Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников №4 «Уголёк»
ПРОЕКТ «Моя семья»
(старшая группа)
Подготовила: воспитатель
Чебуренко Оксана Николаевна
«Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал».
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Актуальность проблемы.
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка появилась идея: создать проект. Проведя, анкетирование среди детей – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Цель проекта:
Закрепление представлений о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитание чувств глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям – маме, папе, уважение к бабушке, дедушке. Расширение представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи проекта:
Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях, о профессиях членов семьи.
Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи развивать у детей чувство гордости за членов своей семьи
Развивать коммуникативные навыки;
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи» – научить составлять древо своей семьи
Формировать навыки творческого рассказывания.
Предполагаемый результат:
Владеть понятием «семья»;
Знать информацию о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Профессии родителей;
Знать свои права и обязанности;
Составлять творческий рассказ о семье;
Уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.
Формы организации проекта:
Опрос детей
НОД
Консультация «Рекомендации для заботливых родителей»
Выставка «Генеалогическое древо семьи»
Создание альбома «Тайна имени»
Выставка детских рисунков «Моя семья»
Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин»
Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»
Предварительная работа:
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;
Знакомство с литературными произведениями: В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик», татарская народ. сказка «Три дочери», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;
Разучивание стихов Е. Благинина «Посидим в тишине», О. Чусовитина «Самый лучший! », пальчиковой гимнастики «Наша семья», «Пальчик-мальчик», загадывание загадок, словотворчество;
Рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», К. Брюллова «Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с дочерью Амалией»;
Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки! », «Мама для мамонтёнка».
Сотрудничество с семьей:
Консультации «Путь в страну книг», «Рекомендации для заботливых родителей» (Приложение №4) .
Оформление фотовыставки «Загляните в семейный альбом».
Оформление информационного материала об истории праздника «Моя семья».
Предложить родителям оформить генеалогическое дерево «Моя родословная».
Участие родителей в развлечении: “Неразлучные друзья - бабушка, дедушка, мама, папа и я”; в выставке поделок «Моя мама рукодельница».
Продукт проектной деятельности:
Творческий рассказ на тему «Мои близкие», «Наше путешествие», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», рисунки детей, дидактические игры, фотографии досугов.
Выставка «Моя мама рукодельница».
Стенгазета «Моя семья».
Создание макета «Генеалогическое древо».
Развлечение: “Неразлучные друзья - бабушка, дедушка, мама, папа и я”.
Этапы реализации проекта
I этап (подготовительный, вхождение в тему)
Сбор информации о детях и семьях воспитанников.
Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата; обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Изучение методической литературы по проблемам адаптационного периода, сохранения семейных традиций с привлечением родителей.
1. Анкетирование для родителей:
-"Социальный паспорт семьи"
- "Моя семья"
- "Какой Вы родитель"
2. Оформление портфолио на каждого ребенка.
3. Опрос детей: «Что я знаю о семье? »
4. Сбор фотографий на тему "Наша дружная семья"
5. Подготовка консультаций для родителей:
- Памятка для родителей
- Как надо любить ребенка
- Как провожать ребенка из дома
- Как встречать ребенка дома
- Капризы детей
- Картотека сюжетно дидактических игр на тему "Семья"
II этап (основной)
Проживание системы взаимодействия с семьями воспитанников, раскрытие потенциала каждой семьи, активизация духовного родства в процессе совместной жизнедеятельности.
1. Беседы:
• «Выходной день в моей семье»
• «Как я помогаю дома»
• «Кем работают твои родители» (с использованием альбома)
• «Как мы отдыхаем»
• «Мы разные»,
• «Моя семья»;
2. Занятия:
• Ребенок и окружающий мир: «Я люблю свою маму», «Дружная семейка».
• Развитие речи: «рассказывание по картине», «Семья», «Мамины помощники».
• Аппликация: «Дом, в котором мы живем».
• Рисование: «Папа, мама и дружная семья».
• Конструирование: «Мой дом».
3. Чтение художественной литературы (Приложение №2, №3, рассматривание иллюстраций;
4. Разучивание песен, стихов, на семейную тематику;
5. Дидактические игры:
• «Определи возраст»
• «Закончи предложение»
• «Кто старше? »
• «Кто младше? »
• «Исправь Незнайку»
• «Родственные отношения»,
• «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать».
• «Скажи, как тебя дома ласково называют? »
6. Рассматривание фотографий членов семьи;
7. Оформление альбома «Моя семья», «Калейдоскоп дней рождений»;
8. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки - матери», «Маленькие помощники»;
9. Строительная игра «Дом для моей семьи».
10. Фотовыставка: «Загляните в семейный альбом», «Семейное хобби», «Семейные традиции».
11. Оформление альбома «Тайна имени».
12. Выставка «Моя мама рукодельница»
III этап (заключительный)
Презентация проекта. Подведение итогов проекта.
1. Развлечение: “Неразлучные друзья - бабушка, дедушка, мама, папа и я”.
2. Презентация детского портфолио.
3. Оформление альбома Герб моей семьи».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я предполагаю, что за время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысится:
- Дети лучше узнают свои корни, узнают, что такое род, родословная, семья.
- В процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомятся с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Я верю, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Литература.
1. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М. : Т. Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М. : Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М. : Т. У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М. : Просвещение, 2001.
5. Ривина Е. К. «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной».
6. Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду».