Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Роль кинематографа в жизни современного человека

Гипотеза: кино оказывает мощное воздействие на современного человека. Цель работы: выявление роли кинематографа в жизни современного человека. Задачи: - познакомиться с историей зарождения кинематографа; - рассмотреть классификации кинофильмов; - раскрыть функции кино; - определить роль кинематографа в жизни современного человека с помощью социологического опроса.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

РОЛЬ КИНЕМАТОГРАФА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА.

Бороненкова Екатерина Cергеевна,

Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г.Мегион, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2», 10 а класс.

Рожков Георгий Олегович,

Муниципальное автономное образовательное учреждение № 5

«Гимназия», 11 м класс.

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

Введение

Кино -- одно из самых молодых и в то же время одно из самых массовых искусств [2]. Его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или театра коротка. Вместе с тем миллионы зрителей каждый день заполняют залы кинотеатров, и еще больше людей смотрят кинофильмы по телевидению. Кино в наше время стало доступной сферой развлечения, даже привычной. Каждый человек может включить телевизор и смотреть понравившийся ему фильм. Можно смотреть фильмы ужасов, можно мелодрамы, а можно просто программу новостей. Сегодня люди, приходя в кинотеатры, или при просмотре фильма дома отдыхают, получают заряд положительных эмоций. Из всех видов искусства кино занимает уникальное место. Кино передает наши чувства, привычки, обычаи, погружает человека в мир его иллюзий. По кинематографу можно рассмотреть историю целых поколений, десятилетий. Через кино можно увидеть, как жили наши бабушки и дедушки, мамы и папы, да и мы сами. Кино показывает как реальную жизнь, так и вымысел. С помощью него мы можем узнать о событиях, которые происходили очень давно. Кино способно охватывать почти все сферы общественного сознания. Оно заставляет человека осмысливать жизнь как нечто большее, чем то, как он воспринимал ее до этого. Кинематограф не может заменить собой реальную жизнь, а превращает ее в красивую сказку. Кино освобождает зрителя от напряжений прошедшего дня, от чувства тоски, вины, страха. Кино помогает понять себя. Например, фильм ужасов помогает преодолеть страх, комедия помогает разрешить конфликт между человеком и обществом. С помощью фильмов мы можем изучить культуру других стран, их обычаи, привычки. За 50 лет человек может посмотреть около 18 тысяч кинолент. А это примерно 27 тысяч часов. И о том, сколько информации воздействует на эмоциональную и интеллектуальную сферу зрителей, можно только догадываться. Сегодня кино и Интернет как средство получения информации превзошли книги и общение. И проблема влияния кино на формирование личности представляет большой интерес в связи с расширением возможностей кино и включения его в Интернет. Человечество на современном этапе развития не мыслит свою жизнь без такого вида искусства как кино, что делает данную тему актуальной к изучению.

Гипотеза: кино оказывает мощное воздействие на современного человека.

Цель работы: выявление роли кинематографа в жизни современного человека.

Задачи:

- познакомиться с историей зарождения кинематографа;

- рассмотреть классификации кинофильмов;

- раскрыть функции кино;

- определить роль кинематографа в жизни современного человека с помощью социологического опроса.

Объект исследования: зарубежный и отечественный кинематограф.

Предмет изучения: кинематографические произведения различных жанров и эпох.

Обзор литературы

Кинематограф ( от греческого kinema) - комплекс устройств и методов, обеспечивающих съёмку и демонстрацию фильма. Термин « Киноматограф» впервые появился в его французком варианте- «синематограф», обозначашем систему создания и показа фильмов.[3]

Кинематография–отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений [1]. Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке и продолжает сохранять свое значение и в XXI в. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники, которая совершенствуется из года в год. Изучением кинематографа занимается наука киноведение. Кинофильмы могут сниматься в жанрах игрового, документального кино и анимации.

