УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»
141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16
Подготовила воспитатель: Сорокина Зинаида Александровна
МДОУДС№2 «КАЛИНКА»
КЛИН
Актуальность темы: Новый год – самый любимый, чудесный семейный праздник. Праздник с волшебными превращениями и подарками Деда Мороза. Время новогодних праздников - это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с наступлением зимних холодов.
«Что такое Новый год?»;
«Кто его придумал?»;
«Для чего нужны новогодние игрушки?»;
«Какие бывают елочные игрушки?»;
«Как украшали елку в старину наши предки?»;
«Как отмечают Новый год в разных странах?».
Разобраться в этом поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта «Новогодние игрушки».
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 недели)Вид проекта: творческий, исследовательскийУчастники проекта: дети, воспитатели, родителиВозраст детей: 6-7 лет
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома игрушками, долгожданные подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты – все это не сравнится даже с Днем рождения. Но каждый год почти все елки украшены однотипно, елочными шарами из магазинов. В целях развития творческой фантазии было предложено детям и родителям создать елочные украшения своими руками, как-то необычно украсить елку. Показать, что каждый год новогодний праздник можно встретить по-особенному. Попутно расширить кругозор детей и создать праздничную атмосферу в преддверии праздника. В ходе проекта ставились проблемные вопросы:
«Почему люди во все времена любили делать игрушки своими руками?», «Какой материал может быть использован при изготовлении ёлочной игрушки?»,
«Как можно сделать елочную игрушку своими руками?»,
«Что будет "изюминкой" вашей игрушки?».
Цель проекта: расширение и систематизация знаний детей о традициях новогоднего праздника, истории возникновения елочной игрушки, технологии ее изготовления.
Задачи проекта:1. Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению традиций новогоднего праздника, истории его возникновения.2. Дать представление детям, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны.3. Расширить кругозор детей в области проведения новогоднего праздника в разных странах.1. Развивать коммуникативные навыки детей.2. Продолжать развивать творческое воображение детей, мышление и память.3. Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.1. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны.2. Создать праздничную атмосферу в преддверии Нового года.1. Повысить уровень творческой компетентности педагогов.2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества педагогического процесса.3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.1. Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.2. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.Итоговое мероприятие проекта:
Изготовление игрушки своими руками (Тестопластика),
участие в конкурсе Задарки для Деда Мороза «Новогодняя игрушка»,
новогодний утренник.
Продукт проекта: В результате работы должны быть представлены новогодние игрушки и поздравительные открытки как продукт совместного творчества родителей, детей и воспитателей.
Ожидаемые результаты по проекту: Для детей:1. Расширение кругозора детей.2. Сплочение детского коллектива.3. Развитие интереса к коллективной творческой деятельности.Для педагогов:1. Повышение компетентности по использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности.2. Самореализация, повышение творческого потенциала.Для родителей:1. Повышение уровня информированности родителей по вопросам технологии создания елочных игрушек.2. Оптимизация детско-родительских отношений.3. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ (активизация родителей).Участие специалистов ДОУ:1. Музыкальный руководитель: музыкальное сопровождение, разучивание песен к новогоднему празднику.Содержание проекта: Для выявления актуальности данной темы было проведено исследование в форме опроса родителей. Вопросы родителям:• Что Вы знаете о Новогодних праздниках, традициях?• Как отмечали Новый год раньше и сейчас? (сравнить)• Какие новогодние традиции соблюдают в Вашей семье?• Кто придумал Новый год?• Делаете ли Вы елочные игрушки своими руками или всегда покупаете в магазине?• Знаете ли, как можно быстро и легко сделать новогоднюю игрушку своими руками?В результате опроса было выявлено, что 40% не знают про новогодние традиции, приметы; 60% не спешат сделать новогодние игрушки, а торопятся приобрести в магазине. 40% считают, что ребенок будет счастлив от самого процесса. Да и родителям полезно будет отвлечься от будничной суеты и повседневных проблем и окунуться в праздничную атмосферу. Таким образом, были определены основные аспекты изложения материала по теме проекта:1. История возникновения игрушки (Как украшали елку наши предки).2. Технология изготовления елочной игрушки.3. История возникновения новогоднего праздника. Традиции.4. Как отмечают Новый год в разных странах.Этапы реализации проекта: Подготовительный этапДействия воспитателя: подбор материала, методической литературы, информации по темам «История возникновения праздника», «Как отмечают Новый год в разных странах?», «Технология изготовления игрушки».Действия детей: участие в тематических беседах «Как отмечают праздник в твоей семье?», «Кто и как мастерил елочные игрушки?», «Чем можно украсить елку?». Рассматривание иллюстраций «Новогодние игрушки». Действия родителей: подбор материала, информации по темам «Как отмечали новогодний праздник в старину?», «История возникновения елочной игрушки».
