Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказов по картине "Собака со щенятами"»
Программное содержание:
Учить детей составлять рассказ по картине с использованием схемы.
Упражнять в подборе определений к явлениям (тёплая, пушистая, мягкая...).
Развивать психические функции: воображение, внимание, память.
Расширять словарный запас существительных, глаголов, прилагательных.
Воспитывать интерес, любовь к животным.
Методические приёмы
Загадка, сюрпризный момент – Волшебник, вопросы по картине, имитации действий, словесная игра «Кругом, кругом», проблемная ситуация: рассыпались картинки, Д/и «Составь целое», рассказ по картине, игровые приёмы: «Войдём в картину», «Что мы слышим?», указания, поощрения, помощь.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, чтение стихотворений и рассказов о животных, игра «загадки-движения», рассматривание картины «Кошка с котятами», знакомство со схемой, словесные игры: «Какой, какая, какое?», «Назови ласково», «Угадай-ка», имитация действий с «подзорной трубой» - кто больше заметит интересного, выкладывание целого из частей.
Материал:
картина «Собака со щенятами»;
разрезные картинки с домашними животными и их детёнышами;
расскраски по точкам,рисунок фермера и его дома
схемы рассказа
Ход занятия
Дети с воспитателем сидят на стульях.
1.Организационный момент
В: Я сегодня пока шла к вам на занятие повстречала фермера (повесить на доску картинку фермера с домом) и он сказал мне что растерял всех животных. Поможем фермеру найти это питомцев?(даю детям раскраски по цифрам и карандаши)
2.Основная часть
В. Какие вы молодцы и помогли фермеру найти животных
А давайте вместе посмотрим кто у нас получился на картинках?
(на раскрасках корова, собака, кошка, свинья, коза и курочка)
В:А скажите пожалуйста эти животные домашние или дикие??почему ??
Д/и «Кто лишний».
В:А вы знаете кто сторожит дом нашего фермера??
Дети: Собака.
В: Где живет собака?
Дети: Дома, в будке...
В: Собака, это какое животное?
Дети: Собака – это домашнее животное.
В:Говорят,что собака друг человека .Как вы это понимаете???
Дети: потому что с ней можно гулять, играть и она живет рядом с человеком
В: А вы знаете что еще давным давно когда люди жили в пещерах дикие собаки жили рядом с ними по соседству. И уже тогда собака стала другом человека. Собака помогает человеку на охоте и в хозяйстве и стала настоящим членом семьи .
В: Эта картина называется «Собака со щенятами» Мы с вами ее внимательно рассмотрим, а затем составим рассказ.
вопросы на уточнение: Какого щенка ты увидела? Как смотрит собака? И т. п.
В: Давайте войдем в картину и представим, что мы рядом,...Что вы слышите?
Дети: Сопят, тявкают, рычат, стучат по тарелке...
В: Погладьте собаку и щенят, что вы чувствуете?
Дети: Мягкие, лохматые, теплые...
В: Как еще можно сказать?
Дети: Ответы детей.
В: Чтобы рассказ получился интересный, нам поможет схема. Давайте вспомним, как схема может нам помочь составить интересный рассказ.
Что подсказывает нам первая карточка?
О чем мы будем рассказывать потом?
А дальше?
Чем закончим рассказ?
1. Внешний вид животного, части его тела.2. Где живет?3. Чем питается?4. Как зовут детеныша?5. Какую пользу приносит человеку.
В: Кто пойдет и расскажет нам о собаке?
Рассказ ребенка...
Воспитатель дает небольшую оценку рассказа.
В: Расскажите о щенке.
Рассказ ребенка...
В: О ком ты хочешь рассказать?
Рассказ ребенка...
В: Очень хорошие рассказы вы составили.
Физкультурная минутка
«Котята»
Все котятки мыли лапки :вот так,вот так!
Мыли ушки ,мыли брюшки:вот так ,вот так!
А потом они устали,
Сладко-сладко засыпали :вот так,вот так….
На ковре котята спят:Мур мур мур
Просыпаться не хотят: мяу мяу
Тихо спят :спина к спине
И мурлыкают во сне :мур-р-р-р…..
игровое упражнение «животные и их детеныши»
В: А на моем дворе живут еще животные. Я хотел показать их вам, да вот беда, ветер-озорник перепутал все картинки...
В: Не расстраивайся, мы поможем навести тебе порядок. Соберем картинку ?
Дети: Да.
В: Нужно выложить из частей целое и затем рассказать, кто у вас получился. (Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель задает вопросы.)
В Кто у тебя получился?
- Какое это животное?- Как называют ее детеныша?- Кто мама у котенка?
3.Итог занятия.
В:Дети давайте вспомним чем мы сегодня занимались на занятии и о чем говорили? (Интересные рассказы составили вы по картине и помогли собрать животных.) О каких животных мы говорили сегодня?кто ухаживает за животными?