Первые аппараты хронофотографической съемки были сконструированы в 80-х годах XIX века. К ним относятся: «фоторужьё» французского физиолога Э. Марея (1882г.). Начало распространения кинематографа было положено съёмкой и публичной демонстрацией первых короткометражных фильмов:

- 1 ноября 1895 года в Берлине М. Складановский продемонстрировал свой «биоскоп»;

- 28 декабря 1895 года в Париже братьями Люмьер был продемонстрирован их «синематограф», именно этот день считается официальной датой рождения кинематографа;

- в течение 1896—1897 годов публичные демонстрации короткометражных фильмов были произведены во всех мировых столицах;

- в России первый показ был организован 4 мая1896 года в Санкт-Петербурге (в саду «Аквариум»), затем в Москве и на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде.

Фильм( от англ. Film- плёнка)( кинофильм), совокупность фотографических изображений

( кадров), последовательно расположенных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназначенный для воспроизведения на экране; произведение киноискусства, в узком смысле - фильмоскопия [2].

Существующие классификации кинофильмов показывают не только их многообразие, но и их специфику.

Игровое кино – произведение, в основе которого лежит сюжет, интерпретируемый режиссером, создается оно при помощи игры актеров, операторского искусства[1]. В некоторых фильмах допускается смешение документалистики и актерской игры или актерской игры и мультипликации например, мультфильмы «Кто подставил кролика Роджера». Игровой фильм - художественный фильм. В основе имеет вымысел, замысел. Актер - главное изобразительное и выразительное средство кинокартины [2]. В игровом фильме используются специально созданные интерьеры, экстерьеры, декорации. Как правило, игровой фильм создается на основе оригинального киносценария или по мотивам литературного произведения. Создателем первых игровых фильмов считается Жорж Мельес. Он первым стал режиссировать сцены в своих коротких фильмах. Первые произведения художественного кино были крайне не замысловаты, их создатели не владели виртуозными приемами, язык кино был беден. Но уже тогда фильмы начали снимать на основе художественных произведений, что характерно именно для художественного жанра. [3]. Игровое кино классифицируется по таким признакам: продолжительность экранного времени; художественная форма; аудиовизуальный ряд; количество серий; новаторский подход; отношение к первоисточнику; целевая аудитория; цель авторов; основой жар драматургии; производитель и т.д. В процессе становления художественных фильмов появились различные жанры игрового кино. В первые годы это были комедии, мелодрамы, исторические фильмы. Позже появились вестерн, триллер, детективный жанр, фантастические фильмы и другие, смешанные жанры.Современные художественные фильмы дают зрителю возможность почувствовать максимальную реалистичность происходящего на экране. Наверное, это еще не предел возможностей, ведь в будущем в мире художественного кино может быть еще много открытий [4].

Неигровое документальное кино – в основе его съемки реальные события и лица; сложный жанр, так как необходимо отобрать документальный и жизненный материал, проанализировать собранные фото- и видеоархивы [1]. Реконструкции подлинных событий не относятся к документальному кино [4]. Можно описать неигровое кино как съемки реальных людей в реальных ситуациях реального мира. Неигровое кино не есть кино документальное в общем смысле этого слова, поскольку в документальных лентах могут быть постановочные элементы, инсценировки, снятые специально для фильма. Но при описании данного вида искусства эти понятия часто объединяют [4]. Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества. Задачи, стоящие перед создателем неигрового фильма, могут быть различными: создание учебного пособия; географическое, этнографическое, зоологическое, историческое или любое другое исследование; создание средства пропаганды (научной, религиозной, продающей и т.д.); создание кинохроники (описание долгого процесса или исторических событий), создание публицистического произведения (рассмотрение актуальных политических и общественных проблем). Хорошо определил основную задачу всего жанра неигрового кино кинодокументалист Хью Бедли: "рассказать о мире, в котором мы живем" [3]. Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях. Наиболее известны: «Кадры инаугурации президента Мак-Кинли» (1901г.), «Триумф воли» (1935г.), «Москва под снегом» (1909г.), «Парад победы» (1945г.) «В мире безмолвия» (1956г.), «Обыкновенный фашизм» (1966г.), «Так жить нельзя» (1990г.), «Покушение на Россию» (2000г.), «Двойная порция» (2004г.), «Граждане Беслана» (2005г.).

