Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Обучение грамоте детей с задержкой психического развития в подготовительной к школе группе»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Костромы «Детский сад № 53»

Почтовая ул., 10 г. Кострома, Костромская обл.,156022.

Тел(факс) (4942) 53-56-31; E-mail: mbdoyds5356@mail.ru

Название публикации: «Обучение грамоте детей с ЗПР в подготовительной к школе группе»

Автор: Любовь Александровна Долгих, учитель-дефектолог первой квалификационной категории, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №53» города Костромы

Аннотация: В данной статье рассматривается процесс обучения детей с ЗПР подготовительной к школе группы по разделу «Обучение грамоте», раскрываются цели и задачи по коррекционной деятельности , а также мероприятия, способствующие реализации данных задач и коррекции недостатков в развитии.

Ключевые слова: задержка психического развития, обучение грамоте

В настоящее время увеличилось число детей имеющих задержку психического развития (ЗПР), по сравнению с предыдущими годами. Что же такое ЗПР? Рассмотрим подробнее. Данное понятие подразумевает под собой особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом. В чем же это проявляется? А вот в чем. У таких детей быстрая истощаемость, недостаточная познавательная активность, незрелая эмоционально-волевая сфера, не сформирована произвольная регуляция поведения, нет мотивации к учению. Все это обуславливает создание специальных условий и коррекционных мероприятий, направленных на преодоление имеющихся трудностей. А в подготовительной к школе группе основной целью работы специалиста становится подготовка детей к дальнейшему обучению в школе и оказание всей необходимой помощи их родителям.

Моя работа, как учителя-дефектолога, работающего с детьми с ЗПР в подготовительной к школе группе складывается из различных направлений, но сегодня я хочу рассказать о том, как я организую деятельность с детьми по разделу программы «Подготовка к обучению грамоте».

Впервые взяв на себя ответственность проводить занятия с детьми с ЗПР в подготовительной к школе группе по обучению грамоте, я начала с определения цели и задач работы. Свою рабочую программу я составила на основании программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» авторов Г.М. Капустиной, С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер.

Я определила цель работы: подготовка детей с ЗПР подготовительной группы к обучению грамоте с использованием разнообразных средств, методов и приемов.

Для решения которой, поставила следующие задачи:

Развитие слухового восприятия.

Формирование представлений о звуке, букве, ее образе.

Закрепление полученных знаний о букве, звуке, с помощью различных приемов.

Развитие психических процессов: внимание, памяти, мышления, восприятия, воображения.

Воспитание положительного отношения к занятиям.

Воспитание дружелюбия, стремления доводить начатое дело до конца и добиваться поставленной цели.

Профилактика переутомления путем использования физминуток, пальчиковых гимнастик и гимнастик для глаз

Поскольку в старшей группе наши дети уже усвоили некоторые гласные и согласные звуки и буквы, мне предстояло продолжать работу по ознакомлению детей со звуками и буквами алфавита, совершенствованию слухового восприятия.

Свою работу строю из нескольких этапов:

- развитие слухового восприятия

- знакомство с буквой

- знакомство со слогом

- знакомство со словом

- знакомство с предложением

Для обозначения звука я изготовила фишки - квадраты трех цветов: красный (для обозначения гласного), синий и зеленый (для обозначения твердого и мягкого согласного), а также карточки схемы прямоугольной формы, на которых нарисованы 2,3,4 и 5 клеточек. Данные карточки мы используем для обозначения фишками слога (с двумя клеточками), слова из трех букв, четырех букв и пяти букв. Такая система детям понятна для использования и легка для усвоения. Эти карточки я использую как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Опираясь на особенности и возможности наших детей я поняла, что этого недостаточно для полного усвоения материала и чтобы разнообразить деятельность по усвоению непростого материала изготовила несколько игр, которые использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

«Собери букву»

Цель: Закрепление образа изучаемой буквы, расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики.

