Представляю Вашему вниманию игры по обучению грамоте, которые помогут Вам организовать образовательный процесс.
«Кто? Что?»
Цель: систематизировать знания о живых и неживых объектах природы, упражнять в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы.
Воспитатель показывает детям картинки с изображением объектов природы (бабочка, берёза, камень и т. п.). Дети ставят к ним вопросы: если объект живой, спрашивают «Кто это?», а если объект неживой – «Что это?» за правильный ответ – фишка.
«Слово или звук»
Цель: систематизировать знания о понятиях «слово, звук».
Воспитатель произносит – «дерево, м, небо…» Дети должны подумать, что произнесено: если звук – промолчать, если слово – хлопнуть в ладоши. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок.
«Сколько слов услышал?»
Цель: развивать слуховое восприятие, память.
Воспитатель или ведущий произносит по порядку слова. Дети должны определить количество слов и по возможности повторить, сколько запомнили.
«Отгадай слово»
Цель: формировать умение обозначать словом предмет по описанию.
Воспитатель загадывает слово. Например: человек, который что-то сторожит. Дети отгадывают – сторож. За правильный ответ – фишка.
«Назови действие»
Цель: формировать представления о словах – действиях.
Ребёнок выполняет действия по заданию воспитателя (рисуй, хлопай) и называет их. Воспитатель говорит, что это слова, обозначающие действия и спрашивает «Что ещё можно делать?». Дети называют слова – действия. За правильный ответ – фишка.
«Подбери пару»
Цель: упражнять в умении подбирать к слову, обозначающему действие, пару, слово, обозначающее что действие закончено (читает – читал).
Играть можно с мячом.
«Какой? Какая? Какое?»
Цель: формировать представления о словах, обозначающих признаки предмета.
Воспитатель показывает картинку (например помидор, шапка, стол ведро и т. д., а дети отвечают на вопрос «Какой помидор?».
«Отвечай быстро»
Цель: упражнять в определении предмета по его признакам.
Воспитатель называет признаки (белоствольная, стройная, высокая, дети угадывают предмет, воспитатель выставляет картинку.
«Одно слово – много предметов»
Цель: формировать представления о многозначности слов.
Воспитатель показывает предмет (авторучка) и спрашивает «Что это?», берёт куколку за ручку – Что это? (ручка). У двери что? (ручка). У каких предметов ещё есть ручка? (чемодан, сумка). Итог: предметов много, а слово одно. Аналогичная работа проводится со словами: лисички, коса, плитка.
«Длинное – короткое слово»
Цель: упражнять в подборе и различении длинных и коротких слов.
«Скажи ласково»
Цель: формировать понятие об уменьшительно - ласкательной форме слова (ёж – ёжик, упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательным значением.
«Назови два (три) слова»
Цель: упражнять в назывании заданного количества слов.
«Подбери похожее слово»
Цель: упражнять в подборе созвучных слов, рифм.
Воспитатель предлагает послушать слова «Кошка – ложка – ножка». Чем похожи слова? Говорит детям «Вы превратитесь сейчас в поэтов и подберёте созвучное слово – рифму к заданному слову (книжки, ушки, птички, ёжики и т. п.).
«Кто ушёл вперёд»
Цель: упражнять в дифференциации длинных и коротких слов.
Дети произносят слова по порядку и шагают вперёд. Кто ушёл дальше, у того самое длинное слово.
«Слова – родственники»
Цель: формировать представления о родственных словах.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку о зиме (весне, лете и т. д.). Вопросы к детям: Как можно назвать зиму? Как назвать день зимой? Как назвать птиц, которые остаются с нами зимой? Что такое «зимовье»? мы назвали зимние слова. Какие? Дети повторяют зимние слова. В них мы слышим общую часть «зим». Это всё слова – родственники, потому что все они похожи на слово «зима». Дети подбирают слова – «родственники» к словам – чай, гриб, море, лес, вода, лист и т. п.
«Составь предложение»
Цель: формировать понятие «предложение», упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке, по схеме.
«Угадай звук»
Цель: формировать понятие «звук».
Дети с закрытыми глазами угадывают что звучит (стук карандаша по столу, журчание воды в стакане и т. п.). Воспитатель спрашивает «Что вы услышали? Как догадались?».
«Слова – приятели»
Цель: формировать представления о синонимах (словах, которые звучат по – разному, но имеют одинаковое значение).
Воспитатель спрашивает «Как сказать по – другому «большой»? (огромный) Быстрый? (скорый) и т. д.
«Пропой звук»
Цель: формировать понятие «гласный звук», «согласныйзвук».
Детям предлагается пропеть звуки – а о у и ы э г к х. Воспитатель задаёт вопрос «Что получилось? Какие звуки вы пропели? Какие нет? Почему?» звуки, которые можно петь, называют «гласные». Те звуки, которые нельзя пропеть – согласные.
«Наоборот»
Цель: формировать представления о словах – антонимах (слова с противоположным значением).