Анимация - в буквальном переводе означает «одушевление». Искусство придания души [4]. Это самое молодое и самое старое искусство. Его корни уходят в глубину веков, а будущее рождается за компьютерным станком. Здесь нет актеров и декораций – все что мы видим на экране создано руками художников и режиссеров. Кадр за кадром, движение за движением – персонаж оживает. Идея анимации возникла едва не раньше кинематографа. Одним из первых режиссеров рисованных кинокартин во Франции был Эмиль Коль. Он называл своих персонажей фантошами – это были белые фигурки на черном фоне, которые разыгрывали забавные динамичные сценки. Анимация представляет собой процесс быстрого отображения последовательности 2D или 3D изображений, или физических моделей, что создает иллюзию движения. Она широко применяется во многих местах, включая киноиндустрию, компьютерные игры, рекламу, строительство, автомобильную промышленность и т.п. Она облегчает восприятие вещей, которые практически невозможно показать другим способом [4]. С момента своего появления, и до настоящего времени, анимация разделилась на несколько типов. Некоторые из них используются повсеместно, тогда как другие – практически забыты.

Виды анимации:

1. Традиционная анимация – широко использовалась в 20-м веке при создании различных анимационных фильмов. Она также называется рисованной анимацией, поскольку все эскизы и рисунки рисовались на бумаге, которые затем складывались в последовательности. Этот вид анимации устарел в начале 21-го века.2. Покадровая анимация (Stop Motion Animation). Процесс, в котором фильм снят организацией фотографий, являющихся кадрами с манипуляциями объектов реального мира. Здесь широко использовались куклы, глина и пластилин.3. Компьютерная анимация. Это процесс, в котором создаются анимированные изображения, с помощью различных компьютерных программ. Она является преемницей покадровой анимации, и делится на два подтипа:А) 2D-анимация. Является основной или ранней формой компьютерной анимации. Это процесс, в котором отдельные плоские объекты и слои созданы и расположены для создания иллюзии движения.Б) 3D-анимация. Современный и широко используемый вид компьютерной анимации, где все объекты построены с помощью трехмерных каркасов.

В настоящее время, анимация находится на огромной восходящей кривой. С помощью нее создаются потрясающие визуальные эффекты, а также происходит общение с аудиторией. Анимация может быть использована как для развлекательных, так и для деловых целей.

Киноленты различают и по продолжительности экранного времени: короткометражный фильм, его длина не должна превышать 40-50 минут; - средний размер, от 10 до 20 минут; полнометражный фильм, длиною в полный метр. В России таковом считается фильм, продолжительность которого не меньше не меньше 52 минут.

Характеристика по количеству серий: односерийные кинопроизведения; малосерийные (2-3 серии); многосерийные, мини-киносериалы (4-9 серий); киносериалы (10-15 выпусков); телесериалы(более15);киножурнал (от 15 выпусков).

Характеристика кинофильмов по художественной форме, аудиовизуальному ряду: звук (немое и звуковое кино); изображение (черно-белое и цветное); мультипликация (анимационное или мультипликационное, кино-анимационное, музыкальное с элементами хореографии, в стихах и др.).

Анализ кинофильмов по степени инновационности: экспериментальный фильм, а также авангард; традиционный.

Классификация фильмов по потребителю (целевая аудитория): по массовости: блокбастеры (массовое кино), артхаус (элитарные ленты); по возрасту: с ограничением по возрасту (ужасы, эротика, триллеры, криминал), семейные киноленты, детские фильмы.)

Критики также классифицируют кино по следующим критериям: производитель: любитель или профессионал; жанр драматургии: комедия, трагедия, трагикомедия; цели автора: художественные, коммерческие, общественно-политические интересы, патриотизм, религиозность, социальные проблемы, смешанные интересы.

Существуют самые разнообразные функции кино: познавательная, идеологическая, развлекательная, духовная, религиозная, экономическая, нормативная и т.д.

Познавательная функция кино заключается в распространении информации, передаче знаний людям. В кинематографе было очень много образовательных фильмов и программ.

Воспитательная функция ― формирование общественного мнения. Воспитательная функция является продолжением познавательной.

