Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сценарий урока литературы в 7 классе "Пейзаж в живописи и литературе".

1.Прививать интерес учащихся к творчеству русских поэтов и художников; 2.Развивать интеллект, логическое мышление, творческие способности учащихся, умение рассуждать, анализировать; 3. Становление в детях чувства сопричастности ко всему человеческому при обращении к искусству как удивительному по силе воздействия гуманизирующему фактору.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Сценарий урока литературы в 7 классе.

Тема урока: «Пейзаж в живописи и литературе».

Тип урока: интегрированный урок (интеграция следующих предметов: литературы, ИЗО, музыки).

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, репродукции пейзажей русских художников (подборка репродукций из серии «Русская живопись»).

Цели урока:

Образовательные:

-формирование у школьников целостного представления о видах искусства;

-повторить понятие «пейзаж», повторить сведения о средствах художественной выразительности;

-научить понимать поэтические образы, анализировать стихотворения;

-развивать навыки целостного восприятия поэтического произведения через выразительное чтение.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине и родной природе;

-воспитать всесторонне развитого человека; -воспитывать эстетически подготовленного читателя, учить языку искусства.

Развивающие:

- прививать интерес учащихся к творчеству русских поэтов и художников; -развивать интеллект, логическое мышление, творческие способности учащихся, умение рассуждать, анализировать;

- становление в детях чувства сопричастности ко всему человеческому при обращении к искусству как удивительному по силе воздействия гуманизирующему фактору.

- научить давать собственную оценку тому или иному произведению искусства, одновременно воспитывая толерантное отношение к мнению сверстников.

Планируемые результаты освоения ООП

Формирование УУД:

умение воспринимать красоту природы с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь доказывать свое мнение (Коммуникативные УУД);

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);

умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя своё личное восприятие. (Познавательные УУД).

Предметные:

Знать, уметь и использовать литературоведческие термины; учиться выразительно читать поэтический текст.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с репродукциями картин; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь доказывать свое мнение. (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя своё восприятие. (Познавательные УУД)

Ход урока.

1.Организационный (мотивационный) этап.

Выразительное чтение учащимся стихотворения поэта А. Шиляева. (слайд.3)

Размышления над смыслом стихотворения.

2. Формулировка темы урока, постановка цели.

Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.

Беседа по вопросам:

- Какая тема нашего урока?

- Какую цель ставим?

Вступительное слово учителя.

Родная природа… Мы слишком часто произносим эти слова, и они потеряли свой первозданный смысл. А между тем это символ жизни всего сущего на земле, символ полноты человеческого счастья. Бездонная синева неба, зеленые океаны лесов, беспредельность Байкала и девственная чистота снежных вершин!

Как много теплых, возвышенных слов сказано о природе!

Ее красота воспета великими мастерами слова: Пушкиным, Лермонтовым, Есениным, Рубцовым… Она воодушевляла на создание шедевров Левитана, Шишкина, Крамского и других замечательных живописцев.

А как часто красота поэтического слова перекликается с оригинальностью пейзажных зарисовок живописца.

Будьте понаблюдательнее и убедитесь в этом сами.

3. Практическая работа (повторить понятие «пейзаж» в живописи и в литературе).

Пейза́ж  в живописи — это жанр изобразительного искусства  , в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

( слайды 4,5)

Пейзаж в литературе - является одним из самых мощных средств для создания воображаемого, мира произведения. В русской литературе почти нет произведений, в которых отсутствовал бы пейзаж как одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Писатели стремились включать этот внесюжетный элемент в свои произведения с самыми разными целями. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему. 

( слайд 6)

Беседа по вопросам:

- Каковы ваши первые впечатления от прочитанных стихотворений?

- Может быть, кому-то из вас один из текстов понравился больше? Если это так, постарайтесь объяснить почему?

- Что общего и какое различие имеет это понятие в живописи и литературе?

- Каким образом изображает художник пейзаж на картине?

- Что используют поэт и писатель, «рисуя» пейзаж?

( запись определений в тетради).(слайды 4,5,6)

Задание.

- Приведите примеры художественных произведений, в которых отчётливо раскрыта роль пейзажа.

Ответы учащихся : (А.Пушкин, повесть «Метель», роман «Дубровский»).

Наблюдение и рассуждение (слайды 7 – 14) :

- Выразительное чтение описания пейзажей картин (читают учащиеся).

- Выразительное чтение учащимися поэтических текстов .

- Развёрнутые ответы на поставленные вопросы. (вопросы на слайдах 10, 12,13,14).

Письменная работа.

Работа с текстом стихотворений. (выполняется в тетрадях).

Выписать из прочитанных стихотворений по 2 примера средств художественной выразительности (эпитеты, метафоры, олицетворения).

Ответы учащихся: (эпитет - «туча рассеянной бури»,«издавала таинственный гром»; метафора – «молнией летучей», «кричат и весело, и важно»; олицетворение – «А ветер, …Глаза тихонько закрывает», «Но струя… смеется над тобой…»).

Подведение итога урока.

Беседа по вопросам:

- Можно ли сказать, что картины могут служить иллюстрацией к художественным произведениям?

- Каким общим настроением проникнуты картины - пейзажи и стихотворения о природе?

Заключительное слово учителя

Нас радуют богатство отечественной лирики природы и красота пейзажного мастерства. Классическая поэзия и русская живопись могут прекрасно послужить гуманистическому делу, являя сегодня «подлинно человеческую меру взаимоотношения с природой»

(А. Е. Тархова).

Литература раскроет вам переживания людей на фоне природы. Живопись даст возможность зримо и ярко увидеть образы природы, созданные художником, а музыка – понять и почувствовать душевные переживания человека. Слушая музыку композиторов,  порой почти зрительно ощущаешь запечатленные в них картины природы. Изображение  природы в искусстве никогда не было простым копированием. Как бы  ни прекрасны были леса, луга, как бы ни манила художников стихия моря. Живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — это живопись, которую слышат», - так перевели изречение Леонардо да Винчи. 

Слушайте и смотрите, как возможно слияние различных видов искусств: литературы, живописи и музыки.

Приложение 2. Клип на стихотворение С. Есенина «Гой ты, Русь моя родная».

Рефлексия.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая была тема урока?

5.1 Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа:

- «мне было трудно понять»;

- «урок понравился, потому….».

- «я усвоил….

5.2. Закончите предложения: (слайд15)

1.На уроке я познакомился (лась) с …

2.Больше всего меня поразило …

3.Поэзия для меня – это …

4.Живопись для меня - это…

6. Домашнее задание. Подберите  репродукции  картин-пейзажей.  Напишите  в  творческой  тетради  небольшой  рассказ  об  одной  из  картин,  найдите  к  нему    литературные  примеры. Выучите понравившееся стихотворение наизусть,

Список использованной литературы

1. Аншевица С.Н. Взаимосвязь литературы, живописи и музыки на уроках литературы// Русский язык в школе.- 1989, №6, с.30-33.

2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе//Литература в школе.- 1996,№5

3. Колокольцев Е.Н. Пейзажная живопись на уроках литературы//Уроки литературы.- 2007,№3,с. 6-10.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области