Интегрированная НОД (познавательно - речевое развитие дошкольников)
для детей средней группы «Путешествие» с учетом ФГОС
Каримова Фарида Гусмановна,
воспитатель 1квалификационной категории МБДОУ Тубылгытауский детский сад «Тургай» Новошешминского муниципального района РТ»
Программные задачи:
1. Активизировать использование в речи специальных терминов, характеризующих противоположные параметры величин, весовые, вкусовые, температурные и другие свойства предметов и явлений.
2. Закрепить использование усвоенных понятий - “большой”, “поменьше”, “ещё меньше”, “самый маленький”, “маленький”.
3. Узнавать геометрические фигуры в символических изображениях предметов.
4. Совершенствовать счётные навыки в пределах.
5. Закрепить умение детей узнавать и называть фрукты, различать их по вкусу.
6. Развивать умение узнавать и называть домашних и диких животных, учить употреблять в речи правильные формы названий детенышей домашних и диких животных.
7. Обогащать активный словарный запас, развивать речь, с детьми вспомнить членов семьи и счет до 5 на татарском языке.
Материалы и оборудование:
- конверт с письмом, карта, детская морская форма, мяч, пять ключей разного цвета с нумерацией от 1 до 5, корабль;
- книга, цифры от 1 до 5; карточки с изображением геометрических фигур; предметные карточки;
- карточки с изображением домашних и диких животных;
- фрукты: яблоко ,груша , лимон ,апельсин ,банан;
- изображения домов, леса, картинок;
- сундук, шоколадные монеты;
Ход занятия
Вводная часть.
- Ребята, посмотрите, что случилось с нашей группой? Она превратилась в волшебные острова. (Открываем конверт, находим в нём карту, рассматриваем.)
- Посмотрите, здесь ещё что-то есть! (достаю из конверта письмо)
Воспитатель читает письмо: « Карта указывает, где находится клад. Но чтобы добраться до клада, вам нужно отправиться в путешествие по этим островам. На каждом из них вас ждут задания-испытания, они очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать. На каждом острове за выполненное задание-испытание вы сможете получить ключи-помощники, только тогда вы сможете отыскать клад».
Основная часть. (Обращаемся к карте)
- А на чём же мы поплывём? (На корабле). Мы станем очень дружной морской командой. Я буду капитаном (воспитатель и дети надевают атрибуты морской формы), а вы моряками.
- Ну что, поплывем? Тогда в путь. (Музыка)
- Итак, первый остров - остров “Наоборот”.
Задание.
Игра “Наоборот”
- На этом острове всё наоборот: рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит солнце, летом идёт снег. Вот и наше задание на этом острове называется “Наоборот” (с мячом):
- низкий - высокий, длинный – короткий, узкий – широкий, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый, горячий – холодный, чистый – грязный, пустой – полный.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!
Воспитатель: Ребята, какой это ключ по счету, по цвету? (Первый, красный). Отправляемся дальше (обращаемся к карте). Обыгрывается ситуация с кораблём - дети руками имитируют плавающие движения.
Остров “Геометрических фигур”
Лежит книга “Геометрических фигур”. Вверху одной страницы прикреплен квадрат, на другой – треугольник, на третьей – круг, а на четвертой - прямоугольник. На столе разбросаны картинки с изображением предметов похожих на геометрические фигуры.
Задание.
Воспитатель: Ветер растрепал книгу, а картинки, которые похожи на геометрические фигуры, все выпали из своих страниц. Может быть, мы поможем книге “Геометрических фигур”? Надо все картинки разложить по своим страницам.
Воспитатель: Отыщите страничку с фигурой, у которой нет углов и которая похожа на солнце. Глеб, какая это фигура? (Круг)
- Возьмите страничку, на которой расположена фигура, у которой есть три угла и три стороны. Илюша, какая это фигура? (Треугольник)
- Найдите страницу, где есть фигура без углов, которая похожа на круг, но вытянута. Даша какая это фигура? (Овал)
- Как называется фигура, которая тоже имеет четыре угла и четыре стороны, но по длине стороны разные (прямоугольник). Какая это фигура Настя?