Пропаганда прекрасного ― эстетическая функция. Такие программы и фильмы показывают по каналу «Культура». Например, «Мировые сокровища культуры». На этом канале часто показывают спектакли, балет, концерты классической музыки, выставки картин. Эстетическая функция способствует и формированию вкусов и моды. Кино может воздействовать даже на моду женского тела. В 50-е годы прошлого века звездой кино была Мэрилин Монро, все старались походить на нее, хотели иметь такую же пышную фигуру. В 2000 годах на экранах появилась Анджелина Джоли. Теперь многие девушки худеют, калечат себе жизнь, только потому, что на экране появилась мода на «худышек». Так же кино помогает общению людей ― это коммуникативная функция. Она дает возможность людям встречаться в студии и обсуждать различные темы: музыку, фильмы, коммунальные проблемы и т.д.

Идеологическая функция очень четко просматривалась в советских фильмах. Велась пропаганда любви к Родине, к своей стране. Во всех фильмах присутствовала мораль, что хорошо, что плохо. Во всех американских фильмах звучат такие фразы: «Я американец», «Это моя страна», «Я горжусь своей страной», «Я горжусь тем, что я американец». В последнее время в Российском кинематографе появилось тенденция к возрождению этих традиций.

Кино может формировать общественное мнение. Через него формируется идеология. Используют методы подсознательного воздействия [5]. Отношение общества формируется с помощью стереотипов, которые внедряют в кино . Это вызывает либо положительную, либо отрицательную реакцию на конкретное событие. Каждая функция кино очень важна. Нельзя отделять их друг от друга, сами по себе они теряют смысл [4].

Методы исследования. С целью выявления роли кинематографа в жизни современного человека нами проведен социологический опрос людей разных возрастных групп. В опросе участвовали дети, подростки, люди среднего и пожилого возраста, общим количеством 105 человек.

Результаты исследования.

Из социологического опроса «Любимый телеканал» мы выяснили, что самыми востребованными каналами среди телезрителей являются телеканалы «ТНТ»(42%),«МузТВ»(16%),«СТС»(15%),«Первый»(8%),«Спорт»(6%).Менее востребованными сегодня являются телеканалы «Спорт»(6%), «Культура»(3%), «Домашний»(2%), «Россия»(2%) (.см. приложение диаграмма №1).

Социологический опрос «Современные фильмы» показал, что большая часть анкетируемых смотрят зарубежные фильмы и сериалы- человек (90%) (см. приложение диаграмма №2). Среди самых популярных такие, как«Гарри Поттер», «Властелин колец», «Побег из Шоушенка», «Дневник памяти», а также фильмы по комиксам от кинокомпаний «Марвел» и «ДиСи».

Респонденты отмечают, что на телевидении появился разврат, вседозволенность, сексуальные сцены, насилие, агрессия. Сократился объем детского телевещания. Очень мало стало познавательных передач. Вместо этого нам показывают передачи, которые пронизаны мотивами философии потребительства и нравственного бесчувствия. Современное телевидение представляет собой нечто вроде зеркала. Анкетируемые считают, что телешоу, такие как «Говорим и показываем», «Дом-2», «Камеди Клаб» развращают молодежь. Людей с самого детства учат не задумываться о своей семье, близких людях, о морали. Люди старшего возраста любят смотреть сериалы и программы такие, как «Час суда». Сериалы помогают отключиться от домашних дел, от проблем на работе, в семье.

Статистика фильмов и программ говорит о том, что по телевидению показывают чаще всего программы новостей и сериалы. Некоторые люди ждут от телевидения личностного развития, переключения внимания. Они хотят расширить свой кругозор, развивать ум, желание не отстать от темпа жизни и одновременно отдохнуть (23%). Другие думают, что телевидение поможет понять им законы страны, как их применять, ориентироваться в текущих событиях, понимать действия политиков (17%). Из всего вышесказанного видно, что кино, телевидение влияет на общественное мнение, на настроение в обществе, на каждого человека, а в особенности на детей.

Данные социологического опроса «Взаимодействие кино и зрителя» указывают на то, что это взаимодействие сегодня сведено к минимуму. Еще не так давно в России в кино ходили все: и школьники, и взрослые, и даже целые семьи. Снижение посещаемости кино стало наблюдаться в конце 80-годов прошлого века. А теперь кинозалы стали практически пустыми. Редко когда набирается больше 15 зрителей. Происходит это из-за однообразного репертуара, большой стоимости билетов. К тому же сейчас можно смотреть фильмы по интернету бесплатно и такие, которые нравятся. Изменилась форма проката кинокартины. Теперь люди предпочитают телевидение, видео, а в кинотеатры почти никто не ходит. Среди опрошенных только человек ответили, что посещают кинотеатр.

