Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Понятие познавательной активности в психолого-педагогических исследованиях

Цель: выявление педагогических условий развития познавательной активности младших школьников Задачи: разработать и реализовать на практике педагогическую модель развития познавательной активности младших школьников ; - выявить динамику развития познавательной активности

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Понятие познавательной активности в психолого-педагогических исследованиях

Проблема активизации учения школьников - предмет глубокого педагогического исследования. Значительный вклад в ее разработку внесли М. Данилов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и другие. В силу большой социальной и познавательной важности и сложности эта проблема продолжает оставаться одной из центральных в современной дидактике и практике обучения.

Процесс познания направлен не только на углубление знаний учащихся о явлениях, но и на особое их осмысление и выработку личностного отношения усваиваемым знаниям и самому познавательному процессу. В активной познавательной деятельности, следовательно, происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и выработка эмоционально-оценочного отношения к процессу и результатам познания (8).

Прежде всего, следует разобрать термин «активность», а после уже обратиться к выяснению сущности понятия «познавательная активность», а также изучить особенности ее развития у школьников младшего возраста. Вышеуказанные термины широко описаны в научной литературе. Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в интерпретации многих исследователей. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность (17).

Так, по мнению А.Н. Леонтьева (4), активность – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей.

Н.Н. Поддъяков выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым (77).

Собственная активность ребенка – это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной (4).

Н.Н. Поддъяков отмечает фазовый характер собственной активности ребенка: в повседневной жизни и на занятиях в детском саду собственная активность школьника сменятся его совместной активностью со взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности и т.д. (5).

Отсюда следует, что активность целиком инициируется самим объектом – ребенком, продиктована его внутренним состоянием.

Младший школьник в процессе активности выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия. Он сам ставит цели, определяет пути, методы и способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы, потребности и волю. На этом виде активности основано детское творчество, однако, по мнению Н.Н. Поддъякова, он обусловлен взаимодействием со взрослыми. Вместе с тем, отмечает ученый, малыш так усваивает содержание деятельности, определенное педагогами, что оно, опираясь на опыт предыдущих действий, трансформируется в его достижение, значительно меняя форму.

Активность ребенка, стимулируемая взрослым, характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм (6).

Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод о том, что эти два типа активности никогда не выступают в чистом виде, так как очень тесно переплетены в сознании ребенка. Собственная активность дошкольников в любом случае связана с деятельностью, направленной от взрослого, а умения, навыки и знания, полученные от взрослых, принимаются ребенком, становясь его опытом, и он оперирует ими, как своими.

Изучив варианты определения «активность», целесообразно рассмотреть термин «познавательная активность».

Данная категория связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. «Познание есть приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира» (7); «обусловленный развитием общественно исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире» (8)

В психолого-педагогической науке не существует единства в понимании феномена познавательной активности человека. Для обозначения сути данного явления существует множество понятий: «ценное личностное образование» (Г.И. Щукина).

Принципиально важное значение в научной разработке проблемы активизации учения имеет определение содержания и объема явления и понятия «познавательная активность». Это способствовало бы нахождению наиболее эффективных путей развития познавательной активности школьников. Нельзя сказать, что данный аспект проблемы выпал из поля зрение исследователей. В научной литературе ей уделяется достаточно большое внимание. Практически в каждой работе по проблеме активизации учения даётся определение познавательной активности, определяются содержание, объем, вычленяются признаки её составляющие. «Однако сейчас нет единого понимания сущности, содержания и объёма познавательной активности. В философской, психологической и педагогической литературе даются различные определения этому понятию, расходящиеся как по содержанию, так и объёму» (15).

До сих пор нет единого понимания сущности, содержания и объема познавательной активности. Особенно четко обозначились два подхода к пониманию сущности познавательной активности. Одни авторы рассматривают ее как деятельность (М.И. Лисицына, Г.М. Каджаспирова и А.Ю. Каджаспиров, Е.В. Коротаева, Р.С. Черкасов), а другие как качество, личностное образование (Г.И. Щукина, Л.С. Кулыгина, З.А. Абасов).

Существует еще один подход к определению сущности познавательной активности, о котором говорит Т.И. Шамова. Она считает, что эти два подхода нельзя отрывать друг от друга, познавательную активность следует рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат.

Т.И. Шамова дает наиболее общее определение: познавательная активность - это:

Во-первых, повышенная интеллектуальная ориентировочная реакция к изучаемому материалу на основе возникшей познавательной потребности.

