Внеклассное мероприятие по литературе. В гостях у Былины. Литературная гостиная.

закрепить у учащихся комплекс знаний о былинах на основе литературного и краеведческого материала; углубить знания о нравственных ценностях.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Внеклассное мероприятие по литературе.

В гостях у Былины. Литературная гостиная.

Конспект интегрированного внеклассного мероприятия для учащихся 7 класса.

Интегрированные предметы: история, краеведение, литература, русский язык и мировая художественная культура.

Цель мероприятия: закрепить у учащихся комплекс знаний о былинах на основе литературного и краеведческого материала; углубить знания о нравственных ценностях.

Задачи урока.

Образовательные:

Расширять знания учащихся о произведениях устного народного творчества - былинах

Закрепить теоретические знания о былинах

Сформировать представление о формировании личности под влиянием произведений устного народного творчества

Закрепить знания учащихся о нравственных и культурных ценностях.

Развивающие:

Дальнейшее развитие регулятивных (целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция) и коммуникативных (учебное сотрудничество, поиск и сбор информации) УУД учащихся.

Развивать интерес к урокам литературы

Развивать умение «сказывать» былины

Развивать творческий потенциал учащихся

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родине.

Способствовать развитию интереса к родному языку, литературе, истории.

Воспитывать уважение к труду.

Тип урока по дидактическим целям: обобщение и закрепление изученного материала.

Форма урока: урок – игра с элементами театрализации.

Основные понятия: устное народное творчество, былина.

Оборудование: интерактивная доска, оформленные в народном стиле столы, костюмы.

Домашнее задание: читать былины из Новгородского цикла (на выбор).

План урока:

Этапы.

Время.

Приемы и методы.

1. Организационный момент. Мотивация внеклассной деятельности учащихся.

3 мин.

Беседа учителя.

2. Первичное закрепление (конструктивное)

3 мин.

Опрос. Презентация.

3. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

25 мин.

Выступления учащихся. Творческие выступления групп.

4.Закрепление.

10 мин.

Работа с викториной, аукцион, загадками, проецируемыми на доску.

5.Рефлексия

2 мин.

Подведение итогов занятия.

Использование смайликов.

6. Информация о домашнем задании.

2 мин.

Объяснение учителя.

Внеклассное мероприятие по литературе.

В гостях у Былины. Литературная гостиная.

Конспект интегрированного внеклассного мероприятия для учащихся 7 класса.

Интегрированные предметы: история, краеведение, литература, русский язык и мировая художественная культура.

Подлинную историю … народа нельзя знать, не зная устного народного творчества...

М. Горький

Искусство народных мастеров стало легендой, его власть простёрлась и на наше время.

В. Аникин

Ход урока.

Вступительное слово учителя. Здравствуйте, я рада приветствовать всех, кто пришёл сегодня в нашу литературную гостиную, будь то хозяева или гости.

Сегодня мы поговорим о былинах, об их значении и роли в формировании личности.

Здесь же, в литературном кафе, ребята нам продемонстрируют умение исполнять былины. Кроме того надеюсь, что ученики 7А класса покажут, насколько этот жанр устного народного творчества ими освоен, какие нравственные уроки они извлекли, погружаясь в произведения литературы.

Учитель словесности.

О том, какие загадки таит в себе душа русского человека, есть замечательное стихотворение Евгения Евтушенко «Сказка о русской игрушке», строчки из которого станут лейтмотивом нашего вечера. Я хочу прочитать вам его, а Вы подумайте, на какие черты характеров русских людей обращает внимание автор стихотворения.

Учитель. (Исполняет стихотворение Евгения Евтушенко «Сказка о русской игрушке»).

Евгений Евтушенко

"Сказка о русской игрушке"

По разграбленным сёлам

шла Орда на рысях,

приторочивши к сёдлам

русокосый ясак.

Как под тёмной водою

молодая ветла,

Русь была под Ордою,

Русь почти не была.