Организационный этап:Действия воспитателя : составление плана проекта, разработка конспектов занятий, обсуждение итогового мероприятия со специалистами ДОУ
( музыкальный руководитель).Действия детей: активное участие в формах работы по теме проекта.Действия родителей: распространение полученной информации путем наглядной агитации (папки – передвижки)Основной этап:-проведение занятий с детьми (по всем образовательным областям).-совместная работа по изготовлению новогодних игрушек и открыток-приглашений на новогодний утренник. Разучивание стихов, песен и танцев на праздник-совместная работа по созданию и оформлению групповой комнаты, участие в конкурсе «Елочная игрушка» Итоговый этап:- проведение новогоднего праздника, выставки-ярмарки. Награждение активных участников проекта. Обобщение опыта. Проведение итогового опроса родителей.- расширение знаний детей в рамках темы проекта, участие в итоговых мероприятиях.- Участие в новогоднем празднике, выставке-ярмарке.Участие в опросе.После проведения итоговых мероприятий родители группы были еще раз опрошены.Вопросы:1. Нравится ли Вам, когда елка украшена продуктами Вашей совместной работы с ребенком? Что она дает?2. Трудно ли мастерить игрушки?3. Что было самым трудным во время участия в проекте?4. Будете ли Вы продолжать изучать технологию изготовления игрушек совместно с ребенком?5. Определились ли вы с традициями проведения праздника в Вашей семье?Ответы очень порадовали. На первый вопрос 90% родителей ответили: «Да. Это необычно. Красиво. Уникально». На второй вопрос ответили 80 на 20: «Да, но это того стоит.»/ «Нет». На третий вопрос 70% родителей ответили: «Трудно решиться участвовать. Трудно преодолеть лень. Неизвестное – всегда авантюра», а 30%: «Игрушки – оригами, особенно из соленого теста».На четвертый все ответили: «Да».А на пятый было много интересных ответов типа: «Каждый год украшать елку по-новому», «Будем мастерить с ребенком игрушку, соответствующую году» или «Каждый год изучать что-нибудь новое».Вывод: Работа проведена не зря. В ходе проекта было доказано, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, даже не только часть истории нашей страны. Новогодняя игрушка может стать историей каждой семьи. Передаваться от поколения к поколению. Она меняется в связи с изменениями, происходящими в обществе, в ней отражаются достижения человечества того времени, когда она была создана. Все участники проекта узнали много нового и интересного о новогодних игрушках и теперь могут поделиться своими знаниями с другими
Приложение 1
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Понедельник 19.12.
1 «Социально – коммуникативное развитие» Социализация
По плану педагога – психолога
2 «Познавательное развитие» Ребёнок и окружающий мир
Тема: «Как украшали елку наши предки»
3 «Художественно – эстетическое развитие»
Музыка По плану музыкального руководителя.
2-половина дня
Совместная деятельность - Кружок «Волшебные ладошки »
Тесто пластика « Новогодние игрушки» Цель: учить лепить игрушки и украшать их, использовать известные приемы лепки ( налеп, вдавливание), продолжить учить расписывать поделку гуашью после просушки.
Вторник 20.12.
1. «Познавательное развитие» ФЭМППрограммное содержание.
Продолжать учить измерять объём сыпучих веществ с помощью условной меры.
Продолжать знакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Закреплять представление о многоугольнике; познакомить с его частным случаем – пятиугольником и шестиугольником.
2. «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим и социальным миром.
Тема: «История праздника Нового года»
Цели: Познакомить детей с историей возникновения праздника, традициями старины разных народов.
