Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа по экологии реализация образовательной области "Познавательное развитие"

Цель:Развитие интереса, любознательности, формирование первичных представлений детей о планете Земля-как общем доме людей,животных,растений,об особенностях различных природных зон; формирование экологической культуры дошкольника. Задачи:Развитие экологических представлений,знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.Вырабатывать умения сравнивать и выявлять простейшие причинно-следственные связи,находить оптимальное решение.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МБОУ Одинцовская СОШ №3

Рабочая программа по экологии реализации образовательной области

«Познавательное развитие»

на 2017 – 2018 учебный год

Разработала:

воспитатель Колодина И. Г.– 1 КК

Содержание:

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка…………………………………………………........3

1.2 Цели и задачи реализации программы. Принципы и подходы к

формированию рабочей программы………………………………………….....4

1.3 Характеристика особенностей развития детей 6-7 лет.................................5

1.4 Планируемые результаты реализации рабочей программы………............6

2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности по освоению детьми

образовательной области «Познавательное развитие», «Ребенок

открывает мир природы" "Речевое развитие".......................................................7

3. Организационный раздел

3.1Содержание образовательной деятельности...................................................8

3.2.Формы работы с детьми 6-7 лет по областям...............................................10

3.3Самостоятельная деятельность детей.............................................................12

3.4 Работа с детьми в ДОУ(уголок природы "Зелёный уголок, зона-

"Изба")................................................................................................................34

3.5 Пособия и литература .................................................................................. 35

Рабочая программа по реализации образовательной области

«Познавательное развитие», «Ребенок открывает мир природы»

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Рабочая образовательная программа обеспечивает познавательное и

экологическое развитие детей в возрасте 5 - 7 лет с учетом их возрастных,

индивидуальных особенностей по теме «Ребенок открывает мир природы». В данной рабочей программе представлена

модель организации образовательной деятельности по реализации

образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС

ДО. Программа разработана с учетом примерной основной образовательной

программы дошкольного образования "От рождения до школы". Веракса Н.Е.Комарова Т.С. Васильева М.А. и парциальной программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой.

Программа рассчитана :

подготовительная к школе группа (от шести до семи лет).

Рабочая программа составлена на основе следующих регламентирующих документов:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от

01.01.2014г.

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных

организаций «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

2.4.1.3049-13», утверждѐнными Постановлением Главного государственного

санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26;

1.2 Цели и задачи реализации программы. Принципы и подходы к

формированию рабочей программы

Цель программы: развитие интереса, любознательности,

формирования первичных представлений детей о планете Земля как общем

доме людей, животных, растений, об особенностях различных природных

зон; формирование экологической культуры дошкольников.

Задачи:

Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений,

знаний о ценности природы и правилах поведения в ней.

Формировать умения разнообразной деятельности в природе и

становление экологически-ориентированного взаимодействия с ее

объектами.

Формировать способности сосредоточивать внимание на предметах

ближайшего окружения и навыки наблюдать природные сезонные

изменения, анализировать их, делать выводы. Вырабатывать умения

сравнивать и выявлять простейшие причинно-следственные связи,

находить оптимальное решение различных по степени сложности

экологических ситуаций

Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознаности ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.

Развивать самоконтроль и ответственности за свои действия и поступки.

Вырабатывать практические умения и навыки природоохранной

деятельности.

Рабочая программа предусматривает интеграцию содержания

образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие» Социально-коммуникативное развитие».

Интегративный принцип является ведущим, что соответствует Федеральному государственному стандарту дошкольного образования. (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013, № 1155).

Задачи по развитию экологической культуры реализуется через:

- нетрадиционные формы занятий по ознакомлению с природой:

тематические, с элементами психогимнастики, интегрированные;

- занятия, игры, тренинги, практические занятия посредством опытов, связанных с защитой окружающей среды,

экскурсии в природу (близ лежащий лес, озеро), знакомство

с природой родного края в Краеведческом музее, на выставках (выставки

домашних животных, выставки цветов), учебным фильмам;

- посещение мероприятий, способствующих ознакомлению с природой

родного края и защитой окружающей среды;

- участие вместе с родителями в проведении выставок, изготовление

кормушек и скворечников с последующим их размещением на территории

детского сада или во дворах домов.

- предметно-развивающую среду: в каждой группе имеется уголок природы,

где расположены комнатные растения, предметы ухода за растениями,

календарь природы, дневник наблюдений за погодой, мини-лаборатория. В

ДОУ функционирует зелёный уголок, содержащий лабораторию,

библиотеку, видеотеку, разнообразные комнатные растения, зооуголок (в

котором содержатся рыбки),

коллекцию природных компонентов, гербарии.

Подготовительная группа (6-7 лет)

В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление

представлений детей об окружающем мире. Ребѐнок уже целенаправленно,

последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При

этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К

концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость

непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.

Сосредоточенность и длительность деятельности ребѐнка зависит от еѐ

привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие

наглядно-образного мышления, которое позволяет ребѐнку решать более

сложные задачи с использованием обобщѐнных наглядных средств и

обобщѐнных представлений о свойствах различных предметов и явлений.

1.4 Планируемые результаты реализации рабочей программы

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры

дошкольного образования, которые представляют собой социально-

нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

разные поисковые действия; по собственной инициативе, активно обсуждает

с детьми и взрослым сам процесс и его результаты;

- проявляет наблюдательность, замечая новые объекты, изменения в

ближайшем окружении;

- отношения ребенка к растениям и животным достаточно осознанное.

Ребенок умеет определить их состояние, элементарно установить его

причины на основе связей различного содержания;

- понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы

обследования, использует их в своей речи; откликается на красоту природы.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Задачи образовательной деятельности

1. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество в познавательно-

исследовательской деятельности, поддерживать проявления

индивидуальности в исследовательском поведении ребенка, избирательность

детских интересов.

2. Совершенствовать познавательные умения: замечать противоречия,

формулировать познавательную задачу, использовать разные способы

проверки предположений, использовать вариативные способы сравнения, с

опорой на систему сенсорных эталонов, упорядочивать, классифицировать

объекты действительности, применять результаты познания в разных видах

детской деятельности.

3. Развивать умение включаться в коллективное исследование, обсуждать

его ход, договариваться о совместных продуктивных действиях, выдвигать и

доказывать свои предположения, представлять совместные результаты

познания.

4. Воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе

осознания ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека

в нем.

5. Развивать самоконтроль и ответственности за свои действия и

поступки.

6. Способствовать расширению и углублению представлений детей о

природе, продолжать конкретизировать имеющиеся у детей представления,

показывая многообразие признаков, свойств объектов и явлений природы,

приводить знания детей в порядок.

7. Помочь детям освоить навыки и умения по уходу за животными и

растениями и отдельные способы охраны природы.

Содержание образовательной деятельности

Наблюдение как способ познания многообразия природного мира на

Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных

климатических зон), выделение особенностей их внешнего вида и

жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость.

Представления о небесных телах и светилах.

Самостоятельное (индивидуальное и в коллективе со сверстниками)

экспериментирование по выявлению свойств и качеств объектов и

материалов неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух,

вода и т.п.) с использованием разных способов проверки предположений,

формулирование результатов. Сравнение объектов и явлений природы по

множеству признаков сходства и отличия, их классификация.

Выявление благоприятного и неблагоприятного состояния растений

(завял, пожелтел и т. п.) подбор соответствующих способов помощи.

Развитие представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о

многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических

условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного

климата). Установление цикличности сезонных изменений в природе (цикл

года, как последовательная смена времен года).

Представления о росте, развитии и размножении животных и растений

как признак живого. Последовательность стадий роста и развития, его

цикличность на конкретных примерах. Обобщение представлений о живой

природе (растения, животные, человек) на основе существенных признаков

(двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют).

Накопление представлений о огороде как сообществе растений

животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве.

Понимание, что Земля - общий дом для всех растений, животных, людей.

Освоение особенностей поведения в природе культурного человека (человек

знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение

природных объектов и собственного здоровья), о природоохранной

деятельности человека (Он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах

сажает молодые деревья, создает заповедники). Осознанное применение

правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении

различной деятельности.

Раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и

удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность,

практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное

понимание ценности природы (растения и животные живут не для

человека, каждое живое существо имеет право на жизнь). Высказывание

предположений о причинах природных явлений, рассуждения, о красоте

природы, обмен догадки о значении природы для человека, составление

творческих рассказов, сказок на экологические темы.

Формы работы с детьми 6-7 лет: наблюдение, беседы, проектная

деятельность, дидактические игры и упражнения, экспериментирование,

экскурсии в музеи города, виртуальные экскурсии, экскурсии в природу, в

зоопарк, посещение в детском саду "Зелёного уголка", зоны "Изба", уголок экспериментирования, огород.

2.2 Учебно-тематический план

♦ Продолжать наблюдения за пробуждением растений (мать-и-мачеха,

первая травка). Отметить, что растения появляются в тех местах, где

сильнее греет солнышко и высыхает почва (у заборов, у стен домов).

Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить,

что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на

ветке. Сделать вывод, что у всех деревьев и кустов есть почки и они

разные.

Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонко щебетать, летать

парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки,

пушинки (обсудить с детьми, зачем они это делают). По возможности

отметить прилет грачей, скворцов.

Труд в природе:

Уход за растениями в уголке природы: совместно с воспитателем подкормка

растений, уборка сухих листьев, опрыскивание растений. Проращивание и

посадка семян гороха, перца. На участке: уборка снега, посыпание дорожек

песком. Самостоятельная поливка комнатных растений, протирание листьев.

Совместно с воспитателем опрыскивание растений, подкормка, пересадка,

рыхление. Выращивание рассады уличных цветов, уход за животными. На

участке — окапывание деревьев.

Самостоятельная деятельность детей:

Уголок природы. Поместить модели строения тела птицы.

Подготовительная группа

Сентябрь

Задачи:

1. Развивать у детей умение самостоятельно выделять первые

признаки осени в явлениях природы, устанавливать взаимосвязи

(например, изменение положения солнца приводит к изменению

продолжительности дня).

2. Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы(человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

3. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление связей между явлениями природы.

4. Способствовать формированию представлений детей о том, что Земля – планета, на которой мы живем, на ней все взаимосвязано. Воспитывать желание изучать и защищать природу.

5. Создать условия для систематизации и обобщения знаний о человеке, его отличии от животных. Пробуждать любознательность, желание как можно больше узнать о себе.

Беседы: «Для чего человек сажает леса», «Как лето с осенью встречается?».

Чтение художественной литературы: М. Михайлов «Лесные хоромы», А.

Майков «Люблю дорожкою лесною...», Л.Толстой «Дуб и орешник», Д.Зуев

«Жизнь леса», Н.Некрасов «Славная осень», А. Фет «Осенняя роза», А. Марков «Осень», В. Василевский «В лесу», И. Бунин «Осень», «Чащи леса».

Фольклор: Украинская народная сказка «Колосок», белорусская народная сказка «Легкий хлеб»; загадки об осени.

Экологические игры: «Чем мы можем помочь нашей планете?», «Живая и неживая природа».

Подвижные игры: «Мяч лови – слово назови», «Магазин „Овощи-фрукты"».

Наблюдения и опыты:

♦ Наблюдение за изменениями в природе. На прогулках предлагать детям самостоятельно находить признаки осени в окружающей природе.

♦ Наблюдение за температурой и осадками. После длительных наблюдений за показаниями термометра подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе в среднем на пять градусов. Характер осадков в сентябре — дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.

♦ Наблюдения за ветром. Дети самостоятельно дают характеристику ветру:

сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. На

прогулку вынести флюгер и наблюдать за его движением. Откуда и куда дует ветер? Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к выводу, что ветер может дуть с разных сторон.

♦ Наблюдения за продолжительностью дня. Наблюдения проводятся с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.

♦ Наблюдения за растениями. Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян — это признак осени. В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений. В конце месяца дети могут составить календарь окрашивания листьев деревьев на участке детского сада.

♦ Наблюдения за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики). В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить

роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер — желанный гость.

Труд в природе:

В уголке природы: уход за комнатными растениями с учетом их

потребностей. Устройство выставки овощей, выращенных на даче.

В природе: уборка участка от листьев и веток. Сбор природного материала на участке. Сбор семян дикорастущих растений для подкормки птиц зимой.

Сбор листьев и растений для гербария. Пересадка цветущих растений с участка в уголок природы (ноготки, астры).