Но однажды, – как будто

все колчаны без стрел, –

удалившийся в юрту

хан Батый захмурел…

Хан сопел, иступлённой

скукотою томясь,

и бродяжку с торбёнкой

ввёл угодник толмач.

В горсть набравши урюка,

колыхнув животом,

"Кто такой?" – хан угрюмо

ткнул в бродяжку перстом.

Тот вздохнул ("Божья матерь,

то Батый, то князья..."):

"Дел игрушечных мастер

Ванька Сидоров я".

Из холстин дыроватых

в той торбёнке своей

стал вынать деревянных

медведей и курей.

Но, в игрушки вникая,

умудрённый, как змий,

на матрёшек вниманье

обратил хан Батый.

И с тоской первобытной

хан подумал в тот миг,

скольких здесь перебил он,

а постичь не постиг.

В мужичках скоморошных,

простоватых на вид,

как матрёшка в матрёшке,

тайна в тайне сидит.

Озираясь трусливо,

буркнул хан толмачу:

"Все игрушки тоскливы.

Посмешнее хочу.

Пусть он, рваная нечисть,

этой ночью не спит

и особое нечто

для меня сочинит".

Хан добавил, икнувши:

"Перстень дам и коня,

но чтоб эта игрушка

просветлила меня!"

Думал Ванька про волю,

про судьбу про свою

и кивнул головою:

"Сочиню. Просветлю".

Шмыгал носом он грустно,

но явился в свой срок:

"Сочинил я игрушку.

Ванькой-встанькой нарёк".

На кошме не кичливо

встал простецкий, не злой,

но дразняще качливый

мужичок удалой.

Хан прижал его пальцем

и ладонью помог.

Ванька-встанька попался,

Ванька-встанька прилёг.

Хан свой палец отдёрнул.

Но силён, хоть и мал,

Ванька-встанька задорно

снова на ноги встал.

Хан игрушку с размаха

вмял в кошму сапогом

и, злобея от страха,

заклинал шепотком.

Хан сапог отодвинул

Но, держась за бока,

Ванька-встанька вдруг вынырнул

из-под носка!

Хан попятился грузно,

Русь и русских кляня:

"Да, уж эта игрушка

просветлила меня..."

Хана страхом шатало,

и велел он скорей

от Руси – от шайтана –

повернуть всех коней.

И теперь уж отмаясь,

положённый вповал,

Ванька Сидоров мастер

у дороги лежал.

Он лежал, отсыпался,

руки белые врозь,

василёк между пальцев

натрудившихся рос.

А в пылище прогорклой,

так же мал да удал,

с головёнкою гордой

Ванька-встанька стоял.

Из-под стольких кибиток,

из-под стольких копыт

он вставал неубитый,

только временно сбит.

Опустились туманы

на лугах заливных,

и ушли басурманы,

будто не было их.

Ну, а Ванька остался,

как остался народ.

И душа Ваньки-встаньки

в каждом русском живёт.

Мы – народ ванек-встанек.

нас не Бог уберёг!

Нас давили, пластали

столько всяких сапог!

Они знали, мы – ваньки,

нас хотели покласть,

а о том, что мы встаньки,

забывали, платясь.

Мы – народ ванек-встанек.

Мы встаём – так всерьёз.

Мы от бед не устанем,

не поляжем от слёз...

И смеётся не вмятый,

не затоптанный в грязь

мужичок хитроватый,

чуть пока-чи-ва-ясь...

1992

Ученики. Загадочность, стойкость, талант, смекалка, мужество, непобедимость, любовь к родине и др.

Учитель. Да эти поразительные качества характера всегда были ценными для жителей Руси, их и воспевали древние сказители былин. Сегодня мы постараемся доказать это и сделать вывод: какие нравственные ценности мы почерпнули, прикоснувшись к былинам.

Проблемный вопрос:

Какие нравственные ценности мы почерпнули, прикоснувшись к былинам?

В чем «тайна всевластия» былин?

Учитель. Прежде всего вспомним, что же такое былина?Дайте определение этому термину.

Ученики. Былины (от слова «быль») — произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях.

