Конспект
Организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста
По познавательному развитию на тему:
«Играем с Машей и Медведем»
Цель занятия:
Развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников. Создание условий для развития познавательной активности посредством помощи героям сказки «Маша и медведь»
Задачи
воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе;
Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сказочным персонажам, вызывать сочувствие и желание помогать.
Воспитывать культуру общения и культуру поведения;
Воспитывать интерес к занятию, чувство успеха;
Воспитывать сдержанность, усидчивость;
Воспитывать стремление совершать добрые дела
- образовательные:
Продолжать узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры;
Закрепить умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам (схемам) при решении практических задач;
Формировать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или»;
Соотносить цифры с количеством предметов;
Формировать умение понимать задачу и выполнять её самостоятельно;
Систематизировать знания детей на развития познавательных интересов, интеллектуального развития, через расширение кругозора детей.
- развивающие:
Развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие;
Развивать слуховое восприятие, логическое мышление, мелкую моторику рук;
Структура ООД
1. Организационный момент.
- Формирование мотивационной основы
2. Практический этап.
а). Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.
Физкультминутка «Зайчики»
б). Совместная работа с блоками Дьенеша и кругами Эйлера.
в). Игра «Математическая молчанка»
3. Рефлексия
Ход ООД
1. Организационный момент.
Формирование мотивационной основы
Дети входят в группу под музыку.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- Ребята, вы любите получать письма, открытки, посылки?
- Сегодня утром я нашла в группе красивую коробочку (посылку). На посылке указан электронный адрес скайпа. А вот от кого она и для чего она здесь, мы узнаем, когда свяжемся с отправителями по скайпу.
2. Основная часть.
На мультимедийном экране появляется анимация – Маша и Медведь, созданная в компьютерной программе Crazy Talk Pro (на экране Маша и Медведь приветствуют детей)
Воспитатель: Ребята, вы узнали из какой сказки наши гости?
Дети: из сказки «Маша и Медведь»
Воспитатель: Молодцы. Угадали. А сейчас послушаем, что хотят нам сказать наши гости.
Медведь: «Нам стало в лесу скучно. Дело в том, что мы с Машей очень любим у себя в лесном домике заниматься математикой. Но есть такие задания, с которыми мы не можем справиться. Мы вам послали посылку, в которой есть конверты с заданиями. Помогите нам, пожалуйста».
Воспитатель: Ребята, а вы любите оказывать помощь?
Дети: Да, очень любим.
Воспитатель: Да, действительно, в коробке есть конверты от Маши и Медведя (на конвертах изображены Маша или Медведь).
- Чей же конверт откроем первым?
Дети: Машин, так как она девочка, а девочкам надо уступать.
(Воспитатель берет Машин конверт и читает задание)
Задание: «Найди форму»
Читаю: «Дорогие ребята! Помогите нам вспомнить какие геометрические формы бывают у разных предметов»
Воспитатель: У вас на столах лежат геометрические фигуры. Надо выложить геометрической фигурой форму предметов, которые я буду называть.
Например: «тарелка» - Какая форма у тарелки?
Дети: Круглая
Воспитатель: Правильно, значит необходимо положить круг. А дальше думайте сами.
Воспитатель: (называет слова) Морковка, дверь, яблоко, книга.
- Какие геометрические фигуры выложил Леня (Арина, Даша)
Дети: круг, треугольник, прямоугольник, круг, прямоугольник.
Воспитатель: Сколько всего фигур?
Дети: пять
Воспитатель: А какие еще фигуры вы знаете?
Дети: Квадрат, ромб, трапеция, овал, шар, цилиндр.
Воспитатель: Молодцы, как быстро вы справились с заданием.
- А сейчас возьмем конверт от Медведя.
Задание: «Дорожки для друзей»
Читаем: «Мы с Машей очень любим, когда к нам приходят в гости зайчата, но они такие непоседы, разбежались по лесу и не знают, как к нам быстро добраться. Помогите зайчатам найти короткую дорожку».
(У каждого ребенка изображение зайчика, конверт с геометрическими фигурами и схемой (рис. 1)).
Рисунок 1 – Образец одной из предложенных детям схем
Дети по схеме выкладывают дорожку (рис.2), предварительно, напомнив, что начинать выкладывать можно с любой фигуры.
Рисунок 2 – «Дорожка для друзей», выложенная по схеме (рис.1)
Во время выполнения задания, предлагаю детям, которые быстро справились с заданием, помочь другим детям или проверить правильность выполнения задания у других детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все справились с заданием, помогли друг другу. Я думаю, что зайчата, быстро найдут домик Маши и Медведя.
Воспитатель: Посмотрим, о чем нас попросила Маша.
Задание. Читаю: «Дорогие ребята, подскажите нам, как можно развлечь зайчат, в какие игры поиграть с ними?»
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Маше и Медведю как мы проводим физкультминутку. (Дети выходят в центр группы, проводится физкультминутка «Зайчата»)
Физкультминутка «Зайчата»
Зайчикам не будет скучно
Сделаем зарядку дружно?
Вправо – влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок – скок – скок.
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляйте, детки, шаг,
Шаг на месте, стой!
Вот так!
