Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


доклад «Мыльное чудо»- карвинг

Развитие творческих способностей детей

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ЦРР детский сад «Ромашка»

«Развитие творческих способностей детей, посредством кружка «Мыльное чудо»- карвинг

Работу выполнила:

Андреева Рея Васильевна,

воспитатель группы «Эрэл»

с детьми ОВЗ

с.Антоновка-2018 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение:

1.Актуальность развития творческих способностей детей…………………2-3

2.Психологические основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста………………………………………………4-11

3.История карвинга……………………………………………………………….12

Основная часть:

1.«Организация работы по развитию творческих способностей детей»………………………………………………………………13-15

Заключение……………………………………………………………………16-18

Список литературы…………………………………………………………19-20

Приложение 1……………………………………………………………………………………21

Приложение 2……………………………………………………………………………………22

Приложение 3………………………………………………………………………………..23-36

1.ВВЕДЕНИЕ

1.АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современная парадигма образования определила цель – всестороннее развитие личности ребенка. В     художественно-творческой деятельности больше внимания стало уделяться не обучению, а на создании условий для самореализации личности ребенка, гармонизации своего внутреннего мира с внешним миром в социокультурной среде [15.с.1]. Образовательный процесс в детском саду, строящийся на идеях педагогики сотрудничества и концепции развивающего взаимодействия, позволил создать гибкую, вариативную воспитательно - образовательную среду, в которой имеется возможность в зависимости от собственного видения и внутренних социально-экономических условий выбирать или создавать новые педагогические условия в виде авторских учебных программ. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода .

Важное значение для повышения качества воспитательно-образовательной работы в дошкольных образовательных учреждениях, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет развитие их творческих способностей. В последние годы проблема развития творческих способностей детей привлекает все большее внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей ребенка.

В своих исследованиях Л. А. Венгер, А.В.Запорожец, В.П. Зинченко, А. Г. Руцкая указывают, что сенсорные способности проявляются в области восприятия предметов и их свойств. Они отмечают, что сенсорные способности – фундамент умственного развития ребенка. Уровень развития сенсорных способностей зависит от того, в какой культуре вырос человек [16,c3 ].

Занятия по полной мере не позволяют полностью раскрыть талант ребенка. Проведение кружковых занятий с детьми дошкольного возраста могут удовлетворить коммуникативные потребности дошкольников, также поможет раскрытию творческих детей и работников.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляции организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. У детей дошкольного возраста недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. Как говорил В.А.Сухомлинский: « От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно- творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включение в педагогический процесс кружковых работ художественно- творческой направленности . Развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению (Л. С. Выготский, В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков и др.) [8,с.92]. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества . Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник сравнительно недавно – на рубеже 19-20 веков. К этому времени относятся первые попытки экспериментального исследования функции воображения (С.Д.Владычко, В.Вундт, Ф.Матвеева, Э.Мейман, Л.Л.Мищенко, Т.Рибо). Постепенно аспекты изучения этой проблемы все более расширяются, разрабатываются методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, делаются попытки теоретического осмысления полученных данных, рассматриваются вопросы взаимоотношения воображения с другими познавательными процессами. Работа в этой области велась преимущественно в двух направлениях: с одной стороны, изучалось развитие воображения в онтогенезе И.Г. Батоев, Л.С.Выготский, А.Я Дудецкий, О.М.Дьяченко, Г.Д.Кириллова, А.В.Петровский, Д. Б. Эльконин), с другой – функциональное развитие данного процесса (Е.И.Игнатьев, Э.В.Ильенков и др.). Особую актуальность приобрели исследования по изучению «природы» творчества (А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин, А.Я. Пономарев, В.Н. Пушкин), разработке принципов и способов создания диагностических методик дифференциальной психологии с целью раннего выявления и развития творческих способностей у детей (Д.Б.Богоявленский, А.В.Запорожец, В.А. Крутецкий, Б.М.Теплов, А.В. Петровский) [10,с.536]. Таким образом, в психологии возрастает интерес к проблеме творчества, а через него и к воображению как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности. А.В.Луначарский говорил: «Мы хотим воспитать человека, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами человек должен мыслить как «мы», стать живым полезным соответствующим органом, частью этого «мы»». Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. То есть воображение, не критически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического опыта мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка. Именно поэтому он легко верит в то, что напряженный актер – это настоящий Дед Мороз или Баба Яга, боится злого волшебника или волка на экране телевизора, плачет от жалости к Дюймовочке, слушая сказку. Старший дошкольный возраст, в котором активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает её претворять. Вместе с тем она объединяется с мышлением . Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как реальны самые фантастические сказочные образы и ситуации. В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но, так как, жизненный «баланс» ребенка очень мал, в его психике происходит постоянное перекомбинирование впечатлений. Распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее взрослого, что маленький ребенок вообще живет наполовину в мире своих фантазий. Отечественные психологи и педагоги Н.А. Ветлугина, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.П.Сакулина , Н.Н. Подьков, , Е.А.Флерина и другие доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Новизна открытий субъективна и это - первая важная особенность детского творчества [17,с.133].Под понятием «творчество» в научной среде понимают активное самовыражение, которое может осуществляться через какие угодно формы. Это может быть меткое слово или выражение мыслей в стихах, создание мелодии, скульптуры или оригинального рисунка. Даже в работе, связанной с точными науками (химические исследования, бухгалтерия) для получения хорошего и эффективного результата желательно применять творческие способности.