Былина - жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом 11-16 веков.

Схема периодов развития былины:

Древнейший, где герой Святогор

Киевский, где герой Добрыня Никитич и Алёша Попович

Владимиро-Суздальский, где герой Илья Муромец

Новгородский, где герой Садко и Василий Буслаев

Из истории былин.

Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины и сказывать сказки. Они передавались от предков вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые народ чтил. Строитель возводил храм — получалась просторная палата, под куполом которой из узких проемов в стене лился и играл солнечный луч, словно было возведено жилище для сказочных и былинных героев.

...Такова была сила поэтического сказания, сила сказочной выдумки. Где тайна этого всевластия? Она в самой тесной и прямой связи со всем укладом жизни русского человека. По этой же причине мир и быт русской крестьянской жизни составил основу былинного и сказочного творчества.

Действие былин происходит в Киеве, в просторных каменных палатах — гридницах, на киевских улицах, у днепровских причалов, в соборной церкви, на широком княжеском дворе, на торговых площадях Новгорода, на мосту через Волхов, в разных концах Новгородской земли, в других городах: Чернигове, Ростове, Муроме, Галиче.

Русь и тогда, в далекую от нас эпоху, вела оживленную торговлю с соседями. Поэтому в былинах упоминается знаменитый путь «из Варяг в Греки»: из Варяжского (Балтийского) моря в Неву-реку по Ладожскому озеру, по Волхову и Днепру. Певцы воспевали широту Русской земли, раскинувшейся под высоким небом, и глубину днепровских омутов:

Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота океан-море,

Широко раздолье по всей земле,

Глубоки омуты Днепровские.

Сказители знали и о далеких землях: о земле Веденецкой (скорее всего, Венеции), о богатом Индийском царстве, Царьграде, разных городах Ближнего Востока.

Множество достоверных черт древнего быта и жизни придает былинам документальную ценность. В них рассказывается об устройстве первых городов. За городскими стенами, которые защищали селение, сразу начиналось раздолье чистого поля: богатыри на сильных конях не дожидаются, пока отворят ворота, а скачут через башню наугольную и сразу оказываются на просторе. Лишь позднее города обстроились незащищенными «пригородками».

Хороший конь был в большом почете на Руси. Заботливый владелец холил его, знал ему цену. Один из былинных героев, Иван — гостиный сын, бьется о «велик заклад», что на своем трехлетнем Бурочке-косматочке обскачет всех княжеских жеребцов, а Микулина кобылка обошла княжеского коня вопреки пословице «Лошадь пашет, конь под седлом». Верный конь предупреждает своего хозяина об опасности — ржет «во всю голову», бьет копытами, чтобы разбудить богатыря.

Сказители поведали нам о настенных украшениях в парадных жилищах. Нарядна одежда героев. Даже на оратае Микуле нерабочая одежда — рубаха и порты, как бывало в действительности:

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него чёрна бархата.

Это не выдумка, а реальность древнерусского праздничного быта. Подробно говорится о конской упряжи и ладьях-кораблях. Певцы стараются не упустить ни одной мелочи...

Учитель. Самое ценное, что есть в былинах, это воплощенные в них думы и чувства народа. Людям XXI века важно понять, ради чего народ пел о богатырях и об их славных делах. Кто они, русские богатыри, во имя чего совершают подвиги и что защищают?

Илья Муромец едет через непроходимые, непроезжие леса прямой, а не окольной дорогой. Ему неведом страх перед загородившим проезд Соловьем-разбойником. Илья сделал дорогу свободной, и его подвиг был высоко оценен современниками. В былине развита мысль о едином сильном государстве, способном навести порядок внутри страны и отразить нашествия врагов.

