихся;
повышение квалификационной категории учителей школы;
организация профильного обучения школьников;
активизация работы учащихся научно-исследовательского характера.
Основная задача школы – обеспечить получение образования каждому ученику на качественно высоком уровне с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Для этой цели в учебном плане выделены часы для внеурочной деятельности, куда относятся коррекционные часы.
В состав документов ГБОУ Уфимской коррекционной школы-интернат №28 входят следующие виды доументов:
организационные документы (устав общеобразовательного учреждения; договор с учредителем; положения о подразделениях; должностные инструкции сотрудников; структура и штатная численность; штатное расписание; правила внутреннего трудового распорядка);
распорядительные документы (приказы, инструкции);
информационно-справочные документы (протоколы, планы, отчеты, справки, акты, докладные и объяснительные записки, письма, телеграммы и телефонограммы, договоры, трудовые соглашения, контракты).
учебно-педагогическая документация (алфавитной книги записи учащихся, книга движения; личное дело учащихся; классные журналы; журналы факультативных занятий; журналы групп продленного дня; книга учета бланков и выдачи аттестатов об основном общем образовании; книга учета бланков и выдачи аттестатов о среднем (полном) образовании; книга учета выдачи золотых и серебряных медалей; книги протоколов педагогического совета школы; книги приказов; книги учета личного состава педагогических работников; журнал пропущенных и замещенных уроков).
Документы оформляются на бланках общеобразовательного учреждения, соответствующих стандарту (ГОСТ Р 6.30-97 с изменением N 1 2000г.), имеют установленный комплекс обязательных реквизитов и стабильный порядок их расположения.
Участники документопотоков образовательного учреждения:
- директор осуществляет руководство образовательного учреждения и ее структурными подразделениями;
- секретарь, заместители руководителя (сотрудники, ответственные за делопроизводство в образовательном учреждении) обеспечивают работу с документами на стадиях создания, получения, маршрутизации, отправки, хранения, контроля исполнения поручений;
- исполнителями являются все остальные сотрудники, специалисты и технические работники, непосредственно работающие с документами.
Рассмотрим внедрение ФГОС НОО ОВЗ в ГБОУ Уфимской коррекционной школе-интернат №28 для слепых и слабовидящих обучающихся с 1 сентября 2016 г.
Для внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ в практику работы организации созданы критерии и показатели эффективности функционирования объекта, а именно:
Создан банк нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального, школьного уровней.
Внесены изменения и дополнения в Устав образовательного учреждения.
Внесены изменения в «Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации».
Введен комплексный подход к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных в условиях реализации Стандарта, во внутреннюю систему оценки качества образования.
Разработаны (внесены изменения) локальные акты:
заработной платы работников образовательной организации;
о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся с нарушениями зрения;
об организации образовательной деятельности для реализации ФГОС НОО ОВЗ (положение об обучении по индивидуальному учебному плану, положение о рабочих программах учебных предметов, коррекционных курсов, программах внеурочной деятельности и др.);
договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся с нарушением зрения.
Разработано расписание, соответствующее СанПину и образовательным потребностям обучающихся с нарушением зрения;
Изданы приказы по ГБОУ УКШИ №28 для слепых и слабовидящих обучающихся: о переходе ОО на обучение по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
о разработке и утверждении АООП;
об утверждении учебного плана и плана внеурочной деятельности;
о проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
об утверждении раздела плана методической работы в части сопровождения введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
об утверждении плана-графика повышения квалификации.
Утвержден список учебников для реализации ФГОС НОО ОВЗ
В ГБОУ УКШИ №28 работают педагогические работники, которые обеспечивают необходимую работу для реализации данного стандарта.
Учителя и администрация образовательного учреждения проходят повышение квалификации в ИРО РБ для работы по ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, профессиональную переподготовку по специальному образованию за последние три года.
В данном учреждении работают 45 педагогов и 36 воспитателей, это профессиональные учителя. За последние 3 года школа пополнилась молодыми кадрами: 2 учителя по иностранным языкам, 1 учителем изобразительному искусству.
В 2015-2016 учебном году 9 (20%) педагогов прошли аттестацию на категорию, и 4 (11%) воспитателей.
Результаты обучения и воспитания школьников в первую очередь измеряются количеством учащихся, успешно освоивших учебные программы, количеством выпускников, хорошо сдавших Единый государственный экзамен, а также готовностью обучающихся продолжить образование после школы.
Учителя начальной школы регулярно используют: электронные дидактические материалы при подготовке и проведении занятий; информацию из сети Интернет для подготовки к урокам; Интернет-ресурсы в ходе образовательной деятельности. Также они имеют методические разработки по вопросам реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в образовательной деятельности.
Учителями школы-интернат №28 разработаны варианты адаптированных основных образовательных программ начального общего образования. Администрацией школы создана рабочая группа по введению стандарта.
Введение и реализация данного стандарта позволит обеспечить доступность качественного образования всем категориям учащихся за счет сохранения и модернизации системы специального образования.
Разнообразие особых образовательных потребностей детей с ОВЗ определяет вариативность специальных образовательных условий распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое и т.п.).
Для того, чтобы организовать деятельность образовательной организации по введению ФГОС НОО обучающихся ОВЗ необходимо ориентироваться на определенные показатели и критерии.
В ходе проделанной работы был проведен анализ деятельности ГБОУ УКШИ №28 г. Уфа, проанализирована существующая система документооборота.
В последнее время вопросы экономической эффективности автоматизации документооборота на предприятии все чаще и чаще поднимаются в прессе, в материалах специализированных сайтов в интернете и книгах. Количественно оценить экономическую эффективность от внедрения системы автоматизации достаточно сложно, так как приходится учитывать большое количество факторов и обрабатывать значительный объем информации.
Существуют и другие выгоды от автоматизации системы. Они влияют на эффективность деятельности организации в целом.
Список литературы:
Емышева Е.М. Методика составления номенклатуры дел [Текст]/ Е.М. Емышева // Секретарское дело. – 2008. – №3. – С 31–34.
Крылова, И.Ю. Документирование управленческой деятельности[Текст]/: Учеб. пособие. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2008. – 240с – ISBN 978-5-91584-006-4.
Быкова, Т.Д. Делопроизводство: учебник для вузов[Текст]//Т.А. Быкова, Л.М. Вялова, Л.В. Санкина.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МЦФЭР, 2006.- 560 с – ISBN 978-5-365-00912-7
ГОСТ Р ИСО 154.89-1-2007 «Управление документами. Общие требования» [Текст] Введен в действие. – М.: Изд-во стандартов, 2007. – 34 с.
Поташник М. М. Управление качеством образования[Текст]/М.М. Поташник. — М.: Педагогическое общество России. 2001
Варченко Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении[Текст]/ Е. И. Варченко // Молодой ученый. 2013. №3.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
Кириллова В. И. К вопросу подготовки специалистов по организации и управлению инклюзивным образованием [Электронный ресурс] // URL:
Олтаржевская Л. Е. Мониторинг в системе управления развитием адаптивно-воспитательной среды инклюзивной школы [Текст]/ Л. Е. Олтаржевская // Ученые записки: социальное управление, экономика и право. – 2011. – №8. – С. 146-149.
© Субхангулова О.А., 2017г.