Многофункциональный стенд логопедического кабинета
У детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся звуковой и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Эффективность работы с детьми, имеющими нарушения речи различной степени тяжести, во многом зависит от правильно-организованной предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.
Устранение речевых недостатков - кропотливый труд, требующий от ребенка усидчивости, терпения, напряжения мыслительной деятельности. Занятия с такими детьми должны быть яркими насыщенными материалом по теме и в то же время не перегружающими психику ребенка. Предлагаемое многофункциональное настенное пособие, создает возможности для успешного устранения речевого дефекта и преодоления отставания в речевом развитии.
Во время фронтальных, подгрупповых или индивидуальных занятий с использованием отдельных игр и упражнений, входящих в комплект многофункционального пособия, стимулируется работоспособность, поддерживается интерес и внимание в течение всего занятия и, что самое главное, различными способами решаются следующие задачи.
· Пополнение активного и пассивного словаря.
· Формирование навыков словообразования и словоизменения.
· Формирование зрительного восприятия, в том числе и буквенного образа.
· Развитие пространственных представлений.
· Развитие связной речи и речевого этикета в целом.
· Формирование звуко - слоговой структуры слова.
· Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
· Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении.
· Развиваем интонационную выразительность речи.
· Профилактика дисграфии.
· Формирование навыка осознанного чтения.
Я считаю, что данный стенд мне помогает во всех выше перечисленных направлениях работы.
Знакомясь с графическим образом звука, мы сразу определяем, может ли этот звук иметь брата: если на шляпке у Звуковичка образ буквы напечатан синим цветом, а перчатки и башмачки раскрашены зеленым, то данный звук имеет младшего брата. А если образ буквы и перчатки одного цвета (синего или зеленого), то брата у данного звука нет. Например, Звуковички Ш, Ж, Ц только синим цветом обозначены, Звуковички Ч.Й,Щ – только зеленым .
Парные согласные звуки живут в домике под одной крышей, над звонким звуком обозначен колокольчик.
Очень звонкие согласные, не парные живут тоже в своих домиках.
Есть замок шипящих звуков (детям очень нравиться пользоваться термином и они легко запоминают характеристики звуков). В замке шипящих обозначено правописание гласных букв после шипящих.
Йотированные гласные тоже живут в одних домиках, только на разных этажах с основными гласными.
Работая над предложением, использую стенд по отработке интонационной выразительности речи. Просто предлагаю покататься на «карусели настроения». Дети берут материал почти с первого объяснения, им это очень нравиться.
Работу по развитию грамматического строя речи детей и отработке лексико-грамматических категорий интересно проводить путешествуя по улицам стенда: «слов предметов», «слов действий», «слов признаков» (еще дополнительно для определения частей речи я беру треугольники: слово предмет живое – треугольник с обозначенным лицом; неживой предмет – безликий треугольник; слово признак – треугольник с волнами; слово действие – треугольник с ручками и ножками), «слов приятелей» «слов спорщиков», «родственных слов» «множественного и единственного числа», «мужского и женского рода». А также мы заходим в «магазин погоды» и рассказываем про погоду дня, в «магазин игрушек», рассказываем о своей любимой игрушке или новой по желанию детей. Можем зайти к кому-нибудь в гости «Моя семья», где дети рассказывают о членах своей семьи и отношении к ним.
Есть уголок работы над ударением в трехсложных словах» «замок ударения» (каждая веточка с цветами обозначает у нас слог).
Работаю со стендом уже более пяти лет и испытываю только удовлетворение.
Предметно-
развивающая
среда
Отзывы
администрации
коллег
родителей
Результаты
профессионально
педагогической
деятельности
Содержание портфолио
Визитная карточка.
Документы.
Методическая деятельность.
Результаты профессионально-педагогической деятельности.
Предметно-развивающая среда.
Взаимодействие с родителями, социумом.
Отзывы администрации, коллег, родителей
Проект
Информационно-практико-ориентированный
Лес – наше богатство
Цель:
получить новую информацию о лесных обитателях и растениях, об опасностях в лесу и доступных для детей способах охраны лесных богатств.
Продолжительность: 1 месяц.
Поэтапное планирование проектной деятельности
Обозначение, определение цели проекта и его мотивация.
Беседы по темам: «Деревья», «Лесные ягоды, цветы, грибы», «Насекомые».
Подбор картинного материала, оформление книжного и логопедических уголков детскими книгами, предметными и сюжетными картинками по теме.
Чтение рассказов и стихов:
-Н. Сладков «Лесная книга жалоб;»
-Н. Матвеева «В лесу»
-Я. Аким «Лето» и др.
2.Привлечение детей и родителей к участию в планировании деятельности и реализация намеченного плана.