(Илья Муромец едет через непроходимые, непроезжие леса ближней, прямой, а не окольной, долгой дорогой. Ему неведом страх перед загородившим проезд Соловьем-разбойником. Это не выдуманная опасность и не выдуманная дорога. Северо-Восточную Русь с городами Владимиром, Суздалем, Рязанью, Муромом некогда отделяли от Приднепровья со стольным Киевом и прилегающими землями дремучие леса. Лишь в середине XII столетия через лесные дебри проложили дорогу — с Оки к Днепру. До этого приходилось объезжать леса, направляясь в верховья Волги, а оттуда — к Днепру и по нему — к Киеву. Однако и после того, как прямоезжая дорога была проложена, многие предпочитали ей прежнюю: новая дорога была неспокойной — на ней грабили, убивали... Илья сделал дорогу свободной, и его подвиг был высоко оценен современниками. В былине развита мысль о едином сильном государстве, способном навести порядок внутри страны и отразить нашествия врагов.)

Пример верности воинскому долгу являет и другой воин-богатырь, прославленный в былинах под именем Добрыни Никитича. В схватках с огненным Змеем он дважды одерживает победу. Богатыри сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю от всех, кто посягал на ее свободу.

Но мы собрались здесь, чтобы поделиться знаниями и о тех богатырях, чей подвиг не менее значителен, но в школьной программе и даже в новых анимационных фильмах о них нет почти никакой информации.

Узнайте богатыря по характеристике: Этот герой былины защитил русскую землю от врага, был тяжело ранен, но князь Владимир не поверил ему и заключил в темницу. Богатырь не смирился с несправедливостью царя. (Сухман.)

Группа ребят подготовила нам отрывок из былины «Сухман».

Выступление учащихся. Инсценировка отрывка из былины «Сухман»

Учитель. Чему учит былина «Сухман»?

Учитель. Как творения крестьянской Руси, былины охотно делали предметом изображения не только события героической обороны страны, но дела и события повседневной жизни: рассказывали о работе на пашне.

В былине о землепашце Микуле и князе Вольге крестьянская идея выражена со всей ясностью. Будничный труд крестьянина поставлен выше воинского. Неоглядна пашня Микулы, тяжела его соха, но он легко управляется с нею, а дружина князя не знает, как и подступиться к ней — не умеет выдернуть ее из земли. Симпатии певцов всецело на стороне Микулы.

Народ в былинах «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Какого из героев прочитанных вами былин можно было бы охарактеризовать словами этой поговорки.

Группа ребят подготовила нам отрывок из былины «Вавила и скоморохи».

Выступление учащихся.

Инсценировка отрывка из былины «Вавила и скоморохи».

Учитель. Какие открытия для себя вы сделали, прочитав былину «Вавила и скоморохи»?

Такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, делился со слушателями сокровенными думами о том, как жить. Сказители былин учили мудрости.

В какой из былин героиня благодаря мудрым суждениям смогла свой народ вызволить из плена?

Группа ребят подготовила нам отрывок из былины «Авдотья Рязаночка».

Выступление учащихся.

Инсценировка отрывка из былины «Авдотья Рязаночка».

Время Древней Руси сказалось и на самом художественном строе, ритмах, строении стиха былин. От поздних песен русского народа они отличаются грандиозностью образов, важностью действия, торжественностью тона. Былины возникли во времена, когда пение и рассказывание еще не сильно отошли друг от друга. Пение придавало рассказу торжественность.

Учитель. Какую мудрость вы постигли, прикоснувшись к былине «Авдотья Рязаночка»?

(Былинный стих особенный, он приспособлен для передачи живых разговорных интонаций:

Из того ли то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова

Выезжал удаленький дородный добрый молодец.

Песенные строки легки и естественны: повторения отдельных слов и предлогов не мешают передаче смысла. В былинах, как и в сказках, есть зачины (в них рассказывается о времени и месте действия), концовки, повторы, преувеличения (гиперболы), постоянные эпитеты («поле чистое», «добрый молодец»).

