Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Консультация для педагогов на тему: Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста.

Ознакомить педагогов с особенностями формирования цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста, а также предложить ряд дидактических игр, направленных на формирование цветовосприятия у детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Консультация для педагогов на тему:

Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста.

1 слайд. На сегодняшний день актуально стоит проблема цветовосприятия у детей дошкольного возраста.

2 слайд Цвет – это одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети. Цвет - сенсорный эталон, характеризуемый тремя основными качествами: собственно, цветом (цветовым тоном), насыщенностью и светлотой

Задача педагогов состоит в том, чтобы в процессе обучения познакомить дошкольников с «сенсорными эталонами» в области цвета, научить ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего мира. Дошкольный период — это «золотой возраст сенсорного развития» и упущения в этом возрасте чреваты большими затруднениями в развитии ребенка в будущем. Важно не упустить эту возрастную особенность и не загубить в ребёнке способность к цветовому восприятию.

3 слайд Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Цветовосприятие – это одна из важнейших составляющих сенсорного воспитания. Сенсорное воспитание в свою очередь – это целенаправленное развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Издавна цвет считался одним из важнейших свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека.

В истории педагогики и психологии ученые и педагоги-практики придерживались самых разных взглядов на развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста. Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствуют развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета.

Я. А. Коменский считал, что формирование у детей интереса к цвету должно осуществляться постепенно и строиться с учетом возрастных особенностей.

Он подчеркивал, что необходимо с раннего возраста воспитывать у детей эмоциональное отношение к цвету.

Ф. Фребель. Он считал, что дети учатся различать и использовать различные цвета и оттенки в процессе изобразительной деятельности. Ф. Фребель считал, что при формировании у детей представлений о цвете педагог должен учитывать их интересы, эмоциональные от ношения к тому или иному цвету. Поэтому он считал необходимым предоставлять детям возможность самим выбирать тот цвет краски, который им приятнее и ближе других.

Для обучения детей восприятию различных цветов и оттенков Ф. Фребель предлагал специальные методы и приемы. Во-первых, он рекомендовал рассматривать цвет самостоятельно, несмотря на форму предмета.

4 слайд Во-вторых, Ф. Фребелю принадлежит одна из первых классификаций последовательности называния детьми цветов. Прежде всего, называется чистый цвет сам по себе (красный, зеленый и т.д.). Затем называются цвета по их внутренней силе (темный, светлый и т.п.), и в конце - отдельные цвета по их видам смешивания.

М. Монтессори. Она считала, что формирование чувства цвета играет значительную роль в психофизическом развитии ребенка, но это развитие не происходит само по себе, а требуются специальные усилия педагога.

5 слайд В работе по ознакомлению детей с цветом М. Монтессори следовала четырем этапам:

1. Активные действия самого ребенка, направленные на получение сенсорного опыта;

2. Ассоциация сенсорного восприятия с названием цвета педагогом;

3. Распознавание ребенком цвета по называнию;

4. Запоминание и самостоятельное называние цвета ребенком;

М. Монтессори считала, что эффективная работа по формированию у детей умения различать, называть и использовать различные цвета и оттенки возможна только при наличии специальных дидактических средств.

Ученые педагоги и психологи считают, что у детей необходимо целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета, а также подчеркивать важность проведения специальных наблюдений, занятий, игр.

Знакомство детей с цветом как признаком конкретного предмета происходит сравнительно легко, но точное название цвета, использование его как - опознавательного признака требуют особого целенаправленного обучения.

6 слайд Цвета делятся на главные, основные и сложные. Существует три главных цвета, которые являются «прародителями» и составляющими частями всех остальных цветов: красный, желтый, синий. Иногда их называют первичными цветами, данными нам самой природой. Первичные цвета, соединяясь между собой парами в равных количествах, создают группу вторичных цветов: оранжевый, зеленый, фиолетовый. Все эти шесть цветов образуют группу основных цветов: оранжевый, зеленый, фиолетовый, красный, желтый, синий. Если соединить все три главных цвета, обязательно соблюдая одинаковое количество трех составляющих, то получится третичный цвет - коричневый.

