Познавательно-речевое занятие «Прогулка в лес».
Цель: закрепление знаний детей о диких животных, ознакомление с жизнью животных в зимнем лесу; развитие познавательного интереса, наблюдательности.
Задачи:
- расширять представления о жизни в природных условиях диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях);
- развивать связную речь, умение придерживаться схем – моделей в рассказывании; - воспитывать бережное отношение к живой природе.
Активизация словаря: дикие животные, детеныши, логово, стая.
Оборудование: елочки (искусственные); игрушки диких зверей (олень, лиса, волк, медведь, заяц, еж, белка; вата для имитации снега, презентация «Дикие животные». Снежинки с животными, диск с записями хруста снега, раскраски с изображением лесных животных и трафареты звериных лап.
Предварительная работа:
Беседа о жизни животных в лесу с использованием иллюстраций. Наблюдение за деревьями на участке. Чтение рассказа «Заяц-беляк» Соколов-Микитов.
Методические приёмы.
Игровой метод, использование наглядности, наблюдение, словесные методы и приёмы, проектирование.
Ход занятия
Перед началом занятия воспитатель расставляет ёлочки, на ветки раскладывает вату, под ёлочки ставит игрушки, разбрасывает шишки.
Воспитатель: - Ребята сегодня мы с вами будем наблюдать и рассказывать о жизни диких животных. Но, чтобы узнать о них побольше, мы сейчас отправимся в гости, а куда догадайтесь сами.
Читает загадку:
«В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели, и дубы,
Травы, ягоды, грибы.
Много жителей в нём,
Назовите этот дом». (Лес)
Дети идут «по тропинке в лес» под хруст снега.
В-ль: - Вот мы и пришли в лес. Мы с ребятами покружились и в лесу очутились. Приглядитесь, ребята, что вы видите в лесу?
Дети: - Ёлочки в снегу, большие сугробы, сильный мороз, шишки, звери, птицы не поют.
В-ль: - Ребята, а чем пахнет в лесу? Какой лес?
Дети: - Хвоей, ёлками, свежестью, прохладой. Лес красивый, зимний, сказочный, белый, хвойный, свежий, морозный.
В-ль: - Отгадайте, кто здесь живет?
Загадывает загадки с сопровождением презентации:
***
«У рыженькой малышки
В дупле грибы и шишки»
(Белка)
***
«У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)
***
Он других не обижает.
Ест траву, в лесу гуляет,
Но ветвистыми рогами
Может справиться с волками!
(Олень)
***
Что за зверь идет большой,
Да с рогатой головой?
Этот зверь лесной тропой
Возвращается домой.
(Лось)
***
«Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это?»
(Лиса)
***
«Кто зимой холодной
ходит злой, голодный?»
(Волк)
***
«Косолапые ноги,
Зиму спит в берлоге.
Догадайся и ответь,
Кто же это?»
(Медведь)
***
«Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной».
(Ёжик)
В-ль: - Как вы думаете, в лесу живут только взрослые звери?
Дети: - В лесу живут малыши - детеныши.
В-ль: - А теперь «мамы и папы звери» найдут себе деток, которые называются:
у волка – волчата; у медведя – медвежата; у лисы – лисята; у ежа – ежата; у белки – бельчата; у оленя – оленята; у зайца – зайчата.
Игра «День - ночь с мамой».
Дети по команде «день» бегают, играют, скачут. По команде «ночь» - «звериные семьи» присаживаются на корточки изображая сон. Игра длится 2-3 раза.
В-ль хвалит играков за то, что они не растеряли своих детенышей.
Игра «Кто спрятался в сугробе».
Воспитатель раскладывает на «стол-сугроб» снежинки с изображением животных, поочерёдно переворачивает одну из них, показывает детям и они должны отгадать, кто спрятался (лисята, волчата, бельчата, лисенок, волчонок, бельчонок…).
В-ль: - Кто это? (Лисенок). - А много…? (Лисята).
В-ль: - А это кто? (Волчата). – А один…? (Волчонок) и т.д.
Воспитатель подводит итог прогулки.
В-ль: - Ребята вы столько узнали про жизнь зверей. Что нового узнали вы во время путешествия? Где мы с вами побывали? (В зимнем лесу).
В-ль: - Что же делают медведь и ёж зимой?
Дети: - Они спят.
В-ль: - Назовите детенышей лисы и волка?
Ответы детей: - Лисята, волчата.
В-ль: - А что едят заяц, белка, лось?
Ответы детей: - Грибы, орехи, траву, кору…
В-ль: - Ребята как назвать одним словом всех тех, кто живёт в лесу?
Дети: - Дикие звери.
Дети рассказывают о том, что видели.
В-ль: - Да, хорошо в лесу! Сколько радости дарит людям красота деревьев, забавные животные, поэтому лес нужно любить и охранять, не ломать ветки, не пугать зверей. Зимой в лесу очень холодно и голодно, как вы думаете, чем можно помочь птицам и зверям?
Дети: - Нужно развешивать кормушки с семенами для птиц и хлебом для белочек. Подкармливать зверей в лесу в снежную зиму. Ребята прощаются с лесом, идут обратно по тропинке под хруст снега.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, что это за рисунки на лесной поляне? (На «столе-сугробе» лежат раскраски с изображением зверей и трафареты с картонными силуэтами звериных лап). Кажется, я знаю. Это зимний художник оставил для вас такие картинки в подарок.
В-ль: - А теперь повернись и в детском саду очутись. Зимний лес прощается с вами.