3 «Физическое развитие» Физкультура (зал) По плану инструктора физического развития
Подвижная игра «Догони снежный ком», «Что мы делали не скажем, а что делаем покажем»
2 половина дня
Совместная деятельность «Познавательное развитие» Конструктивная деятельность(оригами) «Цветочные снежинки»
Познание (ознакомление с окружающим) «Новогодние традиции разных стран»
Среда 21.12.
1 «Речевое развитие» Развитие речи
Тема: Составление рассказов "Как мы встречаем Новый год дома".
2 «Художественно – эстетическое развитие» Рисование
Тема: «Зимняя сказка».
Цель: Развивать творчество, воображение. Учить задумывать содержание своей картины по мотивам русской народной сказки. Закреплять навыки работы с карандашом.
3 «Физическая культура» Физкультура (спортивная площадка.)
Подвижные игры: «Снежная королева», «Мороз – Красный –нос»
2 половина дня
Совместная деятельность «Речевое развитие» Чтение художественной литературы
Тема: Чтение С. Маршака "Двенадцать месяцев"
. Познание (формирование целостной картины мира) «Какие бывают игрушки» Четверг 22.12.
1 половина дня
1. «Познавательное развитие» ФЭМП
Программное содержание.
Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10.
Закреплять представление о последовательности времён и месяцев года.
Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.
Упражнять в умении объединять части в целое множество, сравнивать целое и часть множества.
2 «Художественно – эстетическое развитие» Лепка Тема: «Дед Мороз»
Цель – Формировать умение лепить полые формы, соблюдать пропорции фигуры. Развивать эстетическое восприятие, чувство формы, эстетический вкус, творчество. Совершенствовать умение правильно оценивать свою работу и работы товарищей. Развивать пластику и мелкую моторику обеих рук.
2 половина дня
3 «Физическое развитие» Физкультура (зал) Подвижная игра: «Снежная карусель»
По плану инструктора физического воспитания.
Совместная деятельность – «Физическое развитие» Формирование здорового образа жизни; «социально – коммуникативное развитие» Безопасность жизнедеятельности. «Зачем праздник делать грустным».
«О правилах безопасности при украшении ёлки; при эксплуатации ёлочной гирлянды»
Пятница 23.12.
1 половина дня
1 «Речевое развитие» Развитие речи
Тема: «Лексические игры и упражнения».
Цель. Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие.
артикуляционная (по группе нарушения звуков) и пальчиковая гимнастика «Наряжали звери елку»
2 «Художественно – эстетическое развитие» Рисование
Раскрашивание и украшение елочных игрушек из соленого теста – продолжение занятия
3 «Художественно – эстетическое развитие» Музыка
По плану музыкального руководителя.
2 половина дня
Совместная деятельность – «Социально – коммуникативная деятельность» Досуги и развлечения.
«Театрализованная деятельность» Тема – «Шопот и шорох»
Цель – Продолжать работать над интонационной выразительностью речи и развивать умение чётко произносить скороговорки.
Чтение художественной литературы – Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король»
Приложение 2
Загадки на новогоднюю тематику
1)Он холодный и блестит,
Стукнешь – сразу захрустит.
Из воды свой род берет, Ну конечно, это … (лед)
2)Кто нам снег с утра несет,
Сыпет и не устает?
Громоздятся в небе кручи,
Солнце прячут - это … (тучи)
3)Снега первого я ждал,
Бегал, прыгал и играл.
А теперь я пью микстурку,
Потому что съел … (сосульку)
4)Вокруг елки круг такой,
Не простой он, а живой.
Дружно с песнями идет,
Дети водят … (хоровод)
5)Дед мороз спешит на елку,
Тянет за собою санки.
А на них мешок тяжелый,
И в мешке лежат … (подарки)
6)В снегу уже все по уши,
Довольны малыши.
У всех намокли варежки -
Играем мы в … (снежки)
7)На каникулах гуляли,
Очень славно отдыхали.
Но скоро браться за букварь Вот-вот закончится … (январь)8)К елке Дед Мороз идет,
Посохом три раза бьет.
