«Педагогическая поема» А.С Макаренко вышла в свет в 1934-37 году, неоднократно издавалась и была переведена на многие языки мира. Эта автобиографическая книга, рассказывает о трудностях, выпавших на долю автора и его воспитанников. Данная книга являться не только художественным произведением (оцененным М.Горьким), но и учебником по психологии и воспитанию личности, и даже пособием по руководству коллективом.
Всю свою жизнь А.С. Макаренко посветил воспитанию беспризорных детей с криминальным прошлым, руководил колонией имени Горького в Полтаве (1920-28),позже она была перемещена в бывший Куряжский монастырь. Позже он руководил колонией имени Дзержинского.
Действия поемы происходят в России после событий гражданской войны 1918-21 года. Война многих детей оставила сиротами. К власти пришли большевики, обещавшие построить новое общество, но война привела Россию к экономическому кризису, чтобы из него выйти в стране провозгласили политику НЭПа, чтобы с помощью элементов рыночной экономики выйти из кризиса. Большевики обещали построить светлое будущие, но денег на социальную политику катастрофически не хватало. В обществе царила бедности и безграмотность, так как большую часть населения составляли крестьяне и рабочие. В стране формируется тоталитарный политический режим с однопартийной системой, советской идеологией и верой в коммунизм. В стране насчитывалось огромное количество беспризорных детей.
Педагогическая поема начинается с того, что главный герой – Антон Макаренко основывает колонию (имени Горького) для беспризорных детей, в том числе малолетних преступников.
Ключевыми понятиями в воспитательном процессе А.С. Макаренко считал – формирования «нового человека» и создание – коллектива, а также воспитание личности ребенка через коллектив. Он доказал, что - воспитательский коллектив, коллективная организация жизни и деятельности колонистов - это самый эффективный метод воспитания личности каждого воспитанника.
В трудовом воспитательном коллективе взрослых и детей объединяли учеба, производственно-трудовые взаимоотношения, забота о завтрашнем дне, определенный дух колонии: сочетание уважение с требовательность и чувством собственного достоинства .
Тогда общество строило новую советскую Россию. Все понимали, что в колониях должны воспитываться новые люди, нужные нашей стране, но и воспитывать их надо по-новому, но как именно никто не знал. Поэтому А.С. Макаренко занялся поисками решений данной проблемы.
Его первыми воспитанники были шестеро подростков с уголовным прошлым. Подростки издевались над педагогами. Привыкшие к безделью, они не хотели работать, убирать за собой, нарушали режим, воровали еду, и даже жгли мебель, если им было холодно. А.С Макаренко попытался договориться с детьми, но атмосфера в колонии была накалена до предела, а наглость колонистов стала просто не выносима.Тогда А.С. Макаренко не выдержал и ударил одного из колонистов, после чего его требования начали беспрекословно выполняться ребятами. Но этот инцидент не показывает слабость А.С Макаренко, как педагога, ведь в данной ситуации в полнее вероятно, что его решение было единственно верное. А. С. Макаренко понимал, что для блага самих ребят надо быть с ними требовательным и строгим. Он относился к этим ребятам, не как к правонарушителям, а как к людям (а возможно даже, как со своим собственным детям) и этого отношения не могли не почувствовать сами воспитанники. А.С Макаренко говорил, что педагог должен верить в ребенка и быть настоящим гуманистом. Процессу воспитания помогает формирование коллектива. В нем бывшие преступники смогли почувствовать себя частью общества. Ведь каждый член коллектива, мог приносить пользу, все больше крепла дружба, и царил принцип «один за всех и все за одного». Колонию дети считали своим домом, у ребят появилось общее увлечение – театр, в котором они ставят спектакли, их посещает М. Горький.
Начиная работать А.С Макаренко считал, что его задача «вправить умы» у правонарушителей, но постепенно он начал повышать требования к цели своей работы, воспитанникам и себе лично .Он убеждается, что перед ним не преступники, а люди, которые находятся в тяжелом жизненном положении, каждый из них представляет собой «концентрированное детское горе» маленького брошенного человека. Но А.С Макаренко понимал, что их спасения, им необходимо не только любовь и доброта, но и требовательности и твердость. Его главной целью становиться, воспитать из колониста настоящего советского человека, который мог бы быть образцом достойного поведения.
Поднятая автором проблема актуальна и сегодня, ведь и в наше время, к сожалению, есть сироты, брошенные дети, которые не нужны своим родителям и просто дети, и подростки причастные к криминальному миру. Взявшись за воспитание таких ребят, педагог должен помнить слова А.С. Макаренко о том, что не стоит ограничиваться сочувствием и жалостью к таким детям, а необходимо быть требовательным и справедливым по отношению к ним. Также можно выделить следующие важные для современного социального педагога направления работы, раскрытые А. С. Макаренко:
1) создание детского коллектива, объединенного разумным, творческим, производительным трудом;
2) создание детского самоуправления, различные формы которого были школой для каждого воспитанника;
3) создание особых отношений между воспитанниками и воспитателями.