Все остальные цвета, полученные в различных комбинациях, могут быть «четвертичными», «пятеричными» и т. д. Но их называют проще - сложными цветами. Кроме того, для удобства цветового анализа все эти цвета разделены на легкие, средние и тяжелые, а также на теплые, холодные и нейтральные. Исходя из чего тот или иной цвет можно назвать легким, средним или тяжелым. Вообще, легкими считаются холодные, светлые и малонасыщенные цвета, например, цвета неба. Тяжелыми считаются теплые, темные, плотные цвета - коричневый, оливковый и т. д. Теплыми являются все цвета огня, то есть красно-желтая гамма цветов. Холодными - все цвета льда и воды, то есть зелено-голубоватая и синяя гаммы цветов.

Цвет оказывает на ребенка огромное эмоциональное воздействие мы, педагоги, должны открыть цвета детям и научить видеть в предметах цветовое разнообразие.

С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности.

7 слайд Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

К 3-4 годам у детей возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов. В три года нормально развивающиеся дети знают названия двух трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов.

За каждым цветом закрепляется типичная ассоциация: красный - помидоры; оранжевый - апельсин; желтый - солнце, цветок; зеленый -лягушка, трава; голубой - небо, вода; синий - море; фиолетовый - (наиболее трудный) свекла, баклажан.

К четырем-пяти годам, как только ребенок научился распознавать и называть цвета, это умение помогает ему усваивать новую информацию. На этом этапе педагог обращает внимание на роль цвета в окружающей жизни.

8 слайд Так, девочки в числе наиболее приятных им цветов назовут розовый, красный, фиолетово-сиреневый. А мальчики отдадут предпочтение черному, коричневому и зеленому.

9 слайд В формировании у детей дошкольного возраста представлений о цвете педагоги (Венгер Л. А., Пилюгина Э.Г., Семенова В.Я) выделяют ряд этапов.

Первый этап – отождествление и идентификация предметов. Обучаем ребёнка таким практическим действиям, как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребёнок видит их одинаковость или неодинаковость. Одновременно следует ввести словесное обозначение идентифицируемых понятий: такой – не такой, одинаковый – разный.

10 слайд Второй этап – обучение нахождению идентичного предмета по цвету. На этом этапе взрослый обучает ребенка концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов – цвете. Вводятся основные цвета спектра красный, синий, желтый, зеленый, но первоначально могут предъявляться только два (например, красный и синий). Инструкция, которую предлагает взрослый ребенку: «Дай такой же».

11 слайд Третий этап – соотнесение цвета предмета с эталонами цвета. Усвоение сенсорных эталонов представляет значительные трудности. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение предмета.

Четвертый этап – выбор ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого. Основной тип инструкции на этом этапе заключается в том, чтобы ребенок дал предмет определенного цвета.

12 слайд Пятый этап – формирование у ребенка умения словесно обозначать цвет. Актуализация названий цветов спектра в речи ребенка во временном отношении длительна. В случае особых трудностей этот процесс может быть разделен на более короткие этапы. Взрослый оказывает ребенку дозированную помощь, используя различные способы речевой поддержки: называет цвет сам и просит повторить название, подсказывает первую букву или первый слог слова или задает наводящий вопрос. На более продвинутом этапе детям предлагают кроме основных четырех цветов добавить также белый, черный, оранжевый и фиолетовый цвета спектра. После формируется умение сопоставлять цвета и их сочетания и оттенки. Когда обозначают оттенки цвета, обычно указывают на их светлоту (тёмно-зелёный, светложелтый), имея в виду яркость. Дошкольникам вполне достаточно усвоить изменяемость цветовых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков.

13 слайд Шестой этап – обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.

Седьмой этап – обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности.

Но что делать, если ребенок не может выделить цвет и назвать его, даже после длительного обучения?

14 слайд Ещё совсем в недалёком прошлом люди могли даже не догадываться, что страдают цветной слепотой и что их любимая предмет вовсе не серый, а малиновый или зелёный. Сегодня офтальмологи выявляют дальтонизм у детей ещё в дошкольном возрасте. Редким данное заболевание не назовёшь, хотя страдают им преимущественно мальчики.

15 слайд Причины дальтонизма?

В сетчатке глаза находятся цветочувствительные рецепторы. Эти нервные клетки в медицине называются колбочками.

Вопрос в том, почему у кого-то всё в порядке, а для кого-то мир не сияет всеми оттенками радуги. На самом деле причины дальтонизма у детей до сих пор ещё изучаются учёными. На данный момент времени они выделяют две группы факторов, способствующих развитию данной патологии.