Вот звучит его команда
- И зажигается … (гирлянда)
9)Разбежался и скользишь,
К краю едешь - тормозишь место, где лежит ледок,
Называется … (каток)
Приложение 3
Новогодняя ёлка! Обычай наряжать ёлку!
Откуда появилась традиция наряжать елку?
Красивый обычай украшать елку возник много столетий тому назад.
Прежде, чем символом и обязательным праздничным атрибутом Нового года стала ёлочка, существовал обычай: в честь прихода Нового года украшать деревья. В Гороскопе друидов (древних кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека связана с «его деревом» (у каждого человека, в зависимости от даты рождения). Наши древние предки верили, что в деревьях обитают еще и духи растительности и плодородия, от которых якобы зависит урожай хлебов, фруктов и овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками. Именно поэтому и украшали деревья. У славян существовал свой красивый обычай: ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни. И на Новый год в доме благоухала покрытая бело-розовыми и нежными лепестками славянская новогодняя вишня. Обычай выделять из всех деревьев елку и украшать на праздник именно ее родился у жителей Германии. Немцы считали, что ель — священное дерево, в ветвях которого обитает добрый «дух лесов» — защитник правды. Зеленея в любое время года, она олицетворяла бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже её шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья. Именно на самую большую елку в лесу, ежегодно, в конце декабря (когда начинался «солнечный» год) люди «развешивали разные подарки» для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай. Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки — символ плодородия, яйца — символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи — непостижимость божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу. Наряжали елку и игрушками. И уже из Германии этот обычай проник и в другие страны. Некоторые ученые считают, что первая елка была украшена в XVI веке в г. Эльзасе (принадлежавшем ранее Германии, а сейчас это часть Франции). У нас в стране судьба елочки складывалась не просто. И прежде чем у нас в домах стала появляться нарядная новогодняя елка, по приказу Петра I жилище украшали просто елочными ветками. После указа Петра I «О праздновании Нового года» по европейскому образцу, наши предки впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, ели и можжевельника по образцам, которые были выставлены в царском гостином дворе. В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку игрушками и гирляндами стали намного позднее, с середины XIX века. В 30-е годы XIX века елки ставились на праздник только в домах петербургских немцев. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерининского вокзала. К концу XIX века елки стали главным украшением и городских и деревенских домов и в XX веке были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (то есть к религии церкви) она была запрещена на целых 17 лет вплоть до 1935 года. А сегодня мы не представляем себе Нового года без нарядной пушистой елочки, которая радует всех не только своей красотой, но и подарками, которые Дед Мороз традиционно складывает под елочкой.
Приложение 4
Новогодние традиции разных стран!
Некоторые народы ведут счет времени по лунно-солнечному календарю, и начало года приходится, где на осень, где на зиму. Но в основном празднование Нового года у древних народов совпадало с началом возрождения природы и приурочено, как правило, к марту. Обычай праздновать Новый год впервые родился в Месопотамии. Здесь, а также в нижней долине Нила в конце IV тысячелетия до нашей эры впервые родилась цивилизация. Именно здесь, по мнению ученых, впервые (в третьем тысячелетии) стали праздновать Новый год. Все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. В течение 12 дней шествиями, карнавалами, маскарадами и было ознаменовано это событие — наступление времени побед светлого бога Мардука над силами разрушения и смерти. Запрещалось работать в это время, наказывать, вершить суды. Учеными доказано, что иудеи, находившиеся в вавилонском плену, позаимствовали этот обычай празднования Нового года. А от них эта традиция перешла к грекам, а через них — к народам Западной Европы. В Древнем Риме Новый Год праздновали в начале марта до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввел новый календарь (сейчас его называют юлианским). После этого первым днем Нового Года стали считать первый день января. Свое название январь получил в честь римского бога двуликого Януса. Одно лицо Януса было обращено назад к прошлому году, другое — вперед к Новому Году. Римляне в этот день приносили жертвы Янусу и начинали с него крупные мероприятия, считая первый день года благоприятным