Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников

Ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад «Сказка»

Конспект мастер-класса

на тему: «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Воспитатель: Блохина А.Н.

п. Магдагачи

январь 2018

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих

эффективное запоминание текстов.

Задачи:

- повышение эффективности образовательного процесса, путём использования

инновационных методов работы;

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями,

принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании

стихотворений, сказок;

- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в

работе с детьми в речевом развитии.

Оборудование:

- мультимедийная установка (проектор, экран);

- мультимедийная презентация;

- мнемотаблицы,

-цветные карандаши,

-альбомные листы.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и

педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

- получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием

мнемотаблиц;

- активизация внедрения в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов

активизации интеллектуальных способностей детей.

Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Педагог:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Деток вы любите? Да или нет?

Пришли вы на мастер-класс, а сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (нет).

Я вас понимаю, но как нам быть тогда?

Проблемы детей решать нужно всегда?

Дайте мне тогда ответ, помочь откажетесь мне?(нет)

Последнее спрошу у вас тогда, активными все будете? (да).

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке

информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором,

планшетом или телефоном.

Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Сегодня мы с вами обсудим одну из методик ,которая используется для развития речи и

памяти-мнемотехнику. Также рассмотрим примеры мнемотаблиц, в картинках для

дошкольников и самостоятельно попробуем составить.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и

он их усвоит на лету».

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника –это совокупность приемов и методов запоминания информации ,

используя визуальные и звуковые примеры.

Рассмотрим структуру мнемотехники.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Для начала детей знакомят с мнемоквадратами-понятными изображениями,

обозначающими одно слово, словосочетание.

Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки, и, наконец,

самая сложная структура- мнемотаблицы.

Мнемотаблицы представляют собой изображения основных звеньев, в том

числе схематические по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или

даже стихотворение.

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в

процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Преобразование из абстрактных символов в образы.

После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа

по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы)

т.е. происходит обработка метода запоминания.

А сейчас, уважаемые педагоги предлагаю вам апробировать данный метод на себе.

Задание. Я вам расскажу стихотворение.

В. Орлов «Почему медведь спит зимой».

Мишка, мишка

Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

Потому что снег и лед.

Не малина и не мед.

Уважаемые коллеги, перед вами листы бумаги и карандаши.А сейчас попробуйте

сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения.А теперь, глядя на

свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось?

Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена,

что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в

памяти лучше, потому что закрепляется не только слово,

но и образ.

Задание. Загадка.

А теперь попробуйте самостоятельно составить мнемотаблицу загадки :

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

  (Морковь).

Задание. Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к русским народным

сказкам «Бобовое зернышко» и «Курочка Ряба». Попробуем пересказать текст.

(Педагоги пересказывают сказку).

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках

цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать.

Заключение:

В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы :

- Сегодня я узнала...

- Было интересно...

- Было трудно,но...

- Я поняла,что...

- Теперь я могу...

- Я почувствовала,что...

- Я приобрела...

- Я научилась...

- У меня получилось...

- Я смогла...

- Меня удивило...

- Мне захотелось...

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных

психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а также сокращает

время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает

сделать процесс запоминания стихотворений, составления рассказов, пересказов сказок

более простым, интересным, творческим.

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области