Воспитатель: Вот мы и поиграли с Машей, и отдохнули. (Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом).
Воспитатель: А сейчас возьмем конверт от Медведя.
Задание: «Разложи пирожки»
Читаю: «Мы с Машей напекли пирожки разной формы и размера для гостей. Помогите разложить пирожки по тарелкам, зная, что одни гости любят только треугольные пирожки, а другие - большие»
На подносе лежат блоки Дьенеша («пирожки»). На полу круги Эйлера с символами (рис.3). Дети по очереди подходят к подносу, берут по два блока и раскладывают в круги Эйлера («тарелки»), соответственно символам, указанным на кругах.
Рисунок 3 – Круги Эйлера с символами
- обозначение треугольной формы
- обозначение большого размера
Путем рассуждения дети приходят к выводу: что бы положить большие и треугольные «пирожки», круги («тарелки») необходимо соединить, как показано на рис. 4.
4
Рисунок 4 – «Пирожки для друзей»
Вопросы:
- Какие пирожки лежат на 1 тарелке?
Дети: Все треугольные
- Какие пирожки лежат на 2 тарелке?
Дети: Все большие
- Какие пирожки лежат на 3 тарелке?
Дети: Все большие и треугольные
- Какие пирожки не положили на тарелки (4)?
Дети: Небольшие и не треугольные
- Ребята, давайте покажем нашим героям еще одну игру, в которую можно поиграть с зайчатами.
Задание: Игра «Математическая молчанка»
Воспитатель: Напоминаю детям, что главное в игре не говорить, а показать ответ цифрой из веера
- сколько пальцев на правой руке
- сколько у вас глаз
- сколько хвостов у собаки
- сколько лап у кошки
- сколько глаз у светофора
Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием.
Воспитатель: Остался последний конверт. На нем фотографии и Маши и Медведя.
- Что же там? А там сюрприз. Фотографии на память от наших гостей (фотографии из мультфильма «Маша и Медведь» (Приложение 7)). Воспитатель раздает детям фотографии. Дети благодарят Машу и Медведя за подарок.
Маша и медведь благодарят детей за помощь и прощаются.
3. Рефлексия
Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии и создать ситуацию успеха.
(Дети стоят кругом с воспитателем)
- Кто был в гостях у нас?
- О чем просили наши гости?
- Какие задания вам понравилось выполнять?
- При выполнении, каких заданий вы затруднялись?
- Вам понравилось помогать друг другу, оказывать помощь сказочным героям?
- Вы все были сегодня молодцы. Хорошо справились со всеми заданиями. Вы помогли нашим героям, я думаю, им не будет скучно в лесу. Теперь они узнали, чем можно заняться и как развлечь гостей.
- А теперь попрощаемся с нашими гостями. (Дети прощаются, уходят)
Приложение 1
Рисунок 1а – Игры с кругами Эйлера
Рисунок 1: Дидактическая игра с двумя обручами
Приложение 2
Рисунок 2а: Игры с кругами Эйлера *
Рисунок 2б: Игры с кругами Эйлера **
___________________________________
Рисунок 3 – Игры с кругами Эйлера и блоками Дьенеша
Рисунок 4: Игры с блоками Дьенеша «Дорожки»
Приложение 4:
Рисунок 5 – Алгоритмы «Тропинка для мышат»
Рисунок 6 – Алгоритмы «Необычные фигуры»
Приложение 5
Словесно – логические игры
Подбери по величине
Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (размер).
Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т.д.) двух размеров – большие и маленькие.
Содержание игры: Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга – маленькие. Игра проводиться с небольшой группой детей (6-7 чел.).
Найди лишнюю фигуру
Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять фигуру, отличную от других.
Материал: Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, цифры: «2», «3», «4», «5», «6».
Содержание игры: Ребенку дается задание – найти лишнюю фигуру. (Круг, он без углов). Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю. (Треугольник, у остальных фигур по четыре угла). А как называются оставшиеся фигуры? (Четырехугольники). Из чисел «2», «3», «4», «5», «6» выбрать те, которые подходят к этой группе фигур. (Три четырехугольника, четыре – у каждой фигуры по четыре угла).
Подбери подходящее
Цель: Развитие умения сравнивать геометрические фигуры между собой, выявлять общий признак и подбирать фигуру по общему признаку.
Материал: Карточки с изображением разнообразных геометрических фигур.
Содержание игры: Перед ребенком выкладываются три карточки с изображенными на них геометрическими фигурами, находящимися в какой-либо зависимости. Задача ребенка – подобрать четвертую карточку с подходящей геометрической фигурой.
Приложение 6
Игра «Собери цветок».
Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).
Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка – середина будущего цветка (одному – платье, второму – слон, третьему – пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).
Загадки, задачки — шутки
Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей? (спит)
Что случится с голубым шарфом, если его на 5 минут опустить в прозрачную воду? (намокнет)
На какой вопрос никто никогда не ответит: «Да»? (Ты спишь)
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
У какого дерева нет листьев? (у хвойного)• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами).
У кого усы длиннее ног? (у таракана)
Кто на себе свой дом носит? (улитка, черепаха)
Приложение 7
Фотографии на память
Приложение 8
Фотографии на память
g