днем. В новогодний праздник римляне украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса. Празднования продолжались несколько дней. В это время рабы и их хозяева ели, пили и веселились вместе. Римляне преподносили подарки своему императору. Начинание было добровольным, но со временем стало обязательным. Во Франции Новый год начинался с 25 декабря, потом с 1-го марта, в XII веке — со дня пасхи, а с 1564 года по указу короля Карла IX с 1 января. В Древнем Египте Новый Год праздновался в середине осени во время разлива реки Нил. Разлив Нила был связан с плодородием земли. Только после разлива это величайшей реки безжизненная пустыня превращалась в цветущий сад. В канун Новый Года египтяне ставили статуи своих богов в лодку и пускали по течению. Лодка плавала по Нилу месяц, сопровождаемая пением, танцами и весельем жителей. Затем богов возвращали обратно в храмы. В Древнем Вавилоне Новый год встречали весной. На время праздника царь покидал город. В его отсутствие народ гулял и веселился. Спустя несколько дней царь и его свита торжественно возвращались в город, а горожане возвращались к работе. В далеком прошлом персы на Новый Год дарили друг другу яйца. Это символизировало продолжение рода. Кельты, жители Галлии, встречали Новый Год в конце октября. Традиционно кельты украшали свои дома омелой, чтобы изгнать призраков. Считалось, что именно в Новый Год духи умерших возвращаются на землю. Кельты унаследовали некоторые римские традиции, в том числе требование новогодних подношений от подданных. На Новый Год, обычно, дарили украшения и золото. В Новый Год мужья давали женам деньги на булавки и другие безделушки. Обычай приносить в дом и украшать ёлку родился в Германии в XVII веке. Ну а ещё раньше обходились просто еловыми игрушками. Новый год в Австралии начинается 1 января. Но как раз в это время там стоит такая жара, что Дед Мороз и Снегурочка разносят подарки в купальных костюмах! В октябре Новый год приходит в Индонезию. Все люди принаряжаются и просят друг у друга прощения за неприятности, которые они причинили в прошедшем году.
Кто-то ждёт 1 апреля, кто-то дожидается октября, кто-то января. А эскимосы ждут - не дождутся, когда выпадет первый снег. Как выпал снег, так и наступил Новый год! Новый год в Бирме начинается с апреля, в самые знойные тамошние дни. И целую неделю люди поливают от души друг друга водой. В Китае новогодняя церемония тоже не обходится без оглушительных взрывов хлопушек и ракет. В давние времена хлопушками служили стволы бамбука, который при горении лопается с громким треском. Был в Китае ещё один замечательный обычай - в первые новогодние дни строго настрого запрещалось браниться и ругаться. Если вы под Новый год окажетесь в Италии, не подходите близко к стенам домов. Так уж повелось, что итальянцы в новогоднюю ночь выбрасывают из окон старые вещи - летят на мостовую горшки, стулья, сапоги... Случается, и громадный шкаф с диким грохотом обрушивается наземь. Чем больше выбросишь вещей, считают итальянцы, тем больше богатства принесёт Новый год!
Наши предки-славяне верили, что в деревьях обитают духи растительности и плодородия, от которых зависит урожай хлеба, фруктов и овощей. Духи были не только добрыми, но и злыми, поэтому их нужно было умилостивить подарками.
Вечнозеленая ель была священным центром, ”Мировым древом”, символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. Поэтому на самой большой елке в лесу ежегодно, в конце декабря (когда начинался “солнечный” год), люди развешивали разные подарки для духов.
Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели – яблоки (символ плодородия), яйца (символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия), орехи (символ непостижимости божественного промысла).
Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу.
Наряжали елку и игрушками. А поведали миру обо всем этом то ли волхвы, то ли древние германские пастухи.
В России Новый Год стали отмечать по уходу Петра Великого с 1 января 1700 года. До этого отмечали начало нового года 1 сентября. В указе Петра I говорилось: ”По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить украшения из древ и ветвей сосновых , еловых и можжевеловых , чинить стрельбу из пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить». Этот праздник очень полюбился русскому народу. С тех пор рождественские и новогодние елки поселились в домах и стали радовать детей и взрослых.
Приложение 5
Где отмечают Новый год?
Традиционно Новый год считается семейным праздником. Поэтому встречать его следует дома, с родными и близкими. Правда, это не значит, что так нужно провести весь праздник. Есть славный обычай в новогоднюю ночь выехать на природу и выпить по бокалу шампанского на опушке заснеженного леса.
