План-конспект урока.
Вид занятий: Тематическое рисование.
Тема урока: «Замок с привидениями».
Цель урока: Научить детей видеть тональные градации и определять тональный масштаб изображения; развить умение изображать прозрачные предметы и пространство за ними.
Задачи урока:
Обучающие: научить детей различать тональность; обучить навыкам работы с белилами; научить видеть главное, второстепенное, третьестепенное.
Развивающие: развить наблюдательность; чувство пятна, цвета; развить композиционное мышление; обогащение изобразительного опыта.
Воспитательные: аккуратность; последовательность действий; расширение кругозора.
Оборудование урока:
Для учителя: доска, мел, наглядный материал, указка.
Для ученика: мольберт, стул, скотч, лист бумаги, карандаш, ластик, гуашевые краски, кисти, непроливайка, тряпка.
Наглядность: изображения замков, ночных пейзажей, привидений, работы детей на данную тему.
Методы: наглядный, педагогического рисования, педагогической поддержки.
Путь урока.
Организационный момент.
Объявление и объяснение темы урока, разъяснение целей и задать.
Демонстрация наглядного материала.
Объяснение на примере наглядного материала тонального масштаба работы (от тёмного к светлому: небо и земля, замок, привидения).
Рисование на доске возможных вариантов компоновки в листе объектов изображения, и уточнение того, какой величины должны быть привидения на работе, и что они должны пересекать много объектов изображения.
Начало работы. Рисование детьми эскизов на базе рассказанного учителем материала и анализа наглядных пособий.
Индивидуальная работа с каждым учеником. Утверждение эскизов.
Перенесение эскиза на большой формат.
Работа цветом. Общий колорит работы берётся с учётом того, что по заданию мы пишем именно ночной пейзаж. Так как в композиции преобладают тёмные оттенки нужно ввести яркие пятна, ими будут луна и горящие окна замка. Нужно работать цветом в соответствии с указанной ниже последовательностью, которая помогает создать тональные градации. Привидений пишем в последнюю очередь.
- Начинаем с фона (не закрашивая привидений, попавших на фон):
а. Самое тёмное - ночное небо (различные оттенки синего, фиолетового, бордового и т.д.), самое яркое пятно на небе - луна;
б. Второе тёмное место по тону после неба – земля (мостовая, каменная дорога).
10.Пишем замок (не закрашивая привидений). Третье тёмное пятно после неба и земли. Самые яркие пятна на замке – горящие окна.
11.Работа над привидениями. Объяснение как писать прозрачные по тону и по цвету объекты, возврат к наглядным пособиям, повторный рассказ тоновую градацию в работе. Привидения – самые светлые по тону и цвету в работе. Часть привидений (голова, туловище, руки) нужно писать гораздо светлее по тону и бледнее по цвету того фона (части работы), на который попадает. Например: если туловище летающего привидения попадает на небо, то нужно использовать светло-голыбе, светло-фиолетовые, светло-синие, светло-бордовые. Это достигается при помощи белил (много белил и мало цвета). Так привидение получается прозрачным и разноцветным (так как разные части его тела попадают на разные части рисунка – небо, замок, землю).
12.Прорисовываание мордочек привидений – лицо пишется в зависимости цвета головы.
13.Дорисовывание, исправление ошибок (если привидение недостаточно светлое или предметы сливаются по тону или перепутаны по тону).
14. Подведение итогов. Просмотр работ учителем совместно с учащимися.