Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПРОЕКТ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством предметно-трудовых игр»

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством предметно-трудовых игр

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ЦРР детский сад «Ромашка»

ПРОЕКТ:

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством предметно-трудовых игр»

Работу выполнила:

Андреева Рея Васильевна-

воспитатель

МБДОУ ЦРР детский сад

«Ромашка»

2018 г.

Продолжительность проекта: 1 год

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели дошкольной группы, родители.

Актуальность исследования. Современная парадигма образования определила цель - всестороннее развитие личности ребенка. В     художественно-творческой деятельности больше внимания стало уделяться не обучению, а на создании условий для самореализации личности ребенка, гармонизации своего внутреннего мира с внешним миром в социокультурной среде [15.с.1]. Образовательный процесс в детском саду, строящийся на идеях педагогики сотрудничества и концепции развивающего взаимодействия, позволил создать гибкую, вариативную воспитательно - образовательную среду, в которой имеется возможность в зависимости от собственного видения и внутренних социально-экономических условий выбирать или создавать новые педагогические условия в виде авторских учебных программ. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода .

Важное значение для повышения качества воспитательно-образовательной работы в дошкольных образовательных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет развитие их творческих способностей. В последние годы проблема развития творческих способностей детей привлекает все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей ребенка.

В своих исследованиях Л. А. Венгер, А.В.Запорожец, В.П. Зинченко, А. Г. Руцкая указывают, что сенсорные способности проявляются в области восприятия предметов и их свойств. Они отмечают, что сенсорные способности – фундамент умственного развития ребенка. Уровень развития сенсорных способностей зависит от того, в какой культуре вырос человек [16,c3 ].

Занятия по полной мере не позволяют полностью раскрыть талант ребенка. Проведение кружковых занятий с детьми дошкольного возраста могут удовлетворить коммуникативные потребности дошкольников, также поможет раскрытию творческих детей и работников.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляции организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. У детей дошкольного возраста недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер.

Вышесказанное определило тему исследования: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством предметно-трудовых игр».

Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством предметно-трудовых игр.

Предмет исследования: теоретические основы и педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством различных трудовых игр.

Цель проекта: Изучение эффективности воздействия предметно-трудовых игр на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи ( проблема) проекта:

1. Раскрытие эффективности проведения предметно-трудовых игр.

2.Создание условий для формирования универсальных учебных действий (регулятивных, личностных, познавательных, коммуникативных).

Теоретической основой исследования явились концепции творчества в философском ( Ш.Бернард, Гекракли, Кант, Ж.Ж,Руссо), психологическом (Л.С.Выготский,Ж.Годфруа, В.А.Крутецкий, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский, Л.С. Рубинштейн и др.) и педагогическом аспетах ( Н.А.Ветлугина, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.); закономерности развития творческих способностей (Д.Б. Богоявленская, Е.Б. Горунович, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина , А.Н.Лук, А.М.Матюшкин, Б.М. Теплов , Н.Б. Халезова , Л.В.Школяр ).

Методы работы: теоретический анализ литературы; изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа ; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ собственного опыта с детьми, математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Этапы и сроки проведения проекта:

1 этап: Подготовительный ( сбор материалов, метод.пособий, изучение материала)

2 этап: Основной (работа с детьми, с родителями, наблюдение психолога)

3 этап: Заключительный ( проведение мониторингов, анкетирования и т.д)

Психологические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. Как говорил В.А.Сухомлинский: « От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно- творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс кружковых работ художественно- творческой направленности . Развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению (Л. С. Выготский, В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков и др.) [8,с.92]. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества . Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно – на рубеже 19-20 веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д.Владычко, В.Вундт, Ф.Матвеева, Э.Мейман, Л.Л.Мищенко, Т.Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, делаются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. Работа в этой области велась преимущественно в двух направлениях: с одной стороны, изучалось развитие воображения в онтогенезе И.Г. Батоев, Л.С.Выготский, А.Я Дудецкий, О.М.Дьяченко, Г.Д.Кириллова, А.В.Петровский, Д. Б. Эльконин), с другой – функциональное развитие данного процесса (Е.И.Игнатьев, Э.В.Ильенков и др.). Особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества (А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин, А.Я. Пономарев, В.Н. Пушкин), разработке принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Д.Б.Богоявленский, А.В.Запорожец, В.А. Крутецкий, Б.М.Теплов, А.В. Петровский) [10,с.536]. Таким образом, в психологии возрастает интерес к проблеме творчества, а через него и к воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности. А.В.Луначарский говорил: «Мы хотим воспитать человека, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами человек должен мыслить как «мы», стать живым полезным соответствующим органом, частью этого «мы»». Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. То есть воображение, не критически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического опыта мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что напряженный актер – это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к Дюймовочке, слушая сказку. Старший дошкольный возраст, в котором активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает её претворять. Вместе с тем она объединяется с мышлением . Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как реальны самые фантастические сказочные образы и ситуации. В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но, так как, жизненный «баланс» ребенка очень мал, в его психике происходит постоянное перекомбинирование впечатлений. Распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее взрослого, что маленький ребенок вообще живет наполовину в мире своих фантазий. Отечественные психологи и педагоги Н.А. Ветлугина, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.П.Сакулина , Н.Н. Подьков, , Е.А.Флерина и другие доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Новизна открытий субъективна и это - первая важная особенность детского творчества [17,с.133].Гипотеза проекта:

Предполагаемый результат:

- формирование у детей необходимых умений и навыков ручного труда с учетом развития творческого мышления детей;

- на конец учебного года у большинства детей должны сформироваться личностные качества, коммуникативные, познавательные способности.

-развитие мелкой моторики детей, как подготовки детей к обучению в школе.

Использованная литература:

1.Алексеева Е.М. Учить детей творчеству // Дополнительное образование. - 2003.- №7. -С. 64.

2.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г.-Крылатые слова: Крылатые слова, лит. цитаты,образ.выражения / Н.С.Ашукин, М.Г.Ашукина.- 4-е изд., - М.: Худож.лит.,1987.-526 с.

3. Васильева М., Юнг Т.О. Развитие творческого потенциала дошкольников // Дошкольное воспитание. -2006.- №2.- С. 127.

4. Ветлугина Н.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. Кн. для воспитания дет.сада : / Под ред.Л.А.Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987.-158 с.

5. Введенский В.Н. Саморазвитие личности ребенка средствами творчества в условиях сельской местности // Дополнительное образование.- 2003.- №8.- С. 64.

6.Выготский .С. Педагогическая психология.- М.: 1996.- 536с.

7.Рязанова.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада: Из опыта работы.- М.: Просвещение,1990.- 100 с.

8.Комарова Т.С.Дети в мире творчества М.: Мнемозина, 1995.- 156 с.

9.Ковалев А.Г., Мясицев В.Н. Психологические особенности человека. Л.,1960.-142с.

10.Михайлова Л.Н., Моякунов А.С. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности / Нюрба, 2005 . -70 с.

12.Петровский А.В. Способности и труд.- М.: Просвещение ,1966.-243 с.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области