У ребёнка дошкольного возраста творческими способностями называют индивидуальные качества личности, обуславливающие успешность реализации того или иного вида творческой деятельности. Творческие способности дошкольника состоят из большого количества компонентов, среди которых присутствуют и такие умения, как:

Распознание тех событий и фактов, которые не видят другие дети.

Продуцирование большого количества идей за маленький промежуток времени.

Стремление к постоянному познанию.

Организация условий, в которых тот или иной объект может проявить в полной мере свою скрытую сущность.

Лёгкость ассоциации понятий, значительно отдалённых друг от друга.

Самостоятельное создание альтернатив для решения тех или иных задач.

Наличие всех вышеперечисленных качеств у ребёнка-дошкольника обусловлено прекрасным креативным мышлением и воображением. Развитие творческих способностей детей как раз и основывается на совершенствовании имеющихся задатков и навыков.

Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка. Рассмотрение исследований, предметом которых было развитие творчества в разнообразных продуктивных видах деятельности, позволяет заключить , что эти виды деятельности играют разную по значимости роль в становлении психического и личностного развитая дошкольников.

По мнению ученых О.М. Дьяченко, К. Торренс, В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде развития.

     Требования, предъявляемые обществом, педагогической наукой, относятся и к современному дошкольному образованию. Они включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания творческой личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями. Концепция дошкольного воспитания выделяет формирование творческих способностей как важнейшую задачу. Учеными доказано, что именно на данном этапе детства закладываются основные направления, по которым будет проходить развитие личности в дальнейшем (Л.И. Божович, Н.ФЫ. Вишнякова, А.Ф. Лазурский, А.М. Матюшкин, Л.А. Парамонова, С.Л. Рубинштейн и др.).

     Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.

     Дошкольное развитие является начальной ступенью образования нашего общества, его необходимо организовывать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию, организационным формам, технологиям, характеру управления конкретными образовательными системами, их внутренними и внешними связями реализовывало идею развития  каждого человека и общества в целом.

Особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Неповторимость – основа целостности личности.  Неповторимость ребенка проявляется в процессе самореализации, способности сохранять и защищать свою особенную сущность как устойчивую качественную определенность, проявляющуюся в его взаимодействии с миром: природой, людьми, культурой.

      Воспитательно – образовательную работу надо так строить, чтобы она стимулировала развитие каждого ребенка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.

     Движущей силой развития особенностей детей  дошкольного возраста является образование. Оно рассматривается педагогами как целостная форма психолого-педагогической деятельности, направленная на развитие особенностей дошкольников.