Рифмы в былинах нет: она затрудняла бы естественное течение речи, но все же певцы не отказались совсем от созвучий. В стихах созвучны однородные окончания слов:

Так все травушки-муравы уплеталися

Да й лазоревы цветочки осыпалися... )

Пение былин в древности сопровождалось игрой на гуслях. Музыканты считают, что гусли — самый подходящий инструмент для подыгрывания словам: мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былины. Красоту былинных напевов ценили композиторы. ( М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков использовали их в операх и симфонических произведениях. )

В одной из былин есть такой умелец-гусляр, который своими дивными звуками покорил даже сердце Морского царя. Но главное, что этот герой любит своё отечество и ценит свой народ. Кто же этот чудесный мастер? (Садко)

Группа ребят подготовила нам отрывок из былины «Садко».

Выступление учащихся.

Инсценировка отрывка из былины «Садко».

Учитель. Чему научились вы у Новгородского купца Садко?

Былина «Садко» - «это, - по словам В. Г. Белинского, - один из перлов русской народной поэзии...»

Учитель.

«В искусстве былины как бы осуществилась связь времен Древней Руси и нашей эпохи. Искусство прошедших веков не стало музейным, интересным только немногим специалистам, оно влилось в поток переживаний и мыслей современного человека»,-

это слова ученого-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина.

А как вы считаете:

Какие нравственные ценности мы почерпнули, прикоснувшись к былинам?

В чем «тайна всевластия» былин?

Учитель.

А сейчас мы проверим насколько внимательно вы читали былины и слушали своих товарищей.

Блиц-турнир

Вспомните отчество Соловья-Разбойника. (Одихмантьевич)

Кто из былинных героев имеет такое же отчество? (Сухман)

Вспомните название реки, которая в одной из былин не давала пройти врагам на русскую землю, ломала мосты по ночам. (Непра-река)

Как звали князя, который обидел Илью Муромца? (Владимир)

Назовите имя богатыря, который был больше самого Ильи Муромца? (Святогор)

Где родился Илья Муромец? (Родом он из села Карачарово )

Назовите вид богатырского оружия: толстая палка с утолщением на конце. (Палица.)

Кого из своих близких решила спасти Авдотья Рязаночка, когда хан предложил ей сделать нелёгкий выбор? Мужа, брата или сына?

Что такое постоянные эпитеты ? (образные определения, которые постоянно употребляются в УНТ.)

Как называется река, на которой сражался Добрыня со Змеем? (Пучай.)

Назовите город, из которого родом Садко. (Новгород.)

Почему Вавила пошёл со скоморохами? (Понял, что это не простые люди, а святые и идут они сразиться с врагом Руси.)

Дополнительные вопросы для команд.

(команды соревнуются в знании содержания былин, баллы получает команда, быстрее и точнее ответившая на вопрос)

Как долго сиднем сидел Илья Муромец? (30 лет и 3 года)

Кто исцелил Илью? (Калики перехожие)

Сколько их было? (Трое)

Преувеличение (гипербола)

Красочное определение (эпитет)

Чудище, с которым сражался Добрыня Никитич (Змей)

Начало фольклорного произведения (зачин)

Князь, при дворе которого служили три богатыря (Владимир)

Царь, с которым сражался Илья (Калин)

Чем заканчивается былина (концовка)

Столица русского государства в 11 веке (Киев)

Кого на Руси называют крестовыми братьями?

(Тех, кто побратались, обменявшись нательными крестами)

На какой срок князь Владимир приказал посадить Илью Муромца в глубокий погреб и засыпать тот погреб жёлтым песком?

Кто был крестовым братом Ильи Муромца? (Выбери двоих)

Все вы помните картину В. М. Васнецова «Богатыри» и её героев - Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича. С кем Илья Муромец мерялся силой в поединке богатырском - с Добрыней или Алёшей?

С Добрыней Никитичем; об этом рассказывает былина «Бой Добрыни с Ильёй Муромцем»

Кто похвалялся: «Встречу Илейку, русского богатыря, на ладонь его положу, другой - прихлопну, и останется от него грязь да вода!»?)

