Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование метода проектов при подготовке к ОГЭ

В статье описывается использование «метода проектов» в организации обобщающего повторения в выпускных классах. Постановка задач, решение проблем повышают мотивацию к проектной деятельности и предполагают формирование у учащихся умений, которые будут необходимы им во взрослой жизни. Работая над выполнением проекта, школьники переосмысливают роль знаний в социальной практике.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Основное требование современного общества к школе – формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, систематически пополнять свои, зная путем самообразования, совершенствовать умения, применять их на практике. Наша задача, не набить головы учеников различными знаниями (объем которых по различным стандартам достиг такого уровня, что ребенок просто не в силах порой запомнить такое количество никчемной для него информации), а привить привычку и умение самостоятельного продвижения в информационном поле, умение ставить и решать задачи в учебной деятельности в повседневной жизни.

Инновационные преобразования в процессе обучения касаются, прежде всего, создания предметных условий для развития активности учащихся, т.е. составления таких развивающих заданий, которые приводят их к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта и к дальнейшему использованию результатов этого опыта в своей деятельности.

Работая в школе много лет, я наблюдала следующую картину: в 5 классе почти все ученики старательно учатся. В последующих классах, в силу многих причин у некоторых из них интерес к математике, да и к учёбе вообще, гаснет от обилия формул, терминов, теорем, которые нужно «держать в голове», от умения соотнести их с практикой применения. Или обратная картина – ученик правило выучил, а применить не может. С приходом в школу ОГЭ по математике в 9 классе проблема повторения и расширения зданий до нужного уровня обострилась во много раз, особенно у тех учащихся, кто испытывает страх: «Я не сдам!».

Для того чтобы повысить эффективность действий по решению проблемы подготовки к любому экзамену существует почти универсальный выход – метод проектов.

Метод проектов здесь является лучшим помощником учителя. Этот метод может рассматриваться, как способ универсального познания мира учащимися и как инструмент индивидуального развития личности, ее творческого потенциала, формирование навыков самоопределения.

Назначение метода проектов – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

ПРОЕКТ – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся.

Проекты могут быть взяты из школьной программы и создаваться самими детьми совместно с учителями и родителями в процессе обучения.

Этапы проектной деятельности и их задачи:

Проектная деятельность состоит из 5 этапов:

Первый этап – определение темы и цели.

Задачи данного этапа: собрать идеи, обсудить, прийти к общему мнению, сформулировать цели проекта. Задачи учителя как организатора проекта пробудить интерес к теме, вести обсуждение темы и проблем, помогать в определении цели и задач.

Второй этап – планирование работы от цели к распределению этапов и обязанностей.

Задачи этапа: определить формы работы, спланировать работу в соответствии со сроком её готовности, определить способ сбора информации, распределить обязанности. Задачи учителя на данном этапе: дать общее представление обо всём процессе проектной деятельности, закрепить в сознании учащихся принятые ими решения.

Третий этап – реализация проекта.

Основные задачи: определить конкретные задания, работать в группах (групповой проект) или индивидуально (индивидуальный проект), совместно координировать работу, вносить изменения в планирование. Задачи учителя на данном этапе: оказывать помощь в поиске и обработке информации, держать под контролем развитие конфликтов, осуществлять контроль временных рамок.

Четвертый этап – презентация проекта.

Задачи проекта: решить, кто и что будет представлять, выбрать форму презентации, подготовиться к вопросам. Задачи учителя: познакомить с техниками и формой презентаций, оказать помощь в проведении презентации.

Пятый этап – рефлексия и оценка проекта.

На данном этапе оцениваются результаты проекта, индивидуального вклада, вклада группы.

Очень перспективным направление по подготовке учащихся к решению заданий ОГЭ с геометрическим содержанием является проектная деятельность.

Комментарий к проекту в 9 классе по теме: «Формулы площади треугольника (многоугольника)».

Вставить работу.

Проект предполагал творческую защиту, в качестве раздаточного материала каждому ученику выдавалась рабочая карта с критериями оценивания буклета и презентации, с вопросами рефлексии.