Понизился культурный статус кино. Просмотр кино стал обыденным времяпровождением. Самой восприимчивой аудиторией является молодежь и подростки. Результаты анкетирования показывают, что большая часть людей не смотрят программу

( см. приложение диаграмма № 3), они включают телевизор, переключают каналы и выбирают, кому, что нравится до ближайшей рекламы, потом начинают переключать дальше, забывая, что смотрели перед этим. Очень большое количество фильмов снимается для зрителей, которые не ходят в кинотеатры. Телевидение и кино, в частности, ориентировано на массовый вкус. Респонденты отмечают, что на современном телевидении пропадают фильмы с глубоким содержанием, образовательные программы. Хорошее советское кино показывают ночью, мультфильмы для детей рано утром. У нас остался только один канал, где показывают передачи про живопись, театр, и т. д. ― «Культура».

53% анкетируемых отмечают, что телевизор смотрят, занимаясь другими делами, например, готовя обед. Иногда просто включают для фона, чтобы не было скучно или одиноко. То есть восприятие фильма становится поверхностным.

Заключение

Анализ исследования позволил сделать следующие выводы:

Современный кинематограф имеет большое влияние на человека.

Просмотр любого фильма влияет на формирование мировоззрения.

Отношение людей к кино различно. Для некоторых это хорошее времяпровождение, для других — способ развития.

Кино может духовно развивать как отдельного человека, так и все общество. Кино может быть нравственное, эстетическое, интеллектуальное, религиозное.

Кино может формировать общественное мнение. Отношение общества формируется с помощью стереотипов, которые внедряют в кино.

Анализ результатов социологического опроса позволяет определить роль кинематографа в жизни современного человека. Кинематограф это отрасль искусства, которая очень сильно выросла и изменилась и плотно распространилась в жизни людей, и играет и обучающую и развлекающую роль.

Обобщив огромное количество разрозненного материала, сотни публикаций, критических отзывов, был составлен список лучших российских телесериалов XX - XXI веков. Их отличает качество режиссуры, профессионализм актеров, степень влияния на аудиторию. 1. Брат. Год выпуска: 1997. Страна: Россия. Режиссер: Алексей Балабанов. Жанр: боевик, драма, криминал.

2. Москва слезам не верит. Год выпуска: 1979. Страна: СССР. Режиссер: Владимир Меньшов. Жанр: драма, мелодрама, комедия.

3. Ностальгия. Год выпуска: 1983. Страна СССР, Италия. Режиссер: Андрей Тарковский. Жанр: драма.

4. Экипаж. Год выпуска: 2016. Страна: Россия. Режиссер Николай Лебедев. Жанр: драма, приключения, триллер.

5. Карнавал. Год выпуска: 1981. Страна СССР. Режиссер Татьяна Лиознова. Жанр: драма, комедия.

6. Легенда №17. Год выпуска: 2012. Страна: Россия. Режиссер Николай Лебедев. Жанр: спорт, драма, биография.

7. Жить. Год выпуска: 2010. Страна: Россия. Режиссер Юрий Быков. Жанр: триллер, драма, криминал.

8. Дурак. Год выпуска 2014. Стана: Россия. Режиссер Юрий Быков. Жанр: драма.

9. А зори здесь тихие. Год выпуска: 1972. Страна: СССР. Режиссер: Станислав Ростоцкий. Жанр: драма, военный, история

10. Операция «Ы» и другие приключения Шурика. Год выпуска: 1965. Страна: СССР. Режиссер: Леонид Гайдай. Жанр: комедия (см. приложение ).

Список использованных информационных источников

Кино: Энциклопедический словарь. Гл. ред. С.И. Юткевич - М., 1987.

Климов И.А. Телевидение: модальности существования// Социологические исследования. ― 2005. ― № 10, с. 93―100.

Фрейлих С.И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского. - М., 2002.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области