     Особенности развития воображения, связанные с движением и общей моторикой ребёнка являются одним из условий становления творческой изобразительной деятельности.

Раскрывая специфику воображения у детей дошкольного возраста, Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал его моторный характер, который он связывал с двигательной природой воображения дошкольников. Умение воссоздать образы «при посредстве собственного тела» по мнению Л.С. Выготского, является основой формирования творчества.

     Многие педагоги и психологи, такие как Качалова Л.П., Воробьева Д.И., Голованова И.Л., предполагают, что психологическим механизмом развития творчества в изобразительной деятельности является формирование воображения, которое обеспечивает, как смысловую сторону, так и иные технические способы выражения собственного замысла. Формирование изобразительной деятельности с учетом особенностей развития воображения обеспечивает возникновение у детей осмысленной моторики, являющейся важнейшим показателем изобразительного творчества.  

     Творчество в своем развитии предполагает две стороны – замысел и способы его выражения, которые в единстве обеспечивают развитие творчества в той или иной деятельности. Ученые выявили связь воображения, рисунка и игры в дошкольном возрасте и определили способы включения воображения в изобразительную деятельность детей. Основными условиями и механизмами развития творчества в дошкольном детстве являются:

- необходимость самостоятельной предметной деятельности детей;

- обучение детей изобразительной деятельности ведет к развитию творчества, если оно строится в логике развития игровой деятельности и воображения;

- специфические особенности воображения у детей дошкольного возраста связаны с формированием осмысленной моторики.

     Независимо от того, какую программу воспитания и обучения реализует детское учреждение, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение трех важных задач: сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности и предоставление равных стартовых возможностей. Однако во многих дошкольных учреждениях увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что, в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста.

     Древнейшее представление о целостности окружающей природы и человека на современном этапе находит отражение в активном внедрении интегративных процессов в практику разных ступеней образования.

     Многими учеными и педагогами отмечены преимущества интегративного подхода в организации образовательного процесса ДОУ (С.Б. Шарманова, И.В. Максимова, С.Н. Николаева, Р.М. Чумичева и др.).  Интегративный подход позволяет ликвидировать трудности в переработке дошкольниками все возрастающего объема информации и лимитом времени на его усвоение.

     Система интегрированной деятельности, возможно, поможет избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развития особенностей  дошкольника.

     Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей  дошкольного возраста. Интеграция должна охватывать все виды художественно-творческой и речевой деятельности, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную

     Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию коллективных взаимоотношений. Тем более что каждый цикл интегрированных занятий включает в себя создание коллективной композиции в виде игр, драматизации, театрализованных представлений, картин в изобразительной деятельности и литературно - музыкальных композиций.

     Содержание интегрированной деятельности должно быть насыщенным и образовательным, соответствующим познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования для органического вхождения ребенка в современный мир, программа должна предусматривать широкие взаимодействия дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, игрой и другими видами развивающей деятельности.

Важнейшими задачами в современной педагогике считаются:

развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

способствование развитию познавательной активности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

укрепление физического и психического здоровья.

     Образование детей должно строиться как увлекательная проблемно – игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Такую возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу особенностей ребенка дает деятельность интегрированного характера.

     Содержание и приемы в организации интегрированной деятельности продуманы по принципу установления теплых, доверительных отношений с ребенком. В психологии есть такое понятие: «снять барьер в общении», то есть наладить тесный контакт и взаимопонимание, снять отчуждение, холодность при общении. Это именно то тепло и заинтересованное отношение педагога, что вызывает отклик у ребенка, который старается сделать все, чтобы оправдать это отношение.

     Интегрированная деятельность дает детям возможность развивать свои творческие способности и интересы.

    Таким образом, создается среда (специально организованная, педагогически целесообразная и адаптированная к современным детям), в которой формируется механизм поведения в общении каждого ребенка от наблюдения (пассивного созерцания) – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки творческого развития, а, следовательно, развития личности.