Как ожидалось, самостоятельная работа по проектной методике позволила заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладели основными теоретическими положениями учебных тем и приобрели начальные исследовательские навыки. Полученные с помощью метода проектов и сведенные в информационную карту, сведения приводят к тому, что при подготовке к ОГЭ, при итоговом повторении уже не нужно искать теорию, образцы решений задании, а можно просто открыть собственный справочник, итог проекта, пособие.

С 5 по 11 класс все мои ученики пишут справочники, сначала под моим руководством, затем с 7-8 класса делают это самостоятельно.

В своё время учёный В.Ф.Шаталов предложил «метод опор», но по его методике эту деятельность полностью осуществляет учитель. Основная идея  моего проекта «Пишем справочники» состоит в том, что «опоры» или как я их назвала «информационные карты», а затем и справочники создают для себя сами ученики.

По многим темам с 5 класса ученики сами или под моим руководством создают информационные карты, объединяют их в мини-справочники. Этому предшествует кропотливая работа, когда ученики составляют сначала просто подсказку, шпаргалку самому себе по изучаемому вопросу. Затем, это может быть сжатый конспект по плану учителя, затем без помощи учителя. Задание усложняется, когда для составления информационной карты предлагается целая тема или несколько тем. Ученики сами подбирают справочный материал, обобщают его и систематизируют, выстраивают алгоритмы.

С ростом уровня сложности деятельности учеников растет и уровень самостоятельности, творчества и качества выполняемых работ. Если сначала это были рисунки, схемы, в чистом виде «опоры», затем появились таблицы, справочники, мини сборники. В восьмом и девятом классах ученики способны самостоятельно выстраивать логическую цепочку всей темы, параграфа и даже главы, классифицируют или сводят в систему. Они хорошо делают подборку задач по степени сложности.

В каждую из тем, по которой созданы карты, включен необходимый теоретический материал, формулы, алгоритмы, правила (теория) и образцы решений заданий (практика). Для этого используем приёмы группировки, классификации, выделение смысловых «опор», «сжатие», «уплотнение» материала, отражающие не только отдельные элементы этих знаний, но и взаимосвязь между ними. Каждый ученик стремится проявить смекалку, индивидуальность, творчество, старается сделать свою работу понятной другим и в то же время оригинальной.

Информационная карта 8 класс по теме «Решение квадратных уравнений»:

Теория

Практика

Квадратное уравнение имеет вид ах2+bх+с=0, где а – старший коэффициент, b – средний, с – свободный коэффициент.

Неполные уравнения

Неполным квадратным уравнением называется уравнение вида

ax2+bx=0 или ax2+c=0

1) Если c = 0, то уравнение имеет вид ax2+bx=0.

Правило. Уравнение вида ax2+bx=0 решается разложением на множители – вынесением общего множителя за скобки и всегда имеет два корня, один из которых равен нулю.

2) Если b = 0, то уравнение имеет вид ax2+c=0.

Правило. Уравнение вида ax2+c=0 решается только тогда, когда у коэффициентов а и с разные знаки. Оно решается разложением на множители по формуле разности квадратов.

Полные уравнения

ax2+ bx + c = 0; D=b2-4ac

Если D>0 , то x1,2 = = два корня.

Если D=0, то x1 - один корень.

Если D, то корней нет.

Алгоритм решения:

1.Записать коэффициенты: а, b, с.

2.Вычислить дискриминант D

3.Применить формулу корней квадратного уравнения.

4.Записать ответ

1. Решить уравнение 5х2+15х=0

Решение. Вынесем за скобки 5х: 5х-(х+3)=0 - произведение равно нулю, если один из сомножителей равен нулю.

5х=0 х+3 = 0

х1 = 0 или х2 = -3

Ответ: 0: -3

2. Решить уравнение:

х2 – 16 = 0; х2 = 16;

х1= 4, х2 = -4

Ответ: 4; -4

3. Решите уравнение: 2х2+8=0; х2=-4; решений нет.

Ответ: Решений нет

4. Реши уравнение: 2х2+3х-2=0.

Решение. D=9-4·2· (-2) = 25.

х1=

х2 = = = = 0,5.

Ответ: -2; 0,5.

5. Решите уравнение 2х2-х-6=0.