Самостоятельная деятельность детей:

Уголок природы:

Разместить уголок леса, оформить выставку овощей, поместить гербарий со злаковыми культурами, модели строения растений.

Уголок художественно-творческой деятельности:

Разместить репродукции картин: Т. Васильев «Перед дождем», Л. Бродская "Осенний туман».

Поместить заготовки к рисованию на тему «Волшебный лес», «Дары осени»

и т.д., книжки-раскраски на осеннюю тематику, трафареты овощей, фруктов их штриховку и закрашивание, трафареты листьев: липы, клена, дуба, вяза, березы, осины.

Уголок экспериментальной деятельности

Экологические игры «Лото», «Чьи детки?», «Ботаническое лото», «Магазин

„Овощи-фрукты"».

Октябрь

Задачи:

1. Развивать у детей умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени, устанавливать причинно-следственные и временные связи, выявлять особенности приспособления растений к зиме.

2. Расширять представления детей о неживой природе: воздух и его свойства.

3. Развивать познавательные психические процессы, умение связно излагать свои мысли.

4. Продолжать формировать познавательный интерес детей к человеку: как и для чего человек дышит.

5. Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту.

Беседы: «Где зимуют лягушки» , «Для чего дереву листья», «Как человек может помочь природе подготовиться к зиме».

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Белкина сушильня»,

«Молоденькие зимовщицы», «Спешите видеть»; Н.Сладков «Синичкин запас»; М. Пришвин «Хитрый коврик»; Л. Толстой «Лебеди»; И.Василевский «Что-то тучи зачастили», «Осень»; А. Блок «Зайчик»; В.Гаршин «Лягушка-путешественница»; Г. Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся»; Г. Скребицкий «Осень»; И. Соколов-Микитов "Листопадничек».

Фольклор: Народные приметы, связанные с октябрем, поговорки, загадки об осенних явлениях в природе, народный календарь на октябрь.

Экологические игры: «Придумай загадку»; «Загадай и отгадай», «Когда это бывает?», «С какой ветки детки?».

Подвижные игры: Игра- развлечение «Колобок учит детей выпекать булочки».

Наблюдения и опыты:

♦ Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Предложить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких — желтеют (предложить зарисовать); понаблюдать с каких деревьев листья опадают раньше - с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, липа, береза); что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки) Предложить детям вести календарь расцвечивания листьев. Обсудить с детьми, почему опадают листья.

Рассмотреть почки на деревьях.

♦ Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны. Рассмотреть травянистые растения, их приспособление к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.

♦ Рассмотреть семена, обсудить, почему у семян толстая кожура, что помогает семенам перезимовать (снег). У многолетних растений отмирают наземные части, но живыми остаются клубни, луковицы, корневище.

♦ Установить связь между понижением температуры воздуха и замерзанием почвы, зафиксировать в альбоме наблюдений.

♦ Также зафиксировать уменьшение долготы дня. С этой целью один раз в неделю отмечать время выключения света утром и время включения света вечером. Сравнить полученные данные в течение месяца. Установить связь между долготой дня и состоянием погоды.

♦ Понаблюдать за отлетом гусей и уток. Рассказать детям, что с приходом холодного времени года — осени — пищи для птиц стало мало, температура воды понизилась, поэтому они улетают туда, где тепло и много еды. Обсудить с детьми, почему водоплавающие птицы улетают позднее остальных.

Опыт. Знакомство со свойствами воздуха. Воздух имеет вес: взвесить надутый и не надутый воздушный шарик. Воздух вокруг нас: сделать вдох – выдох. Ветер – это движение воздуха: помахать веером возле лица –почувствуется ветер.

Труд в природе:

В уголке природы: изготовление панно из сухих листьев, поделок из природного материала. Посев и выращивание зеленого корма для питомцев.

Уход за рыбками и комнатными растениями. Определение оптимального расположения растений в помещении.

В природе: уборка участка от опавших листьев, оказание помощи малышам.

Сбор листьев и семян для изготовления поделок. Перекопка земли у кустарников. Самостоятельная деятельность детей:

Уголок природы

Разместить различные плоды и семена (желательно натуральные). Модели с изображением наземных и подземных частей растений.

Уголок художественно-творческой деятельности: Предложить детям большой лист ватмана, на котором каждый ребенок сможет нарисовать свои осенние впечатления. Экологические игры: «Вершки и корешки», «Чьи детки». Игровые упражнения: «Что за чем» (последовательность стадий: от растения — к хлебу), «Одуванчик».

Уголок экспериментальной деятельности:

Поместить оборудование для опытов по выявлению свойств воздуха: емкость с водой, полиэтиленовые мешочки, бумажные салфетки, воронку, спущенные воздушные шарики, поролоновую губку.

Ноябрь

Задачи:

1. Продолжать развивать у детей умение устанавливать причинно- следственные связи: если температура воздуха опускается ниже нуля градусов, то замерзает почва, появляется изморозь. Изменяется высота стояния Солнца, следовательно, изменяется температура воздуха.

2. Продолжать знакомить детей с ростом, развитием, размножением всего живого. Закрепить представления детей о размножении растений.

3. Познакомить детей со свойствами воды и круговоротом воды в

природе на уровне элементарных представлений.

4. Развивать умение сравнивать и обобщать на материале собственных наблюдений.

Воспитывать у детей познавательный интерес к человеку как биологическому существу. Продолжать знакомить детей с органами слуха человека. Учить сравнивать уши человека и различных животных.

Формировать интерес к строению своего организма, желание заботиться о своем здоровье.

Беседы: «Какие семена путешествуют по воде и воздуху», «Где живут капли воды в детском саду?», «Ноябрь — ворота зимы».

Чтение художественной литературы: И.Бунин «Первый снег»; А.Фет "Поутру вчера дождь», «Еще вчера, на солнце млея»; В. Бианки «Смотрины зимы», «Пора спать», «Заячьи хитрости»; Л. Куборев «Спроси у медведя»; К.Ушинский «История одной яблоньки»; Л. Квитко «Медведь в лесу».

Фольклор

Народные приметы, связанные с ноябрем, поговорки, загадки об осенних

явлениях в природе, народный календарь на ноябрь.

Экологические игры: «Что сначала, что потом», подвижная игра «Дуб- дубок», «Что здесь лишнее?», «Угадай, что звучит», «Кто больше услышит».

Подвижные игры: « К названному дереву беги».