В быту человеческое воображение не играет никакой существенной роли, поскольку принадлежит к разряду несуществующих, нереальных, фантастических элементов. Но в науке это качество человеческой личности очень ценится, поскольку помогает представить какой-то предмет, которого нет в природе вообще, или просто он находится в отдалении от человека.

Благодаря хорошему воображению человек имеет возможность удерживать несуществующий предмет в памяти и даже совершать с ним различные манипуляции. Активность воображения подразделяется на 4 стадии:

Первая стадия творческого воображения у ребёнка-дошкольника проявляется во время сна. Восприятие информации здесь не зависит от осознанных желаний человека.

Творческое воображение в более активной степени проявляет себя в приятных грёзах.

Ещё большую активность имеет воображение, проявляющее себя в периоды прослушивания музыки, чтения литературных произведений или стихов. Слуховое или зрительное восприятие помогают создать соответствующие образы.

Творческая деятельность является наивысшей формой проявляемого воображения.

Творческое воображение предполагает создание совершенно нового образа, который не был известен раньше. Детям дошкольного возраста не известны названия приёмов творческого воображения, однако они с ними знакомятся с самого раннего детства, при помощи сказок, которые им читают родители. Немного позже такие приёмы используются самими детьми, во время творческого процесса по придумыванию собственных сказочных персонажей, изображения их в рисунке.

 Творческое воображение в детском возрасте развивается в ходе игры. Малышу гораздо легче смоделировать фантазийную ситуацию, совершая манипуляции с реальными предметами. К примеру, если у дошкольника есть палочка, он может представить себя всадником, оседлав её. Очень желательно, чтобы подобный замещающий объект был схож с реальным. Тогда представление осуществится легче. Для ребёнка старшего дошкольного возраста схожесть объекта замещения с настоящим предметом не имеет особого значения, поскольку воображение у них уже усовершенствовано. Постепенно у ребёнка даже отпадает необходимость в создании внешней опоры, и он может представлять предмет, которого нет поблизости. Представляемый объект наделяется новым смыслом, а действия с ним совершаются исключительно в воображении дошкольника. Именно в такой момент творческое воображение преобразуется в процесс психического характера, а нафантазированная ситуация реализуется только во внутреннем мире маленького непоседы.

Творческое мышление у деток дошкольного возраста предполагает формирование следующих качеств мыслительной функции:

Диалектичность. Возможность детского мышления находить противоречия в системах различного типа, мешающие совершенствованию, и устранять их.

Ассоциативность. Нахождение взаимосвязи между предметами и событиями, которые на первый взгляд несопоставимы. Благодаря ассоциативности творческое мышление ребёнка-дошкольника становится нестандартным.

Системность. Способность воспринимать предметы и явления в целостной связи. Такое свойство творческого мышления помогает дошкольнику разглядеть характеристики предмета во всём его многообразии, а также определять на примерах отдельно взятых объектов системы уровень соотношения с другими типами систем.

3.ИСТОРИЯ КАРВИНГА

Карвинг — дословный перевод этого вида искусства, звучит как «вырезание». В современности, это выражение приобрело смысл художественной резки, с использованием подручных материалов: дерево, овощи и фрукты, или даже мыло.Самые удивительные мастера мыльного карвинга живут в Таиланде. Созданные их руками композиции, вызывают восхищение туристов. Однако необязательно ехать в Таиланд, чтобы научиться мастерству. В домашних условиях можно легко научиться основам карвинга по мылу. Как и в любом другом рукоделии, увлечение карвингом начинается с основ – выбора необходимых материалов и инструментов для вырезания различных фигурок из мыла.

Версия ученых гласит, что мыло все-таки изобрели римлянине. По легенде, само слово мыло (на английском языке - soap) образовалось от названия горы Сапо, где происходило принесение жертв богам.

Смесь из растопленного животного жира и древесной золы жертвенного костра смывало дождем в глинистый грунт берега реки Тибр. Женщины, которые стирали там белье, обратили внимание, что благодаря этой смеси одежда отстирывается значительно легче. Так, постепенно стали использовать "дар богов" не только для стирки одежды, но и для мытья тела. Кстати, первые мыловарни тоже были выявлены археологами на территории Древнего Рима, а еще точнее - среди руин знаменитой Помпеи.