Описание игры: на каждой части разрезной буквы нарисован предмет, название которого начинается с данной буквы. Буквы отличаются по цвету: красные – гласные, синие – согласные

Ход игры:

Ребенку предлагается буква, разрезанная на части и задание соединить части так, чтобы получилась буква. После того, как ребенок собрал букву, предлагается назвать каждую картинку на букве и первый звук.

Также ребенку можно предложить составить предложение с любой понравившейся картинкой.

«Собери слово»

Цель игры: расширение знаний детей об образе букв, слов, закрепление умения соотносить слово с картинкой, закрепление знаний о составе слова, о звуках и их обозначении цветными фишками.

Описание игры: Игра представляет собой цветные картинки с изображенными на них предметами и разрезанными на определенное количество частей: три, четыре, пять. Внизу каждой картинки написано название, число букв соответствует количеству частей, на которые разрезана картинка. Например, картинка ДОМ, разрезана на три части по вертикали, внизу каждой части одна из букв от названия картинки. Таким образом, когда ребенок собирает картинку, в результате получается целостное изображение и слово.

Ход игры: ребенку предлагается собрать картинку, назвать буквы, сосчитать количество, определить их место расположения. Далее предлагаю взять карточку-схему прямоугольной формы с соответствующим количеством клеточек. Если три буквы, то три клеточки и т.д. Затем с помощью цветных фишек мы обозначаем звуки.

Таким образом решается множество задач и более основательно закрепляются знания о букве, звуке и слове.

«Подбери картинку к букве»

Цель игры: Закрепление навыка соотнесения буквы и картинки, название которой начинается с данной буквы.

Описание игры: Игра представляет собой карточки-половинки. С одной стороны буква, с другой – картинка.

Ход игры: ребенку предлагается найти картинку, которая начинается с данной буквы, или наоборот подобрать букву к картинке.

Также наши дети с удовольствием выкладывают буквы из фасоли, счетных палочек, мелких предметов, дорисовывают буквы мелом на доске, дописывают недостающую часть буквы, находят домик для буквы и т.д.

Только тогда, когда работа по усвоению материала ведется всесторонне это создает устойчивую «почву» для закрепления полученных знаний и дальнейшего их использования по мере необходимости.

Игры могут быть разнообразны, главное, чтобы они соответствовали возрасту наших детей их возможностям и создавались условия для расширения и пополнения знаний. А когда эти игры сделаны вашими руками с доброжелательностью и любовью к детям они становятся вдвое ценнее.

Источники.

1. Верещагина Н.В. «Особый ребенок в детском саду»: Практические рекомендации по организации коррекционно – развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009г.

2.Программы подготовки к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 ∕Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2003г.;

3. Программы подготовки к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий ∕Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М.: Школьная Пресса, 2004г.

.

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития

Тема: «Путешествие со звуком С, Сь буквой С»

Цель: Ознакомление со звуком С, Сь буквой С.

Задачи: Образовательные:

1. Пополнить знания о звуках С - Сь, букве С, ее зрительном образе.

2. Закрепить умение соотносить звук с буквой;

4. Закрепить умение составлять предложения;

5. Совершенствование звукобуквенного анализа и синтеза слогов;

Развивающие:

1 Развивать фонематическое восприятие путем определения звука в слове и его твердости и мягкости.

2. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, мышление

3. Пополнять словарный запас детей.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.

Воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию.

Формировать доброжелательное отношение к друзьям.

Здоровьесберегающие:

1. Следить за правильной осанкой

2. Создавать условия для успешной деятельности детей путем физминутки, гимнастики для глаз и разнообразных заданий и упражнений сменяющих друг друга.

Оборудование: магнитная доска, разрезные буквы, карандаши, образец буквы С,

Технические средства: музыкальный центр.

Интегрируемые области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие

Методы и приемы:

Словесные: рассказ, объяснение, вопросы, инструкция.

