Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дидактические игры по обучению грамоте детей 5-7 лет

познакомить педагогов и и родителей с играми , которые помогут при обучении основам грамоты

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Представляю Вашему вниманию игры по обучению грамоте, которые помогут Вам организовать образовательный процесс.

«Кто? Что?» 

Цель: систематизировать знания о живых и неживых объектах природы, упражнять в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением объектов природы (бабочка, берёза, камень и т. п.). Дети ставят к ним вопросы: если объект живой, спрашивают «Кто это?», а если объект неживой – «Что это?» за правильный ответ – фишка.

«Слово или звук» 

Цель: систематизировать знания о понятиях «слово, звук».

Воспитатель произносит – «дерево, м, небо…» Дети должны подумать, что произнесено: если звук – промолчать, если слово – хлопнуть в ладоши. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок.

«Сколько слов услышал?» 

Цель: развивать слуховое восприятие, память.

Воспитатель или ведущий произносит по порядку слова. Дети должны определить количество слов и по возможности повторить, сколько запомнили.

«Отгадай слово» 

Цель: формировать умение обозначать словом предмет по описанию.

Воспитатель загадывает слово. Например: человек, который что-то сторожит. Дети отгадывают – сторож. За правильный ответ – фишка.

«Назови действие» 

Цель: формировать представления о словах – действиях.

Ребёнок выполняет действия по заданию воспитателя (рисуй, хлопай) и называет их. Воспитатель говорит, что это слова, обозначающие действия и спрашивает «Что ещё можно делать?». Дети называют слова – действия. За правильный ответ – фишка.

«Подбери пару» 

Цель: упражнять в умении подбирать к слову, обозначающему действие, пару, слово, обозначающее что действие закончено (читает – читал).

Играть можно с мячом.

«Какой? Какая? Какое?»

Цель: формировать представления о словах, обозначающих признаки предмета.

Воспитатель показывает картинку (например помидор, шапка, стол ведро и т. д., а дети отвечают на вопрос «Какой помидор?».

«Отвечай быстро» 

Цель: упражнять в определении предмета по его признакам.

Воспитатель называет признаки (белоствольная, стройная, высокая, дети угадывают предмет, воспитатель выставляет картинку.

«Одно слово – много предметов» 

Цель: формировать представления о многозначности слов.

Воспитатель показывает предмет (авторучка) и спрашивает «Что это?», берёт куколку за ручку – Что это? (ручка). У двери что? (ручка). У каких предметов ещё есть ручка? (чемодан, сумка). Итог: предметов много, а слово одно. Аналогичная работа проводится со словами: лисички, коса, плитка.

«Длинное – короткое слово» 

Цель: упражнять в подборе и различении длинных и коротких слов.

«Скажи ласково» 

Цель: формировать понятие об уменьшительно - ласкательной форме слова (ёж – ёжик, упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательным значением.

«Назови два (три) слова»

Цель: упражнять в назывании заданного количества слов.

«Подбери похожее слово» 

Цель: упражнять в подборе созвучных слов, рифм.

Воспитатель предлагает послушать слова «Кошка – ложка – ножка». Чем похожи слова? Говорит детям «Вы превратитесь сейчас в поэтов и подберёте созвучное слово – рифму к заданному слову (книжки, ушки, птички, ёжики и т. п.).

«Кто ушёл вперёд» 

Цель: упражнять в дифференциации длинных и коротких слов.

Дети произносят слова по порядку и шагают вперёд. Кто ушёл дальше, у того самое длинное слово.

«Слова – родственники» 

Цель: формировать представления о родственных словах.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку о зиме (весне, лете и т. д.). Вопросы к детям: Как можно назвать зиму? Как назвать день зимой? Как назвать птиц, которые остаются с нами зимой? Что такое «зимовье»? мы назвали зимние слова. Какие? Дети повторяют зимние слова. В них мы слышим общую часть «зим». Это всё слова – родственники, потому что все они похожи на слово «зима». Дети подбирают слова – «родственники» к словам – чай, гриб, море, лес, вода, лист и т. п.

«Составь предложение» 

Цель: формировать понятие «предложение», упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке, по схеме.

«Угадай звук» 

Цель: формировать понятие «звук».

Дети с закрытыми глазами угадывают что звучит (стук карандаша по столу, журчание воды в стакане и т. п.). Воспитатель спрашивает «Что вы услышали? Как догадались?».

«Слова – приятели» 

Цель: формировать представления о синонимах (словах, которые звучат по – разному, но имеют одинаковое значение).

Воспитатель спрашивает «Как сказать по – другому «большой»? (огромный) Быстрый? (скорый) и т. д.

«Пропой звук» 

Цель: формировать понятие «гласный звук», «согласныйзвук».

Детям предлагается пропеть звуки – а о у и ы э г к х. Воспитатель задаёт вопрос «Что получилось? Какие звуки вы пропели? Какие нет? Почему?» звуки, которые можно петь, называют «гласные». Те звуки, которые нельзя пропеть – согласные.

«Наоборот» 

Цель: формировать представления о словах – антонимах (слова с противоположным значением).