Во время археологических раскопок Помпеи были найдены помещения мыловарен. Мыло в ту пору было полужидким.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  Творчество является важнейшей характеристикой личности и формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста. Особое место в развитии творчества имеет дошкольный период развития. Чтобы творческие способности ребёнка развивались правильно и в нужном направлении, максимально раскрывались и давали возможности для успешного творческого развития, следует создавать определённые условия:

1.Моделирование обстановки вокруг малыша, которая будет опережать его развитие. Ребёнка желательно окружить такими предметами, которые будут активизировать творческий процесс и побуждать его к действиям с творческим подходом. Например, малышу в возрасте одного года можно подарить кубики с буковками и цифрами, и в процессе игры называть их. Так ребёнок сможет быстрее изучить алфавит и цифровой ряд.

2.Ранее физическое развитие дошкольника способствует активизации творческого мышления. Начатые с первых месяцев после рождения физические занятия являются первым шагом к закладке основ творческих способностей маленького ребёнка и в дальнейшем – взрослого человека. 3.Предоставление свободы в выборе направления творческой деятельности. Малыш должен самостоятельно выбирать, что ему интересно из большого перечня творческих направлений, и каким видом деятельности он хочет в данный момент времени заниматься. И если деятельность увлекает ребёнка, то интеллектуальное напряжение не станет причиной развития переутомления. Наоборот, всё это пойдёт на пользу маленькому человечку.

4.Увеличение количества поставленных перед дошкольником задач и их усложнение. Если заявленную изначально планку по развитию творческих способностей постоянно повышать, то способности у маленького ребёнка будут совершенствоваться и максимально успешно развиваться. Дошкольники познают окружающий мир совсем не так, как взрослые. Зачастую они не могут использовать опыт, предлагаемый взрослым человеком. Эту особенность детского организма следует использовать по максимуму, позволяя малышу самостоятельно находить решения для тех или иных проблем, стимулируя тем самым интенсивное развитие творческого мышления. К примеру, у ребёнка за диван упала игрушка. Не следует сразу предоставлять свою помощь. Пусть непоседа сам попробует справиться с такой задачей.

5.Разумная и ненавязчивая помощь со стороны взрослого человека. Свобода, даваемая родителями маленькому ребёнку отнюдь не должна перерасти во вседозволенность. Давать подсказки малышу в тех случаях, когда он может додуматься до решения проблемы самостоятельно, не стоит. Таким образом, родители оказывают ему «медвежью услугу», препятствуя полноценному развитию творческих способностей.

6.Формирование комфортного психологического климата. Если малыша окружают тёплые и дружественные отношения в семье, детском саду, то задатки его творческих способностей будут развиваться лучше и эффективней. Задача родителей заключается в том, чтобы стимулировать дошкольника на развитие творческих способностей. Квалифицированными специалистами-психологами даже предоставляется консультация для родителей по развитию творческих способностей детей, на которой они могут получить эффективные рекомендации относительно того, что дошкольника следует постоянно стимулировать к творчеству, не осуждать в случае неудач и не реагировать негативом на самые нелепые выдумки ребёнка.

Сначала начали практиковаться по карвингу сами работники детского сада. Начали делать поделки сказочных героев, разные персонажи, предметы, понятные детям. Провели мастер классы внутри детского сада и района. Потом попробовали провести кружок карвинга по мылу. Я провела в прошлом году для детей подготовительной группы кружок «Мыльное чудо». Составила программу и комплексный план работы с детьми . Во время работы с детьми в первую очередь нужно соблюдать безопасность, удобное место для проведения кружка. Провела мониторинг по развитию тонких движений пальцев рук, графических навыков и действию с предметами ( приложение 1 и 2) в начале и в конце учебного года по методике М.М.Кольцовой.