Во-вторых, ряд последовательных и взаимосвязанных умственных действий учащихся (или самостоятельных, или вслед за действиями учителя), направленных на достижение определенного познавательного результата. (20)

Познавательная активность не сводится к познавательной деятельности. В педагогических трудах ученые рассматривают её как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отклонение к процессу познания. «Познавательная активность как свойство личности проявляется и формируется в деятельности», - утверждает Т.И. Шамова (10).

Предметное действие в обучении (познавательное действие) - осознанный, целенаправленный акт, всегда связанный с решением познавательной задачи. (Т.И.Шамова). Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних, взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру. В совершении познавательных действий и осуществляется сложнейшая, напряженнейшая работа мысли, памяти, воображения, творчества, всех процессов сознания. В выполнении познавательных действий совершается акт познания, который находится в прямой зависимости от мотива, с одной стороны, и от степени владения умениями, с другой (7).

В понимании М.А. Данилова, познавательная активность - это «живая, энергичная деятельность, направленная на выполнение полученного задания» (12). Г.И. Щукина рассматривает познавательную активность как качество личности. Надо отметить, что внесение ясности в данную проблему, разграничение понятий «познавательная деятельность» и «познавательная активность» имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. «Если активность и деятельность рассматривать как явления и понятия тождественные, то в этом случае проблема активизации умения как бы сама по себе, поскольку любая деятельность учащихся будет рассматриваться как активная деятельность, в то время как - это далеко не так» (14).

З.А. Абасов, Г.И. Щукина считают, что познавательная активность обусловлавливает интенсивность и характер протекания учения. «Она формируется и проявляется в познавательной деятельности, но это вовсе не означает, что эти явления (да и понятия) тождественны» - утверждает З.А. Абасов (21).

Познавательная активность – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению (7).

Познавательная активность ученика включает его в деятельностное участие по приобретению, отысканию, переработке и применению знаний. Для развития познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста (8).

Познавательная активность учащихся обеспечивается тем, что развитие процесса учения удовлетворяет и закрепляет такие значимые для ученика потребности как: потребность в новых знаниях, потребность в творчестве, потребность в самоутверждении, потребность пережить чувство успеха, потребность в общении (5).

Понятие познавательной активности имеет множество трактовок:

- Ценное личностное образование, выражающее отношение человека к деятельности (Г.И. Щукина);

- процесс преодоления ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент (В.С. Ильин);

- деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности (Т.И. Шамова);

- естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, ее интенсивность и интегральное личностное образование (Т.И. Зубкова).

Важное значение для теории и практики обучения имеет определение критериев познавательной активности. Их определение позволило бы учителям в реальной школьной жизни фиксировать, управлять и планировать формирование познавательной активности. Однако отсутствие единой (принятой) системы критериев осложняет научную разработку и методику её формирования. В результате учителя-практики оказываются в затруднительном положении при определении активности учащихся на уроке. Одни учителя, присутствующие на уроке, считают, что ученики были активны, и в подтверждение приводят то обстоятельство, что желающих отвечать и во время опроса, и при закреплении было много. Другая часть учителей возражает им, заявляя, что приведенный аргумент не служит показателем познавательной активности. Количество поднятых рук - это, безусловно, важный показатель, но не зная содержания ответов учащихся, трудно судить, какого уровня была активность: репродуктивная или продуктивная, творческая. «Незнание критериев и показателей познавательной активности дезорганизует педагога, порождает субъективизм, осложняет объективную сценку своей работы и учащихся», утверждает З.А. Абасов (34).

При анализе опыта обучения бросается в глаза обилие показателей активности и отсутствие их единой системы. Сошлемся на такие работы исследователей, внесших значительный вклад в разработку данной проблемы. Например, И.Ф. Харламов к показателям познавательной активности относит «стремление к учению, умственное напряжение и волевые усилия» (32). По мнению Т.И. Шамовой, об активизации учения школьников «можно судить по направленности и устойчивости познавательной деятельности, стремлению к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, умственным напряжением и проявлением нравственно-волевых качеств ученика» (19). Г.И. Щукина считает, что «познавательная активность характеризуется поисковой направленностью в учении, интересом и эмоциональным подъемом» (17).

К числу особо важных показателей познавательной активности А.П. Канищенко относит: проявление повышенного интереса к предмету, стремление глубоко понять содержание учебного материала, увлечение новым материалом, использование дополнительной информации, выбор сложного варианта задания, отсутствие необходимости в постоянном контроле, стремление при любых затруднениях выполнить задание. В работах других исследователей встречаются такие критерии умственной активности школьников: вопросы учащихся к учителю (В.И. Антипова), склонность к анализу ошибок, критичность (В.Ф. Сибирякова), степень участия в коллективной работе класса (JI.M. Зюбин).

