статья "Реализация технологии социального партнёрства с родителями в ДОУ"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Реализация технологии социального партнёрства с родителями в ДОУ

Сидоренко Алла Николаевна. Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Семицветик». 184670, Мурманская область, г. Гаджиево.

Email:fkkjxrf75@mail.ru

Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе проблемы современной семьи, которые, как показывает практика, невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.

Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Можно выделить принципы взаимодействия с родителями:

1. Открытость детского сада для семьи;

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня, вряд ли, принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4. Индивидуальный подход;

Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. Динамичность;

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Из выше сказанного ясно, что необходимы нововведения в сотрудничество с родителями. Так же необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.

Цель данной итоговой практико-значимой работы: раскрыть актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса.

Моя работа с семьями дошкольников организуется на основе следующих принципов:

- параллельности воздействия детского сада и семьи на детей;

- взаимодополнения воздействия детского сада и семьи на детей;

- организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду и семье.

Для эффективной работы с родителями воспитанников я поставила перед собой необходимость решения следующих задач:

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников;

- установить доверительные партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;

- разработать интерактивные формы работы с родителями;

- объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьёй должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии.

Фомы общения педагога с родителями в детском саду

На сегодняшний день все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, но в реальных взаимоотношениях воспитателя и родителей существует определённая дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, этнические стереотипы, ощущение несостоятельности – всё это может мешать семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать способы вовлечения в работу большей части семей.

Презентация дошкольного учреждения

Цель: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребёнка. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми в ДОУ.

Открытые занятия с детьми для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (дети могут рассказать что-то новое гостям, ввести их в круг своих интересов).

Педагогический совет с участием родителей.

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Ход педсовета

Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета. Анкетирование родителей-проводится заранее, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.

Подведение итогов анкетирования.

Интервью-помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребёнка и семью.

Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.

Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы, как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

Эффективной формой работы с родителями являются индивидуальные беседы воспитателей с взрослыми членами семьи. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребёнка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером. Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей - широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада.

Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за поведением детей в группе, мы подбираем материал для коллективных бесед-консультаций, групповых и общих родительских собраний.

Тематические консультации.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми. Темы и содержание как плановых, так и внеплановых консультаций обсуждаются и потом утверждаются заведующей детским садом. Время и сроки проведения плановых консультаций намечаем заранее (это может быть и постоянное число). О сроках и теме консультации оповещаем родителей.

Групповые родительские собрания.

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня групповых родительских собраний включает доклад по наиболее важной на данный момент теме, выступление медицинской сестры, музыкального руководителя, сообщения родителей об опыте семейного воспитания, обсуждение текущих организационных вопросов. В течении года мы проводим 3-4 групповых родительских собрания.

Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приёмами воспитательно - образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приёмами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей.

Дни открытых дверей — это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является проведение различных конкурсов — вечеров вопросов и ответов. Такие формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чём-либо новом, обменяться знаниями друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как

Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд. Там отражаются наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т. п.

Еще один вид сотрудничества – акция.

К примеру, в ходе акции «Зимняя сказка» родители получили возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом, увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками.

«Домик для скворца» - изготовление скворечников.

«Поможем птицам зимой» - изготовление кормушек.

Родителям как участникам, предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе. Такая форма работы завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы.

Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют мне говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определённые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Анализ моего опыта социального взаимодействия с родителями дошкольников показал следующее:

- у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми;

- родители стали стремиться к индивидуальным контактам с воспитателями;

- повысилась активность родителей при анализе педагогических ситуаций, возникают дискуссии по инициативе родителей, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;

- родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.

Таким образом, использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует укреплению партнерских взаимоотношений между ними.

В ходе проектной деятельности совместными усилиями детей и родителей в группе был оформлен уголок гражданско-патриотического воспитания, где дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. В нем представлены следующие материалы: фотоальбомы «Природа Севера», «Мы - мурманчане», большой спектр рисунков и фотографий с видами родного города, страны, столицы, изображения достопримечательностей, произведения устного народного творчества (потешки, сказки, былины, пословицы и поговорки), раздел «Государственные символы России: флаг, герб, гимн».

Детьми при помощи родителей были изготовлены мини-альбомы «Моя малая родина», где дети рисовали родные улицы, описывали историю родного города, вклеивали фотографии.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Поэтому проект был интегрирован в музыкальные занятия, где дети разучивали и исполняли русские народные песни и в физкультурные занятия, на которых дети играли в русские народные подвижные игры.

Помимо специально организованных занятий, бесед, экскурсий, целевых прогулок использовались дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогали формировать соответствующие знания и навыки. Дидактические игры: «Кто в какой стране живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн); настольные игры: «Каков мастер, такова и работа», «Чей хвост, чья голова», «С какого дерева листок», «Зеленая аптека», подвижные игры народов России.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызвали праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств, такие как «Осенняя ярмарка», «Рождественские колядки», «День защитников Отечества», «Масленица», «День Победы», конкурсы, соревнования, викторины.

Примерами краткосрочных проектов нашей группы являются проекты «Спасем книгу» и «Маршрут выходного дня».

На основном этапе проекта «Спасем книгу» дети старшей группы посетили библиотеку, помогали воспитателям в ремонте книг.

Еще один проект - семейный проект «Маршрут выходного дня». По рекомендации воспитателей родителям с детьми было предложено описать один день из жизни семьи. Презентация семейного проекта включала фотоколлажи и рисунки.

Обобщая опыт работы по проектной деятельности, хочется отметить, что проектирование изменяет роль воспитателей в педагогическим процессом ДОУ: здесь они выступают активными участниками. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Умение пользоваться проектным методом в реализации системно-деятельностного подхода – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

Деятельность в творческих группах помогает воспитателям ДОУ работать в команде, у них вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию.

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей детей: готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность.

Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему быть успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.

Используя системно-деятельностный подход, мы стараемся выровнять стартовые возможности детей, идущих в 1 класс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.05.2015) [электронный ресурс].

Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. –

№4. – С.18-22.

Галимова, Р.А. Деятельностный подход к образованию ребенка дошкольного возраста как основа ФГОС дошкольного образования [Текст] / Р.А. Галимова.

id=219:holkina&catid=77:vs10-2&Itemid=119]

Дозморова, Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов [Текст] / Е.В. Дозморова // Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010 – 52 с.

Малыгина, Л.Е. Системно-деятельностный подход в воспитании: проблемы и перспективы [Текст] / Л.Е. Малыгина, А.В. Малыгина // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI междунар. науч. конф.- Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 12-15.





Время Знаний

Россия, 2015-2022 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.05.2022


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.