1.Безопасность1.На мастер классах по карвингу используются мягкое детское мыло.2.Мыло выбирается без запаха, чтобы не было аллергических реакций

3.Для детей предоставляются безопасные инструменты, мы используем в основном стеки для пластилина. Сначала организатор предоставляет все необходимые материалы, инструменты, скатерти, салфетки, перчатки, мыло. Кружки проводятся в старших группах детского сада. Возможны также индивидуальные занятия. Возраст участников от 6-7 лет. Обычная продолжительность кружка  по карвингу для детей — 30 минут.

2.Мастер класс по карвингу для детей.Для детей разработана специальная программа кружка, имеющая в основе принцип — обучаемся, играя. Сначала учились вырезать овальные, круглые формы. Некоторые полюбившиеся работы дети  забирают с собой. Занятия строятся от простого к более сложному. Развиваются усидчивость, концентрация внимания, мелкая моторика. Кроме того, во время вырезания фигурок дети общаются между собой, тем самым развивается речевые и коммуникабельные способности детей .

3.Мастер класс карвинга для взрослых.Мастер класс по вырезанию из мыла распространялось внутри района и на уровне региона, во время прохождения фундаментальных курсов и августовского совещания работников образования. Программа мастер класса рассчитана на то, чтобы даже неподготовленные участники получили полезные навыки и хорошее настроение. В процессе мастер класса участники узнают, что такое карвинг, как он зародился .

Выбор материалов для карвинга по мылу

В независимости, для каких целей вы будете создавать свой «шедевр»: для себя, на подарок или продажу, главным критерием в этом виде творчества, остается выбор качественного мыла. Для этих целей подойдет как обычное, так и ручной работы, главное чтобы оно было не сильно старым, такое сильно крошится.

«Свежесть» мыла определяем легким надавливанием ногтем сбоку, если бороздка ровная и нет мыльной крошки, оно сделано недавно и подходит для работы.

Не желательно использовать мыло с кремом — крошится, или скрабом — тупится инструмент.

Запах тоже имеет большое значение. Ведь даже самое красиво оформленное мыло, но с неприятным или сильно выраженным запахом, не вызовет приятных эмоций.

Форму, для удобства при работе, выбираем круглую или с небольшим углублением от краев к середине.

Наиболее легкое в работе, мыло из глицерина. Конечно, имеет оно и свои минусы из-за прозрачности, если вы допустили ошибку, скрыть ее будет сложно.

Мыльные отходы после резки, также можно применить в работе. Для этого обрезки нужно сложить в любую емкость, залить небольшим количеством воды и плотно утрамбовать. Главное не допустить наличия пустот. Через несколько дней, на выходе, получаем полноценный мыльный брусочек, пригодный к работе. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Актуальность проблемы творческих способностей детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. 

Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи: 

Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.

Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.

Использование современных технологий по художественно-эстетическому развитию детей.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);

организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);

координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:

организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);

совместная деятельность педагогов и детей;

самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Для осуществления полноценного развития и воспитания дошкольника необходимо согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей.

Эстетическое развитие - это процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетические чувства - субъективное переживание оценочного отношения к эстетическим объектам и предметам.

Цели художественно-эстетического воспитания: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.

В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т.д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности, танцах, музыке или других видах искусства гораздо лучше и эффективнее при взаимодействии ребёнка со взрослыми, родителями. Совместное творчество подобного типа имеет много плюсов, среди которых есть и такие:

Происходит стимулирование и обогащение взаимоотношений родителей с детьми.

Процесс социализации ребёнка-дошкольника происходит легче и быстрее.

Малышу предоставляется возможность знакомства с основами эффективного сотрудничества.

Авторитарного давления со стороны родителей нет. Малыш в полной мере осознаёт свою значимость в семье, и может без опаски выразить собственное «Я».

В процессе совместного творчества складывается благоприятная атмосфера для развития фантазии у детей-дошкольников и взрослых.

