Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Станция Юных Техников
г. Донецка
Развитие технического творчества учащихся через реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности
Поддержка и развитие технического творчества на сегодняшний день одно из приоритетных направлений в образовательной деятельности. К первоочередным задачам в данной области относится создание условий для получения качественного и доступного дополнительного образования в области развития техники и технологий.
В муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования станции юных техников г. Донецка в рамках реализации системы развития технического творчества проводятся воспитательные мероприятия (совместно с родителями и учащимися), функционируют выставки, популяризующие техническую деятельность. Проходят тематические недели – «Неделя технического творчества», конкурсы, способствующие стимулированию интереса воспитанников к техническому творчеству, развитию творческой инициативы и демонстрации достижений учащихся. Реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по начальному техническому моделированию (с элементами художественного конструирования, на основе изучения физических явлений), по изучению IT-технологий, компьютерной графики, компьютерного дизайна, цифровой фотографии, историко-стендового моделирования, электроконструирования, мультипликации, робототехники, авиа и судомоделирования. Программы охватывают широкий возрастной диапазон учащихся от 7 до 14 лет, отвечают современным требованиям основных государственных и ведомственных нормативных документов, разработаны по запросам социума с учетом опыта педагогов.
Актуальность программ технической направленности состоит в потребности общества в технически грамотных, креативных личностях, способных найти нетривиальный подход к решению имеющихся проблем, в возрождении интереса к техническому творчеству, в вооружении учащихся необходимыми начальными политехническими знаниями и умениями.
Педагогическая целесообразность программ заключается в эффективном применении современных образовательных технологий для достижения наилучшего качества реализации программы, таких как ИКТ, технологии коллективной творческой деятельности, технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, технологии игровой деятельности, технологии дифференцированного обучения, технологии здоровьесбережения. Комплексное применение методов и приемов позволяет достичь высокого образовательного уровня, сформировать умение продуктивно применять творческие способности, готовность к самостоятельному восприятию информации. В организации процесса обучения главное место отводится активной, самостоятельной, исследовательско-познавательной деятельности ребенка. Образовательный и воспитательный процесс строится на принципах системно-деятельностного и личностно-ориентрованного подхода: целостности, непрерывности, деятельности, психологической комфортности, вариативности, творчества.
Реализация программ технической направленности способствует созданию условий для занятий вариативными видами образовательной деятельности научно-технической направленности, помогает направить учащихся через творческое моделирование и изучение основ наук к изобретательству и генерированию новых идей.
Задача педагогического коллектива, реализующего программы технической направленности - модернизировать деятельность в области развития научно-технического творчества детей и молодежи, совершенствовать программно-методическое обеспечение образовательного процесса, включать в содержание новые исследовательские, проектные, научно-технические блоки, внедрять и апробировать новые педагогические технологии, инновационные формы работы.
Педагоги развивают у учащихся умения работать с технической документацией, ориентироваться в специальной терминологии, удовлетворяют потребность ребенка в поиске и получении новых знаний, самостоятельной творческой деятельности, способствуют развитию конструкторских умений, таких способностей как изобретательство, рационализаторство, новаторство. Занятия, ориентированные на включение в творческую, исследовательскую, проектную деятельность, начиная с малого – знакомства с начальным техническим творчеством мотивируют учащихся в дальнейшем на самостоятельное изучение предмета, получение новых знаний, переход на следующую, более значимую ступень.
Техническое творчество является самым ресурсоемким направлением дополнительного образования. Основные проблемы, влияющие на развитие технического творчества учреждения - это недостаток материально-технического оснащения, недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности, отсутствие преемственности в программах. Поэтому в перспективе развития технического творчества модернизация материально-технической базы и программно-методического обеспечения, переподготовка, самообразование и вливание новых педагогических кадров, имеющих необходимую специализацию, заинтересованность и энтузиазм.