Наблюдения и опыты:

♦ Наблюдения за осадками. Понаблюдать за изморозью и первым снегом .Вспомнить, чем различаются изморозь, иней, снег.

в мокрый снег, связать это с изменением температуры воздуха.

♦ Продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха. С этой целью провести длительные наблюдения (в начале, середине ориентир). Например, солнце находится над определенным домом:

фиксируем дату и время в альбоме наблюдений и измеряем температуру воздуха. В итоге подводим детей к выводу, что чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха (фиксация в дневнике наблюдений).

♦ Понаблюдать, какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей на то, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.

♦ Установить кормушки. Обсудить с детьми, какой корм каким птицам нужен.

♦ Опыт «Вода способна испаряться». Цель: . Показать детям, что в холодном помещении вода испаряется медленно. Чем сильнее нагревать воду, тем сильнее она испаряется. В три банки наливается одинаковое количество воды. Одна банка помещается на подоконник, вторая — рядом с отопительной батареей, третья — на стол к воспитателю. Детям предлагается подумать, в какой банке вода испарится быстрее. Спустя один день результаты опыта сравниваются с предположениями детей. Ход опыта зарисовывается.

Труд в природе:

В уголке природы: уход за комнатными растениями, уход за питомцами, уборка клеток, смена воды в аквариуме, кормление животных. Посев семян злаков для выращивания зеленого корма.

В природе: изготовление и установка кормушек для подкормки птиц. Сбор семян ясеня и вяза для подкормки птиц зимой. Уборка участка от снега, утепление снегом молодых деревьев.

Самостоятельная деятельность детей:

Уголок природы

Поместить модели приспособления животных к зиме, натуральные семена различных растений, модель строения семени. Экологические игры «Времена года» (лото), «С какой ветки детки?», «Почтальон принес посылку», «Когда это бывает».

Уголок экспериментальной деятельности

Пополнить емкостями для определения свойств воды: испаряемость воды,

способность предметов плавать и тонуть (предметы из разных материалов ,полые предметы). Для исследования семян предложить детям коробочки с разными семенами и лупы.

Уголок художественно-творческой деятельности

Поместить трафареты и обводки диких животных, деревьев; раскраски на осеннюю тематику; различные семена для творческих работ.

Декабрь

Задачи:

1. С помощью наблюдений продолжать развивать у детей умение

самостоятельно устанавливать связи: между температурой воздуха и видом осадков, поведением птиц.

2. Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца (22 декабря — день солнцеворота).

3. Формировать знания об экологической системе «лес». Развивать умение выделять экологические цепочки в лесу.

4. Продолжать знакомить детей с человеком как с биологическим

существом (пищеварительная система).

5. Воспитывать интерес к народному календарю.

Беседы: «Где рождается снег и иней?», «Елкины иголки», «С кем ель дружит», «Декабрь — полночь года». Обобщить наблюдения детей о декабре, обсудить результаты зарисовок измерения долготы дня в течение месяца.

Чтение художественной литературы: В. Брюсов «Первый снег»; К.Бальмонт «Снежинка»; М. Пришвин «Этажи леса»; Л. Толстой «Зайцы»; Н.Некрасов «Мороз — Красный нос»; А. Стрижов «Декабрь»; С. Маршак «Эта снежная страница»; В. Бианки «Письмо простое и письмо с хитростью», «Лес зимой»; В.Архангельский «Летят пушистые снежинки».

Фольклор:

Пословицы и поговорки о декабре, скороговорки и чистоговорки, загадки о зимних явлениях в природе, народный календарь на декабрь.

Экологические игры: «Кто где живет?», «Найди, что неверно», «Угадай, какой наш дом».

Подвижные игры: «Волк во рву», «Птицы, звери, рыбы».

Наблюдения и опыты:

♦ Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день- 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на

почве. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду — снежными хлопьями, сильный мороз при ясном небе — снегопад «иголочками». Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу. Зарисовать в дневнике наблюдения за снежинками.

♦ Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном. Обратить внимание на появление инея и морозных рисунков на окнах.

♦ Опыт. Повторить опыт, выявляющий защитные свойства снега, и обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).

♦ Опыт. Выявление механизма образования инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.

♦ Опыт. Выявление механизма образования облаков (опыт проводится в группе). Побрызгать из пульверизатора на листья комнатных растений.

Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю. Объяснить детям, что таким же образом собираются в небе облака.

♦ Опыт по выявлению плавучести предметов.

Цель: . Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче оды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Если вода проникнет в предмет, он утонет. Опустить в воду две одинаковые бутылочки с пробками. Одна бутылочка — с плотно закрытой пробкой, она будет плавать. Другая бутылочка неплотно завинчивается пробкой. Дети увидят,

что вода попадет внутрь бутылочки, она утонет.

Труд в природе:

В природе: уборка участка, расчистка от снега, утепление снегом молодых деревьев, сбор ягод рябины, сбор семян ясеня и вяза для подкормки птиц, изготовление и установка кормушек.

В уголке природы: уход за питомцами, уборка клеток, смена воды, кормление. Уход за комнатными растениями. Сортировка семян.

Самостоятельная деятельность детей:

Уголок природы

На панно поместить модели существенных признаков животных (рыбы, звери, птицы, насекомые).

Уголок художественно-творческой деятельности

Поместить раскраски животных, трафареты для обводки и раскрашивания.

Экологические игры: лото «Кто где живет» (с элементами моделирования),

«Живое домино».

Уголок экспериментальной деятельности

Пополнить за счет разнообразных бутылочек с пробками (для определения плавучести предметов).

Январь

Задачи:

1. Совершенствовать навыки поисковой деятельности детей: измерение

глубины снега и температуры воздуха, измерение направления ветра.

Развивать умение устанавливать

связь между направлением ветра и между свойствами снега и состоянием погоды.

2. В наблюдениях за птицами выявлять взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц. Выявить особенности взаимоотношений птиц во время еды:

кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг друга и т.д. Обобщить наблюдения детей за жизнью птиц зимой, вызвать желание помочь им.

3. Расширять кругозор детей за счет обогащения знаний детей о природе севера России. Учить выделять приспособительные особенности растений и животных севера к среде обитания.

4. Познакомить детей с огнем как явлением неживой природы.

Развивать у детей познавательный интерес к человеку. Сформировать элементарные представления о сердечно-сосудистой системе: с-ролевая игра "Больница".

