Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование адаптивного поведения в ДМШ

Обучение в ДМШ может способствовать формированию адаптивного поведения детей, т.к. имеет свои особенности и преимущества перед обучением в общеобразавательной школе. Сочетание групповых занятий с индивидуальными позволяет уделить максимальное внимание каждому ребенку.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование адаптивного поведения в ДМШ

В наше время многие родители стремятся к всестороннему развитию своего ребенка, поэтому с раннего возраста привлекают к занятиям в спортивных секциях, технических и творческих кружках. Часть детей начинает обучение сразу в двух школах: общеобразовательной и музыкальной. Бытует мнение, что такая чрезмерная нагрузка на первоклассника может лишь осложнить и без того трудный процесс адаптации. Конечно, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Меняется режим дня, привычный стереотип поведения, возрастает физическая и психоэмоциональная нагрузка.

Адаптация ребенка – это сложный, длительный процесс. Организм должен приспособиться к новым условиям школьной жизни. Значительная часть детей адаптируются в течение первых двух-трех месяцев обучения. Другим требуется больше времени. Они могут до конца первого полугодия предпочитать учебной деятельности игровую, не сразу соглашаются выполнять требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами. Есть дети, у которых процесс адаптации проходит болезненно и длительно. Возникают негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу.

Трудно переоценить значение этого периода для первоклассников, ведь от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Поэтому так важно создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников.

Для формирования адаптивного поведения первоклассников, обучающихся в ДМШ, я как преподаватель ставлю перед собой следующие задачи:

создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

осуществление системы поддержки детей через создание комфортных психологических условий.

Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого ученика (через диагностирование).

Обучение в ДМШ может способствовать формированию адаптивного поведения детей, т.к. имеет свои особенности и преимущества перед обучением в общеобразавательной школе. Сочетание групповых занятий с индивидуальными позволяет уделить максимальное внимание каждому ребенку. Хочу подробнее остановиться на уроках хора.

Большинство детей любит петь. В пении можно выразить свои чувства, и этот эмоциональный всплеск заряжает ребенка жизненной энергией. Также в процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Пение – тот самый необходимый инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и значительно улучшить свое здоровье.

Подход к организации работы с первоклассниками в адаптационный период имеет свои особенности. Прежде всего, он отличается стремлением к созданию на уроке комфортных психологических условий. В первую очередь это особый стиль общения учителя с учениками. Нужно учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те, и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя. Не допускается авторитарный стиль общения, т. к. для первоклассника важно доброе, позитивное отношение учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Можно использовать различные формы невербального общения - обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это успокоит ребенка, вселит в него уверенность и придаст ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями психики некоторых детей, поэтому важно (особенно в адаптационный период) не делать им резких замечаний и не одергивать, а стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

Для создания психологического комфорта можно использовать на уроках упражнения на релаксацию. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. С этой целью в своей работе использую специально подобранные упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании, упражнения на расслабление мышц лица, определенных частей тела и всего организма Выполнение релаксационных упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.

Согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки продолжительностью по 1,5-2 минуты проводятся на каждом уроке (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). На уроках хора я стараюсь равномерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников. Для обеспечения двигательной активности детей включаю ритмические игры и веселые музыкальные минутки.

Также пение помогает избавляться от стрессов. Ученые обнаружили, что в мозге во время пения вырабатывается эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. Искусство пения – это, прежде всего, искусство правильного дыхания, которое является важнейшим фактором нашего здоровья. Тренируется диафрагмальное дыхание, дыхательная мускулатура, улучшается дренаж легких. Занятия хора обязательно включают дыхательные, фонопедические, логопедические упражнения. В основе фонопедических и дыхательных упражнений лежит дыхательная система А.Н.Стрельниковой, фонопедический метод В. В. Емельянова. Речевой тренинг, основанный на речевых играх и упражнениях, способствует устранению логопедических проблем младших школьников. Все эти упражнения развивают у детей не только вокальные данные, но и осознанное отношение к своему здоровью, а также музыкальные, актерские и коммуникационные навыки.

Несмотря на то, что основным видом музыкальной деятельности на уроке хора является пение, необходимо использовать следующие образно-игровые приемы:

•музыкально-ритмические движения;

•свободное дирижирование;

•игра на элементарных музыкальных инструментах;

• разыгрывание и инсценировки стихов и музыки.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.

При оценке деятельности первоклассников стремлюсь стимулировать их учебно-познавательную деятельность. Если и критикую исполнение, то обязательно хвалю исполнителя. Всегда поощряю старание, малейший успех. Результаты и достижения ребенка сравниваю только с его собственными, а не с результатами других детей. Не подлежит оцениваю темп работы, личностные качества, своеобразие психических процессов ребенка.

В третьей четверти была проведена диагностика по результатам нашей деятельности.

Цель исследования - проследить различия в системе личностных отношений школьников и сформированности адаптивного поведения детей.

Мы предположили, что художественные эмоции, возникающие на занятиях музыкальным искусством, формируют на личностном уровне ребенка систему позитивных отношений. Дети, обучающиеся в ДМШ, покажут более высокий уровень дифференцированных, не омраченных, социальных и эстетических чувств, высокий уровень активности и зрелые ценностные ориентации.