- А теперь найдите на своих картинках предмет, имеющий такую же форму, как у вас на странице. (Дети картинки прикрепляют на соответствующие страницы книги)
Воспитатель: Ребята, какой это ключ по счету, по цвету? (Второй, зеленый)
Обыгрывается ситуация с кораблём - дети руками имитируют плавающие движения.
Третий остров “Путаница”
- Ребята, этот остров называется «Путаница» потому что здесь перепутались все звери, а каких зверей вы знаете (домашние и дикие ). Нам с вами нужно помочь животным: Домашних вернуть домой, а диких в лес. Но еще нужно правильно назвать этих животных (медведь и медвежонок, волк и волчонок, заяц и зайчонок, лиса и лисенок ) – их отправляем в лес это дикие животные. (Свинья и поросенок, лошадь и жеребенок, корова и теленок, овца и ягненок) - их отправляем домой – это домашние животные. Молодцы.
- Вот и этот ключ - помощник наш. ( Дети называют его порядковый номер и цвет (третий, черный )).
Гимнастика для глаз
- Садимся на корабль. Ребята, замрите.
Мы плывем по морю. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Подымите, глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе
(показываю). А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой). Она-то приближается, то удаляется от нас.
- Приплыли, где-то должен быть замок. Посмотрим в свои бинокли? (Кулачки сжали)
- Ребята, мы ищем 4-й ключ, потому что у нас четвертый остров. А как он называется вы должны отгадать .Слушайте загадку:
Груша, яблоко, банан,
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся... (фрукты)
Вот и название этого острова «Фруктовый».
Задание: Я вам загадываю загадку о каком то фрукте вы должны ее отгадать и на ощупь достать этот фрукт из чудесного мешочка:
Фрукт похож на неваляшку,
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив,
С дерева упала... (груша)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый рыжий... (апельсин)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки
Ролом он из жарких стран
А зовут его (банан)
Я круглое ,румяное ,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки (яблоко)
А сейчас давайте определим эти фрукты на вкус.
- Молодцы заработали ещё один ключ ( четвертый, синий)
Физ. минутка
Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.) Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.) Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.) Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.) Ищем ракушки в песке (Наклоны.) И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.) Чтоб побольше их собрать, — Надо чаще приседать. (Приседания.)
Поплыли дальше.
Следующий остров «Помогайка»
Задание. Дидактическая игра «Пригласи в дом».
Девочка осталась дома одна и очень боится, а позвать свою семью домой не может. Давайте ей поможем на татарском языке позовем всех домой.
«Бабай, кил монда», «Эби, кил монда», « Эти, кил монда», «Эни, кил монда».
А теперь давайте посчитаем сколько человек живет в доме (бер, ике, эч ,дурт ,биш )
Молодцы, посмотрите теперь вся семья в сборе. За это получаем еще один ключ (пятый желтый )
- Нас ждёт последний остров – остров “Сказочного дворика”.
Воспитатель. Вот мы и добрались до клада. Каким же ключом надо открывать?
Задание. Чтобы сундук открылся нужно развесить ключи в порядке убывания.
(Большой, меньше, поменьше, еще меньше, самый маленький)
Сундук открывается. Сначала вынимается письмо. Зачитывается: “Вы нашли самый драгоценный клад – это ваши знания. Всё что вы сегодня выполняли в путешествии – это и есть клад”.
В сундуке шоколадные монеты в золотистой обертке. Дети с воспитателем садятся на корабль.
Рефлексия.
- Вот мы и вернулись домой. Хоть мы уже и не морская команда, но мы останемся дружными ребятами.
- Молодцы. Мне было тоже очень интересно путешествовать с вами в поисках клада.
Список литературы:
1.Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. « От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозаика-Синтез, 2014.-368с.
2. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2004
3. Пожиленко Е. А. «Артикуляционная гимнастика (Популярная логопедия)». 2007
Использованные материалы:
Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Природа, птицы. AudioCD.