Родители маленького непоседы хорошо знакомы с тем, насколько много у ребёнка нерастраченной энергии, которую он направляет в неправильное русло. При взаимодействии с родителями в игровом процессе у малыша происходит эмоциональная разрядка, а энергия идёт на пользу его же организму. В итоге сил на капризы и хныканья у него не остаётся. Заниматься с ребёнком совместным творчеством следует в хорошем настроении, чтобы у него в ходе игры не возникало плохого настроения. К предстоящей деятельности следует готовиться заблаговременно, чтобы в ходе игры не возникло необходимости искать требуемый предмет.

Предполагаемый результат:

- формирование у детей необходимых умений и навыков ручного труда с учетом развития творческого мышления детей;

- на конец учебного года у большинства детей должны сформироваться личностные качества, коммуникативные, познавательные способности.

-развитие мелкой моторики детей, как подготовки детей к обучению в школе.

Список литературы:

1.Алексеева Е.М. Учить детей творчеству // Дополнительное образование. - 2003.- №7. -С. 64.

2.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г.-Крылатые слова: Крылатые слова, лит. цитаты,образ.выражения / Н.С.Ашукин, М.Г.Ашукина.- 4-е изд., - М.: Худож.лит.,1987.-526 с.

3. Васильева М., Юнг Т.О. Развитие творческого потенциала дошкольников // Дошкольное воспитание. -2006.- №2.- С. 127.

4. Ветлугина Н.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. Кн. для воспитания дет.сада : / Под ред.Л.А.Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987.-158 с.

5. Введенский В.Н. Саморазвитие личности ребенка средствами творчества в условиях сельской местности // Дополнительное образование.- 2003.- №8.- С. 64.

6.Выготский .С. Педагогическая психология.- М.: 1996.- 536с.

7.Рязанова.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада: Из опыта работы.- М.: Просвещение,1990.- 100 с.

8.Комарова Т.С.Дети в мире творчества М.: Мнемозина, 1995.- 156 с.

9.Ковалев А.Г., Мясицев В.Н. Психологические особенности человека. Л.,1960.-142с.

10.Михайлова Л.Н., Моякунов А.С. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности / Нюрба, 2005 . -70 с.

12.Петровский А.В. Способности и труд.- М.: Просвещение ,1966.-243 с.

13.Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994.-110с.

14.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464с.

15.Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1958.-42-67с.

16.Бугрименко Е.А. Формирование осознанного отношения к слову. // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста.- М., Педагогика, 1988.-73-76с.

17.Васильева А.И. Совершенствование обучения в детском саду. Минск, 1980.

18.Воробьева Д.И. Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. СПб.: ЛГОУ, 1996.- 112с.

19.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96с.

20.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. 1966. № 6.

21.Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934.

22.Гуткина Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группах развития. // Активные методы в работе школьного психолога. М., Изд. АПН СССР, 1990.-3-11с.

23.Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии.- Вопросы философии. 1980, №12.

24.Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения: опыт теоретического исследования. М., 1986.-120с.

25.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., Просвещение. 1985.

26.Казакова Т.Г. Интеграция видов изобразительной деятельности (программа: задачи, принципы, содержание) // Дошкольное воспитание: традиции и современность. М., 202.- 4-8с.

27.Кравцова Е.Е. Игра в дошкольном возрасте. // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- М., 1991.- № 2/6.-24-39с.

28.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.- 152с.

29.Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.- 240с.

30.Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. //  Вопросы психологии.1990.- № 1.-16с.

Приложение1

Мониторинг выявления уровня развития мелкой моторики

детей 6 лет по методике М.М. Кольцовой в начале учебного года

Приложение 2

Мониторинг выявления уровня развития мелкой моторики

детей 6 лет по методике М.М. Кольцовой в конце учебного года

Приложение 3.

Инструменты по резке мыла для взрослых

Инструменты для резки мыла

Рабочие моменты педагогов

Во время кружка «Мыльное чудо»

Рабочие моменты кружка

Дети с удовольствием занимаются на кружке

Дети подготовительной группы во время кружка

Дети учатся делать поделки из мыла

Поделка «Черепаха»

Поделки на свободную тему

Поделка «Грибочки»

Овальная форма

Поделка «Посуда»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области