Беседы: «Где найти медведя зимой», «Зачем белке пушистый хвост»,

«Холодно ли птицам зимой», «Деревья зимой», «Если дома живет птичка»,

«Может ли мороз убить дерево?» (по рассказам В. Бианки «Лес зимой»);

«Как зимуют животные севера».

Чтение художественной литературы: Ю. Коваль «Заячьи тропы»; Н .Сладков «Январь», «Птичьи столовые», «Жалобы на сугробы»; И. Бунин "Метель»; В. Бианки «Любитель холодных ванн», «Январский снег», «Лес зимой»; С. Есенин «Пороша»; А. Толстой «Заяц»; О. Герасимов «Сказка о споре Огня, Воды и Ветра»; С.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».

Фольклор

Скороговорки. Дразнилки о птицах, поговорки, загадки об огне и снеге.

Народный календарь на январь.

Экологические игры: «Найдите и покормите зимующих птиц», «Каждую птицу — на свое место».

Подвижные игры: «Северные олени».

Наблюдения и опыты:

♦ Наблюдения за температурой воздуха. Регулярно измерять температуру воздуха и заносить ее в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.

♦ Наблюдения за состоянием снега. Уточнить зависимость между

температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы — шатры,

при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.

♦ Опыт. Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет.

♦ Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают — чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился — к морозу, перышки приглажены — к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.

♦ Наблюдения за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево-живое, и весной из почек распустятся листья.

♦ Опыт. «Почему не тонут корабли?»

Цель : подвести детей к выводу, почему не тонут корабли. Содержание: в ёмкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно нагружая ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву.

Труд в природе:

В природе: ежедневная подкормка птиц. Изготовление новых и ремонт старых кормушек. Стряхивание снега с веток молодых деревьев и кустарников после снегопада. Уборка снега на участке, заливка дорожек для катания. Изготовление цветных льдинок и украшение ими участка.

В уголке природы: подкормка комнатных растений и уход за ними. Уход за рыбками. Подготовка инвентаря, ящиков с землей, семян и организация огорода.

Самостоятельная деятельность детей:

Уголок природы:

Иллюстрации, модели на тему «приспособления животных и растений к жизни в условиях Крайнего Севера», картинки с изображениями различных зимующих птиц.

Уголок художественно-творческой деятельности

Поместить природный материал для изготовления поделок на тему «птицы»(перышки, палочки и т. д.), пооперационные карты (части тела птиц). Для коллективного творчества детей поместить на доску лист ватмана для свободного рисования детей на тему «Огонь».

Дидактические игры: «Где чей хвост?», «Найди хозяина», «Где чьё гнездо?».

Уголок экспериментальной деятельности:

Выложить кусочки коры от разных деревьев и лупы для рассматривания. Для продолжения исследования плавучести предметов приготовить жестяные банки и мелкие металлические предметы.

Февраль

Задачи:

1. В наблюдениях обобщать знания детей о зимних явлениях в природе ,продолжать развивать поисковую деятельность детей: по флюгеру, по направлению дыма, по движению веток определять силу ветра и его направление; сравнивать зимние явления: вьюга, поземка.

2. Закреплять знания детей о деревьях, растущих на участке, сравнивая их по стволу, коре, расположению веток.

3. Развивать у детей умение устанавливать взаимосвязи в экосистеме на уровне частных и обобщенных понятий, сформировать представление о пищевой зависимости живых существ как основной взаимосвязи в природе.

4. Формировать представления о приспособлении человека к зиме (внешний вид, поведение, труд, отдых); о правилах поведения в экстремальных ситуациях зимой. Закрепить представления о том, что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей.

5. Воспитывать у детей осознанное отношение ко всем животным, понимание того, что все нужны друг другу, что вредных животных не бывает.

Беседы: «Кто в лесу „вредный", а кто „полезный"?»; «Что помогает животным выжить?»; «Рождение леса».

Чтение художественной литературы: В. Алферов «Птички-синички»; В.Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»; И. Винокуров «Кто как зимует»;

П. Мочанов «Спасительница»; С. Маршак «Февраль»; В. Бианки «Дотерпят ли?», «Стая птиц под снегом»; Г. Скребицкий «Всяк по-своему»; Е.Благинина «Мороз», «Снегурка»; В. Ситников «Голубые дни»; М. Пришвин "Этажи леса»; А. Броцкий «Белый мишка».

Фольклор

Поговорки о феврале, загадки о лесе и его обитателях; песенки-приговорки о зимних явлениях в природе, народный календарь на февраль.

Экологические игры: «Пищевые цепочки», «Какие бывают растения?».

Подвижные игры: «Лисы и зайцы», «Северные олени», «К названному дереву беги».

Наблюдения и опыты:

♦ Наблюдения за продолжительностью светового дня. Дети замечают

заметное прибавление светового дня, для этого продолжается

фиксация времени включения и выключения электрического света в дневнике наблюдений.

Наблюдения за осадками. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить вьюгу, поземку, метель — в чем сходство и различие (в направлении, силе и равномерности ветра).

♦ Наблюдения за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу.

Предложить потрогать темную и светлую одежду и убедиться, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравнить появление воронок у березы и у клена. Закрепить в представлении детей понятие "наст», когда он появляется и почему.

♦ Наблюдение за деревьями. По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья: дуб (крепкий ствол с шероховатой корой, ветки отходят под прямым углом), береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крепких сучьев), клен (каждая ветка раздваивается вилкой, а крупные почки сидят друг против друга), липа (нижние ветки прогибаются, как на качелях).

♦ Наблюдения за птицами. В конце месяца дети фиксируют оживление в поведении птиц.

♦ Опыт. Цель : продолжить знакомство детей со свойствами воды :при замерзании вода расширяется. С о д е р ж а н и е : на вечерней прогулке в сильный мороз выносится стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующее утро дети видят, что бутылка лопнула. Воспитатель обсуждает с детьми, почему это произошло, подводит детей к самостоятельным выводам (вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку).

♦ Опыт. Цель : познакомить детей с магнитом и его свойством

притягивать металлические предметы. Содержание : предложить

детям исследовать притяжение магнитом предметов из разных

материалов (металл, дерево, пластмасса), подвести детей к выводу: все, что притягивается магнитом, сделано из железа. Результаты опытов зарисовать.

Труд в природе:

В природе: окучивание снегом кустов и деревьев, уборка снега, посыпание дорожек песком, подкормка птиц.