Игра с мячом. Дети стоят в кругу. Воспитатель произносит слово «чёрное», бросает ребёнку мяч, тот должен сказать слово наоборот.
«Назови звук или слово»
Цель: закрепить понятия «звук», «слово».
Воспитатель даёт ребёнку задание: назови любой звук, назови слово, 2 слова, 3 любых звука и т. п.
«Сколько звуков?»
Цель: упражнять в звуковом анализе слов, определении порядка звуков (первый, второй и т. д.).
«Подбери слово»
Цель: упражнять в подборе слов на заданный звук.
«Волшебное эхо»
Цель: упражнять в определении первого звука в слове.
Воспитатель рассказывает, что в группе поселилось Эхо. Дети выясняют, что такое эхо. Воспитатель говорит, что оно необычное и произносит только первый звук слова.
«Придумай предложение»
Цель: закрепить понятия «слово» и «предложение», упражнять в умении расширять предложением.
Дети составляют предложения по сюжетной картинке и схеме. Воспитатель задаёт вопросы: Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? и т. д.
«Где спрятались зверушки?»
Цель: формировать навыки звукового анализа.
Воспитатель рассказывает «Звери решили пошутить. Они спрятались за картинками (они стоят на доске). Отгадайте, за какими? Название животного и название картинкиначинается с одного звука (заяц – зонт, кубики – кабан, бобр – барабан и т. п.).
«Подбери слово по смыслу»
Цель: упражнять в подборе слов в предложении по смыслу, подсчёте количества слов в предложении.
Воспитатель начинает предложение, дети подбирают слово по смыслу: «Мы строим новый… (дом)» и т. д.
«Живые звуки» - упражнять в звуковом анализе слов.
Дети назначаются звуками. У них фишки, соответствующего цвета. По команде воспитателя дети строятся в слово. Остальные «читают» это слово. Можно соревноваться командами.
«Чемодан»
Цель: упражнять в подборе слов с заданным звуком, классифицировать предметы.
У воспитателя чемодан. Он говорит, что отправляется в путешествие и возьмёт с собой вещи, в названии которых есть звук … Дети помогают «собирать» чемодан. Темы слов могут быть разными (например: одежда, обувь, бытовая техника и т. д.).
«Цепочка слов»
Цель: упражнять в подборе слов, начинающихся на заданный звук.
Воспитатель предлагает собрать бусы из слов (с опорой на картинки) – расположить картинки так, чтобы последний звук в слове был первым звуком в следующем слове. Получатся бусы (например: шар – рак –кот – танк – кукла – аист – тигр).
«Гласный – согласный»
Цель: упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.
Воспитатель называет звук, дети определяют какой он, объясняют выбор.
«Сосчитай слоги»
Цель: формировать понятие «слог», упражнять в делении слов на слоги.
«Кто в избушке живёт?»
Цель: упражнять в классификации предметов (животных, насекомых и т. п., в выделении слов с заданным звуком.
Воспитатель показывает избушку и говорит: «В избушке живут насекомые. Первым пришло к избушке насекомое, название которого начинается звуком К и т. д. Сколько всего жильцов?
«Фокусники»
Цель: упражнять детей в преобразовании слов.
Воспитатель предлагает детям стать фокусниками. «Мы будем превращать одно слово в другое. Для этого надо из этого слова убрать один звук и назвать новое слово (уточка – точка, беда – еда и т. д.).
«Молоточек»
Цель: формировать представления детей об ударении в словах, в определении ударного слога в слове.
Воспитатель произносит слова, выделяя ударный слог, потом произносит слово, неправильно ставя ударение. Разбирает с детьми, узнали ли они слово или нет? Почему? Затем детям раздаются молоточки и дети произносят слова, ударяя молоточком на ударный слог.
«Испорченный микрофон»
Цель: развивать слуховое восприятие.
Воспитатель показывает детям микрофон. Для чего нужен микрофон? Затем воспитатель говорит, что этот микрофон неисправен, у него исчезает звук. Дети должны помочь исправить микрофон. Воспитатель произносит в микрофон слова, пропуская слог (СО … КА, КО … ВА)и показывает картинку. Ребёнок произносит громко слово, договаривая пропущенный слог, который не усилил микрофон.
«Выставка»
Цель: упражнять в определении количества слогов в слове.
Воспитатель говорит, что дети пришли на выставку. Экспонаты выставки размещены на 3 стендах. На первом стенде предметы, названия которых состоят из одного слога, на втором – из 2 слогов, на третьем – из 3 слогов. Ребёнок берёт предметную картинку, называет предмет, определяет количество слогов и ставит экспонат на определённый стенд.
«Составь предложение»
Цель: упражнять в составлении предложений по сюжетным картинкам.
«Выбери подарок»
Цель: упражнять в подборе слов с заданным звуком, определении положения звука в слове.
Игра проходит с опорой на предметные картинки. Дети с воспитателем собираются на день рождения к Карлсону. Воспитатель говорит, что на день рождения принято дарить подарки. Ребята подбирают подарки на определенный звук. За правильный ответ – фишка.