Решение: х1,2 =

х1 = 2 х2 = -1,5

Ответ: 2, -1,5.

6.Решите уравнение: (2х – 3)(6 – х) =0;

Решение: (2х – 3) = 0 или (6 – х) =0;

2х = 3 или – х =-6;

х = 1,5 или х = 6:

Ответ: 1,5; 6

Информационная карта 8 класс по теме «Владение записью чисел в стандартном виде»

Информационную карту составляли трое учащихся, затем редактировали все вместе. Вот что получилось. Возможно, наши карты не совсем совершенны, но они - результат совместного труда!

Теория

Практика

В науке и технике встречаются как очень большие, так и очень малые положительные числа. Например, большим числом выражается объем Земли – 1083000000000 км3, а малым – диаметр молекулы воды, который равен 0,0000000003 м.

В обычном десятичном виде большие и малые числа неудобно читать и записывать, неудобно выполнять над ними какие-либо действия. В таком случае полезным оказывается представление числа в виде a·10n, где n – целое число.

Например:

125000 = 1,25·105; 0,0031=3,1·10-3;

0,237 = 2,37·10-1

Стандартным видом числа a называют его запись в виде a·10n, где 1 a и n – целое число. Число n называется порядком числа а.

1. Представьте в стандартном виде число а = 4 350 000.

В числе а поставим запятую так, чтобы в целой части оказалась одна цифра. В результате получим 4,35. Отделив запятой 6 цифр справа, мы уменьшили число а в 106 раз. Поэтому а больше числа 4,35 в 106 раз. Отсюда:

a = 4,35·106

2. Представьте каждое из чисел 1083000000000 и 0,0000000003 в виде произведения числа, заключенного между единицей и десятью, и соответствующей степени числа 10:

1083000000000 = 1,083·1012

0,0000000003 = 3·10-10.

Говорят, что мы записали числа 1083000000000 и 0,0000000003 в стандартном виде. В таком виде можно представить любое положительное число.

3. Население Франции составляет 5,9·107 человек, а ее территория равна 5,4·105 км2. Какой из ответов характеризует среднее число жителей на 1 км2?

1) 9,2 чел 2) 92 чел 3) 11 чел 4) 109 чел

Решение: = 1,09·102 =109 чел.

Ответ: 4.

4. Запишите 0,0032 в стандартном виде.

Решение. Чтобы представить 0,0032 в стандартном виде, нужно перенести запятую в числе 0,0032 на три знака вправо. Получим число от 1 до 10. Итак: 0,0032 = 3,2·10-3.

Ответ: 3,2·10-3

Перевод единиц измерения

5. Переведите 155,4 м: а) в километры; б) в сантиметры; в) в миллиметры. Решение. А) Так как 1 км = 1000 м, то надо решить пропорцию:

1 км = 1000 м.

х км = 155,4 м.

= 1,554·10-1 км

Ответ: 0,1554 км или 1,554·10-1 км

Б) Так как 1 м = 100 см, то

1,554 м = 155,4·100 см = 15540 см = 1,554·104 см.

Ответ: 15540 см или 1,554·104 см.

В) Зная, что в 1 метре 1000 миллиметров, найдем, что в 155,4 метрах 155400 миллиметров.

Ответ: 155400 мм или 1,554·105 мм.

Составление информационных карт, а затем и пособий, как один из способов повторения и систематизации изученного материала по математике, является эффективным. Ученикам представляется чёткий алгоритм работы, а составляют они его с большой степенью самостоятельности. Это позволяет выстроить линию зависимости изучаемых вопросов между собой и применять теоретические знания на практике.

Опыт показывает, что проделанная учениками работа должна обязательно иметь эмоциональную оценку: собственную, одноклассников, взрослых, поэтому обязательно планируется и проводится защита проектов, публикация итогов на сайте школы, на других образовательных сайтах или создание собственного.

Самым важным в проектной деятельности, как форме подготовки к экзаменам, является то, что происходит глубокое осмысление проблемы качественной подготовки к ОГЭ, детальное изучение теории, скрупулезное решение заданий, дозировка времени работы, радость общения и память на долгие годы.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области