Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Исследовательская деятельность ребенка-дошкольника

Говоря об исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей. Связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. В период дошкольного детства «островки» исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Исследовательская деятельность ребенка-дошкольника

В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями.

Ребенок с рождения  является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Участвуя в процессе исследования, дети испытывают  радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.

Организация обучающего процесса, должна быть построена таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем.  Очень часто детскую тягу к познанию мира не развивают, а притупляют, преподнося  на занятиях готовые истины, готовые выводы и обобщения, вместо того, чтобы ребенку самому исследовать, экспериментировать, наблюдать, ощущать, сравнивать, анализировать, видеть результаты своих маленьких экспериментов, спрашивать у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, искать материал по своему изучаемому объекту дома, в детском саду или в других социальных объектах, делать самостоятельные выводы по мере своих способностей, получать какой-либо результат.         Часто взрослые используют форму прямого обучения.  Им  легче самим рассказать детям  определенные сведения, чем организовать процесс самостоятельного  детского исследования. Такое обучение можно назвать,  пассивным т.е. ребенок пассивно слушает, запоминает (а иногда и не запоминает), но сам в активном изучении  объекта не участвует, и шансы ребенка развить высокую познавательную активность снижаются.       Установлено, что постоянные ограничения самостоятельной деятельности ребенка в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые негативно сказываются на способности развиваться и обучаться в дальнейшем в школе. Чтобы познавательный интерес  ребенка был высоким,  нужно, чтобы он сам  был активным участником педагогического процесса.

Конечно, это он будет делать под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет не подменять ребенка, а направлять. В  детском саду этот процесс организовать легче, чем в школе, потому, что  здесь дети находятся продолжительное время, и процесс обучения не ограничен занятиями. Все время пребывание ребенка в детском саду должно быть обучающе-развивающим.

Говоря об исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей. Связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

В период дошкольного детства «островки» исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Наряду с занятиями исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской деятельности: игру, прогулку, организацию метода проектов, экспериментирование, проведение опытов.

Значительное место должно быть уделено различным средствам:

- экспериментальной работе на занятиях по окружающему миру;

- занимательные опыты: с водой, песком, землей, снегом, льдом, магнитами и т.д.;

- игры-эксперименты «Откуда дождь пришел», «Что подарит нам хозяйка медной горы», «Волшебный пар»;

-дидактические игры «Из чего сделано», «Лаборатория профессора Почемучкина».

Этапы работы для достижения желаемых результатов:

Диагностика, с целью контроля качества и характера изменений у детей отношения к исследовательской деятельности (психолог, с разрешения родителей);

Разработать проекты на тему «Дары леса», «Приключения Капельки», «Камчатка – край вулканов»;

Организовать экскурсии в школьную лабораторию и детскую библиотеку;

Создать в группе мини-лабораторию для опытно-экспериментальной деятельности;

Организовать презентацию проекта «Огонь – наш друг, огонь – наш враг»;

Консультации для родителей: «От простого, к сложному», «Наблюдайте с детьми».

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности:• Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

• Проблемная ситуация;

• «Чудесная коробка» с предметами

• Совместное начинание

Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в опытно -экспериментальной деятельности.Позитивные моменты:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;- свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер).

Также, воспитателям совместно с родителями и детьми можно предложить собрать коллекции открыток о природе, по которым дети смогут находить сходства и различия между изображениями, в ходе обсуждения-рассуждения возможные основания для их группировки; собрать коллекции обучающих игр по изучению строения человека, мультимедийные игры на развитие мыслительной деятельности, мультимедийные обучающие презентации. Для «Путешествий по карте» в качестве материала можно использовать глобус, физическую карту полушарий, электронное пособие «Природа. Человек. Общество», которые служат наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира».

Интересна форма «Исследования – путешествия» инициируемая воспитателями, но принимаемая ребенком, так как носит характер сюжетной игры. Такие «путешествия» – создают условия для реализации развивающих задач.

Работа воспитателей с родителями предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому необходимо привлекать родителей к активной помощи.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области