Для измерения познавательной активности в обучении принимаются во внимание и качество знаний (успеваемость), и вопросы ученика учителю, и характер этих вопросов, отношение к дополнительным учебным заданиям и т.д. Все эти признаки легко регистрируются, и учитель имеет возможность своевременно определить сформированность познавательной активности у ученика.

В систему показателей активности учения, по мнению учителей-теоретиков, должны быть включены те признаки, по которым с достаточной полнотой можно судить об уровне познавательной активности учащихся и которые в то же время можно легко и быстро регистрировать. А это позволит учителю управлять процессом её формирования (23).

В 80-х годах была «предпринята попытка разработки системы критериев познавательной активности» (23). При создании такой системы они старались учесть психологические особенности младших школьников. Для измерения каждого из критериев были определены качественные характеристики, которые легко регистрировались. В ходе работы учитель имел возможность определить степень выраженности каждого из признаков и в необходимых случаях и внести коррективы в работу с целью формирования того или иного признака.

Критерии познавательной активности: 1. Качество выполнения самостоятельных работ. 2. Сформированность познавательного интереса (вопросы учителю, их характер и направленность, степень участия в обсуждаемых на уроке проблемах, полнота ответа, ход рассуждений). 3. Место ученика в группе, созданной по уровню подготовленности к обучению (слабая, средняя, сильная). 4.Участие ребёнка в поисково-исследовательской работе (24).

Ведущей характеристикой познавательной активности является уровень ее развития. Под уровнем развития понимается определенная степень развития предметов, явлений в сферах объективной реальности и познания, характеризующаяся однозначной взаимосвязью систем и элементов.

В психолого-педагогической литературе чаще всего выделяются два уровня познавательной активности: репродуктивная (воспроизводящая) и продуктивная (творческая) активность. В отдельных работах их выделяется три и более. Вообще говоря, нет четкого деления деятельности человека на репродуктивную и творческую. Однако в заданной конкретной ситуации можно с большой степенью достоверности говорить о преобладании того или иного уровня активности. Поэтому и с теоретических, и с практических позиций целесообразно уровни активности рассматривать изолированно (18).

Выделяя уровни познавательной активности, Г.И Щукина, М.И. Скаткин, исходят из следующих методологических и психолого-педагогических положений:

1.Понятие уровень выражает диалектический характер процесса познания-движения от простого к сложному, от низшего к высшему, от абстрактного к конкретному, от относительного к абсолютному.

2.Процесс развития - это субординация его уровней и форм, поскольку развитие можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой. При этом высокие ступени включают предыдущие, сохраняют ценное в них.

3.Активность субъекта развивается в деятельности. Поэтому уровни познавательной активности школьника отражают степень сформированности его учебной деятельности.

4. Познавательная активность есть качество деятельности личности. В связи с этим в уровнях активности должны быть отражены:

- отношение ученика к предмету и процессу деятельности (мотивационная сфера деятельности);

- стремление ученика к овладению знаниями и способами деятельности (содержательно-операционная сфера деятельности);

- мобилизующие усилия, ученика на достижение учебно-познавательных целей (нравственно-волевая сфера деятельности).

Исходя из высказанных положений, Т.К. Шамова дает трактовку каждого уровня познавательной активности.

Первый уровень - элементы внешней активности, не переходящей во внутреннюю активность. Учащиеся пассивно, безучастно воспринимают новый материал, познавательный интерес отсутствует. Иногда предпринимается попытка проявить внутреннюю активность. Однако она оказывается нерезультативной, поскольку ученик не владеет системой знаний, способами организации и выполнения учебной деятельности.

К основным показателем этого уровня активности мы относим следующее: а) отсутствие интереса к решению познавательных задач; б) несформированность умения выполнять действия по образцу.

На данном уровне активности находятся, главным образом, учащиеся, пропустившие много занятий по болезни или же учащиеся, у которых отсутствуют волевые усилия, что выражается в отказе выполнять задание при возникновении затруднений.