В уголке природы: уход за растениями уголка природы, посадка семян перца и овса.

Самостоятельная деятельность детей:

Уголок природы;

Поместить модели существенных признаков зверей и птиц и

соответствующие картинки, макеты деревьев: дуб, сосна, ель, береза, ольха, осина. Макеты мелкого кустарника: черничник, брусничник. Модели приспособления человека к зиме, иллюстрации и модели лекарственных растений.

Уголок художественно-творческой деятельности

Выложить материалы для рисования деревьев восковыми мелками либо углем, а на коллективной доске творчества на тему «Этажи леса», по желанию детей- разнообразные оригами "Лесные животные", раскраски о животных., экологические игры «Пищевые цепочки», «Этажи леса».

Уголок экспериментальной деятельности

Поместить магниты и различные мелкие предметы из разных материалов( скрепки, крышки от бутылок, ножницы, расчески и т.д.), альбомы для зарисовки результатов опытов.

Март

Задачи:

1. Поощрять детей в наблюдениях самостоятельно выявлять первые признаки весны в неживой природе, изменения в живой природе; отметить увеличение почек на некоторых деревьях, появление сережек у орешника и ольхи изменения в поведении птиц, отметить прилет грачей.

2. Систематизировать знания детей о комнатных растениях, способах размножения растений. Воспитывать интерес к уходу за растениями.

3. Обобщить представления детей о типичных экологических системах: лес, луг, водоем, пустыня.

4. Воспитывать интерес к народному календарю.

5. Сформировать представления детей об основных периодах жизни человека.

Беседы: «Три победы весны», «Тайны географической карты».

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь», "Март», «Три весны»; Ф. Тютчев «Зима недаром злится...»; Н. Сладков "Ворбьишкина весна", «Весенние радости», «Зимние долги»; А. Плещеев "Уж тает снег...»; К. Ушинский «Утренние лучи»; В.Алферов «Март»; В.Сухомлинский «Весенний ветер»; А. Шевченко «Гнезда»; Е. Благинина "Весна», «На моем окошке».

Фольклор Народные приметы в марте. Загадки о первых весенних явлениях в природе и о перелетных птицах. Народный календарь на март.

Экологические игры: «Узнай растение», «Отгадайте, что за растение», "Найдите, что опишу».

Подвижные игры: «Кто летает, прыгает, плавает».

Наблюдения и опыты:

Наблюдение за увеличением продолжительности светового дня. В солнечный день обсудить с детьми, почему март называют «утром года». Дети выявляют взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее, следовательно, снег тает, превращается в воду, вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где прогревает солнце, появляется первая травка.

♦ Наблюдения за изменениями в жизни животных: отмечаем прилет грачей, обсуждаем с детьми, почему эти птицы прилетают первыми( грачи — всеядные, могут добыть корм где угодно). Вспомнить с детьми пословицы: «Грач на горе — весна на дворе», «Увидал грача- весну встречай». Наблюдая за поведением птиц на участке, побуждать детей к самостоятельным выводам — в чем проявляется весеннее оживление в жизни птиц: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары, вороны сидят на яйцах. Объяснить детям, что песню заводят самцы, привлекая к себе птицу - самочку для создания семьи. Наблюдая за кошками и собаками, выявить, в чем проявляется их активность, почему коты устраивают «кошачьи концерты».

♦ Наблюдения за солнцем на небе. Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и то же время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче. Отметить это в дневнике наблюдений. Сделать вывод о том, что солнце с каждым днем поднимается все выше.

♦ Опыт. Цель: познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность). Содержание : предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (кусочек стекла, фольга, калька, стеклянный кувшин с водой, картон и т.д.). С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет. Результаты опыта зарисовать.

Труд в природе:

В природе: подкормка зимующих птиц, расчистка участка и дорожек от снега. В уголке природы: дети принимают участие в пересадке комнатных растений. Посадка семян фасоли, гороха, редиса, огурцов, томатов. Посев цветочных семян бархатцев, ноготков для выращивания рассады.

Самостоятельная деятельность детей:

Уголок природы

На панно смоделировать экологическую цепочку «Оживление природы»: солнце — тает снег — почва пропитывается влагой — первая травка —набухают почки на деревьях. Поместить модели первых признаков весны, картинки вредителей комнатных растений, модели размножения комнатных растений.

Уголок художественно-творческой деятельности

Рассматривание семейных альбомов и выкладывание родословного древа с зарисовками. Рисование комнатных растений на доске коллективного творчества.

Экологические игры «Где чьи дети?», «Враг или друг?», «Подумай и ответь», кроссворды для детей.

Уголок экспериментальной деятельности

Поместить разные виды фильтров и емкости для воды (для самостоятельных опытов по очистке воды). Для определения способности предметов пропускать свет поместить электрический фонарик и различные предметы. Альбом для зарисовок результатов опытов.

Апрель

Задачи:

1. Стимулировать у детей стремление самостоятельно находить новые признаки весны: солнечные лучи становятся все теплее, следовательно, повышается температура воздуха, просыхает почва, во льду появляются тещины. Совместно с детьми устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе: сокодвижение растений — появление первоцветов — пробуждение насекомых — прилет птиц.

2. Сформировать представление о труде взрослых весной: подготовка почвы к посеву и сев зерна.

3. Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы, воспитывать познавательный интерес к земле и к труду человека на ней.

4. Развивать умение выделять существенные признаки человека, животных, растений. Воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы.

5. Формировать познавательный интерес к лекарственным растениям, их роли в жизни человека.

Беседы: «Птичий календарь»; «22 апреля - Международный день Земли».

Чтение художественной литературы: С. Маршак «Ледоход»; В. Жуковский "Жаворонок»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; А. Шевченко «Весна-мастерица»; В. Бианки «Синичкин календарь», «Апрель», «Последняя льдина»; В. Снегирев «Скворец»; Н. Сладков «Апрель», «Шепчущие следы»,

«Трое на одном берегу», «Сердитые голоса»; М. Пришвин «Жаркий час».

Фольклор

Поговорки и пословицы об апреле, апрельские приметы, весенние приговорки и заклички, загадки о первых весенних явлениях природы ,народный календарь на апрель.

Экологические игры: «Живое - неживое», «Сова», «Что растет в родном краю?»