В качестве основной диагностической методики был применен проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентацией «Домики». Автор методики - кандидат психологических наук Ольга Александровна Орехова. Тест предназначен для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Методической основой теста «Домики» является цвето - ассоциативный эксперимент. Данный тест позволяет произвести диагностику степени дифференцированности—обобщенности эмоциональной сферы, шкалы актуальных ценностей, предпочтений определенных видов деятельности и вариантов личностного развития. Процедура теста предполагает раскрашивание как выражение личностного отношения к определенным социальным категориям.

Был проведен сравнительный анализ результатов теста «Домики», выполненного учениками 1а класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №174» Советского района г. Казани. Было обследовано 28 детей, из которых 50% посещают >МБУДО «Детская музыкальная школа №30 Советского района г. Казани».

Мы сравнивали социально-психологическую готовность детей к более сложным формам обучения, и, в частности, готовность их эмоциональной и личностной сферы.

После сбора ответных листов и их обработки, стало возможным подсчитать предпочтение эмоций, отдельных видов деятельности каждого ребенка в отдельности и по группам, ценностные ориентации детей в баллах.

Анализ результатов показал, что не все дети обеих групп способны продифференцировать социальные эмоции, раскрасив в соответствующие цвета позитивные и негативные полюса эмоций. Однако среди детей, обучающихся в ДМШ, продифференцировавших социальные эмоции по полюсам, почти в два раза больше, чем в контрольной группе.

Анализ предпочтений социальных и эстетических эмоций показал, что учащиеся ДМШ проявляют предпочтение позитивных социальных и эстетических чувств. Особенно это заметно на примере эмоционального отношения «Счастье». Они чаще ставят его на первое место, чем дети контрольной группы. Дети, обучающиеся в ДМШ, значительно реже отмечают негативные чувства, это особенно заметно на примере категории «Злоба».

Предпочтение эмоций (в баллах на одного ребенка)

Эмоции

ДМШ

контрольная группа

«Счастье»

5

4

«Справедливость»

4.85

4.35

«Дружба»

4.6

5

«Доброта»

3.8

4

«Восхищение»

4

4.2

Средние по позитивным эмоциональным

отношениям

6.2

4,25

«Горе»

2.7

2.57

«Обида»

2.28

2.5

«Ссора»

2.2

2.8

«Злоба»

2.28

3.28

«Скука»

2.9

3

Средние по негативным эмоциональным

отношениям

2.48

2.8

Анализируя предпочтения разных видов деятельности, можно сделать вывод, что обучающиеся в ДМШ, по сравнению с детьми контрольной группы, проявляют более высокую активность, то есть ставят все виды познавательной, эстетической деятельности на более высокие рейтинговые места. Дети контрольной группы предпочитают игровую деятельность.

Предпочтение видов деятельности (в баллах на одного ребенка)

Виды деятельности

ДМШ

контрольная группа

Игра

3.9

4.7

Занятия («Считаю» и «Читаю» в среднем)

3.75

3.64

Эстетика

4.13

3.63

Анализ актуальных ценностей (последний домик третьего задания) показал, что обучающиеся в ДМШ продемонстрировали высокий уровень социальной зрелости: позитивную направленность на окружающий мир, творчество, эмоциональный мир человека, социальную значимость человеческой сущности. Их примеры актуальных ценностей: «любовь», «я радуюсь», «люблю музыку», «Бетман спасает мир», «помогаю маме», «гномик рисует».

Исследование показало, что дети, обучающиеся в ДМШ в большей степени способны к осознанию и дифференциации социальных и эстетических эмоций, предпочитают позитивные социальные эмоции и значительно меньше испытывают негативные чувства. У них растет интерес к познавательной, эстетической деятельности. По результатам исследования видно, что обучающиеся в ДМШ показали благополучную социальную позицию.

Основными показателями благоприятной адаптации ребенка являются адекватность поведения, вовлеченность ребенка в жизнедеятельность класса, установление контакта с учащимися, с учителем, способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу.

Обучение первоклассников должно строиться с учетом особенностей организации деятельности детей седьмого года жизни. Для вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления, следует использовать в учебном процессе здоровьесберегающие образовательные технологии.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что обучение в ДМШ способствует формированию личности и становлению эмоциональной сферы ребенка. Экспериментальные показатели детей, обучающихся в ДМШ, оказались лучше, чем у контрольной группы. Учащиеся ДМШ успешно адаптировались к школьному обучению. Перспективы дальнейшего развития я вижу в отслеживании индивидуального развития каждого ребенка и его продвижении во всех видах музыкальной деятельности.

Список литературы.

Письмо Минобразования России от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы»;

Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

Алферова Л.Д.Речевой тренинг: дикция и произношение. – С-Пб ГАТИ, 2003.

Анисимова М.В. Музыка здоровья: Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2014.

Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

Поплянова Е.М.Чики-брики-гав. Музыкальные приветствия, песни, игры, ручные ритмознаки и настольные игры для всей семьи: Учебное пособие для детских музыкальных школ. – Челябинск: «Автограф», 2001.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области