Нагдядные: демонстрация дидактического материала, рассматривание образца буквы.

Практические: собирание разрезной буквы, письмо в тетрадях.

Игровые: сюрпризный момент, игры и упражнения.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята ,сегодня мы отправимся в путешествие по планете Сатурн, на которой нам предстоит посетить станции и выполнить задания, только тогда мы сможем завести мотор у нашего самолета-ракеты, чтобы отправиться на нашу планету Земля. Каждая станция волшебная она начинается со звука С.

- Вы готовы отправиться в полет? Тогда заводим мотор, произнося звук «С», закрываем глаза и полетели. (Фон: звук полета ракеты)

- Открывайте глаза. Мы приземлились на планету Сатурн. Посмотрите, как здесь красиво! Голубое небо, птицы поют, солнышко светит, а какие здесь красивые деревья и цветы….

А вот и первая станция. Она называется «Словарик»

Что за буква светитсяСтарым ясным месяцем?Полумесяц в небе темномБуквой С повис над домом

На этой станции мы познакомимся со звуком «С» и буквой С и Сь.

Буква С согласная, бывает твердая и мягкая. А выглядит буква С так: (рисую букву на доске)

Каким цветом мы ее будем выделять?

- Верно синим – твердую С, зеленым мягкую С

Давайте сейчас нарисуем ее в воздухе.

А вот и первое задание. Нам нужно отгадать какое слово на звук С спрятано в описании. Готовы?

(Слива)Это фрукт, растет в саду на дереве, овальной формы внутри есть косточка

(Сапоги). Это обувь. Бывают мужские и женские, одеваем зимой, весной или осенью, бывают с молнией.

(Светофор). 3 «глаза»: желтый, зеленый, красный.

Молодцы, ребята. Мы справились, теперь можем отправляться на следующую станцию. (встаем у стульчиков и имитируем движение ходьбы)

Вот и следующая станция. «Скороговорушка»

Нам нужно проговорить правильно скороговорки.

- У Сени и Сани в сетях сом с усами.

- Синичка – воробью сестричка.

- Сеня сено в сени нес, щекотало сено нос.

- У Степана есть сметана – семь копеек туесок.

Молодцы все справились. Отправляемся дальше.

Станция «Собирашкина»

Здесь нам нужно собрать разрезную букву С. (дети собирают разрезную букву. Если испытывают затруднения, то выставляю образец на доску)

А теперь надо назвать предметы на эту букву которые нарисованы на ней.

Молодцы, отправляемся дальше.

Гимнастика для глаз.

Станция «Смотрелкина»

На доске нарисована буква С и три дорожки от нее перепутаны. В конце одной дорожки домик для буквы.

Буква потерялась и не знает по какой дорожке идти. Ребята, нужно найти глазками дорожку которая приведет букву домой. Без вашей помощи ей не справиться.

- Молодцы все справились.

Идем дальше.

Физминутка «Космос»

Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте), В космос мы летим опять ( соединить руки над головой)

Отрываюсь от земли( подпрыгнуть)Долетаю до луны(руки в стороны покружиться)На орбите повисим (покачать руками вперед – назад)И опять домой спешим (ходьба на месте)

Следующая станция «Самостоятельная»

Здесь нам нужно обвести и прописать букву С в прописи.

Но сначала поиграем с пальчиками

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Предлагаю поиграть, игра называется «Найди звук С». Я буду называть слова, а вы должны определить где он находится в начале, середине или в конце.

Слова: солнце, космос, мороз, сено, силос, барбос, матрос, стоп, колбаса.

Молодцы. Мы прошли все станции и теперь нам можно заводить мотор нашего самолета – ракеты, закрыть глаза и полететь. Вперед, ребята!

Вот мы и вернулись домой Какую букву мы сегодня изучали?

Что вам запомнилось больше всего? Что понравилось? Вы все настоящие космонавты. За это вы получаете космические награды – медали.

Спасибо.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области