Подвижные игры: «Кто летает, прыгает, плавает».

Наблюдения и опыты:

♦ Наблюдения за солнцем. Обратить внимание детей на то, что оно

поднимается с каждым днем все выше. С этой целью понаблюдать

за тенью от столба на участке, обратить внимание на то, что в

полдень тень становится короче. Несколько раз в течение месяца

измерить длину тени и зафиксировать в дневнике наблюдений.

♦ Объяснить детям понятие «ледоход», рассказать, что после ледохода

начинается бурное пробуждение природы. Предложить детям

посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (с глинистой

почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее

удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная —

пропускает воду и поэтому быстро просыхает (вспомнить

проведенные ранее опыты). Обратить внимание на то, что на

глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения

появляются раньше, но потом быстро засыхают.

♦ Наблюдение за деревьями. Объяснить детям, что у деревьев весной

начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из

трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что

возле трещины собираются насекомые — любители «сладкого».

Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными

веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья.

♦ Наблюдения за птицами.

Опыт. Цель: закрепить представления о том, что в почве есть вода и воздух.

1. Бросить в воду кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. 2. Нагреть на солнце ком земли, затем подержать на нем холодное стекло. На стекле образуются капельки воды. Объяснить, что вода, которая содержалась в почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле пар снова превратился в воду — стал росой.

Труд в природе:

Весенняя работа на участке: окапывание деревьев, сбор листьев, обрезка сухих веток с деревьев и кустарников.

В уголке природы: уход за питомцами и растениями уголка, продолжение пересадки комнатных растений и выращивание рассады овощных культур.

Самостоятельная деятельность детей:

Уголок природы

Поместить модели признаков весны, модели функций разных частей растения, иллюстрации лекарственных и ядовитых растений, а также растения наших лесов, занесенные в «Красную книгу».

На панно постепенно выкладываются картинки с изображением перелетных птиц по мере их прилета.

Уголок художественно-творческой деятельности

Поместить обводки лекарственных растений и птиц, раскраски.

Экологические игры «Живое — неживое», лото «Соседи по планете».

Уголок экспериментальной деятельности

Поместить кору разных деревьев, емкость с водой и разную по составу почву. Поместить коробочки с семенами цветов и овощей и разнообразные сыпучие материалы (опилки, песок, стружки из пенопласта).

Май

Задачи:

1. В наблюдениях поощрять детей к самостоятельному выявлению новых признаков весны: увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, первые грозы. Предложить детям доказать, почему май

называют месяцем пробуждения жизни: появление первой весенней травы, цветов тюльпанов и нарциссов, цветение дикорастущих трав и деревьев, распускание листьев, появление насекомых, прилет ласточек и кукушек, выведение и выкармливание птенцов.

2. Систематизировать знания детей о весенних изменениях в жизни растений и животных.

3. Формировать представления детей о развитии насекомых через длительное наблюдение за превращением гусеницы бабочки в куколку, а затем в бабочку.

4. Обобщать знания детей о типичных экологических системах.

5. Формировать экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

Беседы: «Да сохранится шар земной», «Давай пройдемся медленно по лугу».

Чтение художественной литературы: Ю.Дмитриев «Какие птицы

бывают?»; Н.Сладков «Друг или враг?»; С. Михалков «Прогулка»; Б. Заходер"Про всех на свете»; Г. Ладанщиков «Дикарь в лесу»; Ф. Тютчев «Весенняя гроза»; Ф.Троицкий «От чего зацвел цветок?»; А.Тамбиев «Кто в кустах живет?»; В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Синичкин календарь», «Птичьи разговоры»; Г. Снегирев» «Про птиц», «Тридцать три зернышка»; 3. Воскресенская «Петя-пересмешник»; М. Горький "Воробьишка»; В. Астафьев «Стриженок Скрип»

Фольклор

Загадки о солнце и перелетных птицах, песенки-потешки о перелетных птицах, считалки, народный календарь на май.

Экологические игры: «Бывает или нет?», «Кому что по вкусу?»

Подвижные игры: «Ласточки и мошки», «Ручеек», «Лягушки и цапля».

Наблюдения и опыты:

♦ Наблюдения за солнцем. Уточнить, когда солнце греет сильнее:

утром, днем или вечером. С этой целью вынести металлические

предметы на утреннюю и вечернюю прогулки, понаблюдать, какие предметы сильнее нагреются — темные или светлые. Подвести детей к выводу, что почва темного цвета, она удерживает тепло.

♦ Наблюдения за грозой. Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше — гремит гром или сверкает молния и почему. Обсудить с детьми, что общего и чем отличается грозовой ливень от других видов дождей (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы.

♦ Наблюдения за растениями. Понаблюдать за цветением березы:

обратить внимание, что сережки разные по цвету, одни - зеленые, а другие — буроватые. Взять сережки в руки — на руках останется пыльца. Обсудить с детьми, для чего березе нужна пыльца .Сравнить цветение клена и березы, что общего и чем отличаются. Повторить серию наблюдений за мать-и-мачехой и одуванчиком.

Наблюдения за цветением черемухи, сравнить с цветением тополя и березы. Познакомить детей с народной приметой, что черемуха цветет в период похолодания. Обратить внимание на появление большого количества мух, комаров и других летающих насекомых.

♦ Понаблюдать за гнездованием птиц.

Труд в природе:

На участке перекопка земли, оформление клумбы, рыхление почвы. Высадить рассаду, выращенную для цветника и огорода. Уход за посаженными растениями (полив, рыхление, прополка).

В уголке природы подкормка комнатных растений минеральными удобрениями. Уход за питомцами живого уголка. Предложить детям устроить уголок леса — посадить несколько весенних растений, пересаженных из леса.

Самостоятельная деятельность детей:

Уголок природы

Поместить иллюстрации с изображением разных видов гнезд, модели признаков весны, увеличения продолжительности дня, модели правил поведения во время грозы.

Уголок художественно-творческой деятельности

Поместить обводки, штриховки, разнообразные раскраски. На доске творчества предложить детям создать коллективную работу о весеннем пробуждении в природе (каждый ребенок рисует что хочет).

Уголок экспериментальной деятельности

Предложить детям разные емкости с растворимыми и нерастворимыми

веществами (для повторения опытов на растворимость веществ в воде).

3. Организационный раздел

Задачи:

- Воспитание любви и уважения к природе, понимания ее значимости на

примере ближайшего природного окружения.