( Васнецов «Витязь на распутье»

Наехал Илья Муромец на развилку трёх дорог, а там камень-горюч лежит с надписью: «Если прямо ехать - женату быть, направо ехать - женату быть, а налево ехать - богатому стать». Две дороги Илья проехал и очистил от ворога. Какую дорогу решил оставить Илья Муромец кому-нибудь молодому?

«В третью сторону не поеду. Зачем мне, старому, одинокому, богатым быть? Пусть кому-нибудь молодому богатство достанется».)

Разгадайте кроссворд по вертикали и прочитайте по горизонтали имя одного из былинных персонажей.

Как зовут богатыря, который бился на Непре - реке с врагами и не пропустил их на русскую землю. (Сухман)

Кожа, из которой были сапоги у былинных героев. (Сафьян)

Как в былинах назван пахарь? (Оратай)

Как зовут богатыря, поднявшего одной рукой предмет, который не смогла поднять вся дружина князя? (Микула).

Старинная русская мера длины, равная 1,06 км. (Верста)

Назовите имя былинного князя-оборотня. (Вольга)

Древнейшее сказание о защитниках родины, богатырях и исторических событиях. (Былина)

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

А

С

А

С

О

М

А

Т

У

Г

А

Р

И

Н

С

Х

Ь

Ф

А

К

И

Р

М

Л

Ь

Т

У

Л

Е

А

О

Я

А

Л

Ы

В

Н

В

Н

Й

А

Б

5

6

7

Былинный аукцион.

Назовите былины об Илье Муромце.

(«Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Илья Муромец и Идолище» «Илья Муромец и Калин-царь» «Илья Муромец и Святогор » «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром » « Три поездки Ильи Муромца » «Бой Добрыни с Ильёй Муромцем » и т. д.)

Назовите героев-богатырей из былин.

(Илья Муромец, Святогор, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, Сухман, Ставр Годинович, Суровен Суздалец, Дунай-сват, Садко, Михайло Данилович, Данила Ловчанин, Дюк Степанович, Василий Буслаев и др.)

Назовите отрицательных персонажей былин.

(Соловей-Разбойник, Идолище, Калин-царь, Тугарин Змеевич, Змей, царь Собака, Хан, Чурила Плёнкович и др.)

Назовите города, которые упоминаются в былинах.

(Киев, Новгород, Чернигов, Муром, Галич, Царь-град, Суздаль, Рязань, Казань, Волынь-город, Владимир, Золотая Орда, Ореховец, Курцовец, Крестьяновец.)

Назовите известные вам былины, кроме былин об Илье Муромце.

(«Святогор», «Добрыня и Змей», «Добрыня и Василий Казимирович», «Добрыня и Дунай-сват», «Добрыня и Алёша Попович» « Алёша Попович и Тугарин», «Вольга и Микула Селянинович», «Сухман», «Суровен Суздалец», «Дунай-сват», «Садко», «Михайло Данилович», «Данила Ловчанин», «Дюк Степанович», «Василий Буслаев», «Василий Буслаев и новгородцы», «Смерть Василия Буслаева» и др.)

Назовите постоянные эпитеты, которые употребляются в былинах.

(добрый молодец, солнце ясное, красна девица, поле чистое, леса дремучие, дороженька прямоезжая, головушка буйная, лебедь белая, берёза кудрявая, травушка-муравушка, цветочки лазоревые, стрелочки калёные, меч булатный, конь вороной, гусельки яровчаты и др.)

Назовите имена женщин – персонажей былин.

(Авдотья Рязаночка, Забава Путятишна,Василиса Микулишна, Амелфа Тимофеевна (мать Василия Буслаева), Марфа Всеславьевна («Волх Всеславич»), Елена Александровна («Волх Всеславич») и др.)

На каких реках происходит действие в былинах? (Дунай, Непра-река, Пучай-река и др.)

Оценка работы учащихся на мероприятии:

Оформление стола.

Презентация.

Представление былины (знание текста, исполнение, костюмы, декорации).

Знание текстов былин.

Награждение.

Задание: читайте произведения по списку.





Время Знаний

Россия, 2015-2020 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.11.2020


Правообладетель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.