Рука развивает мозг
Чем больше мастерства
в детской руке,
тем умнее ребенок.
Вся история развития человечества доказывает, что движение рук тесно связано с речью, талантливые люди из народа бессознательно понимали это, играя с маленькими еще не говорящими детьми, сопровождая слова и песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появилась известная всем «Ладушки», Сорока - Ворона и т.д. Отношение к рукам у человечества всегда была особым, даже отчасти мистическим, руки добывали огонь, пищу, строили жилища, объяснили, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учились и учили других. По рукам судили о здоровье, о положении человека, белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии, (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, терпераменте, (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки), не случайно в языке так много выражений, связанных с руками «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руку на сердце», «Рукой подать», «Не подать руки», «Руками развести», «Руки опускаются», «Своя рука владыка», Чужими руками жар загребать», «Руки не оттуда растут», «Как рукой сняло», и т.д. Одним из показателей и условия хорошего физического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручные умения или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
По умелости детской руки, специалисты на основе данных самых современных исследований, делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее «святая святых» - мозга. А что родители знают о детских пальчиках, развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее и шаловливее. Но что стоит за всеми этими действиями? В это время в голове малыша стоит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребенок просто забывается, со своим ручками, а он тем временем активно познает мир… и умнеет, поэтому, чем больше внимание вы уделяете кистям малыша, тем активнее у него развивается мозги, речь, ведь ум у ребенка сейчас сосредоточен именно на кончиков пальцев. Если же развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы, другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих вокруг. Для всестороннего развития и воспитание дошкольника велика и многогранна изобразительная деятельность, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь теснейшим образов связано с развитием речи. Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, красками и карандашами обогащает представление детей об окружающих предметах и способствует развитию мелкой моторики, проявлению умственной и речевой активностью, используя изобразительную деятельность, педагог может определить уровень интеллектуального, и эмоционального развития детей.