- Формирование чувства эмоциональной близости с природой, умения видеть красоту окружающего мира.

- Формирование навыков экологического грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.

- Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира.

Материально-техническое обеспечение

НАИМЕНОВАНИЕ ПОСОБИЙ:

1. Плакаты из цикла «Животные и птицы России»

2. Плакат «Домашние животные»

3. Плакат «Дикие животные»

4. Плакат «Насекомые»

5. Плакат «Что растет в саду и огороде»

6. Плакат «Съедобные и несъедобные грибы»

7. Глобус

8. Муляжи овощей

9. Муляжи фруктов

10. Муляжи грибов

11. Игрушки, изображающие домашних и диких животных

12. Коллекция минералов и полезных ископаемых

13. Коллекция строительных материалов

14. Гербарий деревьев, растущих на территории детского сада.

15. Гербарий кустарников, растущих на территории детского сада

16. Гербарий лекарственных растений, собранный воспитанниками детского сада

17. Природный материал для поделок

18. Семена растений

19. Демонстрационный материал «Грызуны и зайцеобразные»

20. Диск «Насекомые. Садовые цветы»

21. Диск «Ягоды. Грибы»

22. Мини-игры «Овощи. Фрукты»

23. Мини-игры «Круглый год»

24. Часы «Времена года»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

1. Классификатор «Части растений»

2. «Лес – многоэтажный дом» наглядное пособие

3. «Признаки зверей, птиц, рыб, насекомых» наглядное

пособие

4. Проект «Растения вокруг нас» презентация

5. Дидактические и подвижные игры по экологии картотека

ЖИВОТНЫЕ

1. Аквариумные рыбки (гурами, золотая рыбка)

РАСТЕНИЯ

1. Фикус

2. Монстера

3. Фиалка

4. Алое

5. Традесканция

6. Герань

7. Лилия

В ДОУ в каждой группе имеется уголок природы, где содержатся

комнатные растения, необходимое оборудование для ухода за ними.

В старших и подготовительных группах имеются уголки

экспериментирования; отводится место для коллекций природных обьектов.

В ДОУ имеется экологическая тропа, которая периодически

обновляется, огород, где выращивается вместе с детьми урожай.

В " Зелённом уголке" собраны разные виды растений, размещена коллекция разновидностей малюсок, есть разработки по экологическому воспитанию детей.

Подготовительная группа:

1. Работа на экологической тропе детского сада.

2.Экскурсии в Одинцовский историко-краеведческий музей с родителями (музейные уроки «Давайте дружить с природой», «Животные – герои русских народных сказок»).

3. Экскурсии в уголок "Изба" в д-с; рассказы о народной культуре (занятия «Как рубашка в поле выросла», «От лучины до электрической лампочки»).

4. Экскурсии в Одинцовский зоопарк (с родителями).

5. Экскурсии в Глазынинский лес г.Одинцово (с родителями).

6. Экскурсия в" Ботанический сад" г. Москва.( с родителями)

7. Работа на огороде и цветнике совместно с воспитателем и родителями.

Сентябрь

1. Родительское собрания в группе на тему: «Организация НОД экологическое воспитание: структура, цели. Совместное с детьми участие в образовательном процессе.

2. Анкетирование родителей с целью выяснения отношения к экологическому воспитанию в семье.

3. Консультация «Экологические игры», Значение уголка природы в детском саду.

Октябрь

1. Создание гербария растений, растущих на территории ДОУ.

2. Совместная с родителями ярмарка поделок из урожая "Разноцветная осень".

3. Консультация «Все живое – прекрасно!».

Ноябрь

1. Беседа «Синичкины именины» (подкормка птиц зимой).

2. Выставки поделок из природного материала «Золотая осень».

3. Проект " Растения вокруг нас",

Декабрь

1. Занятие «Знакомство детей с Красной книгой России».

2. Занятие «Как сделать новогоднюю игрушку своими руками?»

3. Консультация «Новогодние игрушки».

Январь

1. Выставки поделок из природного материала «Волшебница Зима».

2. Рекомендация для родителей «Уголок природы дома»

3.Занятие в зоне " Изба" " Как рубашка в поле выросла"

Февраль

1. Проект природа Дальнего Востока.

2. Консультация на тему: «Огород на подоконнике».

Март

1. Совместная с детьми выставка – конкурс декоративно-прикладного искусства «Весна красна».

2. Консультация на тему: «Учимся наблюдать за природой».

3. Создание презентации на тему «Природа Одинцовского края».

Апрель

1. Создание презентации на тему «Мой любимый город».

2. Совместное озеленение территории детского сада.

3. Консультация для родителей: «Красная книга Московской области».

Май

1. Совместные экскурсии по близлежащим к ДОУ скверам.

2. Консультация "Береги природу родного края".

3. Озеленение участка (родители, дети ,воспитатели.

Литература:

1. "От рождения до школы" Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова. Васильева М.А. М.,2014

2. Наш дом – природа. Н. А. Рыжова, М., 2010

3."Юный эколог" С.Н. Николаева, М., 2010

4." Формирование экологической культуры дошкольников". М., 200

5." Экологические проекты в детском саду". Масленникова О.М., 6." Неизведанное рядом" Дыбина О.В.,Н.П. Рахманова.М.,2014

7." Экологическое окно в детском саду". В.М. Корнилова, М., 2008

8." Азбука здоровья." Люцис К., М., 2004

9." Азбука растений". Люцис К., М., 2004

10." Азбука. Звери и птицы России". Шустова И.Б., М., 2008

11." Азбука. Насекомые России". Шустова И.Б., М., 2008

12." Дошкольникам о космосе". Таранова В.Ф., Белгород, 2011

13." Дети планеты Земля". Е. В Соловьева, М., 2001

14." Животные России. Красная книга". М., 2011

15." Кто в кустарнике живет". Тамбиев А.Х., М., 2007

16." Кто в лесной норе живее". Тамбиев А.Х., М., 2007

17." Кто в море живет". Тамбиев А.Х., М., 2007

18." Кто на болоте живет". Тамбиев А.Х., М., 2007

19." Лучшие развивающие прогулки". Лаптева Г., С-П., 2012

20." Мир ручьев, прудов и рек". Своллоу С., Стефенс М., М.,2001

21." Секреты природы – это так интересно". Ковинько Л.В.,2010

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области