Наследственное заболевание

Чаще всего дальтонизм передаётся ребёнку по наследству, причём исключительно по материнской линии. Около 8% мальчиков и только 0,4% девочек ставят такой диагноз.

Однако учёные выяснили, что есть уникальные случаи, когда дальтонизм нельзя назвать наследственным или генетическим заболеванием. Сегодня всё чаще ставится вопрос о том, что это всего лишь особенность зрения — причём уникальная. Например, ребёнок не различает красный цвет, но при этом видит большое количество оттенков хаки, которые сливаются в одну тональность для тех, кто обладает нормальным зрением.

Диагностируется наследственный дальтонизм у детей дошкольного возраста с помощью специальных тестов.

Приобретённое заболевание

В редких случаях наблюдается развитие дальтонизма вследствие повреждения зрительного нерва или сетчатки глаза.

Приобретённое заболевание протекает гораздо тяжелее, чем наследственное. Оно чревато различными осложнениями для зрения, поэтому требуется постоянное наблюдение у офтальмолога. Но как родителям и педагогам своевременно распознать дальтонизм у ребёнка ещё до тестирования перед школой? Есть ли у этой патологии какие-то особые симптомы?

16 слайд Симптомы

Есть несколько методик, как определить дальтонизм у ребёнка ещё до тотальной проверки перед школой. Их могут использовать родители и педагоги самостоятельно после того, как малышу исполнится 3 года. К этому времени цветовая гамма уже достаточно сформирована и патологию при желании можно заметить.

Если у вас появились какие-то подозрения насчёт того, не дальтоник ли ребенок, устройте ему небольшие испытания. Результаты развеют или подтвердят ваши сомнения.

Понаблюдайте, как ребёнок раскрашивает картинки. Признаки дальтонизма — если у него трава постоянно не зелёная, а коричневая (к примеру), небо — не синее, а зелёное. Это один из первых тревожных звоночков.

Положите перед ним два одинаковых предмета (можно мячики), но разного цвета. Причём один должен быть серым или чёрным, а второй — ярким. При нормальном зрении дети тут же тянутся ко второму. При патологии они будут в замешательстве, могут задуматься и взять любой предмет наугад.

Ещё один признак — постоянная путаница в цветах. Малыш их знает, уверенно называет, но на практике для него светло-розовый — это белый (к примеру).

Все эти признаки дальтонизма могут увидеть у детей внимательные педагоги и родители. При первых же подозрениях на патологию нужно проконсультироваться у офтальмолога, который либо подтвердит, либо опровергнет диагноз.

17 слайд Чтобы проверить ребёнка на дальтонизм при подозрении на патологию, нужно записаться на приём к офтальмологу. Он определит особенности цветового восприятия с помощью специальных полихроматических таблиц Рабкина. Это рисунки, на которых — круги, точки с разным диаметром и цветом, но с одинаковой яркостью.

Маленький дальтоник не может увидеть на них изображение, скрытое в схеме, — для него картинка будет однородной. Если со зрением проблем нет, он различит геометрические фигуры и цифры из кружочков одного цвета.

Так проводится диагностика дальтонизма у детей повсеместно, потому что таблицы Рабкина используются во всём мире. Они достоверно устанавливают степень и вид патологии цветового восприятия.

18 слайд Дидактическая игра в развитии цветовосприятия дошкольников.

Ведущими средствами в сенсорном воспитании детей являются дидактические игры и игрушки. Это прослеживается от дидактики Фребеля до наших дней. В психолого-педагогическом словаре дидактические игры понимаются как специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.

19 слайд Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

Дидактические игры, направленные на формирование чувства цвета, обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с цветом. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству цвета, дифференцировать по основному цвету и оттенкам. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета.

20 слайд В целях развития цветовосприятия детей раннего возраста дидактические игры традиционно соединяют в себе несколько задач:

Развивать цветовосприятие: учить обследовать предметы, выделять и называть их по цвету; соотносить и группировать однородные и разнородные предметы по цвету; сравнивать предметы и устанавливать тождество по одному из сенсорных признаков; по словесному заданию находить предметы по цвету; выбирать цвет самостоятельно для передачи особенностей хорошо знакомого предмета.

Развивать зрительные функции: цветоощущение, поле зрения, остроту зрения.