Второй уровень - воспроизводящая активность. Критерием этого уровня активности является стремление ученика понять изучаемое явление, которое характеризуется внешне выраженной активностью: ученик внимательно слушает объяснение учителя; следует тем требованиям, которые к нему предъявляются; обращается к учителю с вопросами, касающимися организации практической стороны деятельности. Характерной особенностью второго уровня активности является слабо выраженный интерес к решению познавательных задач и неустойчивость волевых усилий ученика. Воспроизводящая активность учащихся детерминирована использованием объяснительно - иллюстрированного метода преподавания. К показателям этого уровня активности относятся следующие:

а) слабо выраженный интерес к решению познавательных задач нестандартного типа; б) умение выполнять действия по образцу; в) стремление обосновать выполняемые действия; г) наличие простейшей формы контроля - по результату работы.

Третий уровень - интерпретирующая активность. Критерием этого уровня активности является стремление ученика понять сущность явления, овладеть способами применения знаний и умений в измененных условиях. Характерным показателем этого уровня активности является достаточно выраженный интерес к решению познавательных задач и большая устойчивость волевых усилий. Интерпретирующая активность обусловлена использованием в обучении информационно - поисковых методов обучения.

Показатели: а) достаточно выраженный интерес к решению познавательных задач; б) умение обосновать действия, выполняемые по образцу; в) умение осуществлять итоговый и пооперационный контроль деятельности; г) стремление применить знания и умения в измененных условиях.

Четвертый уровень - интерпретирующая активность, содержащая элементы творческой активности. Критерием этого уровня активности является, прежде всего, умение применять знания и умения в варьирующихся условиях: стремление к самостоятельному поиску решения проблем, возникающих в процессе познавательной деятельности. Характерная особенность четвертого уровня активности - проявление высоких волевых качеств школьников, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

Показатели: а) устойчивый интерес к решению познавательных задач, стремление проводить решение самостоятельно или при некоторой помощи учителя; б) умение применять знания и умения в варьирующихся условиях; в) умение осуществлять рациональное планирование и выполнение деятельности; г) умение осуществлять самоконтроль.

Итак, выделяя уровни познавательной активности, имеется в виду, что:

1. каждый последующий уровень познавательной активности включает в себя предшествующий и имеет еще особенные черты, отличающие его от предшествующего;

2. уровни познавательной активности отражают главным образом внутреннюю (гностическую) деятельность учащихся;

3. каждый уровень характеризует определенную степень сформированное мотивационной, содержательно-операционной и нравственно-волевой сфер деятельности ученика, то есть те условия, которые обеспечивают познавательную активность учащихся;

4. уровни познавательной активности, особенно показатели, их характеризующие, обладают определенной степенью общности, и в то же время – специфичны. Специфичность состоит в том, что они (уровни и показатели) являются последовательными характеристиками процесса эффективного формирования учебных умений и навыков (29).

Заслуживают внимания точка зрения по поводу проявления познавательной активности, сформулированная З.А. Абасовым. Уровень проявления познавательной активности личности в обучении обусловливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

В соответствии с традиционной логикой обучения, процесс развития познавательной активности включает такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность (33).

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я».

Учитывая особенности развития познавательной активности младших школьников, Т.И. Шамова выделяет три уровня проявления познавательной активности.

Воспроизводящая активность. Стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса: «Почему?»

Интерпретирующая активность. Стремление ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях

Творческая активность. Стремление ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ. Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы

Таким образом, основу познавательной активности школьников младшего возраста составляет стремление ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, изучить взаимосвязи между явлениями и процессами, а также законы их функционирования.

Нами из всего множества изложенных в психолого-педагогической и методической литературе понятий были выделены наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности младших школьников. Их можно идентифицировать по следующим показателям.

1 компонент познавательной активности - когнитивный. Показатели:

− наглядно-действенное мышление;

− непроизвольное внимание;

− механическая память,

− зрительно-пространственное восприятие.

2 компонент познавательной активности - эмоциональный. Показатели:

− состояния;

− эмоции.

3 компонент познавательной активности – деятельностный. Показатели:

− умения;

− навыки

Подводя итог вышеизложенному, следует заметить, что познавательная активность младших школьников – это есть активность, которая возникает в процессе познания. Особенностью развития познавательной активности детей младшего школьного возраста является проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях.

Если сопоставить возрастные показатели музыкально-познавательной деятельности, то можно отметить следующее: сфера основных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) расширяются за счет включения элементов песенного, игрового, двигательного творчества, игры на детских музыкальных инструментах, происходит обучение элементам музыкальной грамоты, разнообразным музыкальным понятиям. Таким образом, музыкально-познавательная деятельность происходит на основе и в процессе овладения действиями, накопления навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движений, игры на инструментах.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области