Игра с мячом. Дети стоят в кругу. Воспитатель произносит слово «чёрное», бросает ребёнку мяч, тот должен сказать слово наоборот.

«Назови звук или слово» 

Цель: закрепить понятия «звук», «слово».

Воспитатель даёт ребёнку задание: назови любой звук, назови слово, 2 слова, 3 любых звука и т. п.

«Сколько звуков?» 

Цель: упражнять в звуковом анализе слов, определении порядка звуков (первый, второй и т. д.).

«Подбери слово» 

Цель: упражнять в подборе слов на заданный звук.

«Волшебное эхо» 

Цель: упражнять в определении первого звука в слове.

Воспитатель рассказывает, что в группе поселилось Эхо. Дети выясняют, что такое эхо. Воспитатель говорит, что оно необычное и произносит только первый звук слова.

«Придумай предложение» 

Цель: закрепить понятия «слово» и «предложение», упражнять в умении расширять предложением.

Дети составляют предложения по сюжетной картинке и схеме. Воспитатель задаёт вопросы: Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? и т. д.

«Где спрятались зверушки?» 

Цель: формировать навыки звукового анализа.

Воспитатель рассказывает «Звери решили пошутить. Они спрятались за картинками (они стоят на доске). Отгадайте, за какими? Название животного и название картинкиначинается с одного звука (заяц – зонт, кубики – кабан, бобр – барабан и т. п.).

«Подбери слово по смыслу» 

Цель: упражнять в подборе слов в предложении по смыслу, подсчёте количества слов в предложении.

Воспитатель начинает предложение, дети подбирают слово по смыслу: «Мы строим новый… (дом)» и т. д.

«Живые звуки» - упражнять в звуковом анализе слов.

Дети назначаются звуками. У них фишки, соответствующего цвета. По команде воспитателя дети строятся в слово. Остальные «читают» это слово. Можно соревноваться командами.

«Чемодан» 

Цель: упражнять в подборе слов с заданным звуком, классифицировать предметы.

У воспитателя чемодан. Он говорит, что отправляется в путешествие и возьмёт с собой вещи, в названии которых есть звук … Дети помогают «собирать» чемодан. Темы слов могут быть разными (например: одежда, обувь, бытовая техника и т. д.).

«Цепочка слов» 

Цель: упражнять в подборе слов, начинающихся на заданный звук.

Воспитатель предлагает собрать бусы из слов (с опорой на картинки) – расположить картинки так, чтобы последний звук в слове был первым звуком в следующем слове. Получатся бусы (например: шар – рак –кот – танк – кукла – аист – тигр).

«Гласный – согласный» 

Цель: упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.

Воспитатель называет звук, дети определяют какой он, объясняют выбор.

«Сосчитай слоги» 

Цель: формировать понятие «слог», упражнять в делении слов на слоги.

«Кто в избушке живёт?» 

Цель: упражнять в классификации предметов (животных, насекомых и т. п., в выделении слов с заданным звуком.

Воспитатель показывает избушку и говорит: «В избушке живут насекомые. Первым пришло к избушке насекомое, название которого начинается звуком К и т. д. Сколько всего жильцов?

«Фокусники» 

Цель: упражнять детей в преобразовании слов.

Воспитатель предлагает детям стать фокусниками. «Мы будем превращать одно слово в другое. Для этого надо из этого слова убрать один звук и назвать новое слово (уточка – точка, беда – еда и т. д.).

«Молоточек» 

Цель: формировать представления детей об ударении в словах, в определении ударного слога в слове.

Воспитатель произносит слова, выделяя ударный слог, потом произносит слово, неправильно ставя ударение. Разбирает с детьми, узнали ли они слово или нет? Почему? Затем детям раздаются молоточки и дети произносят слова, ударяя молоточком на ударный слог.

«Испорченный микрофон» 

Цель: развивать слуховое восприятие.

Воспитатель показывает детям микрофон. Для чего нужен микрофон? Затем воспитатель говорит, что этот микрофон неисправен, у него исчезает звук. Дети должны помочь исправить микрофон. Воспитатель произносит в микрофон слова, пропуская слог (СО … КА, КО … ВА)и показывает картинку. Ребёнок произносит громко слово, договаривая пропущенный слог, который не усилил микрофон.

«Выставка» 

Цель: упражнять в определении количества слогов в слове.

Воспитатель говорит, что дети пришли на выставку. Экспонаты выставки размещены на 3 стендах. На первом стенде предметы, названия которых состоят из одного слога, на втором – из 2 слогов, на третьем – из 3 слогов. Ребёнок берёт предметную картинку, называет предмет, определяет количество слогов и ставит экспонат на определённый стенд.

«Составь предложение» 

Цель: упражнять в составлении предложений по сюжетным картинкам.

«Выбери подарок» 

Цель: упражнять в подборе слов с заданным звуком, определении положения звука в слове.

Игра проходит с опорой на предметные картинки. Дети с воспитателем собираются на день рождения к Карлсону. Воспитатель говорит, что на день рождения принято дарить подарки. Ребята подбирают подарки на определенный звук. За правильный ответ – фишка.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области