Автор: Волкова Венера Някиповна г. Дальнереченск МБДОУ «ЦРР – д/с №5»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Тема: «Права и обязанности ребёнка».
Цель: различать права и обязанности, закрепить представления о важности права
на имя; формировать понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека; закрепить знания о правах ребенка в семье, о важности права на имя, о значимости имени; воспитывать патриотизм , нравственно-правовую культуру и активную жизненную позицию у детей.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций « Права ребенка», семейных фотографий, рисование эмблем о защите ребенка.
Материал: свидетельство о рождении детей (копии), паспорт, фотографии, детские плакаты, слайды, эмблемы.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас встреча не простая, мы на занятии многое узнаем. Ведь о правах идет молва, хоть ты и мал, есть у тебя права!
На картинках нарисовано самое важное, что необходимо ребенку для счастливой жизни с момента рождения. Это права ребенка. Права это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.
Воспитатель: В какой стране вы живете?
Какие права вы знаете?
Правильно, дети имеют право на семью.
- Дети имеют право на медицинское обслуживание, право на отдых, право на образование, право на безопасное условие жизни, право на имя и гражданство.
Воспитатель: Каждый человек имеет свое имя и отчество. Выдают свидетельство о рождении, где указано имя, отчество и фамилия.
Воспитатель: На свет родился малыш, человек (звучит запись).
Воспитатель: Кто дает имя ребенку?
взрослые (бабушка, дедушка, мама, папа).
Воспитатель: вся семья выбирает своему ребенку имя.
Воспитатель: Назовите свое имя.
Воспитатель: ребенок имеет право на имя, и поэтому обращаются к нам по имени.
Многие ученые считают, что имя характеризует его судьбу. Каждое имя имеет свое значение. Имена бывают полные и уменьшительные. Например, Ольга полное - ОЛЯ уменьшительное.
Воспитатель: Как только рождается человек, выписывают документ «Свидетельство о рождении» показ документа - слайд.
Воспитатель: В Свидетельстве записаны имя, отчество, фамилия, имена его родителей.
Воспитатель: А теперь назовите свое имя, отчество и фамилию.
Воспитатель: А вы знаете, что имя может расти. Я вам расскажу одну историю. Это было так давно. Звали эту девочку ласково Верочка. Девочка росла, потом подросла, стала ходить и стали ее звать Вера. Сейчас она уже взрослая работает воспитателем в детском саду. Вы догадались, о ком я говорю, конечно же, о себе. Мама меня называла ласково « Верочка», друзья называли « Верой», мой сын завет меня мамой. А в детском саду я для всех Вера Николаевна. Значит, у меня есть полное имя и отчество, фамилия (показ фотографий о себе).
Воспитатель: А теперь вы назовите полное имя и отчество, фамилию.
Проведение физминутки: « Буратино раз нагнулся......
Воспитатель: Бывают люди с одинаковыми именами, как отличить?
Воспитатель: Правильно по фамилии.
Воспитатель: Назовите фамилии известных вам людей.
А.С. Пушкин, Ю.А. Гагарин, К.И. Чуковский...
Воспитатель: Это люди прославили свои имена.
Что вы знаете о А. С. Пушкине
- это писатель, пишет стихи, сказки.
Воспитатель: Назовите, какие вы знаете пословицы об имени.
1. « С именем Иван, без имени болван».
«Доброе имя лучше богатства».
«Хорошо там и тут кого по имени зовут».
Сценка: стук в дверь входит Буратино и Мальвина (дети ст. группы).
- Здравствуйте ребята, куда мы пришли
Воспитатель: Вы пришли к нам на занятие, помогите ребятам!
Воспитатель: вспомните сказки, в которых нарушались право на жизнь и свободу героев!
Буратино не может ответить на заданный вопрос и просит помочь детей.
«Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка».
Мальвина закрепляет знание, где было нарушено право.
Воспитатель предлагает поприсутствовать на интересном занятии Мальвине и Буратино.
В: Ребята, давайте вспомним сказки, где было нарушено право на неприкосновенность жилья: « Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка».
В конце занятия просмотр видеоролика «Права ребенка».
Воспитатель: Каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя, право на дом, питание, лечение, обучение.