Направления проектной деятельности
Работа по развитию речи:
-Обогащение и активизация словаря в рамках темы;
-Развитие словесно-логического мышления у дошкольников;
-Заучивание стихов и загадок, чтение рассказов.
2. Работа с семьёй:
-Привлечение родителей по обогащению словаря по теме;
-Организация семейных экскурсий в лес (предоставление
Фотографий для оформления фотовыставки);
-Изготовление плакатов для выставки-конкурса (по темам на выбор
«Берегите лес», «Опасности в лесу», «Лес – наше богатство»).
Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации и её оформление.
–Выставка - конкурс экологических плакатов.
–Ознакомление детей и родителей с результатами проекта
Программно - методическое обеспечение:
Программы:
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. -"Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи".Издательство "Просвещение", 2010. - 271с. Комплект коррекционно-развивающих образовательных программ, учитывающий потребности всех типов логопедических групп системы дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи. В структуре сборника представлены четыре программы, направленные на устранение фонетико-фонематического недоразвития речи, общего недоразвития речи, заикания и нарушения речевого развития, осложненного двуязычием. Каждую программу сопровождает пояснительная записка и приложение, которое дано в конце сборника.
Методическая литература:
Светлова И.Е. Домашний логопед. - М.: Издательство Эксмо, 2002.
В данном пособии родители и педагоги смогут найти упражнения речевой гимнастики, которые подготовят артикуляторный аппарат малыша к овладению звуками речи. Очень полезны дыхательные упражнения, они помогают выработать длительную и точно направленную воздушную струю, необходимую для произнесения звуков. В пособии есть упражнения по развитию фонематического слуха.
Скворцова И.В. Программа развития и обучения дошкольников. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. - СПб.: Издательский Дом "Нева"; М.: "ОЛМА-ПРЕСС Образование", 2003.
В этой книге подобраны игры и задания, позволяющие устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребёнка, развить интерес к слову, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе. Параллельно с развитием речи у ребёнка тренируется память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать.
Сычёва Г.Е. Логопедический букварь. Пособие по обучению чтению дошкольников. - М.: Книголюб, 2004.
Последовательность ознакомления с буквами отражает особенности формирования звукопроизношения у ребёнка в соответствии с возрастной нормой. Материал пособия поможет развить фонематический слух, овладеть навыками звуко-слогового анализа и синтеза, расширить словарный запас, усвоить основные лексико-грамматические категории русского языка. Способствует развитию восприятия, внимания, памяти, связной речи, мышления.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: "Гном-Пресс", 1999.
Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ФФН, методические приёмы их обследования, раскрывает вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей.
Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки: Пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: КАРО, 2005.
Основная цель пособия - помочь воспитателю распределить и использовать дидактический материал на одном из сложных этапов развития речи - дифференциация звуков. Упражнения и речевой материал (чистоговорки, скороговорки, стихотворения) доступны: представлены в определённой системе с учётом характеристик звука, положения в слове, особенностей его произношения, а также возрастных особенностей детей.
Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников:Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2005.В пособии представлена система работы по развитию фонематического слуха, ознакомлению дошкольников со звуками и буквами, обучению слоговому чтению, направленная на предупреждение дисграфии и дислексии. Оригинальные сказки автора дают возможность в игровой увлекательной форме воспитывать у детей интерес к звуку ка самостоятельной единице речи. И другое.
Диагностический материал:
Е. Косинова. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту. Издательство "Эксмо" 2006 г. 64 с.
Цель этой книги - помочь определить, нет ли отклонений в речевом развитии малыша, правильно ли развивается речь ребенка, начиная с самого раннего возраста.
Р. А. Кирьянова. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей 5-7 лет.Издательство "КАРО" 2007г. 136с.
В книге представлены схемы обследования детей с тяжелыми нарушениями речи, раскрывается методика исследования речевых и неречевых функций. В качестве дополнительного диагностического материала для получения информации о развитии мелкой моторики, психических функций, фонематических представлений, об умении ориентироваться на листе бумаги предлагается использовать продукты детского творчества. Игры, задания, упражнения, иллюстрации подобраны в книге с учетом возраста и структуры речевого дефекта ребенка, а также с учетом постепенного усложнения материала.
А. В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Издательство "Академия"- 2002 г. 232с.
Пособие является систематизированным изложением основ нейро-психологической диагностики и коррекции отклоняющегося развития (ОР). В нем содержится стимульный материал для нейропсихологического исследования речевых и неречевых психических функций; описание алгоритма нейропсихологического обследования и основных нейропсихологических синдромов ОР у правшей и левшей; описание методов комплексной нейропсихологической коррекции ОР, разработанных в соответствии с принципом `замещающего онтогенеза`. Предлагаемый системный подход эффективен в виде психологического сопровождения ОР, и в работе с детьми, посещающими массовые детские учреждения.