Любители же пышных торжеств могут отправиться на новогодний бал. Традиции устраивать костюмированные балы и карнавалы в новогоднюю ночь насчитывается несколько сотен лет.
Вне всяких сомнений, Новый год – самый веселый праздник. Поэтому его принято отмечать очень бурно. Даже если что-то не ладится и на душе «кошки скребут», в новогоднюю ночь надо радоваться, гулять, танцевать, наряжаться в маскарадные костюмы, поздравлять знакомых и незнакомых людей. Ни в коем случае нельзя оставаться в одиночестве и раскисать. Это и есть основная новогодняя традиция. Ведь, по поверьям, как проведешь новогоднюю ночь – таким будет и весь следующий год.
Приложение 6
Беседа "Снегурочка"
Снегурочка — сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. На праздниках выступает как посредник между детьми и Дедом Морозом, что функционально соответствует древнегреческим демонам и христианским ангелам. Возраст варьируется: иногда изображается в образе маленькой девочки, иногда молодой девушки. Последнее чаще, под влиянием литературного образа Снегурочки и как практическая необходимость для оказания праздничных услуг (сопровождение Деда Мороза). Первое совместное официальное появление Деда Мороза и Снегурочки как молодой девушки произошло на встрече 1937 года в московском Доме Союзов.
История персонажа
Дед Мороз со Снегурочкой на дореволюционной рождественской открытке. При этом Дед Мороз скорее имеет черты Санта-Клауса (ремень с бляхой вместо пояса и шапка-колпак). Образ Снегурочки не зафиксирован в славянском народном обряде, но присутствует в народном фольклоре.
В русском фольклоре Снегурочка является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Этот сюжет был обработан и опубликован в 1869 году А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу», в котором видны языческие корни этого персонажа: "Снегурка (Снежевиночка, у немцев Schneekind) названа так потому, что родилась из снега… Жил-был крестьянин Иван, жену его звали Марья; жили они в любви и согласии, состарились, а детей у них все не было; сильно они о том сокрушались! Вот наступила зима, молодого снегу выпало много… Вышли они из хаты и принялись лепить куклу. Смотрит Иван — зашевелила Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою. «Ах, Иван! — вскрикнула Марья от радости, — да ведь это Господь нам дитя дает!». Как видно из упоминания Господа этот вариант сказки возник после крещения Руси. В варианте языческого периода, о котором упоминает Афанасьев, снеговик или снежная баба это снежная нимфа, которая с приходом весны испаряется в небо унося с собой сокровенные желания крестьян.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских рождественских ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.
После революции религия находилась под всё возрастающим давлением и контролем государства, в том числе Рождество и все связанные с ним обычаи. Окончательная точка была поставлена в канун 1929 года. Рождество и по старому и по новому стилю было объявлено обычным рабочим днём. Вместе с ёлкой и Дедом Морозом перешла на нелегальное положение и Снегурочка.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки её стали представлять позднее.
В послевоенный период Снегурочка — почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах и поздравлениях. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек, девушек и женщин, обычно светловолосых.
В наши дни наблюдается упрощение образа Снегурочки в средствах информации и интернете. В результате, накануне празднования нового 2012 года исламские проповедники Дагестана усмотрели в образе Снегурочки вызов традиционной культуре (из-за «коротенького развратного сарафанчика»), что привело к игнорированию торжеств в ряде школ республики.
Дед Мороз
Дед Мороз — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, восточнославянский вариант рождественского дарителя. Изначально в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов. Создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего — а не рождественского — праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х гг., когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. Дед Мороз изображается как старик в цветной — голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Неразлучен со своей внучкой Снегурочкой, обычно изображаемой в белой, серебристой или голубой шубе.
Работы родителей с детьми
Семья Кудиновой Евы
Семья: Ополовского Матвея
Семья: Орловой Даши
Работа: Шевченко Богдана
Работа воспитателя
Пригласительные билеты для родителей на Новогодний праздник
Оформление Групповой комнаты
Елочка на участке
У
« Новогодние игрушка» Лепка из соленого теста
Л
Занятие: тестопластика «Новогодняя игрушка»