Развивать произвольное внимание

Обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «названия цветов», «такой же», «разный»; После освоения практических действий у детей формируются сенсорные эталоны – образцы основных цветов, с которыми он сопоставляет окружающие предметы. В играх у ребёнка формируются образы предметов с характерными для них цветовыми свойствами. На основе практических действий по различению цвета и системы эталонов и цветовых образов предметов ребёнок учится определять цвет предмета в "уме", т.е. мысленно, уже не прибегая к практическим действиям: эти же действия он начинает выполнять в умственном плане и происходит мгновенное различение цвета. В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в определённой последовательности.

21 слайд Работа по формированию цветовосприятия опирается на следующие принципы:

- принцип последовательности: предполагает постепенное усложнение предлагаемого материала;

- принцип наглядности: осуществляется с опорой на зрительные, слуховые, чувствительные анализаторы;

- принцип синзетивности: средний дошкольный возраст является синзетивным в усвоении цвета;

- принцип доступности и активности;

- принцип практичности: предполагает обучение детей на практике использованию полученных знаний и умений;

- принцип системности;

- принцип индивидуальности: предполагает учёт индивидуальных особенностей личности ребёнка;

- принцип развития: осуществление работы с учётом ведущей деятельности ребёнка – игровой, предметно-практической

22 слайд Использование дидактических игр по цветовосприятию в практике работы с дошкольниками

Задача педагога - помочь ребёнку открыть для себя многоцветие мира, получить радость от этого открытия.

Целью дидактических игр является формирование у детей представлений об окружающем нас разноцветном мире, знакомство детей с понятием «цвет», определением основных и дополнительных «цветов», оттенков цвета методом наложения и приложения, выбора по образцу, выделению нужного цвета из множества других, обучению детей названием «цветов»; знакомство с понятиями: «такой же»; «не такой»; «одинаковый»; «разный», формирование умений анализировать цвет предмета, дифференцировать и сравнивать предметы по цвету. В работе по развитию восприятия цвета используются как традиционные дидактические игры и пособия, такие как пирамидки, вкладыши, конструкторы, разноцветные мячики, игры с песком и водой, формочки, мозаики, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и т.д., так и самостоятельно изготовленные из разных материалов и бросового материала: пластмассовых бутылок, формочек, теннисных и маленьких резиновых мячиков, баночек, крышек от бутылок, прищепки, цветные резинки, пустые формочки от киндер-сюрпризов. Различные игры по цветовосприятию используются в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной игровой и досуговой деятельности, в индивидуальной работе, в проектной деятельности.

23 слайд Все дидактические игры разделены по этапам формирования восприятия цвета дошкольников:

Игры на накопление сенсорного опыта, развитие предметно-манипулятивной деятельности («Цветные дорожки и домики», «Цветные шарики»)

24 слайд 2. Игры на нахождение идентичного предмета по цвету («Мышки», «Спрячь зайчика», «Разноцветные колечки», «Цветные коврики», «Собери по цвету шарики», «Собери бусы по цвету», «Вставь цветные грибочки в отверстия», «Цветные клубочки», «Помоги куклам найти свои игрушки», «Сделаем куклам бусы», «Подбери пару»)

25 слайд Игры на соотнесение цвета предмета с эталонами цвета, словесное обозначение цвета («Разноцветные стаканчики», «Аквариум», «Разноцветные паровозики», «Бусы для матрешки», «Подари куклам платочки», «Подари куклам шарфики», «Подари куклам бантики»)

26 слайд Выбор предмета по цвету по словесной инструкции взрослого

Обобщение и классификация предметов по признаку цвета

27 слайд Таким образом, систематическая, последовательная работа с детьми по сенсорному развитию, в частности цветовосприятию, на основе дидактических игр способствует не только развитию зрительного и цветового восприятия, но и формирует познавательный интерес, что в значительной мере способствует эффективной работе с ребенком в других направлениях. Правильно организованные и подобранные дидактические игры по цветовосприятию позволяют целенаправленно и ускоренно формировать восприятие цвета, помогают обнаружить пробелы и устранить пробелы в восприятии ребёнка; позволяют в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс дошкольного возраста. Используя знания как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится совершеннее.

28 слайд Спасибо за внимание!

Учитель- дефектолог высшей квалификационной категории:

Ченцова Екатерина Андреевна

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 19.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области