Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Центр детского творчества
«Надежда»
Методика диагностики
«Весёлая палитра»
педагог дополнительного образования:
Герасимова Лариса Романовна
г. Салехард
Методика диагностики «Веселая палитра»
(составил педагог дополнительного образования; Л.Р. Герасимова
МОУ ДОД Центр детского творчества«Надежда» г. Салехард)
Педагогический мониторинг:отслеживает качества педагогического процесса, реализуемого программой.
Цель педагогического мониторинга по нетрадиционному рисованию: выявить уровень художественного развития детей в художественно-творческой образовательной деятельности и возможности интеграции видов нетрадиционного рисования в ситуации свободного выбора ребенком вида, техники, материалов, замысла, способов изображения.
Общий характер педагогического мониторинга: естественно – педагогический.
Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:
Определения объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).
Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.
Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.
Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
Принятие решения об изменении деятельности.
Принципы проведения мониторинга:
Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики рассматриваются как конфиденциальная информация, их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.
Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке: в помещении изостудии, в уголке детского творчества.
При проведении наблюдения происходит сравнение проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает педагогу понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него конкретны.
Представление педагога о развитии ребенка складывается из множества частных оценок. Поэтому наблюдение проводиться не менее двух недель.
Ф. И. ребенка | Интеллектуально-эстетическое развития ребенка | Знание видов нетрадиционного рисования | Уровень творческих способностей | Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования | Передача настроения в рисунке | Общий уровень | ||||||
Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | Н. г. | К. г. | |
Диагностическая карта уровня развития детей по освоению программы
Показателиоцениваются с помощьюбаллов:
- несоответствие показателю (низкий).
– частичное соответствие показателю (средний).
– достаточно полное соответствие показателю (высокий).
Шкала уровней:
0-3-низкий уровень. (49-10%)
4-12-средний уровень. (79-50%)
13-18-высокий уровень. (80-100%)
Интеллектуально – эстетическое развитие.
Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок проявляет интерес и желание знакомиться со всеми направленности и особенностями нетрадиционного искусства рисования, замечает общие видовые и характерные признаки нетрадиционного рисования, их особенности. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого. Жанры и средства выразительности нетрадиционного искусства рисования выделять с помощью взрослого.
Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок проявляет интерес и потребность в общении с произведениями нетрадиционного искусства рисования. Самостоятельно различает их особенности и виды. Имеет представление о творчестве труде художников, иллюстраторов, мастеров народного творчества, графиков и т. д., может назвать имена некоторых из них.
Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок проявляет постоянный интерес, потребность общаться с произведениями искусства в окружающей действительности, знает особенности нетрадиционного рисования, их эстетическую направленность, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним, соотносит образы нетрадиционного искусства рисования с образами друких видов искусств.
Знание вида нетрадиционного рисования.
Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок проявляет интерес и желание общаться с произведениями нетрадиционного искусства рисования. Замечает общие видовые и характерные признаки этого искусства, но виды и особенности их выделяет. Из 20 видов искусства называет 8-10.
Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок проявляет интерес и потребность в общении с видами нетрадиционного искусства рисования, различает их и называет по виду и средству его выразительности. Замечает общие видовые и характерные признаки этого искусства, виды и особенности выделяет частично. Из 20 искусства называет 10-15.
Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок самостоятельно различает и называет виды нетрадиционного искусства рисования, средства выразительности. Знает особенности творчества людей, создающих эти произведения, их индивидуальную манеру исполнения. Сопоставляет и называет в разных видах нетрадиционного искусства рисования внутреннее сходство, различие по материалу, используемому при создании картины, настроению.
Уровень творческих способностей (РТВ).
Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не принял задание, создал спонтанно вне фигуры или предмета еще одно изображение. В работе творчества не проявляет.
Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок создал при помощи нетрадиционной техники рисование сюжетно-спонтанное изображение картинки на бумаге, обведя её по контуру, либо изобразил предмет, не дополнив его деталями, сюжетного рисунка не наблюдается.
Достаточное полное соответствие показателю (высокий уровень) – (Композиция») – ребенок активно проявляет творчество, создает необычный, оригинальный рисунок, используя все приемы и способы нетрадиционного рисования с помощью разнообразных материалов. Наблюдается композиционный сюжет с разными персонажами.
Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования.
Несоответствие показателю (низкий уровень) – изобразительный материал, используемый для нетрадиционного рисования, держит неуверенно, зажим пальцев либо слабый, либо сильно зажимает материал в руке во время работы. Изображения получаются однообразными, нечеткими, невыразительными и непропорциональными.
Частичное соответствие показателю(средний уровень) – изобразительным материалом для нетрадиционного рисования владеет правильно, но иногда неуверенно , в результате чего получаются не совсем четкие изображения.
Достаточно полное соответствие показателю(высокий уровень) – пользуется изобразительным материалом правильно и уверенно. Изображение получаются четкое, интересное. Технические навыки нетрадиционного рисования четко сформированы.
Передача настроения в рисунке.
Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не принял задание, настроение в рисунке передать не смог.
Частичное соответствие показателю (средний уровень) – частично передал настроение в рисунке и описывает его.
Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок творчески работает над созданием рисунка, использует разнообразные нетрадиционные приемы и техники рисования в процессе работы , с интересом описывает настроение готовой картины.
Методика проведения педагогической диагностики
Оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе диагностики: краски, кисти, поролон, щетка, нитки, акриловые краски, салфетки, разнофактурная бумага, бумага разных размеров и др.
Дети приглашаются индивидуально (или парами) рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме педагог предлагает ребенку назвать все, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребенка в художественных материалах), и выбрать каким материалом он хотел бы заниматься, что бы хотел создать. Педагог предлагает также выбрать материалы для реализации своего замысла. По ходу диагностики фиксируются: выбор ребенка, внешнее проявления его реакция на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Приложение 1
Задания аттестации учащихся
творческого объединения «Рисовашки» (1-й год обучения)
педагог дополнительного образования: Герасимова Лариса Романовна
Выполнил(а) Ф.И. возраст-_____________________________________________
Повтори и нарисуй эти линии.
Придумай и нарисуй узор в квадрате.
Помоги художнику дорисовать картинки.
Закрась все квадраты по последовательности цветового спектра.(Спектр – цветовой ряд, в котором цвета расположены в соответствии с очередностью).
Чем можно рисовать?
1 кистью______________
2 пальцами____________
3 ладошкой____________
4 ластиком____________
5 поролоном___________
6 картоном____________
7 листьями____________
8 нитками_____________
9 газетой______________
10 ватными палочками___
Приложение 2
Задания аттестации учащихся
творческого объединения «Рисовашки» (2-й год обучения)
педагог дополнительного образования: Герасимова Лариса Романовна
Выполнил(а) Ф.И. возраст-______________________________________________
Допиши предложение.
Художник – это тот, кто____________________________________
Объясни, что означает термин:
Блик_______________________________________________________
Композиция ________________________________________________
Какие виды штриховки ты знаешь?
________________________________________________________
Закрась фоны квадратов в разноцветные цвета 1-й квадрат, фон «Радость» и 2-й квадрат, фон «Тоска».
1 –й квадрат 2-й квадрат
Какие основные жанры живописи ты знаешь?
______________________________________________________________
_____________________________________________________________
Перед тобой три кляксы, на что может быть похожа каждая клякса. По фантазируй и дорисуй.
Какие бывают виды искусства?
__________________________________________________________________
Каких художников ты знаешь?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие предметы можно встретить в мастерской художника?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие техники и приемы нетрадиционного рисования ты знаешь?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________